г. Челябинск |
|
25 мая 2018 г. |
Дело N А34-8236/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента агропромышленного комплекса Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 05 марта 2018 года по делу N А34-8236/2017 (судья Григорьев А.А.).
В заседании принял участие представитель:
Управления Федерального казначейства по Курганской области - Иванова О.В. (доверенность N 43-18-25/5 от 09.01.2018).
Департамент агропромышленного комплекса Курганской области (далее - заявитель, Департамент), обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Курганской области (далее - заинтересованное лицо, УФК по Курганской области) от 05.05.2017 N 43-45-23/45-64 (с учетом принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнения заявленных требований).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 05.03.2018 (резолютивная часть решения объявлена 01.03.2018) в удовлетворении требований отказано.
Департамент (далее также - податель жалобы) не согласился с вынесенным решением и обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Департамент указывает на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Податель жалобы указывает, что деятельность по производству молока связана с большими рисками по снижению удоев молока в связи с болезнями скота, плохой кормовой базой, тяжелым финансовым состоянием сельхозтоваропроизводителя, закрытием предприятия, что является по своей сути непредвидимыми обстоятельствами (форс-мажорными) обстоятельствами на которые не могут повлиять ни сельхозтоваропроизводители, ни Департамент, который предпринимал все зависящие от него меры к лицам, получившим субсидии в целях исполнения ими взятых на себя обязательств.
По мнению Департамента, вывод суда первой инстанции о том, что заявитель видел снижение надоев в течение года и мог принять меры по возврату субсидии еще в 2016 году являются несостоятельными, поскольку надои могли уменьшится, так и увеличится, а отчетность за 2016 год предоставляется сельхозтоваропроизводителями до 15.01.2017, в связи с этим Департамент был не вправе выставлять требование о возврате денежных средств в 2016 году, поскольку тем самым нарушил бы права и законные интересы указанных лиц.
Также податель жалобы указывает, что не достижение целевого показателя результативности отдельными сельхозтоваропроизводителями, не может быть расценено как доказательство нарушения принципа эффективности использования бюджетных средств.
На основании изложенного, Департамент считает, что с его стороны отсутствуют вменяемые ему нарушения.
Помимо этого, заявитель полагает, что представление УФК по Курганской области не соответствует Бюджетного кодекса Российской Федерации и требованиям к содержанию ненормативного акта правового акта.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на основании определения заместителя председателя Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2018, в составе суда произведена замена председательствующего судьи Малышева М.Б. на судью Иванову Н.А.
К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции заинтересованным лицом, представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание заявитель не явился. С учетом мнения заинтересованного лица в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие заявителя.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица, поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, заслушав пояснения представителя заинтересованного лица, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 27.03.2017 приказом N 132 УФК по Курганской области назначено проведение выездной плановой проверки Департамента в части соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в рамках подпрограммы "Развитие молочного скотоводства" государственной программы РФ "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы" за период 2016 года (т.3 л.д.167-168).
В ходе проверки установлен факт нарушения Департаментом в 2016 году статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации; пункта 16 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.12.2012 N 1370; пункта 2.2.9 соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 19.02.2016 N 451/17-с с дополнительными соглашениями NN 1-7, заключенных с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Минсельхозом России); пункта 2.2.3 Соглашений о предоставлении субсидий из областного бюджета от 04.04.2016 N 8-тм, от 13.04.2016 N 37-тм, N 47-тм, N 44-тм, N 45-тм, N 52-тм, N 48-тм, N 40-тм, заключенных с сельхозтоваропроизводителями: СПК "Юбилейный", СПК "Рачеево", ЗАО "Куйбышевское", СПК "Колхоз Русь", СПК (колхоз) "Имени Свердлова", СПК "Рассвет", индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства Хамзиным Б.М. (далее - ИП главой КФХ Хамзиным Б.М.), ИП главой КФХ Каунашевым С.Х. Сумма нарушения указана в представлении как 3 812 373 руб.
На основании выявленных нарушений заявителю вменяется неэффективное использование субсидии, выделенной из федерального бюджета, предоставленной на возмещение части затрат сельхозтоваропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, выразившееся в недостижении заданного результата - значения показателя результативности - объема производства молока указанными восемью сельхозтоваропроизводителями.
05.05.2017 УФК по Курганской области вынесено представление N 43-45-23/45-64 с требованием рассмотреть информацию об указанных в настоящем представлении нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих бюджетные правоотношения (п.1 предписания). Принять меры по устранению причин и условий совершения указанных в настоящем Представлении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и недопущению в дельнейшем неэффективного использования средств федерального бюджета. О результатах исполнения настоящего представления следует проинформирует УФК по Курганской области до 20.06.2017 (п.2 предписания) (т.1 л.д.38-40).
Не согласившись с принятыми представлением, Департамент обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый ненормативный акт соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации устанавливает Бюджетный кодекс Российской Федерации.
Полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля по составлению представлений и (или) предписаний установлены статьей 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Представление должно содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
Под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) требования о возмещении причиненного такими нарушениями ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 утверждены Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере (далее - Правила N 1092).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 6 Правил N 1092 Федеральное казначейство при осуществлении деятельности по контролю в финансово- бюджетной сфере осуществляет полномочия по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
В соответствии с пунктами 66, 67 Правил N 1092 акт и иные материалы выездной проверки (ревизии) подлежат рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) в течение 30 дней со дня подписания акта.
По результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки (ревизии) руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) принимает решение о направлении предписания и (или) представления объекту контроля и (либо) наличии оснований для направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения.
На основании пункта 68 Правил N 1092 при осуществлении полномочий, предусмотренных абзацами вторым и третьим подпункта "а" и подпунктом "в" пункта 6 настоящих Правил, Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
На основании приведенных норм права, с учетом того обстоятельства, что при проведении проверки заявителя выявлены нарушения бюджетного законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое представление выдано уполномоченным лицом в пределах установленной компетенции.
На основании пункта 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы РФ, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации является принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 23 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что 19.02.2016 между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Курганской области в лице руководителя Департамента агропромышленного комплекса Курганской области в соответствии с Федеральным законом от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" и Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 N 717, заключено соглашение N 451/17-с (далее - соглашение) о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, предметом которого является предоставление из федерального бюджета в 2016 году, бюджету Курганской области субсидии, в том числе, на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока (т.3 л.д.171-186, т.4 л.д.1-15, т.1 л.д.46-115).
В соответствии с пунктом 2.2.9 данного соглашения высший исполнительный орган обеспечивает целевое и эффективное использование субсидий в соответствии со значениями показателей результативности использования субсидий, установленными Государственной программой и предусмотренными в приложении N 3 к Соглашению, а также достижение указанных значений.
Значение показателя результативности предоставления субсидий на 2016 по Курганской области на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока согласно данному Соглашению от 19.02.2016 составило 72 100 тонн производства молока в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей.
В рассматриваемый период - 2016 год действовали Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.12.2012 N 1370 (далее - Правила N 1370), которые устанавливали порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока.
В соответствии с пунктами 2, 3, 4 Правил N 1370 субсидии предоставляются в целях софинансирования исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией государственных программ субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных программ, предусматривающих поддержку собственного производства молока сельскохозяйственными товаропроизводителями, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (далее - сельскохозяйственные товаропроизводители), путем возмещения части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молока высшего и (или) первого сорта и (или) козьего молока (далее соответственно - молоко, государственная и (или) муниципальные программы).
Субсидии предоставляются бюджету субъекта Российской Федерации, отвечающего следующим требованиям (критериям):
наличие на территории субъекта Российской Федерации сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих производство, реализацию и (или) отгрузку на собственную переработку молока;
наличие у сельскохозяйственных товаропроизводителей, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, поголовья коров и (или) коз.
Условиями предоставления субсидий и их расходования являются: наличие утвержденных государственной и (или) муниципальных программ, предусматривающих мероприятия, указанные в пункте 2 настоящих Правил; наличие в бюджете субъекта Российской Федерации (местном бюджете) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципальных образований), связанных с реализацией государственной и (или) муниципальных программ; наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок и условия предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации сельскохозяйственным товаропроизводителям средств на возмещение части затрат на 1 килограмм молока, источником финансового обеспечения которых является субсидия, включающего перечень документов, необходимых для получения указанных средств, а также сроки их рассмотрения, которые не превышают 15 рабочих дней.
В силу пункта 16 Правил N 1370 эффективность осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субсидия, оценивается ежегодно Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на основании достижения значения показателя результативности использования субсидии - производство молока в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей (тыс. тонн).
Постановлением Правительства Курганской области от 18.02.2016 N 36 утвержден Порядок предоставления субсидий из областного бюджета на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока (далее - Порядок N 36), который определяет цели, условия и порядок предоставления, а также порядок возврата субсидий из областного бюджета на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока (далее - субсидии), источником финансового обеспечения которых в том числе являются субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока (далее - субсидии из федерального бюджета).
В соответствии с пунктами 2, 3, 4, 5, 8, 9, 16 Порядка N 36 субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (далее - сельскохозяйственные товаропроизводители), на возмещение части затрат, понесенных в связи с производством молока в физическом весе. Субсидии предоставляются при условии: осуществления сельскохозяйственным товаропроизводителем деятельности на территории Курганской области; наличия у сельскохозяйственного товаропроизводителя поголовья коров по состоянию на первое число месяца обращения в Департамент агропромышленного комплекса Курганской области (далее - Департамент) с заявлением на получение субсидии; сельскохозяйственный товаропроизводитель имеет продуктивность (надой) на одну корову молочного стада за отчетный финансовый год 3000 килограммов молока и более; в отношении сельскохозяйственного товаропроизводителя не приняты в установленном законодательством порядке решения о ликвидации, приостановлении деятельности, не проводятся процедуры, применяемые в деле о банкротстве.
Субсидии предоставляются на 1 килограмм произведенного, реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в физическом весе высшего и первого сорта.
Субсидии предоставляются на основании соглашения о предоставлении субсидии (далее - Соглашение), заключаемого между Департаментом и получателем субсидии в течение десяти рабочих дней со дня получения получателем субсидии уведомления о принятии решения о предоставлении субсидии.
Предоставление субсидий осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Курганской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год, в порядке очередности представления документов для получения субсидий.
Главным распорядителем средств областного бюджета, предоставляемых в виде субсидий, является Департамент.
В случае нарушения условий предоставления субсидий, установленных настоящим Порядком, Департамент в течение 30 дней со дня выявления нарушения направляет получателю субсидии письменное требование о возврате средств субсидии.
Получатель субсидии в течение 30 дней со дня получения письменного требования о возврате средств субсидии перечисляет указанные средства на счет Департамента.
Из указанных норм права следует, что субсидии на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока источником финансового обеспечения которых в том числе являются субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (Правила N 1370) предоставляются Департаментом сельхозтоваропроизводителям, отвечающим требованиям, установленным Порядком N 36, на основании заключаемых соглашений о предоставлении субсидий.
При этом, эффективность осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субсидия, определяется на основании достижения значения показателя результативности использования субсидии - производство молока в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей (тыс. тонн).
Как следует из материалов дела, в соответствии с отчетом о достижении показателей результативности использования субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока на 01.01.2017 (т.3 л.д.92), представленным Департаментом, фактическое значение целевого показателя в рамках исполнения соглашения от 19.02.2016 N 451/17-с, заключенного с Минсельхозом РФ, составило 72 875 тонн молока, что свидетельствует о проценте выполнения соглашения на 101,1 % (по соглашению - 72 100 тонн молока).
Вместе с тем, как следует из дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, указанный показатель в 72 875 тонн произведенного молока по Курганской области достигнут в результате производства молока как сельхозтоваропроизводителями, получившими субсидии из соответствующего бюджета, так и не получавшими и не претендовавшими на эти субсидии.
В ходе проведенной УФК по Курганской области проверки установлено, что условия заключенных между Департаментом и восемью сельхозтоваропроизводителями: СПК "Юбилейный", СПК "Рачеево", ЗАО "Куйбышевское", СПК "Колхоз Русь", СПК (колхоз) "Имени Свердлова", СПК "Рассвет", ИП главой КФХ Хамзиным Б.М., ИП главой КФХ Каунашевым С.Х. соглашений на получении субсидий в части достижения заданного показателя результативности за 2016 год не соблюдены.
В частности, проверкой установлено следующее.
В отношении ИП Главы КФХ Хамзина БМ (Катайский район) уведомлением о принятии решения о предоставлении субсидии от 01.04.2016 N 14/8 - тм Департаментом рассмотрено заявление о предоставление субсидии и принято решение о предоставлении ИП Главе КФХ Хамзину Б.М. субсидии на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в пределах определенных бюджетных ассигнований на 2016 год.
Между Департаментом и ИП Главой КФХ Хамзиным Б.М. заключено соглашение от 04.04.2016 N 8-тм на предоставление в 2016 году субсидий из областного бюджета на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока (далее - соглашение N8-тм).
В соответствии со сведениями о производственных показателях в молочном животноводстве за январь - март 2016 года, представленными ИП Глава КФХ Хамзиным Б.М., реализовано молока от коров молочного стада за 1 квартал 2016 года 19 337 кг. Объем реализации молока подтвержден товарными накладными, нарушений не установлено.
Согласно справке-расчету от 07.04.2016 без номера за 1 квартал 2016 года, расчетная потребность в субсидии составила 109 456 руб. (19 337 кг*5,660463).
Субсидия за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета, перечислена получателю по платежному поручению от 19.04.2016 N 226271 по заявке на кассовый расход от 18.04.2016 N1974 на сумму 109 456 руб. в объеме расчетной потребности.
В соответствии с пунктом 2.2.3 соглашения N 8-тм получатель субсидии обязан обеспечить выполнение целевого показателя за 2016 год - объем производства молока в количестве 234 тонн.
Согласно отчету о достижении показателей результативности за 2016 год, предоставленному в соответствии с пунктом 2.2.2. соглашения от 04.04.2016 N 8-тм фактическое выполнение показателя результативности - 216 тонн, достижение значения показателя результативности 92,3 процентов (недостижение 7,7 процентов).
СПК "Рачеево" (Целинный район).
Уведомлением о принятии решения о предоставлении субсидии от 12.04.2016 N 14/37 - тм Департаментом рассмотрено заявление о предоставление субсидии и принято решение о предоставлении СПК "Рачеево" субсидии на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в пределах определенных бюджетных ассигнований на 2016 год.
Между Департаментом и СПК "Рачеево" заключено соглашение от 13.04.2016 N 37-тм на предоставление в 2016 году субсидий из областного бюджета на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока (далее - соглашение N 37-тм).
В соответствии со сведениями о производственных показателях в молочном животноводстве за январь - март 2016 года, представленными СПК "Рачеево", реализовано молока от коров молочного стада за 1 квартал 2016 года 39 271 кг. Объем реализации молока подтвержден товарными накладными, нарушений не установлено.
Согласно справке-расчету от 05.04.2016 без номера за 1 квартал 2016 года, расчетная потребность в субсидии составила 222 292 руб. (39 271 кг *5,660463).
Субсидия за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета, перечислена получателю по платежному поручению от 19.04.2016 N 226311, по заявке на кассовый расход от 18.04.2016 N 1998 на сумму 222 292 руб. в объеме расчетной потребности.
В соответствии с пунктом 2.2.3 соглашения N 37-тм получатель субсидии обязан обеспечить выполнение целевого показателя за 2016 год - объем производства молокам в количестве 412 тонн.
Согласно отчету о достижении показателей результативности за 2016 год, предоставленному в соответствии с пунктом 2.2.2. Соглашения от 13.04.2016 N 37-тм фактическое выполнение показателя результативности - 346 тонн, достижение значения показателя результативности 84,0 процентов (недостижение 16 процентов).
ИП Глава КФХ Каунашев С.Х. (Половинский район).
Уведомлением о принятии решения о предоставлении субсидии от 12.04.2016 N 14/40 - тм Департаментом рассмотрено заявление о предоставление субсидии и принято решение о предоставлении КФХ Каунашеву С.Х. субсидии на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в пределах определенных бюджетных ассигнований на 2016 год.
Между Департаментом и ИП Главой КФХ Каунашевым С.Х. заключено Соглашение от 13.04.2016 N 40-тм на предоставление в 2016 году субсидий из областного бюджета на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока (далее - соглашение N 40-тм).
В соответствии со сведениями о производственных показателях в молочном животноводстве за январь - март 2016 года, представленными ИП Глава КФХ Каунашевым С.Х., реализовано молока от коров молочного стада за 1 квартал 2016 года 2 980 кг. Объем реализации молока подтвержден товарными накладными, нарушений не установлено.
Согласно справке-расчету от 06.04.2016 без номера за 1 квартал 2016 года, расчетная потребность в субсидии составила 16 868 руб. (2 980 кг *5,660463).
Субсидия за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета, перечислена получателю по платежному поручению от 19.04.2016 N 226275, по заявке на кассовый расход от 18.04.2016 N 1991 на сумму 16 868 руб. в объеме расчетной потребности.
В соответствии с пунктом 2.2.3 соглашение N 40-тм получатель субсидии обязан обеспечить выполнение целевого показателя за 2016 год - объем производства молокам в количестве 32 тонны.
Согласно Отчету о достижении показателей результативности за 2016 год, предоставленному в соответствии с пунктом 2.2.2. соглашенияN 40-тм фактическое выполнение показателя результативности - 31 тонна, достижение значения показателя результативности 96,9 процентов (недостижение 3,1 процентов).
СПК (колхоз) "Имени Свердлова" (Шатровский район).
Уведомлением о принятии решения о предоставлении субсидии от 12.04.2016 N 14/44 - тм Департаментом рассмотрено заявление о предоставление субсидии и принято решение о предоставлении СПК (колхоз) "Имени Свердлова" субсидии на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в пределах определенных бюджетных ассигнований на 2016 год.
Между Департаментом и СПК (колхоз) "Имени Свердлова" заключено соглашение от 13.04.2016 N 44-тм на предоставление в 2016 году субсидий из областного бюджета на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока (далее - соглашение N 44 - тм).
В соответствии со сведениями о производственных показателях в молочном животноводстве за январь - март 2016 года, представленными СПК им. Свердлова, реализовано молока от коров молочного стада за 1 квартал 2016 года 367 172 кг. Объем реализации молока подтвержден товарными накладными, нарушений не установлено.
Согласно справке-расчету от 07.04.2016 без номера за 1 квартал 2016 года, расчетная потребность в субсидии составила 2 078 364 руб. (367 172 кг * 5,660463).
Субсидия за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета, перечислена получателю по платежному поручению от 19.04.2016 N 226304 на сумму 2 078 364 руб. в объеме расчетной потребности.
В соответствии с пунктом 2.2.3 соглашения N 44-тм получатель субсидии обязан обеспечить выполнение целевого показателя за 2016 год, а именно объема производства молокам в количестве 1 585 тонн.
Согласно отчету о достижении показателей результативности за 2016 год, предоставленному в соответствии с пунктом 2.2.2. Соглашения от 13.04.2016 N 44-тм фактическое выполнение показателя результативности - 1 431 тонн, достижение значения показателя результативности 90,3 процентов (недостижение 9,7 процентов).
СХПК (колхоз) "Русь" (Шатровский район).
Уведомлением о принятии решения о предоставлении субсидии от 12.04.2016 N 14/45 - тм Департаментом рассмотрено заявление о предоставление субсидии и принято решение о предоставлении СХПК (колхоз) Русь" субсидии на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в пределах определенных бюджетных ассигнований на 2016 год.
Между Департаментом и СПК (колхоз) "Русь" заключено соглашение от 13.04.2016 N 45-тм на предоставление в 2016 году субсидий из областного бюджета на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока (далее - соглашение N 45- тм).
В соответствии со сведениями о производственных показателях в молочном животноводстве за январь - март 2016 года, представленными СПК (колхоз) "Русь", реализовано молока от коров молочного стада за 1 квартал 2016 года 9 230 кг. Объем реализации молока подтвержден товарными накладными, нарушений не установлено.
Согласно справке-расчету от 07.04.2016 без номера за 1 квартал 2016 года, расчетная потребность в субсидии составила 52 246 руб. (9 230 кг *5,660463).
Субсидия за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета, перечислена получателю по платежному поручению от 19.04.2016 N 226281, по заявке на кассовый расход от 18.04.2016 N 2006 на сумму 52 246 руб. в объеме расчетной потребности.
В соответствии с пунктом 2.2.3 соглашения N 45-тм получатель субсидии обязан обеспечить выполнение целевого показателя за 2016 год, а именно объема производства молокам в количестве 400 тонн.
Согласно отчету о достижении показателей результативности за 2016 год, предоставленному в соответствии с пунктом 2.2.2. соглашения N 45-тм фактическое выполнение показателя результативности - 382 тонн, достижение значения показателя результативности 95,5 процентов (недостижение 4,5 процентов).
СПК "Рассвет" (Шумихинский район).
Уведомлением о принятии решения о предоставлении субсидии от 12.04.2016 N 14/47 - тм Департаментом рассмотрено заявление о предоставление субсидии и принято решение о предоставлении СПК "Рассвет" субсидии на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в пределах определенных бюджетных ассигнований на 2016 год.
Между Департаментом и СПК "Рассвет" заключено соглашение от 13.04.2016 N 47-тм на предоставление в 2016 году субсидий из областного бюджета на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку (далее - соглашение N 47-тм).
В соответствии со сведениями о производственных показателях в молочном животноводстве за январь - март 2016 года, представленными СПК "Рассвет", реализовано молока от коров молочного стада за 1 квартал 2016 года 10 077 кг. Объем реализации молока подтвержден товарными накладными, нарушений не установлено.
Согласно справке-расчету без даты и номера за 1 квартал 2016 года, расчетная потребность в субсидии составила 57 040 руб. (10 077 кг *5,660463).
Субсидия за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета, перечислена получателю по платежному поручению от 19.04.2016 N 226267, по заявке на кассовый расход от 18.04.2016 N2010 на сумму 57 040 руб. в объеме расчетной потребности.
В соответствии с пунктом 2.2.3 соглашения N 47-тм получатель субсидии обязан обеспечить выполнение целевого показателя за 2016 год - объем производства молокам в количестве 128 тонн.
Согласно отчету о достижении показателей результативности за 2016 год, предоставленному в соответствии с пунктом 2.2.2. соглашения N 47-тм фактическое выполнение показателя результативности - 63 тонны, достижение значения показателя результативности 49,2 процентов (недостижение 50,8 процентов).
СПК "Юбилейный" (Кстовский район).
Уведомлением о принятии решения о предоставлении субсидии от 12.04.2016 N 14/48 - тм Департаментом рассмотрено заявление о предоставление субсидии и принято решение о предоставлении СПК "Юбилейный" субсидии на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в пределах определенных бюджетных ассигнований на 2016 год.
Между Департаментом и СПК "Юбилейный" заключено соглашение от 13.04.2016 N 48-тм на предоставление в 2016 году субсидий из областного бюджета на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока (далее - соглашение N 48-тм).
В соответствии со сведениями о производственных показателях в молочном животноводстве за январь - март 2016 года, представленными СПК "Юбилейный", реализовано молока от коров молочного стада за 1 квартал 2016 года 33 468 кг. Объем реализации молока подтвержден товарными накладными, нарушений не установлено.
Согласно справке-расчету от 07.04.2016 без номера за 1 квартал 2016 года, расчетная потребность в субсидии составила 189 445 руб. (33 468 кг *5,660463).
Субсидия за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета, перечислена получателю по платежному поручению от 19.04.2016 N 226280, по заявке на кассовый расход от 18.04.2016 N 1976 на сумму 189 445,00 руб. объеме расчетной потребности.
В соответствии с пунктом 2.2.3 соглашения N 48-тм получатель субсидии обязан обеспечить выполнение целевого показателя за 2016 год - объем производства молокам в количестве 376 тонн.
Согласно отчету о достижении показателей результативности за 2016 год, предоставленному в соответствии с пунктом 2.2.2. соглашения N 48-тм фактическое выполнение показателя результативности - 320 тонн, достижение значения показателя результативности 85,1 процентов (недостижение 14,9 процентов).
ЗАО "Куйбышевское" (Целинный район).
Уведомлением о принятии решения о предоставлении субсидии от 12.04.2016 N 14/52 - тм Департаментом рассмотрено заявление о предоставление субсидии и принято решение о предоставлении ЗАО "Куйбышевское" субсидии на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в пределах определенных бюджетных ассигнований на 2016 год.
Между Департаментом и ЗАО "Куйбышевское" заключено соглашение от 13.04.2016 N 52-тм на предоставление в 2016 году субсидий из областного бюджета на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока (далее - соглашение N 52-тм).
В соответствии со сведениями о производственных показателях в молочном животноводстве за январь - март 2016 года, представленными ЗАО "Куйбышевское", реализовано молока от коров молочного стада за 1 квартал 2016 года 191 974 кг. Объем реализации молока подтвержден товарными накладными, нарушений не установлено.
Согласно справке-расчету от 07.04.2016 без номера за 1 квартал 2016 года, расчетная потребность в субсидии составила 1 086 662 руб. (191 974 кг *5,660463).
Субсидия за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета, перечислена получателю по платежному поручению от 19.04.2016 N 226295; по заявке на кассовый расход от 18.04.2016 N 1995 на сумму 1 086 662 руб. в объеме расчетной потребности.
В соответствии с пунктом 2.2.3 соглашения N 52-тм получатель субсидии обязан обеспечить выполнение целевого показателя за 2016 год - объем производства молокам в количестве 1860 тонн.
Согласно отчету о достижении показателей результативности за 2016 год, предоставленному в соответствии с пунктом 2.2.2. соглашения N 52-тм фактическое выполнение показателя результативности - 1847 тонн, достижение значения показателя результативности 99,5 процентов (недостижение 0,5 процентов).
Из указанного следует, что пунктом 2.2.3 соглашений, заключенных Департаментом с указанными восемью сельхозтоваропроизводителями молока, была установлена обязанность достижения конкретного значения показателя результативности - конкретного объема производства молока за период - 2016, в тоннах. При этом, как следует из условий указанных Соглашений, положений Порядка N 36, Правил N 1370 установление данного показателя результативности являлось фактически условием предоставления субсидий, в том числе из федерального бюджета, данным товаропроизводителям.
Как установлено судом, подтверждается материалами дела и не опровергнуто заявителем, условия предоставления субсидии по соглашениям с сельхозтоваропроизводителями не выполнены, показатели результативности не достигнуты, допущено снижение показателей результативности, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Выводы суда первой инстанции являются правильными, основанными на материалах дела и требованиях закона.
Довод заявителя о том, что представление УФК по Курганской области не соответствует Бюджетному кодексу Российской Федерации и требованиям к содержанию ненормативного правового акта не принимается судом апелляционной инстанции.
Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.
Оспариваемое представление не является установленной законом мерой бюджетного принуждения, не ограничивает финансово-хозяйственную деятельность заявителя, а лишь указывает на необходимость соблюдения законодательства при осуществлении такой деятельности. При этом меры ответственности к Департаменту при вынесении представления не применялись.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает, что при рассмотрении спора по существу суд первой инстанции полно всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, основания для изменения или отмены судебного акта отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 05 марта 2018 года по делу N А34-8236/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента агропромышленного комплекса Курганской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.