г. Чита |
|
25 мая 2018 г. |
Дело N А78-19852/2017 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шилке Забайкальского края (межрайонное) на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 02 марта 2018 года по делу N А78-19852/2017, рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шилке Забайкальского края (межрайонное) (ОГРН 1097527000845, ИНН 7527008569, место нахождения: 673370, Забайкальский край, Шилкинский р-н, г. Шилка, ул. Богомягкова, 2) к Сельскохозяйственному кооперативу "Кировский" (ОГРН 1037513001426, ИНН 7525004512, место нахождения:673482, Забайкальский край, Чернышевский район, с.Алеур, ул.Юбилейная, 6) о взыскании финансовых санкций, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", за период - август 2016 года по требованию от 21.06.2017 года N 207S01170471999 в размере 500,00 руб. и судебных расходов в размере 41 руб.,
(суд первой инстанции - Е.С.Сюхунбин),
без вызова сторон в судебное заседание
установил:
Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шилке Забайкальского края (межрайонное) (далее - территориальный орган Пенсионного фонда, заявитель, фонд) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Сельскохозяйственному кооперативу "Кировский" (далее - СПК "Кировский", кооператив) о взыскании финансовых санкций, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), за период - август 2016 года по требованию от 21.06.2017 года N 207S01170471999 в размере 500,00 руб. и судебных расходов в размере 41 руб.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края в удовлетворении заявления Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Шилке Забайкальского края (межрайонное) (ОГРН 1097527000845, ИНН 7527008569) о взыскании с Сельскохозяйственного производственного кооператива "Кировский" (ОГРН 1037513001426, ИНН 7525004512) финансовых санкций, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", за период - август 2016 года по требованию от 21.06.2017 года N 207S01170471999 в размере 500 руб. и судебных расходов в размере 41 руб. отказано.
В обосновании суд указал, что поскольку на момент рассмотрения настоящего дела нормативным правовым актом предусмотрено неприменение финансовых санкций в случае самостоятельного устранения ошибок (уточнения) представленных сведений страхователем до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда, то решение N 207S19170002296 от 15.05.2017 исполнению не подлежит.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Забайкальского края от 02 марта 2018 года по делу N А78-19852/2017 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных ГУ-УПФР в г. Шилке Забайкальского края (межрайонное) требований.
Полагает, что поскольку сведения о застрахованных лицах отсутствовали в исходной форме сведений о застрахованных лицах, а также поскольку данные сведения представлены за пределами сроков отчетной компании, то пенсионный орган правомерно квалифицировал данный вид правонарушения как представление неполных сведений, предусмотренных, п. 2.2. ст. 11 Закона N 27-ФЗ за август 2016 г. и соответственно применил наказание в виде финансовых санкций в размере 500 рублей.
На апелляционную жалобу отзыв не поступал.
Дело рассматривается без проведения судебного заседания.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, СПК "Кировский" как плательщик страховых взносов (страхователь) представил 08.09.2016 года в территориальный орган Пенсионного фонда сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М по типу формы "исходная" за отчетный период - август 2016 года на шестнадцать застрахованных лиц (л.д. 15, 17).
Данная отчетность принята органом Пенсионного фонда без каких-либо замечаний (л.д. 16).
04.10.2016 года Кооператив представил дополняющую форму на одно застрахованное лицо - Корякину Надежду Юрьевну (страховой номер 117-718-441 61, ИНН 752502554215), ранее не указанное в форме СЗВ-М по типу "исходная" (л.д. 18-20).
Территориальный орган Пенсионного фонда, восприняв данное обстоятельство как представление страхователем неполных и недостоверных сведений о застрахованных лицах, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, составил акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 31.03.2017 года N 207S18170001531 (л.д. 21-23).
По результатам проверки акта заместителем руководителя территориального органа Пенсионного фонда принято решение N 207S19170002296 от 15.05.2017 года о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ за представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, за период - август 2016 года в виде штрафа в размере 500 руб. (л.д. 27-28).
Требованием об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 207S01170471999 от 21.06.2017 года страхователю предложено уплатить штраф в размере 500 руб. в срок до 11.07.2017 года (л.д. 31-32).
В связи с тем, что названное требование в установленный срок Кооперативом не исполнено, 15.12.2017 года территориальный орган Пенсионного фонда направил заявление о взыскании задолженности в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
Согласно пункту 4 статьи 29 АПК Российской Федерации арбитражные суды рассматривают, в частности, дела о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
В силу части 1 статьи 213 АПК Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
В соответствии со статьей 16 Закона N 27-ФЗ, в редакции, действовавшей на вынесения решения N 207S19170002296 от 15.05.2017 года, органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений на застрахованных лиц.
Согласно статье 18 Закона N 27-ФЗ споры между органами Пенсионного фонда Российской Федерации, страхователями и застрахованными лицами по вопросам индивидуального (персонифицированного) учета разрешаются судом.
В свою очередь, статьей 1 Закона N 27-ФЗ установлено, что страхователями являются юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"); родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица.
На основании статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения, перечисленные в данном пункте, а именно:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения, предусмотренные пунктом 2.2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 4 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ).
Так, постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 N 83п утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах", применяемая с 01.04.2016 (форма СЗВ-М).
Таким образом, законодательством предусмотрено ежемесячное предоставление сведений о застрахованных лицах как отдельной отчетности, представляемой в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции с 01.01.2017 года) предусмотрено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
То есть субъектом ответственности является страхователь в отношении лиц, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера.
В отношении застрахованных лиц, работающих по гражданско-правовым договорам, с учетом прямого указания пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, отчетность по форме СЗВ-М представляется при условии начисления страховых взносов на вознаграждения, выплачиваемые по таким договорам.
Как правильно установлено судом первой инстанции 08.09.2016 года Кооперативом в территориальный орган Пенсионного фонда представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М по типу формы "исходная" за отчетный период - август 2016 года на шестнадцать застрахованных лиц (л.д. 15, 17).
Данная отчетность принята органом Пенсионного фонда без каких-либо замечаний (л.д. 16).
В письменных пояснениях по делу заявитель также указывает, что сведения СЗВ-М за отчетный период август 2016 года с типом ИСХД (исходная) представлены 08.09.2016 г., страхователю направлен положительный протокол, сведения приняты, уведомление об устранении ошибок и несоответствий страхователю не направлялось (л.д. 40, 44).
04.10.2016 года Кооператив представил дополняющую форму на одно застрахованное лицо - Корякину Надежду Юрьевну (страховой номер 117-718-441 61, ИНН 752502554215), ранее не указанное в форме СЗВ-М по типу "исходная" (л.д. 18-20).
Территориальный орган Пенсионного фонда, восприняв данное обстоятельство как представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, составил акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 31.03.2017 года N 207S18170001531 (л.д. 21-23).
По результатам проверки акта заместителем руководителя территориального органа Пенсионного фонда принято решение N 207S19170002296 от 15.05.2017 года о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ за представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, за период - август 2016 года в виде штрафа в размере 500 руб. (л.д. 27-28).
Суд первой инстанции обоснованно не согласился с выводами пенсионного фонда в связи со следующим.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Законом.
Между тем этой же нормой также закреплено и право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В разделе 2 сведений формы СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 N 83п, указывается отчетный период, которым в силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ признается месяц, в разделе 3 - тип формы.
Всего предусмотрено три типа: 1) исходная форма - впервые подается страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; 2) дополняющая - подается с целью дополнения ранее принятых сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; 3) отменяющая - подается с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Согласно статье 19 Закона N 27-ФЗ инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В частности, приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (зарегистрирован в Минюсте России 16.02.2010 N 16440), утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее - Инструкция N 987н), действовавшая до 18.02.2017 года.
В силу пункта 34 Инструкции N 987н в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган Фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
Согласно пункту 41 Инструкции N 987н при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений.
Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
При этом Пенсионный фонд Российской Федерации в своем письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ" (действовало до 29.11.2017 года) разъяснил, что если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда России ошибки, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Как правильно установлено судом первой инстанции плательщиком страховых взносов (СПК "Кировский") до момента обнаружения территориальным органом Пенсионного фонда несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки и, соответственно, до составления акта от 31.03.2017 года N 207S18170001531 и вынесения решения N 207S19170002296 от 15.05.2017 года, были переданы необходимые корректирующие сведения по типу "дополняющая" за спорный период.
Соответственно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, впоследствии самостоятельно и в необходимый срок исправленные Кооперативом, не могут расцениваться как неполные (недостоверные) сведения, поскольку они были самостоятельно скорректированы в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, судом первой инстанции правильно учтено следующее.
В силу части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Согласно пункту 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, действующей с 19.02.2017 года, за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Названное положение Инструкции N 766н не разграничивает составы правонарушения на неполное и недостоверное представление сведений о застрахованных лицах, вместе с тем, предусматривает основания неприменения финансовых санкций для обеих ситуаций.
В пункте 4.3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.04.2006 N 4-П указано, что императивное по своему характеру правило статьи 54 (часть 2) Конституции Российской Федерации, предписывающее применять новый закон в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, не предполагает наличие у суда или иного органа, применяющего закон, дискреционных полномочий, которые позволяли бы ему в таких случаях игнорировать действие этого закона.
Как правильно указывает суд первой инстанции, поскольку на момент рассмотрения настоящего дела нормативным правовым актом предусмотрено неприменение финансовых санкций в случае самостоятельного устранения ошибок (уточнения) представленных сведений страхователем до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда, то решение N 207S19170002296 от 15.05.2017 исполнению не подлежит.
Также судом первой инстанции правильно отмечено, что правонарушение, вменяемое Кооперативу, территориальным органом Пенсионного фонда неверно квалифицировано как представление неполных и (или) недостоверных сведений в силу следующего.
На страхователя законом возложена обязанность ежемесячно в 2016 году не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем (с 01.01.2017 года - не позднее 15-го числа), представлять сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, и за неисполнение страхователем данной обязанности установлена ответственность в виде финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Апелляционный суд соглашается с судом первой инстанции в том, что в рассматриваемом случае фактически имело место непредставление сведений о застрахованном лице в установленный срок, при самостоятельном устранении ошибок (уточнении) за которое финансовые санкции не применяются.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы и поддерживая выводы суда первой инстанции, апелляционный суд исходит из того, что законом установлена обязанность представлять сведения о каждом застрахованном лице, следовательно, и проверка сроков представления сведений и сами сведения проверяются применительно к каждому застрахованному лицу, поэтому и ответственность установлена в виде штрафа за каждое застрахованное лицо.
Апелляционный суд исходит из того, что согласно ст.15 закона N 27-ФЗ дополнение (то есть, внесение новых сведений, которые раньше отсутствовали) и уточнение (то есть, корректировка уже имеющихся сведений) о застрахованных лицах является правом страхователя, а не его обязанностью. Следовательно, за реализацию права привлечь к ответственности нельзя, поскольку юридическая ответственность - это претерпевание неблагоприятных последствий в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей.
Апелляционный суд также отмечает, что отсутствие в Инструкции указания на неприменение санкций в случае представления сведений о застрахованном лице, сведения о котором отсутствовали в изначально поданных сведениях, в ситуации, когда данную ошибку страхователь выявил и исправил самостоятельно, не может расцениваться как отсутствие оснований для неприменения санкций, поскольку, как уже указано, ст.15 закона N 27-ФЗ предоставляет право на дополнение сведений о застрахованных лицах.
В целом по смыслу статьи 17 закона N 27-ФЗ, по мнению апелляционного суда, законодатель устанавливает режим сотрудничества между страхователями и пенсионным фондом, допуская привлечение к ответственности только после предложения пенсионным фоном исправить ошибки. Обратный подход не будет стимулировать добросовестных страхователей к последующему контролю своей отчетности, что позволяет создать дополнительные гарантии защиты прав застрахованных лиц.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции о неправильном выводе территориального фонда Пенсионного страхования о наличии оснований для привлечения Сельскохозяйственного кооператива "Кировский" к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, соответственно, об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 02 марта 2018 года по делу N А78-19852/2017, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через арбитражный суд первой инстанции
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.