г. Хабаровск |
|
23 мая 2018 г. |
Дело N А73-19947/2017 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Дроздовой В.Г.
рассмотрев апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Дальлеспром"
на решение от 09.02.2018
по делу N А73-19947/2017,
рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражным судом Хабаровского края,
принятое судьей Коваленко Н.Л.
по иску Краевого государственного казенного учреждения "Комсомольское лесничество", ОГРН 1072712001890
к Открытому акционерному обществу "Дальлеспром", ОГРН 1022700922276
о взыскании 4 196,44 руб., обязании осуществить мероприятия по посадке лесных культур
третье лицо: Управление лесами Правительства Хабаровского края
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Хабаровского края обратилось Краевое государственное казенное учреждение "Комсомольское лесничество" (далее - истец, КГКУ "Комсомольское лесничество") с иском к Открытому акционерному обществу "Дальлеспром" (далее - ответчик, ОАО "Дальлеспром") о взыскании неустойки в сумме 4 196,44 руб. за неисполнение в 2017 году по договору аренды лесного участка от 05.11.2008 N 0190/2008 лесовосстановительных мероприятий по посадке лесных культур, возложении обязанности осуществить мероприятия по посадке лесных культур.
Определением от 15.12.2017 исковое заявление принято судом к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление лесами Правительства Хабаровского края (далее - третье лицо, Управление).
Решением от 09.02.2018 иск удовлетворен частично, на ОАО "Дальлеспром" возложена обязанность осуществить во втором квартале 2018 года в рамках исполнения договора аренды лесного участка от 05.11.2008 N 0190/2008 мероприятия по посадке лесных культур в объеме 6,0 га за 2017 год.
В апелляционной жалобе общество "Дальлеспром" просит принятый судебный акт отменить, в иске отказать. Ответчик указывает на отсутствие полномочий у истца на обращение в арбитражный суд с иском к арендатору лесного участка.
В отзывах на жалобу КГКУ "Комсомольское лесничество" и Управление лесами Правительства Хабаровского края просят оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
К отзыву Управления лесами Правительства Хабаровского края приложена копия соглашения от 29.06.2010 N 0190/2010.
На основании пункта 2 статьи 272.1 АПК РФ указанный документ не приобщен к материалам дела, подлежит возврату третьему лицу.
Исследовав приобщенные к материалам дела доказательства, учитывая доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Установлено, что 05.11.2008 между ООО "Снежное" (арендатор) (правопредшественник ОАО "Дальлеспром") и Правительством Хабаровского края (арендодатель) заключен договор аренды лесного участка N 0190/2008.
По условиям названного договора арендодатель предоставил арендатору, а арендатор принял во временное пользование лесной участок и обязался вносить согласованную арендную плату.
Срок действия договора N 0190/2008 - по 20.04.2054 (п.21 договора).
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Согласно подпункту "ж" пункта 12 договора арендатор обязан осуществлять работы по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом лесном участке на условиях, в объемах и в сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и приложении N 6 к договору.
Арендатор обязан обеспечить создание лесных культур соответствии с проектами лесных культур, которые разрабатываются в соответствии с действующей нормативно-технической документацией, правилами, инструкциями, наставлениями, регламентирующими проведение лесовосстановительных работ.
В соответствии с приложением N 6 к договору аренды N 0190/2008 арендатор обязан осуществлять мероприятия по посадке лесных культур в объеме 6 га; срок исполнения - 2 квартал ежегодно.
Пунктом 14 договора аренды установлена ответственность в виде неустойки за невыполнение арендатором лесовосстановительных мероприятий. Арендатор возмещает арендодателю стоимость возмещения этих работ по установленным нормативам.
Дополнительным соглашением от 25.01.2013 N 0190/2012 сторонами согласован подпункт "б" пункта 14.1 договора: "за неисполнение, несвоевременное исполнение договорных обязательств в части выполнения работ по охране, защите и воспроизводству, а также противопожарному обустройству лесов и иных условий - 2 % от размера годовой арендной платы. При этом неустойка начисляется отдельно за каждый неисполненный, несвоевременно исполненный или ненадлежащее исполненный вид работ, установленный договором.
11.07.2017 в адрес ответчика направлено уведомление от 10.07.2017 N 13-03//1008 "О проведении контрольных мероприятий в 3 квартале 2017 года". Согласно сведениям официального сайта Почты России, уведомление получено ответчиком 18.07.2017.
С 23.08.2017 по 24.08.2017 лесником 1-й категории Уктурского участкового лесничества КГКУ "Уктурское лесничество" была произведена проверка выполнения условий договора.
Представитель ОАО "Дальлеспром" на проверку не явился.
В ходе проверки установлено неисполнение условий договора в части лесовосстановительных мероприятий, а именно: не выполнена посадка лесных культур на площади 6,0 га за 2017 год.
По результатам проверки составлен акт о проверки выполнения условий договора аренды от 24.08.2017 N 3/613-8.
В связи с неисполнением ОАО "Дальлеспром" установленного договором аренды обязательства по осуществлению лесовосстановительных мероприятий в виде посадки лесных культур за 2017 год истец начислил неустойку в сумме 4 196,44 руб.
Истец направил в адрес общества претензионное уведомление от 17.10.2017 N 09-06/1527 с требованием о необходимости выполнения работ по содействию естественному возобновлению леса, а также об оплате неустойки за невыполнение указанных мероприятий.
Поскольку требования истца оставлены ответчиком без удовлетворения, КГКУ "Комсомольское лесничество" обратилось в арбитражный суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно применил нормы материального права.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В силу пункта 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
Исходя из части 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации, к договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено этим Кодексом.
Частью 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству. Воспроизводство лесов осуществляется путем лесовосстановления и ухода за лесами.
Согласно статье 64 Лесного кодекса Российской Федерации уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов. Правила ухода за лесами устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 1 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации, а также пункту 3 Правил лесовосстановления (утв. Приказом Минлесхоза от 16.07.2007 N 183) лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов.
На лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков (часть 2 статьи 62 ЛК РФ).
Статьей 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено право кредитора в случае неисполнения должником обязательства требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", при предъявлении кредитором иска об исполнении должником обязательства в натуре суд, исходя из конкретных обстоятельств дела, определяет, является ли такое исполнение объективно возможным.
Согласно пункту 1 Правил лесовосстановления, утвержденных Приказом МПР России от 16.07.2007 N 183 (далее - Правила N 183), соответствующие правила устанавливают требования к лесовосстановлению во всех лесных районах Российской Федерации.
Пунктом 2 Правил N 183 предписано, что лесовосстановление осуществляется в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов. Лесовосстановление должно обеспечивать восстановление лесных насаждений, сохранение биологического разнообразия лесов, сохранение полезных функций лесов.
Аналогичные по своему содержанию предписания в настоящее время отражены в Правилах лесовосстановления, утвержденных Приказом Минприроды России от 29.06.2016 N 375 (далее - Правила N 375).
Пунктом 3 Правил N 375 установлено, что естественное восстановление лесов осуществляется вследствие как природных процессов, так и мер содействия лесовосстановлению: путем сохранения подроста лесных древесных пород при проведении рубок лесных насаждений, минерализации почвы, огораживании.
Согласно пункту 8 Правил N 375 лесовосстановительные мероприятия на каждом лесном участке, предназначенном для проведения лесовосстановления, осуществляются в соответствии с проектом лесовосстановления.
В силу пункта 44 Правил N 375 в целях предотвращения зарастания поверхности почвы сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительностью, накопления влаги в почве, проводится агротехнический и лесоводственный уходы за лесными культурами. К агротехническому уходу относится, в частности дополнение лесных культур, подкормка минеральными удобрениями и полив лесных культур.
ОАО "Дальлеспром" не представлены в суд первой инстанции доказательства проведения в 2017 году спорных лесовосстановительных мероприятий.
При указанных обстоятельствах, оценив представленные по делу доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что исковое требование о возложении на ответчика обязанности по осуществлению во втором квартале 2018 года в рамках исполнения договора аренды лесного участка от 05.11.2008 N 0190/2008 мероприятия по посадке лесных культур в объеме 6,0 га за 2017 год, заявлено правомерно, избранный истцом способ восстановления нарушенного права является надлежащим.
Довод апелляционной жалобы о том, что у истца отсутствуют полномочия для обращения в арбитражный суд с иском к арендатору лесного участка, отклонен судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу пунктов 1 и 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации своими действиями приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступают в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Указанные органы и лица осуществляют права собственника Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений.
Пунктом 1.1 Положения об управлении лесами Правительства Хабаровского края, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 21.09.2007 N 185-пр установлено, что на территории Хабаровского края органом исполнительной власти края, осуществляющим полномочия в области лесных отношений, является Управление лесами Правительства Хабаровского края.
В силу пункта 3.42 Положения N 185-пр Управление лесами осуществляет полномочия арендодателя по договорам аренды лесных участков и продавца по договорам купли-продажи лесных насаждений, заключенным Правительством края до передачи Управлению полномочий на заключение таких договоров, в том числе заключает соглашения об изменении и расторжении указанных договоров, готовит и направляет лицам, использующим леса, предупреждения о необходимости исполнения обязательств в срок, требования о досрочном внесении арендной платы в соответствии с пунктом 5 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, предложения о досрочном расторжении договоров, подает соответствующие исковые заявления в суд, участвует в судебных заседаниях со всеми правами истца, ответчика и третьего лица.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 настоящего Кодекса, или государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 2 статьи 83 настоящего Кодекса.
Пунктом 3 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394 предусмотрено, что федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) могут осуществлять государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, а также государственные учреждения, подведомственные Федеральному агентству лесного хозяйства, в пределах полномочий указанного федерального органа исполнительной власти, определенных в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 2.1 настоящей статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства, составлять по результатам проверок соблюдения лесного законодательства акты и предоставлять их для ознакомления гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение; давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки; предъявлять гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, требования об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений; предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции.
В соответствии с пунктом 2.1 устава КГКУ "Комсомольское лесничество" предметом деятельности учреждения является оказание государственных услуг, выполнение работ и исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти Хабаровского края в области лесных отношений.
Пунктом 2.2 названного Устава установлено, что к целям деятельности учреждения, в том числе относятся охрана, защита, воспроизводство лесов. Виды деятельности, которые осуществляет учреждение для достижения целей, изложенных в пункте 2.2 Устава, определены в пункте 2.3 Устава.
В их число включено осуществление учреждением работ (государственных функций) по управлению в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на территории лесничеств.
Таким образом, правомерен вывод арбитражного суда о том, что КГКУ "Комсомольское лесничество" обладает правом на инициирование судебных разбирательств в отношении неимущественных требований, непосредственно связанных с реализацией учреждением своих уставных целей, задач и функций.
В части искового требования о взыскании с ответчика неустойки, руководствуясь пунктами 3.30, 3.42 Положения об Управлении лесами Правительства Хабаровского края, приказом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) от 10.04.2015 N 108, Приказом Рослесхоза от 06.04.2015 N 97, пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу, что полномочием на иск о взыскании денежных средств обладает именно Управление лесами Правительства Хабаровского края.
Доводы о несогласии с названным выводом суда апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушение норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Судебные расходы, в виде уплаченной государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, отнесены на ответчика в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 09.02.2018 по делу N А73-19947/2017 оставить без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.Г. Дроздова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-19947/2017
Истец: КГКУ "Комсомольское лесничество", КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КОМСОМОЛЬСКОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО"
Ответчик: ОАО "Дальлеспром"
Третье лицо: Управление лесами Правительства Хабаровского края