г. Киров |
|
25 мая 2018 г. |
Дело N А82-21264/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Великоредчанина О.Б., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гущиной В.В.,
при участии представителя истца: Добродеевой Л.В. по доверенности от 15.05.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного бюджетного клинического учреждения здравоохранения Ярославской области поликлиники N 2
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 13.01.2018 по делу N А82-21264/2017, принятое судом в составе судьи Фирсова А.Д.
по иску Государственного бюджетного клинического учреждения здравоохранения Ярославской области поликлиники N 2
(ИНН: 7604034446, ОГРН: 1027600688598)
к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ярославской области
(ИНН: 7606000386, ОГРН: 1027600839639)
о возложении обязанности заключить соглашение,
третье лицо: Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области
(ИНН: 7604044726, ОГРН: 1027600695220),
установил:
Государственное бюджетное клиническое учреждение здравоохранения Ярославской области поликлиника N 2 (далее - истец, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ярославской области (далее - ответчик, Фонд) о возложении обязанности заключить с Учреждением соглашение о финансовом обеспечении мероприятий по приобретению медицинского оборудования - системы ультразвуковой диагностической медицинской logiq Р9 с принадлежностями за счет средств нормированного страхового запаса Фонда.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области (далее - третье лицо, Департамент).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 13.01.2018 в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Истец указывает, что Учреждению были выделены денежные средства в размере 22 078 000 рублей и предоставлена возможность заключить соглашение для реализации потребностей медицинской организации в приобретении медицинского оборудования из средств нормированного страхового запаса Фонда. У Учреждения есть острая необходимость в приобретении заявленного медицинского оборудования для оказания медицинской помощи в рамках государственной программы гарантий предоставления бесплатной медицинской помощи населению.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу не согласился с доводами истца.
Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 10.04.2018 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 11.04.2018 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2016 N 332 "Об утверждении Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования" (далее - Правила) Приказом Департамента от 19.12.2016 N 1558 утвержден План мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования за счет средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения на 1 квартал 2017 года (далее - План).
В соответствии с Планом на мероприятия по приобретению медицинского оборудования для нужд Учреждения из средств нормированного страхового запаса Фонда запланировано 22 078 000 рублей, в частности 4 400 000 рублей на приобретение ультразвукового аппарата для исследования сердца и сосудов.
Учреждение представило в Фонд проект соглашения о финансовом обеспечении мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования, предметом которого является реализация и финансовое обеспечение мероприятий по приобретению медицинского оборудования стоимостью 4 400 000 рублей, а также письмо с обоснованием потребности в приобретаемом медицинском оборудовании (лист дела 11).
Письмом от 29.03.2017 N 3817 Фонд отказал Учреждению в заключении соглашения со ссылкой на подпункт "а" пункта 6 Правил, указал, что приобретение медицинского оборудования за счет средств нормированного страхового запаса Фонда, включенного в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.12.2005 N 753 "Об оснащении диагностическим оборудованием амбулаторно-поликлинических и стационарно-поликлинических учреждений муниципальных образований" (далее - Приказ от 01.12.2005 N 753), не предусмотрено Правилами (лист дела 18).
Не согласившись с решением Фонда, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, Арбитражный суд Ярославской области руководствовался частями 3, 6 статьи 26 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), статьей 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), подпунктом "б" пункта 4, подпунктом "а" пункта 6 Правил и исходил из того, что у истца отсутствует необходимость в приобретении рассматриваемого медицинского оборудования.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 3 статьи 26 Закона N 326-ФЗ в составе расходов бюджета Федерального фонда формируется нормированный страховой запас. Размер и цели использования средств нормированного страхового запаса Федерального фонда устанавливаются федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период. Порядок использования средств нормированного страхового запаса Федерального фонда устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктами 1 и 2 Правил они определяют порядок и условия использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее - территориальный фонд) для финансового обеспечения установленных пунктом 7.1 части 2 статьи 20 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" мероприятий по: а) организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации; б) приобретению медицинского оборудования; в) проведению ремонта медицинского оборудования.
Средства нормированного страхового запаса территориального фонда для финансового обеспечения указанных в пункте 1 настоящих Правил мероприятий (далее соответственно - мероприятия, средства для финансового обеспечения мероприятий) предоставляются территориальным фондом медицинским организациям, участвующим в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, при соблюдении условий, предусмотренных настоящими Правилами, на основании заключенного территориальным фондом с медицинской организацией соглашения о финансовом обеспечении мероприятий, типовая форма и порядок заключения которого утверждаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В пункте 4 Правил установлено, что использование медицинскими организациями средств для финансового обеспечения мероприятий осуществляется при соблюдении следующих условий: а) наличие у медицинской организации заключенного в соответствии со статьей 39 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на текущий финансовый год; б) включение медицинской организации в план мероприятий, утвержденный уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) и согласованный с территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями или их ассоциациями (союзами) и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), представители которых включены в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - план мероприятий).
В силу подпункта "а" пункта 6 Правил в случае реализации медицинской организацией мероприятий, указанных в подпункте "б" пункта 1 настоящих Правил, использование средств для финансового обеспечения мероприятий осуществляется при соблюдении помимо установленных пунктом 4 настоящих Правил следующих дополнительных условий: наличие у медицинской организации потребности в приобретаемом медицинском оборудовании, предусмотренном утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации порядками оказания медицинской помощи.
В соответствии со статьей 37 Закона N 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации (часть 1).
Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2).
Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя: 1) этапы оказания медицинской помощи; 2) правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача); 3) стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений; 4) рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений; 5) иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи.
Как следует из материалов дела, в обоснование потребности в приобретении медицинского оборудования (ультразвуковой аппарат для исследования сердца и сосудов (ультразвуковая диагностическая система для кардиоваскулярных исследований с принадлежностями)) истец ссылается на Приказ от 01.12.2005 N 753, которым утверждены табели оснащения медицинских учреждений медицинской техникой.
Между тем, приобретение медицинского оборудования за счет средств нормированного страхового запаса Фонда, включенного в Приказ от 01.12.2005 N 753, не предусмотрено Правилами.
Доводы истца о том, что у Учреждения есть острая необходимость в приобретении заявленного медицинского оборудования для оказания медицинской помощи в рамках государственной программы гарантий предоставления бесплатной медицинской помощи населению, что оснащение медицинского учреждения заявленным медицинским оборудованием предусмотрено Приказом от 01.12.2005 N 753, сами по себе не являются основанием для выделения денежных средств для приобретения медицинского оборудования из нормированного страхового запаса. В силу подпункта "а" пункта 6 Правил в целях использования средств нормированного страхового запаса потребность в приобретаемом медицинском оборудовании определяется порядками оказания медицинской помощи, утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации. Приказ от 01.12.2005 N 753 не утверждает порядок оказания медицинской помощи, принятый в соответствии с частью 1 статьи 37 Закона N 323-ФЗ.
Кроме того, согласно приказу Департамента от 28.03.2017 N 353 приобретение рассматриваемого медицинского оборудования было исключено из плана мероприятий по приобретению медицинскими организациями оборудования за счет средств нормированного страхового запаса (лист дела 207).
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ярославской области подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Учреждения - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 13.01.2018 по делу N А82-21264/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного бюджетного клинического учреждения здравоохранения Ярославской области поликлиники N 2 - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.