город Ростов-на-Дону |
|
25 мая 2018 г. |
дело N А53-39831/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Новик В.Л., Шапкина П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Конозовой Е.В.
при участии:
от истца - представитель Колтунова Н.А. по доверенности N 03-06/09535 от 17.07.2017;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ЮгРосТранс" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.03.2018 по делу N А53-39831/2017
по иску Межрайонной ИФНС России N 26 по Ростовской области
к ответчику - ООО "ЮгРосТранс"
об обязании изменить фирменное наименование
принятое в составе судьи Жигало Н.А.
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 26 по Ростовской области обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ЮгРосТранс" об обязании изменить фирменное наименование юридического лица и привести его в соответствие нормам параграфа 1 главы 76 Гражданского Кодекса Российской Федерации; возложить обязанность по внесению соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц на должностное лицо ООО "Югространс" - Дементьеву Ирину Валерьевну.
Решением от 06.03.2018 иск удовлетворен, суд обязал ООО "ЮгРосТранс" внести изменения в фирменное наименование общества, исключив из фирменного наименования буквосочетание "Рос".
Решение мотивировано тем, что буквенное сочетание "Рос" в наименовании общества может вызывать стойкую ассоциацию потребителя с участием государства в деятельности организации, либо с особой значительностью деятельности данной организации в государственных интересах.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность и необоснованность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что буквенное сочетание "Рос" не является производным от слов "Российский", "Россия". Истцом не доказано наличие оснований для удовлетворения исковых требований. При регистрации общества проверено соответствие фирменного наименования требованиям закона.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель ООО "ЮгРосТранс" не явился. Общество о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом.
Представитель истца в заседании доводы жалобы не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителя истца, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц общество с ограниченной ответственностью "ЮгРосТранс" (сокращенное наименование ООО "ЮгРосТранс") зарегистрировано в качестве юридического лица 27.03.2006 с присвоением ОГРН 1066148002568.
Как следует из материалов дела, в ходе проверочных мероприятий, проводимых Межрайонной ИФНС России N 26 по Ростовской области, выявлен факт использования ООО "ЮгРосТранс" словосочетания "Рос", производного от "Россия". Наличие разрешения на использование данного словосочетания не выявлено.
Межрайонной ИФНС России N 26 по Ростовской области в адрес ООО "ЮгРосТранс" направлено предписание N 03-20/13123 от 26.09.2017 (л.д. 20) о необходимости изменения наименования юридического лица в связи с нарушением норм законодательства.
В связи с тем, что изменения в наименование общества внесены не были, Межрайонная ИФНС России N 26 по Ростовской области обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением Единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Федеральным законом от 08.08.2011 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом (абзац 2 статьи 1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
В пункте 4.1 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Перечень документов, обязательных к представлению в регистрирующий орган при государственной регистрации создаваемого юридического лица, установлен статьей 12 названного закона.
Согласно статье 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.
Требования к фирменному наименованию общества с ограниченной ответственностью установлены положениями статьи 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", а также нормами частей первой и четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.
Фирменное наименование юридического лица на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или соответственно в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму юридического лица.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации в фирменное наименование юридического лица не могут включаться:
- полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;
- полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
- полные или сокращенные наименования общественных объединений;
- обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.
Фирменное наименование государственного унитарного предприятия может содержать указание на принадлежность такого предприятия соответственно Российской Федерации и субъекту Российской Федерации.
Включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 14 Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации", вступившей в силу с 01.01.2008, фирменные наименования юридических лиц, не соответствующие правилам параграфа 1 главы 76 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежат приведению в соответствие с этими правилами при первом после 01.01.2008 изменении учредительных документов юридических лиц.
Таким образом, с 01.01.2008 использование юридическим лицом фирменного наименования с включением в него наименований "Россия", "Российская Федерация", образованных на их основе слов, словосочетаний, а также слов, которые по смыслу и содержанию ассоциируются с перечисленными наименованиями, в рассматриваемом случае - "Россия" не допускается.
Порядок использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и производных от них в названиях создаваемых организаций установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2010 N 52 "Об утверждении правил включения в фирменное наименование юридического лица официального наименования "Российская Федерация" или "Россия", а также слов, производных от этого наименования".
Согласно части 5 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации, если фирменное наименование юридического лица не соответствует требованиям частей 3 или 4 настоящей статьи, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования.
В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерацией от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что судом первой инстанции не дана оценка доводам ответчика о том, что буквенное сочетание "Рос" не является производным от слов "Российский", "Россия", истцом не доказано наличие оснований для удовлетворения исковых требований.
В соответствии с пунктом 58.3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.2009 N 29 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" под словами, производными от официального наименования "Российская Федерация" или "Россия", в смысле абзаца 8 пункта 4 статьи 1473 ГК РФ следует понимать, в том числе, слово "российский" (и производные от него) как на русском языке, так и на иностранных языках в русской транскрипции, но не слово "русский" (и производные от него).
Между тем, указанные разъяснения не являются исчерпывающими и не исключают необходимость оценки правомерности использования юридическими лицами иных слов и словосочетаний, производных от официального наименования.
Слово "Рос" представляет собой устойчивое сокращение от слов "Российский", "Россия" и ассоциируется у потребителей с участием государства в деятельности организации либо с особой значимостью деятельности организации в интересах государства.
Довод заявителя жалобы о том, что при регистрации общества проверено соответствие фирменного наименования требованиям закона, отклоняется апелляционным судом.
Как следует из материалов дела, в наименовании общества использовано буквенное сочетание "Рос", производное от официального наименования России.
В материалах дела отсутствует доказательства наличия разрешения у общества на включение в фирменное наименование юридического лица слов, производных от наименования Россия.
В силу подпункта 5 пункта 4 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации в фирменное наименование юридического лица не могут включаться обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.
Согласно пункту 1.6 письма Федеральной налоговой службы от 30.12.2015 N ГД-4-14/23321 "О направлении Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 4", противоречие обозначения общественным интересам может выражаться в том, что оно вводит в заблуждение потребителей и хозяйствующих субъектов и создает организации недопустимые конкурентные преимущества за счет использования слов, вызывающих стойкую ассоциацию у потребителя с участием государства в деятельности данной организации, либо с особой значимостью деятельности данной организации в государственных интересах.
В рассматриваемой ситуации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что использование в фирменном наименовании ответчика словосочетания "Рос" может вызывать стойкую ассоциацию потребителя с участием государства в деятельности организации, либо с особой значительностью деятельности данной организации в государственных интересах.
Указанное обстоятельство может привести к введению в заблуждение потребителей и хозяйствующих субъектов в отношении содержания, качества предоставляемых услуг и принадлежности такой организации к федеральным органам исполнительной власти или созданным ими организациям, и может создавать у организации с таким названием недопустимые конкурентные преимущества, что противоречит общественным интересам.
Выводы суда первой инстанции соответствуют сложившейся судебной практике (дела N А27-268/2017, А60-35647/2016, А46-11999/2016, А32-14376/2017 и проч.).
При таких условиях, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы уплачивается государственная пошлина в размере 3000 рублей.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы заявителем государственная пошлина не уплачена, с заявителя подлежит взысканию 3000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе в доход федерального бюджета.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.03.2018 по делу N А53-39831/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с ООО "ЮгРосТранс" (ОГРН 1066148002568, ИНН 6148556351) в доход федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Новик В.Л. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-39831/2017
Истец: ИФНС N 26 по РО, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 26 по Ростовской области
Ответчик: ООО "ЮГРОСТРАНС"