г. Москва |
|
21 мая 2018 г. |
Дело N А40-156977/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.Л. Захарова,
судей: И.В. Бекетовой, Д.В. Каменецкого,
при ведении протокола секретарем судебного заседания М.Д. Раджабовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО "Хабимпорт" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.01.2018 по делу N А40-156977/17 (79-1384), принятое судьей Дранко Л.А.
по заявлению ООО "Хабимпорт"
к Московской областной таможне,
о признании незаконным решения в части отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по декларации на товары N 10130210/071015/0022804
при участии:
от заявителя: Колесникова Т.А. по дов. от 01.06.2017;
от ответчика: Кучма А.П. по дов. от 15.12.2017.
УСТАНОВИЛ:
ООО "Хабимпорт" (Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Московской областной таможни (Ответчик, Таможенный орган) в части отказа произвести возврате излишне уплаченных таможенных платежей по декларации на товары N 10130210/071015/0022804, изложенное в письме.N 17-23/24790 от 16.05.2017.
Решением суда от 21.01.2018 отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить его требования.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель МОТ просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Представил письменный отзыв.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, между 07.10.2015 ООО "Хабимпорт" в Московскую областную таможню - Можайский таможенный пост подана электронная декларация на товары N 10130210/071015/0022804, ввезенные заявителем на условиях CFR-Владивосток (Инкотермс 2010) в рамках исполнения заключенного внешнеторгового контракта N НК2015/02-17 от 17.05.2015 и в соответствии с инвойсом N НК-2015/02-17/42А от 10.08.2015.
Таможенная стоимость ввезенных обществом товаров определена в соответствии с п. 1 ст. ст. 2, 4 Соглашения от 25.01.2008, заключенного между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза" - по 1 (основному) методу таможенной оценки товаров - по стоимости сделки с ввозимыми товарами и составила 11 468,05 долларов США или 746 526,42 руб.
Решением о проведении дополнительной проверки от 08.02.2016 таможенного поста Можайский (центр электронного декларирования) Московской областной таможни у общества, в соответствии со ст. 69 Таможенного кодекса Таможенного союза запрошены дополнительные документы, сведения и пояснения, необходимые для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товаров, заявленной в декларации на товары N 10130210/071015/0022804.
Рассмотрев представленные Обществом документы, таможенный орган пришел к выводу, что первый метод не может быть использован, поскольку представленные документы не основаны на количественно определяемой и документально подтвержденной информации, а также недостаточны для подтверждения таможенной стоимости товара.
По результатам проверки и оценки документов, представленных заявителем, Таможенный орган вынес решение о корректировки таможенной стоимости товаров по ДТN 10130210/071015/0022804 - решение от 08.10.2015.
Таможенным органом стоимость товаров ввезенных ООО "Хабимпорт" определена на основе, имеющейся в распоряжении таможенного органа ценовой статистической информации.
В связи с принятием таможенным органом указанного решения обществу дополнительно начислены таможенные платежи в размере 121 247,23 руб. в соответствии с расчетом обеспечения уплаты таможенных платежей по ДТ N 10130210/071015/0022804.
Полагая выводы таможенного органа необоснованными, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно ст. 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с этим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза (статья 90 ТК ТС).
В силу ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).
Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В соответствии с пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 г. N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" (далее - постановление N 18), исходя из положений статей 1, 16 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", согласно которым к целям таможенного регулирования и обязанностям таможенных органов относится обеспечение соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в Российскую Федерацию, при проведении дополнительной проверки в соответствии со статьей 69 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенный орган обязан предоставить декларанту реальную возможность устранения возникших сомнений в достоверности заявленной им таможенной стоимости.
В результате таможенного контроля, согласно Порядку контроля таможенной стоимости, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза N 376 от 20 сентября 2010 года "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" были приняты решения о проведении дополнительных проверок таможенной стоимости ввезенных заявителем товаров, были запрошены дополнительные документы и установлены сроки их предоставления.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, декларантом в ходе совершения таможенных операций не были представлены дополнительные документы, а также пояснения о невозможности их предоставления, кроме того, Общество не проявило желание произвести выпуск товаров при условии внесения обеспечения уплаты таможенных платежей с дальнейшим предоставлением документов.
Пунктом 27 Постановления N 18 разъяснено, что при разрешении споров, связанных с возвратом таможенных платежей, следует исходить из того, что таможенные пошлины, налоги считаются взысканными, если их перечисление в бюджет произведено в связи с принятием соответствующего решения таможенного органа, влияющего на исчисление таможенных платежей.
Таким образом, добровольное внесение изменений в декларацию на товары и перечисление таможенных платежей в соответствии с внесенными во исполнение решения таможенного органа изменениями со стороны декларанта не является препятствием для последующего возврата таких платежей как излишне взысканных.
В данном случае Обществом предпринята попытка реализовать порядок возврата излишне уплаченных таможенных платежей (ст. 147 Закона N 311-ФЗ).
Вместе с этим такое право декларанта не снимает с него обязанности подтвердить соответствие заявленных им при декларировании сведений действительности (достоверность), представив в таможенный орган количественно определяемую и документально подтвержденную информацию.
К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться документы, подтверждающие факт их излишней уплаты или взыскания (ч. 2 ст. 147 Закона N 311-ФЗ, п. 29 Постановления N 18).
Согласно ч. 4 ст. 147 Закона N 311-ФЗ при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления.
В оспариваемом решении таможенный орган указал, что не представлены документы, подтверждающие факт уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин.
Из содержания ст. 147 Закона N 311-ФЗ следует, что на плательщике лежит обязанность документально подтвердить таможенному органу необходимость возврата таможенных платежей (в данном случае бремя доказывания факта излишней уплаты возложено на плательщика). Плательщик, требуя возврата таможенных платежей, обязан документально подтвердить, что таможенные платежи, указанные в декларации на товары, исчислены неправильно, то есть с нарушением действующего законодательства. Если такие документы декларантом приложены, то таможенный орган, основываясь на результатах таможенного контроля и представленных декларантом документах, принимает решение о квалификации платежей как излишне уплаченных (взысканных) и их возврате, либо отказывает в возврате. Таможенный орган рассматривает поступившее заявление исходя из конкретных указанных в нем документально подтвержденных сведений.
На основании ст. 14 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании Российской Федерации" заявление о возврате с комплектом документе подлежит возврату без рассмотрения.
В соответствии с п.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.11.2013 N 79, согласно ст. 147 и 122 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ" излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошли налогов, а также суммы денежного залога подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика (его правопреемника), к которому должен быть приложен комплект перечисленных в частях вторых этих статей документом.
В соответствии с пунктом 17 Порядка внесения изменений и (или дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утверждению Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 20 года N 289 (далее - Порядок), таможенный орган, рассматривающий обращен либо документы, представленные в соответствии с абзацем третьим пункта Порядка, проводит таможенный контроль в порядке, установленном Таможенным кодексом Таможенного союза (далее - ТК ТС).
В соответствии с подпунктами а) и б) пункта 11 Порядка сведения, указанные в ДТ, подлежат изменению и (или) дополнению после выпуска товар в следующих случаях:
* принятие таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товаров в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза 20 сентября 2010 N 376;
* выявление недостоверных сведений о классификации товаров, о стране происхождения товаров, о соблюдении условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей, а также об иных сведениях, в том числе влекущих за собой изменение размера исчисленных и (или) подлежащих уплате таможенные иных платежей;
* выявление несоблюдения условий и требований заявленной таможенной процедуры;
* выявление фактов совершения действий с товарами в нарушена ограничений по пользованию и (или) распоряжению этими товарами установленных в связи с использованием льгот по уплате таможенных пошлин налогов или в нарушение целей, соответствующих условиям предоставление таких льгот;
* -выявление фактов совершения действий с товарами в нарушена ограничений по пользованию и (или) распоряжению этими товарами установленных законодательством государств-членов, за исключением случая установленного абзацем пятым данного подпункта;
применение (восстановление) режима предоставления тарифных преференций или режима наиболее благоприятствуемой нации;
* выявление необходимости внесения дополнений в сведения, указанные в ДТ;
* выявление несоответствия сведений, указанных в ДТ, сведениям содержащимся в документах, представленных при таможенном декларирование товаров, и (или) подлежащим указанию в ДТ;
* выявление необходимости внесения изменений и (или) дополнений и записи (отметки) в графах ДТ, заполняемых должностным лицом;
* при наступлении обстоятельств, предусмотренных международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза и (или) законодательством государств-членов, влекущих за собой внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, после выпуске товаров, в том числе при:
* продлении срока действия таможенной процедуры;
* отказе декларанта от использования льгот по уплате таможенных пошлин налогов;
* отказе декларанта от соблюдения ограничений по пользованию и (или распоряжению этими товарами, установленных законодательством государств-членов;
* уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при частичном условие освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска);
* уплате таможенных пошлин, налогов, в отношении которых предоставлена отсрочка или рассрочка их уплаты;
* по результатам рассмотрения жалоб на решения, действия (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц либо на основании вступивших законную силу решений судебных органов государств-членов.
Согласно абзацу 1 пункта 13 Порядка в обращении указываются, помимо регистрационного номера ДТ и перечня вносимых в нее изменений и дополнений, также обоснование необходимости внесения таких изменений (или) дополнений.
В соответствии с вышеуказанным перечнем (пункт 11 Порядка) относятся, например, вступившие в законную сих решения судебных органов, решения вышестоящих таможенных органов и жалобам в рамках главы 3 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральным закон) и иные решения государственных органов, влекущие обязанность принят меры в рамках таможенного контроля. Факт несогласия декларанта с решение таможенного органа в области таможенного дела не содержится в пункте 1 Порядка и не является соответствующим основанием для внесения изменений ДТ.
Соответственно приведённым в мотивированном обращении декларант фактам либо установленным обстоятельствам даётся оценка таможенным органом в рамках таможенного контроля или иного вида контроля, осуществляемого таможенными органами в пределах своей компетенции в соответствии законодательством государств-членов (абз. 1 подп. а) п. 11 Порядка).
К обращению прилагаются надлежащим образом заполненная корректировка декларации на товары (далее - КДТ), ее электронная копии документы, подтверждающие изменения и (или) дополнения, вносимые сведения, указанные в ДТ, в том числе документы и (или) сведения подтверждающие уплату таможенных, иных платежей, а при корректировке таможенной стоимости товаров - также ДТС и ее электронная копия (пункт 14 Порядка).
КДТ заполняется в соответствии с Инструкцией по заполнению формы корректировки декларации на товары, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии N 289 от 10 декабря 2013, и на основании установленных фактов. Произвольное заполнение КДТ данной нормой не предусмотрено.
На основании подпункта б) пункта 18 Порядка таможенный орган отказывая во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, в том числе и в случаях, когда не выполнены требования, предусмотренные пунктами 3 4, 11 - 15 Порядка.
В соответствии с пунктом 19 Порядка в иных случаях таможенный opгaн принимает решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ. Принятие решения о внесении изменений и (или) дополнение сведения, указанные в ДТ, осуществляется должностным лицом в передел сроков, установленных в соответствии с абзацами вторым - четвертым пункта данного Порядка. Такое решение принимается путем регистрации КДТ присвоением ей регистрационного номера. При этом должностное ли производит соответствующие записи (проставляет отметки) в ДТ и КДТ, а при корректировке таможенной стоимости товаров - также в ДТС.
Таким образом, при соответствии представленной декларантом КДТ оснований в обращении таможенный орган в рамках таможенного контроля срока, предусмотренного пунктом 16 Порядка, производит необходимые отметки в ДТ и/или ДТС.
Обращение декларанта о проведении таможенного контроля в отношении товаров без мотивированного обоснования, в том числе, ввиду несогласия с принятыми таможенным органом решениями по таможенной стоимости товаров для внесения изменений и (или) дополнений в ДТ положениями Порядка не предусмотрено.
Как правильно указал суд в своем решении, в случае не согласия Общества с решениями таможенного органа о корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ, указанным обращении заявителя, они могут быть обжалованы в установленном порядке в вышестоящий таможенный орган или суд согласно нормам Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенные обстоятельства, представляется правомерным вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных обществом требований.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд с учетом изложенных положений и фактических обстоятельств рассматриваемого дела признает, что таможенным органом доказано наличие оснований для корректировки таможенной стоимости, заявленной декларантом.
Доводы апелляционной жалобы общества не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут явиться основанием для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Ввиду изложенного, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным, обоснованным и не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 12.01.2018 по делу N А40-156977/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-156977/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 6 сентября 2018 г. N Ф05-13554/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ХАБИМПОРТ"
Ответчик: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ТАМОЖНЯ, МОТ