г. Санкт-Петербург |
|
25 мая 2018 г. |
Дело N А56-86270/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Дмитриевой И.А., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: Климцовой Н.А.
при участии:
от истца (заявителя): Шержинская М.А. по доверенности от 25.12.2017
от ответчика (должника): Орловская Е.В. по доверенности от 18.12.2017
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6446/2018) публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.02.2018 по делу N А56-86270/2016(судья Денисюк М.И.), принятое
по иску публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Ленэнерго" (далее - Общество, ПАО "Ленэнерго") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - Управление, Ленинградское УФАС) от 17.11.2016 о назначении штрафа по делу об административном правонарушении N 106-05-Ш/16.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 13.02.2018 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на отсутствие вины заявителя в совершении вмененного административного правонарушения, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В судебном заседании представитель ПАО "Ленэнерго" доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал. Представитель Управления против удовлетворения жалобы возражал по мотивам письменного отзыва.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, На основании заявления ООО "Лесное", содержащего сведения о нарушении ПАО "Ленэнерго" требований Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861) Ленинградским УФАС определением от 17.10.2016 в отношении ПАО "Ленэнерго" возбуждено дело N 106-05-Ш/16 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Управлением было установлено, что ООО "Лесное" (заявитель) была подана в сетевую организацию заявка N 16-24429 от 09.08.2016 на технологическое присоединение по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 150 кВт включительно.
24.08.2016 Обществом был направлен в адрес ООО "Лесное" проект договора на технологическое присоединение N ОД-ВЭС-16007-16/24429-Э-16.
ООО "Лесное" направило в адрес ПАО "Ленэнерго" мотивированный отказ от заключения договора (вх. N ЛЭ/01-02/11927 от 30.08.2016).
19.09.2016 ПАО "Ленэнерго" направило в адрес ООО "Лесное" новый проект договора о технологическом присоединении, который не был приведен в соответствие с требованиями Правил N 861. Указанный проект договора был направлен Обществом в адрес заявителя с нарушением срока, установленного пунктом 15 Правил N 861.
26.09.2016 ООО "Лесное" направило в адрес ПАО "Ленэнерго" повторный мотивированный отказ от заключения договора (вх. N ЛЭ/01-02/13263)
Однако после получения 26.09.2016 повторного мотивированного отказа от заключения договора ПАО "Ленэнерго" не исполнило обязанность по направлению в адрес ООО "Лесное" новой редакции проекта договора для подписания в срок, установленный пунктом 15 Правил N 861 (в течение пяти дней).
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Общества протокола от 26.10.2016 N 107 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 17.11.2016 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 106-05-Ш/16 ПАО "Ленэнерго" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ; Обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 300000 руб.
Не согласившись с законностью вышеуказанного постановления, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Правила N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор),
В соответствии с пунктом 8 Правил N 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил.
Согласно положениям пункта 15 Правил N 861 в адрес заявителей, указанных в пунктах 12 (1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации.
Заявитель подписывает оба экземпляра проекта договора в течение 30 дней с даты получения подписанного сетевой организацией проекта договора и направляет в указанный срок 1 экземпляр сетевой организации с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего такой договор.
В случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель вправе в течение 30 дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами.
Указанный мотивированный отказ направляется заявителем в сетевую организацию заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае направления заявителем в течение 30 дней после получения от сетевой организации проекта договора мотивированного отказа от подписания этого проекта договора с требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами сетевая организация обязана привести проект договора в соответствие с настоящими Правилами в течение 5 рабочих дней с даты получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия как неотъемлемое приложение к договору.
Договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.
В рассматриваемом случае Управлением установлено и следует из материалов дела, что ПАО "Ленэнерго" не исполнило свою обязанность по направлению в адрес ООО "Лесное" новой редакции проекта договора и технических условий (как неотъемлемого приложения к договору) в срок, установленный пунктом 15 Правил N 861, а именно в течение пяти дней после получения от заявителя мотивированного отказа от заключения договора.
Как следует из материалов дела, после направления ООО "Лесное" в адрес ПАО "Ленэнерго" мотивированного отказа от заключения договора (вх. N ЛЭ/01-02/11927 от 30.08.2016), Общество направило в адрес ООО "Лесное" новый проект договора о технологическом присоединении только 19.09.2016, то есть с нарушением установленного пунктом 15 Правил N 8621 срока.
После получения 26.09.2016 от ООО "Лесное" повторного мотивированного отказа от заключения договора ПАО "Ленэнерго" не исполнило в срок, установлены пунктом 15 Правил N 861 обязанность по направлению в адрес ООО "Лесное" новой редакции проекта договора в соответствии с Правилами N 861 для подписания, а также технические условия как неотъемлемое приложение к договору.
Поскольку Общество ранее привлекалось к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ, Управление правомерно квалифицировало действия Общества по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ,
Доказательств невозможности соблюдения Обществом вышеуказанных требований Правил технологического присоединения, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, равно как и доказательств принятия всех зависящих мер по соблюдению таких требований и недопущению правонарушения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном правонарушении.
Как правомерно указал суд первой инстанции, отсутствие в заявке сведений, предусмотренных подпунктом "л" пункта 9 Правил N 861, не является основанием для невыполнения сетевой организацией обязательств, предусмотренных Правилами, в части соблюдения процедуры технологического присоединения, поскольку сведения, предусмотренные подпунктом "л" пункта 9 Правил N 861 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), указываются по желанию заявителя при намерении последнего предоставить документы для заключения договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, через сетевую организацию до завершения процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к объектам электросетевого хозяйства этой организации. В рассматриваемом случае, из материалов дела не следует и Обществом не представлены доказательства того, что заявитель (ООО "Лесное") намеревался заключить договор купли-продажи электрической энергии (мощности) на розничном рынке через сетевую организацию до завершения процедуры технологического присоединения.
С учетом установленных обстоятельств по делу, суд обоснованно посчитал доказанным наличие в действиях ПАО "Ленэнерго" состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ,
Судом не установлено существенных нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, являющихся безусловным основанием для отмены оспариваемого постановления. Дело N 106-05-Ш/16 рассмотрено Управлением и оспариваемое постановление от 17.11.2016 вынесено в пределах срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Наказание в виде административного штрафа назначено Обществу в размере ? минимального размера санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (300000 руб.) с учетом положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ. По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное Обществу наказание отвечают принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенных правонарушений и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.0.2018 по делу N А56-86270/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.