г. Самара |
|
23 мая 2018 г. |
дело N А55-34215/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 мая 2018 года.
Судья Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда Демина Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Долгановой К.А.,
с участием:
от некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" - представитель Величко Ю.Г. (доверенность от 21.07.2017),
от муниципального предприятия городского округа Самара "Городской земельный центр" - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 2 апелляционную жалобу муниципального предприятия городского округа Самара "Ремжилуниверсал" на решение Арбитражного суда Самарской области от 27.02.2018 по делу N А55-34215/2017 (судья Ястремский Л.Л.) принятое в порядке упрощенного производства,
по иску некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" (ОГРН 1136300002365, ИНН 6315990666) к муниципальному предприятию городского округа Самара "Городской земельный центр" (ОГРН 1026301173172, ИНН 6316038812) о взыскании.
УСТАНОВИЛ:
некоммерческая организация "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" (далее - истец, НО "ФКР") обратилась в Арбитражный суд Самарской области с иском к муниципальному предприятию городского округа Самара "Городской земельный центр" (далее - ответчик, МП г. округа Самара "Городской земельный центр") о взыскании 93 888,94 руб., в том числе 80 289,05 руб. задолженности по взносам на капитальный ремонт и 13 599 руб. пени.
Решением от 27.02.2018 исковые требования удовлетворены частично. С муниципального предприятия г.о. Самара "Городской Земельный Центр" в пользу некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" взыскано 92 624,91 руб., в том числе 80 289,05 руб. задолженности по взносам на капитальный ремонт и 12 335,86 руб. пени за период с 11.09.2016 по 12.12.2017, а также 2000 руб. расходов по уплате государственной пошлины. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
Правопреемник ответчика муниципальное предприятие городского округа Самара "Ремжилуниверсал" (далее - МП г.о. Самара "Ремжилуниверсал") не согласилось с принятым судебным актом. В апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит решение отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Также заявил о замене первоначального ответчика на МП г.о. Самара "Ремжилуниверсал" в порядке процессуального правопреемства.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что спорное нежилое помещение было передано МП г.Самара "Земельный центр" на основании приказа Департамента управления имущества г.о. Самара N 304 от 01.02.201 и находилось у ответчика в хозяйственном ведении.
По мнению заявителя, ответчик не являясь собственником имущества не должен в порядке статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) нести бремя содержания имущества. Доводы заявителя подробно изложены в апелляционной жалобе.
В связи с заявлением о проведении процессуального правопреемства и необходимости извещения лиц участвующих в деле о наличии такого заявления, суд назначил рассмотрение апелляционной жалобы в судебном заседании с извещением лиц, участвующих в деле.
Представитель истца отклонил доводы жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, против удовлетворения заявления о замене первоначального ответчика на МП г.Самара "Земельный центр" не возражал.
Вместе с тем представил заявление, в котором указал, что судом первой инстанции неправильно определен размер расходов по уплате государственной пошлины, взысканный с ответчика в пользу истца.
Представители ответчика и МП г.о. Самара"Ремжилуниверсал" надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, что в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Рассмотрев заявление МП г.о. Самара "Ремжилуниверсал" о проведении процессуального правопреемства, суд апелляционной инстанции, в отсутствие возражений других участников процесса, находит его подлежащим удовлетворению.
Заявление подтверждено выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, из которой следует, что МП г.о. Самара "Ремжилуниверсал" создано в результате реорганизации, его правопредшественником является, в том числе МП г. округа Самара "Городской земельный центр".
В соответствии со статьей 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции производит замену ответчика МП г. округа Самара "Городской земельный центр" на МП г.о. Самара "Ремжилуниверсал".
Проверив материалы дела, ознакомившись с отзывом истца, выслушав его представителя, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
Некоммерческая организация "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" создана в соответствии со статьей 178 Жилищного кодекса Российской Федерации, законом Самарской области от 21.06.2013 N 60-ГД "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области" (далее - Закон N 60-ГД) и постановлением Правительства Самарской области от 06.06.2013 N 247 "О создании некоммерческой организации - фонда "Фонд капитального ремонта" как не имеющая членства некоммерческая организация, преследующая общественно полезные цели, предусмотренные действующим законодательством, и является специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность в качестве регионального оператора, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, а также на реализацию иных функций в сфере жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережения и повышения энергетической эффективности Самарской области, предусмотренных действующим законодательством, действует на основании Устава, утвержденного приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 20.03.2017 года N 79, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29.03.2017 года N 357.
Одной из функций регионального оператора в соответствии с частью 1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее- ЖК РФ), части 2 статьи 28 Закона N 60-ГД, является функция по аккумулированию взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете (счетах) регионального оператора.
Согласно части 4 статьи 181 ЖК РФ региональный оператор применяет установленные законодательством меры, включая начисление пеней, установленных частью 14.1 статьи 155 ЖК РФ, в отношении собственников помещений в многоквартирном доме, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в случае несвоевременной и (или) неполной уплаты ими взносов на капитальный ремонт.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в осуществлении издержек по его содержанию и сохранению (ст. 249 ГК РФ). Эти положения гражданского законодательства корреспондируют нормам ЖК РФ (статьи 36, 37, 39, 155, 158), которые предусматривают участие в несении расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество всех собственников помещений в многоквартирных домах независимо от статуса помещения и способа управления домом.
Согласно частям 1 и 3 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт, обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 169 ЖК РФ и частями 1 и 3 статьи 169 ЖК РФ, частями 2, 3 статьи 7 Закона N 60-ГД собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области утверждена 29.11.2013 постановлением Правительства N 707 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области"" (далее - Региональная программа).
Для собственников помещений в многоквартирных домах, которые были включены в Региональную программу обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт возникла с августа 2014 года.
Обосновывая заявленные требования истец указал, что собственники помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Самара ул. Победы дом 12 формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора НО "ФКР".
Ответчику в данном многоквартирном доме на праве собственности принадлежит нежилое помещение (416,2 кв.м подвал: комнаты N N 6, 8-13; 1 этаж комнаты: N 28), что подтверждено выпиской из ЕГРН N 99/2017/4624 7 2 06 от 11.12.2017.
Для исполнения ответчиком обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт как собственника помещения в указанном многоквартирном доме, истцом выставляются я платежные документы, которые ответчик не оплачивает, в связи с чем, у него образовалась задолженность в размере 80 289,05 руб. за период с 01.08.2014 по 31.08.2017.
В адрес ответчика была направлена претензия об оплате задолженности, которая была оставлена без удовлетворения, что явилось основанием для обращения истца в суд с вышеуказанным иском.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя взнос на капитальный ремонт.
Согласно части 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
В случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт в срок не позднее двадцатого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, на основании платежных документов, представленных региональным оператором в срок не позднее десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем. (статья 171 ЖК РФ, часть 1 статьи 9 Закона Самарской области в ред. от 11.07.2016 N 98-ГД
Расчет суммы взносов на капитальный ремонт за 2014, 2015, 2016, 2017 годы произведен истцом на основании постановлений Правительства Самарской области N 654 от 22.11.2013, N 784 от 17.12.2014, N 333 от 11.06.2015, N293 от 08.06.2016, которыми установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на 2014, 2015, 2016, 2017 на территории Самарской области в расчете на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащей собственнику такого помещения, в месяц: для многоквартирных домов, имеющих этажность до 5 этажей включительно - 5,07 руб., для многоквартирных домов, имеющих этажность 6 этажей и выше, в том числе переменную этажность с одной из частей дома 6 этажей и выше - 5,84 руб. С 1 июля 2016 по 31 декабря 2017 года установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Самарской области для многоквартирных домов, имеющих этажность до 5 этажей включительно - 5,45 руб.; для многоквартирных домов, имеющих этажность 6 этажей и выше, в том числе переменную этажность с одной из частей дома 6 этажей и выше - 6,27 руб.
На основании изложенного требование истца о взыскании с ответчика задолженности по взносам на капитальный ремонт суд первой инстанции правомерно признал обоснованным и подлежащим удовлетворению в заявленном размере.
Довод ответчика о том, что он не является собственником спорных помещений, в связи с чем у него не возникла обязанность по перечислению истцу взносов на капительный ремонт, судом первой инстанции обоснованно отклонен.
В силу пункта 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Право хозяйственного ведения имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
Согласно статье 305 ГК РФ права собственника по защите принадлежащего ему имущества принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом, в том числе на праве хозяйственного ведения.
В связи с изложенным лицо, владеющие имуществом на праве хозяйственного ведения, должно нести бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Согласно пункту 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Статьями 294, 295 Гражданского кодекса, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в хозяйственное ведение имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на учреждение и обязанности по его содержанию.
Таким образом, на ответчика правомерно возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме соразмерно его доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с пунктом 14.1 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.
Истец просит взыскать с ответчика пени за просрочку оплаты в размере 13 599 руб. за период с 11.09.2014 по 12.12.2017.
Проверив представленный истцом расчет, суд пришел к выводу, что заявленное истцом требование о взыскании пени в размере 13 599 руб. подлежит удовлетворению частично.
Судом установлено, что при расчете пени в связи с просрочкой оплаты долга за период с августа 2014 по июнь 2016 истцом не применены положения статьи 193 ГК РФ об окончании срока в нерабочий день.
При этом, в соответствии со статьями 190, 194 ГК РФ срок может определяться календарной датой, указанием на событие, которое обязательно должно наступить, или периодом, в течение которого действие может быть совершено. Если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
В тех случаях, когда в законе или в договоре определено, что какое-либо действие должно быть совершено до определенного числа месяца, последним днем совершения такого действия является указанное число.
Такой вывод следует из пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" (далее - Постановление Пленума ВС РФ от 27.06.2017 N 22).
Согласно части 1 статьи 55 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем. В случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 9 в редакции закона Самарской области от 11.07.2016 N 98-ГД собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт в срок не позднее двадцатого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, на основании платежных документов, представленных региональным оператором в срок не позднее десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Кроме того, согласно Федеральному закону от 03.07.2016 N 355-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
Указанные изменения вступили в законную силу с 04.07.2016.
Следовательно, пени за просрочку оплаты задолженности за июнь 2016 года подлежат начислению не с 11.07.2016, а с 12.07.2016 (с учетом статьи 193 ГК РФ).
Кроме того, суд правильно указал, что при расчете пени за просрочку оплаты взносов, подлежит применению ключевая ставка, действующая на момент принятия решения.
На основании изложенного, требование о взыскании пени в размере 13 599 руб. за период с 11.09.2014 по 12.12.2017 судом первой инстанции удовлетворено частично в размере 12 335, 86 руб.
Расходы по уплате государственной пошлины отнесены на ответчика по правилам статьи 110 АПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приводились в суде первой инстанции, были исследованы и обоснованно отклонены.
Других доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем жалобы не приведено. Обжалуемое решение является законным и обоснованным, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Вместе с тем, решение в части распределения расходов по уплате государственной пошлины подлежит изменению, поскольку исходя из суммы удовлетворенных требований размер расходов по уплате государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца составляет 3705 руб.
Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы. Руководствуясь статьями 48, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Произвести замену ответчика муниципальное предприятие городского округа Самара "Городской земельный центр" на муниципальное предприятие городского округа Самара "Ремжилуниверсал" в порядке процессуального правопреемства.
Решение Арбитражного суда Самарской области от 27.02.2018 по делу N А55-34215/2017 изменить в части взыскания расходов по уплате государственной пошлины. Принять в указанной части новый судебный акт.
Взыскать с муниципального предприятия городского округа Самара "Ремжилуниверсал" в пользу некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" расходы по уплате государственной пошлины в размере 3705 руб.
В остальной части решение Арбитражного суда Самарской области от 27.02.2018 по делу N А55-34215/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального предприятия городского округа Самара "Ремжилуниверсал" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Г. Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-34215/2017
Истец: Некоммерческая организация "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта"
Ответчик: Муниципальное Предпиятие г.о. Самара "Городской Земельный Центр"
Третье лицо: Муниципальное предпириятие г.о. Самара "РЕМЖИЛУНИВЕРСАЛ"