г. Саратов |
|
25 мая 2018 г. |
Дело N А06-7486/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 21.05.2018 года.
Полный текст постановления изготовлен - 25.05.2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фединой В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального Управления Федерального агентства по управления государственным имуществом в Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 05 марта 2018 года по делу N А06-7486/2017 (судья Блажнов Д.Н.)
по заявлению Администрации муниципального образования "Началовский сельсовет" (ОГРН 1053001688035, ИНН 3009013730, с. Началово Астраханской обл.)
к Территориальному Управлению Федерального агентства по управления государственным имуществом в Астраханской области (ОГРН 1093017001450, ИНН 3017060300, г. Астрахань)
о признании незаконным бездействия.
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования "Началовский сельсовет" (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Территориальному Управлению Федерального агентства по управления государственным имуществом в Астраханской области (далее - ТУ Росимущества в Астраханской области) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о безвозмездной передаче земельного участка с кадастровым номером 30:09:050409:127, площадью 3000 кв.м., расположенного по адресу: Астраханская область, Приволжский район, с. Началово, ул. Майская, 9 А, из федеральной собственности в муниципальную собственность муниципального образования "Началовский сельсовет", об обязании принять решение о передаче земельного участка с кадастровым номером 30:09:050409:127, площадью 3000 кв.м., расположенного по адресу: Астраханская область, Приволжский район, с. Началово, ул. Майская, 9 А, из категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием в целях эксплуатации административного здания, из федеральной собственности в собственность муниципального образования "Началовский сельсовет" и направить его Администрации муниципального образования "Началовский сельсовет" в течении месяца с момента принятия решения.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 05 марта 2018 года признано незаконным бездействие ТУ Росимущества в Астраханской области, выразившееся в непринятии решения о безвозмездной передаче земельного участка с кадастровым номером 30:09:050409:127, площадью 3 000 кв.м., расположенного по адресу: Астраханская область, Приволжский район, с. Началово, ул. Майская, 9 А из категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием в целях эксплуатации административного здания, из федеральной собственности в собственность муниципального образования "Началовский сельсовет".
Также суд обязал ТУ Росимущества в Астраханской области в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о передаче земельного участка с кадастровым номером 30:09:050409:127, площадью 3 000 кв.м., расположенного по адресу: Астраханская область, Приволжский район, с. Началово, ул. Майская, 9 А из категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием в целях эксплуатации административного здания, из федеральной собственности в собственность муниципального образования "Началовский сельсовет" и направить его Администрации муниципального образования "Началовский сельсовет".
ТУ Росимущества в Астраханской области не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явилось. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 20.04.2018, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Как следует из материалов дела, в собственности Российской Федерации находится земельный участок с кадастровым номером 30:09:050409:127, площадью 3000 кв.м., расположенный по адресу: Астраханская область, Приволжский район, с. Началово, ул. Майская, 9 А, вид разрешенного использования земельного участка - в целях эксплуатации административного здания, категория земель - земли населенных пунктов (выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости земельного участка) (т. 1 л.д. 20 - 25).
Администрация на основании пункта 1 части 1 статьи 39.30 Земельного кодекса РФ обратилась в ТУ Росимущества в Астраханской области с заявлением от 19.04.2016 N 559 о передачи безвозмездно из федеральной в муниципальную собственность МО "Началовский сельсовет" земельного участка на территории поселения МО "Началовский сельсовет" с кадастровым номером 30:09:050409:127, площадью 3000 кв.м., расположенного по адресу: Астраханская область, Приволжский район, с. Началово, ул. Майская, 9А. (т. 1 л.д. 43).
ТУ Росимущества в Астраханской области направило Администрации ответ от 12.08.2016 N 06-16/6-621, из которого следует, что муниципальное образование не приложило утвержденный генеральный план поселения, утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен земельный участок. Кроме того, в ответе указано, что заявитель не подтвердил полномочия И.П. Красильникова как главы муниципального образования "Началовский сельсовет" (т. 1 л.д. 75).
Впоследствии, Администрация муниципального образования "Началовский сельсовет" направило ТУ Росимущества в Астраханской области повторное письмо от 14.08.2017 N 695, в качестве приложения к которому указана копия распоряжения от 16.10.2009 N 97 о подтверждении полномочий главы МО "Началовский сельсовет", и просила вернуться к рассмотрению вопроса о принятии решения о передаче в собственность муниципального образования указанного земельного участка. Кроме того, в письме указано на утверждение решением Совета МО "Началовский сельсовет" Приволжского района Астраханской области N 4 от 24.02.2012 генерального плана МО "Началовский сельсовет", и на решение Совета МО "Началовский сельсовет" N 3 от 18.03.2013 Правил землепользования и застройки МО "Началовский сельсовет", а также содержалась информация о том, что данные документы размещены на официальном сайте МО "Началовский сельсовет" (т. 1 л.д. 14 - 15, 16).
В свою очередь, в письме от 07.09.2017 N 06-16/5924 ТУ Росимущества в Астраханской области сообщило Администрации, что решение о передаче земельного участка приостановлено в связи с отсутствием документов, подтверждающих наименование муниципального образования, в собственность которого предлагается осуществить передачу земельного участка, согласно постановлению Правительства РФ от 13.06.2006 N 374.
Администрация, не согласившись с вышеуказанной позицией ТУ Росимущества в Астраханской области, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отсутствуют обстоятельства, которые в силу ст. 39.30, 39.31 ЗК РФ препятствовали бы передаче спорного земельного участка из федеральной в муниципальную собственность.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции обоснованными, по следующим основаниям.
Пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В соответствии с пунктами 1 и 4 Положения "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 года N 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Таким образом, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, которому Правительством Российской Федерации делегированы полномочия по управлению и распоряжению федеральным имуществом.
В подпункте 1 пункта 1 статьи 39.30 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 ЗК РФ лиц, в собственность поселений, городских округов, генеральные планы и правила землепользования и застройки которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов.
Случаи, в которых земельные участки не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации, названы в подп. 1-13 пункта 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, установлены иные основания и (или) иной порядок их передачи в муниципальную собственность или собственность субъектов Российской Федерации, передача земельных участков из федеральной собственности в муниципальную собственность или собственность субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном соответствующим федеральным законом.
Порядок безвозмездной передачи земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации установлен статьей 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.31 ЗК РФ передача находящегося в федеральной собственности земельного участка в соответствии с настоящей статьей осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой муниципального образования, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Заявление о передаче земельного участка подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества.
Основания для отказа в такой передаче установлены пунктом 7 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации: земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, не подлежит передаче в соответствии с пунктом 2 статьи 39.30 данного Кодекса; в заявлении о передаче земельного участка не указан кадастровый номер земельного участка либо к этому заявлению не приложены утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или схема расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать; имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 названного Кодекса; земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, предоставлен федеральному органу государственной власти, его территориальному органу, федеральному казенному предприятию, федеральному государственному предприятию, федеральному государственному учреждению, созданной Российской Федерацией некоммерческой организации и отсутствуют предусмотренные статьями 45 - 47 Кодекса основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права безвозмездного пользования таким земельным участком, расторжения договора аренды такого земельного участка или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Таким образом, главой V.5 Земельного кодекса Российской Федерации установлен перечень оснований безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации, определены виды земельных участков, передача которых не допускается, а также предусмотрены порядок передачи земельных участков и основания для отказа в такой передаче.
С учетом изложенного отношения по безвозмездной передаче земельных участков из федеральной собственности в собственность муниципальных образований прямо урегулированы положениями Земельного кодекса Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что земельный участок с кадастровым номером 30:09:050409:127, площадью 3000 кв.м., расположенный по адресу: Астраханская область, Приволжский район, с. Началово, ул. Майская, 9 А находится в собственности Российской Федерации.
Вступившими в законную силу решением Арбитражного суда Астраханской области от 21.03.2017 года и постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2017 года по делу N А06-10115/2016 установлено, что решением Совета МО "Началовский сельсовет" Приволжского района Астраханской области N 4 от 24.02.2012 утвержден генеральный план МО "Началовский сельсовет". Решением Совета МО "Началовский сельсовет" Приволжского района Астраханской области N 3 от 18.03.2013 утверждены Правила землепользования и застройки МО "Началовский сельсовет".
На данное обстоятельство Администрация обращала внимание ТУ Росимущество в письме от 14.08.2017 года N 695.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно пункту 7 части 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей главой земельные участки, в отношении которых межведомственным коллегиальным органом, образованным в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", принято решение о целесообразности передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, в целях, предусмотренных Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства", или о целесообразности совершения единым институтом развития в жилищной сфере юридических и иных действий, в том числе сделок, в отношении земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, в качестве агента Российской Федерации в целях, предусмотренных Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства".
В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей главой земельные участки, которые на дату поступления заявления о безвозмездной передаче земельного участка включены в перечень земельных участков, подготовленный органом государственной власти субъекта Российской Федерации и поступивший в единый институт развития в жилищной сфере, или в отношении которых в единый институт развития в жилищной сфере поступили ходатайства, предусмотренные статьей 11 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства", и (или) единым институтом развития в жилищной сфере осуществляется подготовка предложений в соответствии со статьей 11 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства", если в отношении таких земельных участков не приняты решения, предусмотренные пунктом 3 части 1 статьи 12 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства".
Определением от 22.01.2018 по настоящему делу Арбитражный суд Астраханской области истребовал у АО Агентство ипотечного жилищного кредитования информацию о том, принято или нет решение о целесообразности передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимся в федеральной собственности, в целях, предусмотренных ФЗ от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", или о целесообразности совершения единым институтом развития в жилищной сфере юридических и иных действий, в том числе сделок, в отношении земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, в качестве агента Российской Федерации в целях, предусмотренных Федеральным законом N 161-ФЗ в отношении земельного участка с кадастровым номером 30:09:050409:127, расположенного по адресу: Астраханская область, Приволжский район, с. Началово, ул. Майская, 9 А., а так же информацию о том, включен или нет данный земельный участок органами государственной власти Астраханской области в перечни земельных участков, целесообразных к вовлечению в оборот; поступили или нет ходатайства, предусмотренные статьей 11 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" в АО "АИЖК".
АО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" представило ответ от 07.02.2018 (л.д. 67-68), из которого следует, что правительственной комиссией по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, в отношении земельного участка с кадастровым номером 30:09:050409:127, расположенного по адресу: Астраханская область, Приволжский район, с. Началово, ул. Майская, 9 А не принимались решения в целях, предусмотренных ФЗ N 161-ФЗ от 24.07.2008; данный земельный участок не был включен органами государственной власти Астраханской области в перечни земельных участков, целесообразных к вовлечению в оборот, ходатайства, предусмотренные ст. 11 Федерального закона N 161-ФЗ от 24.07.2008 в АО "АИЖК" не поступали.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы ТУ Росимущества в Астраханской области о том, что к заявлению о передаче земельного участка не был представлен утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, а также, что в заявлении о передаче земельного участка указан вид разрешенного использования - для использования в целях эксплуатации административного здания, поскольку названные обстоятельства не препятствуют принятию решения о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность.
Кроме того, как обоснованно указано судом первой инстанции, в соответствии с пунктом 3 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, подлежит приложению к заявлению о передаче земельного участка в случае, если земельный участок, который предлагается передать в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации, предстоит образовать. Однако в данном случае, как было указано выше, спорный земельный участок образован и поставлен на кадастровый учет. Следовательно, Администрация к своему заявлению о передачи земельного участка не обязана была прикладывать соответствующий проект межевания территории.
Кроме того, нормы Земельного кодекса Российской Федерации не предусматривают отказа в удовлетворении заявления о передачи земельного участка из федеральной собственности в муниципальную в случае наличия справочной информации об ином виде разрешенного использования земельного участка, чем указанном в выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости.
Также, нормы Земельного кодекса Российской Федерации не предусматривают обязательного приложения к заявлению о передачи земельного участка из федеральной собственности в муниципальную документов, подтверждающих наименование муниципального образования, в собственность которого предлагается осуществить передачу земельного участка.
Согласно пункту 4 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается требовать от заявителя иные документы, за исключением документов, предусмотренных настоящей статьей.
На основании изложенного и учитывая отсутствие предусмотренных законом оснований для отказа в передаче земельного участка в муниципальную собственность, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы ТУ Росимущества в Астраханской области не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Территориального Управления Федерального агентства по управления государственным имуществом в Астраханской области не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 05 марта 2018 года по делу N А06-7486/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.