гор. Самара |
|
25 мая 2018 г. |
Дело N А55-11088/2017 |
Резолютивная часть постановления оглашена 24 мая 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 25 мая 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Пышкиной Н.Ю., Романенко С.Ш., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ильиной Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 мая 2018 года в зале N 6 апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Куйбышевский производственный жилищно-ремонтный трест" на решение Арбитражного суда Самарской области от 07 марта 2018 года, принятое по делу N А55-11088/2017 (судья Рысаева С.Г.)
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" (ОГРН 1116312008340)
к Обществу с ограниченной ответственностью "Куйбышевский производственный жилищно-ремонтный трест" (ОГРН 1156313044832),
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований:
- Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области,
- Государственной жилищной инспекции Самарской области,
- Общества с ограниченной ответственностью МУП "Комплекс"
о взыскании 13 888 руб. 94 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца - не явились, извещены надлежащим образом;
от ответчика - не явились, извещены надлежащим образом;
от третьих лиц - не явились, извещены надлежащим образом.
Установил:
Истец - Общество с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском к ответчику - Обществу с ограниченной ответственностью "Куйбышевский производственный жилищно-ремонтный трест" о взыскании 28 045 руб. 60 коп. неосновательного обогащения за период ноябрь - декабрь 2016 года.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 12 мая 2017 года дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением от 07 июня 2017 года суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Истец заявил ходатайство об уточнении исковых требований, в котором просит взыскать 13 888 руб. 94 коп. неосновательного обогащения за период ноябрь - декабрь 2016 года.
С учетом мнения ответчика и в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции принял уточнения исковых требований. Цену иска считать равной 13 888 руб. 94 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены: Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, Государственная жилищная инспекция Самарской области, Общество с ограниченной ответственностью МУП "Комплекс".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07 марта 2018 года суд уточнения исковых требований принял. Установил сумму иска считать равной 13 888 руб. 94 коп. Взыскал с Общества с ограниченной ответственностью "Куйбышевский производственный жилищно-ремонтный трест" в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" 13 888 руб. 94 коп. повышающий коэффициент к оплате на общедомовые нужды за ноябрь - декабрь 2016 года, а также расходы по госпошлине в сумме 2 000 руб.
Заявитель - Общество с ограниченной ответственностью "Куйбышевский производственный жилищно-ремонтный трест", не согласившись с решением суда первой инстанции, подал в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит отменить или изменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 апреля 2018 года апелляционная жалоба оставлена без движения, заявителю предложено в срок до 07 мая 2018 года устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления апелляционной жалобы без движения.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 апреля 2018 года рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 24 мая 2018 года на 15 час. 55 мин.
Представители истца, ответчика и третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ от 07 декабря 2011 года "О водоснабжении и водоотведении" гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии с Постановлением Администрации городского округа Самара от 19 июля 2013 года N 767 "Об определении гарантирующих организаций в сфере водоснабжения и водоотведения на территории городского округа Самара и установления зон их деятельности" ООО "Самарские коммунальные системы" является гарантирующей организацией, осуществляющей водоснабжение и водоотведение на территории г.о. Самара.
Между ООО "Самарские коммунальные системы" и МП "Самараводоканал" заключен договор аренды сетей г.о. Самара N б/н от 14 марта 2012 года.
В обоснование исковых требований истец указывает на то, что ответчик пользовался услугами истца по подаче питьевой воды и водоотведения в период ноябрь - декабрь 2016 года без заключения договора с ресурсоснабжающей организацией.
Задолженность по оплате ресурса поставщика коммунальных услуг за период ноябрь - декабрь 2016 года согласно уточненному расчету истца составляет 13 888 руб. 94 коп.
Расчёт за израсходованную ответчиком холодную воду и водоотведение производился согласно утверждённым тарифам. Тарифы на водоснабжение и водоотведение для истца утверждены Приказом Министерства энергетики и жилищно - коммунального хозяйства Самарской области от 08 ноября 2016 года N 290 "Об установлении тарифов на товары и услуги ООО "Самарские коммунальные системы".
Претензией от 20 февраля 2017 года истец уведомил ответчика об имеющейся задолженности, данная претензия осталась без ответа и удовлетворения, что послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Обосновывая решение, суд первой инстанции исходил из доказанности материалами дела факта наличия задолженности ответчика перед истцом. При этом, суд счел правомерным применение повышающего коэффициента в отношении домов, где отсутствует техническая возможность установки ОДПУ, а также в отношении домов, признанных в установленном порядке ветхими, аварийными.
Обжалуя судебный акт, заявитель указывает, что суд первой инстанции не учел, что обязанность установки приборов учета на ответчика законом не возложена без наличия решения собственников помещений в многоквартирном доме. Доказательств наличия такого решения истцом не представлено. Также суд не учел, что в отсутствие утвержденного норматива на ресурс истец не имел права начислять повышающий коэффициент на норматив коммунальной услуги в спорный период.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы и изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
Фактически спор возник между сторонами в части применения повышающего коэффициента к оплате на общедомовые нужды.
Ответчик исковые требования истца не признаёт, при этом указывает на то, что не согласен в части применения повышающего коэффициента, начисленного на сумму долга за ноябрь - декабрь 2016 года в размере 1,4, поскольку между истцом и потребителем заключены прямые договора, следовательно, сверхнормативный объем коммунальной услуги на общедомовые нужды должен возмещать за счет истца, как исполнителя услуг. Кроме того, учитывая наличие прямых отношений истца с потребителями, у ответчика отсутствует первичная документация об объемах начисления водоснабжения и водоотведения.
Ответчик указывает, что применение повышающего коэффициента является мерой, стимулирующей к осуществлению расчетов за коммунальные услуги и коммунальные ресурсы на основании показаний приборов учета. В случае неисполнение собственниками помещений их обязанности по установке приборов учета, их установку должна производить ресурсоснабжающая организация, у ответчика такая обязанность отсутствует.
По мнению ответчика, применение повышающего коэффиицента будет являться неосновательным обогащением на стороне истца, поскольку деятельность последнего является регулируемой, а расходы на содержание и обслуживание сетей закладываются в тариф стоимости ресурса и не могут начисляться истцом сверх утвержденного тарифа.
Ответчик считает неправомерным применение повышающего коэффициента в отношении домов, где отсутствует техническая возможность установки ОДПУ, а также в отношении домов, признанных в установленном порядке ветхими, аварийными.
Аналогичные доводы изложены заявителем и в апелляционной жалобе.
Рассмотрев данные доводы, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
Факт потребления воды подтверждается расчетными книжками абонента.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Данным законом на собственников помещений в многоквартирных домах возложена обязанность по оснащению и вводу в эксплуатацию приборов учета используемых воды, тепловой энергии (за исключением индивидуальных приборов учета тепловой энергии), электрической энергии и газа.
В этой связи, в целях стимулирования потребителей к установке индивидуальных, общих (квартирных), а также коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов и, соответственно, определения объема и стоимости потребленных потребителями коммунальных услуг исходя из объемов соответствующих коммунальных ресурсов, определенных по показаниям данных приборов учета, в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306, были введены повышающие коэффициенты, применяемые с 01 января 2015 года, при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и предоставленных на общедомовые нужды при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета.
Кроме того, часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации была дополнена положением, согласно которому при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирном доме, которые имеют установленную законодательством РФ обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии, и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством РФ.
С 30 июня 2016 года соответствующие пункты Приложения к Правилам N 306, которыми были установлены повышающие коэффициенты к нормативам потребления коммунальных услуг, признаны утратившими силу в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года N 603. Этим же постановлением в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов от 06 мая 2011 года N 354 были внесены дополнения, в силу которых при наличии технической возможности установки приборов учета тепловой энергии, холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии размер платы за соответствующую коммунальную услугу определяется по формулам приложения к вышеуказанным Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению и отоплению с учетом повышающего коэффициента.
Таким образом, с 30 июня 2016 года повышающий коэффициент, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 01 января 2017 года - 1,5 применяется в порядке, установленном Правилами N 354 путем включения данного коэффициента в формулы расчета размера платы за коммунальные услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению и отоплению.
Пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" установлено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
При заключении договора ресурсоснабжения, указанного в пункте 21.1 Правил N 124, ресурсоснабжающая организация и исполнитель обязаны руководствоваться общим установленным Правилами N 124 порядком заключения договоров ресурсоснабжения с учетом специальных правил установления в заключаемом в соответствии с пунктом 21.1 Правил N 124 договоре ресурсоснабжения порядка определения объема коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Такой объем определяется, в том числе, из расчета разницы от объема коммунального ресурса, определенного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в многоквартирном доме, с учетом повышающего коэффициента, и объема коммунального ресурса, определенного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в многоквартирном доме в случае отсутствия в многоквартирном доме установленного общедомового прибора учета, а также при наличии обязанности собственников помещений установить в таком многоквартирном доме прибор учета и отсутствия акта обследования, подтверждающего отсутствие технической возможности установить общедомовый прибор учета (подпункт "в" пункта 21.1 Правил N 124).
Обязанность управляющих организаций, товариществ, кооперативов заключить договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией в случаях, установленных в пункте 21.1 Правил N 124, исходит из положения части 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой управляющие организации, товарищества, кооперативы не вправе отказаться от заключения в соответствии с Правилами N 124, исходящими из части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, договоров ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией.
Пунктом 6 данного письма разъясняется правомерность применения повышающих коэффициентов при начислении объемов коммунального ресурса потребленного при содержании общего имущества собственников многоквартирного жилого дома.
В соответствии с пунктом 21 (1) Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года N 124 (в редакции Постановления Правительства N 603, начало действия редакции 30 июня 2016 года - 31 декабря 2016 года) при наличии предусмотренного частью 18 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, наличии договора ресурсоснабжения, предусмотренного частью 17 статьи 12 указанного Федерального закона, а также в случае реализации права, предусмотренного пунктом 30 настоящих Правил, порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, за исключением объемов отводимых сточных вод, устанавливается с учетом следующего:
в) объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета при наличии технической возможности его установки, определяется за расчетный период (расчетный месяц) по формуле:, где: К - повышающий коэффициент, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 01 января 2017 года - 1,5.
Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета коммунальных ресурсов, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт; - определяется в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил.
Таким образом, нормами действующего законодательства, предусматривается право начисления управляющей организации, ответственной за содержание общего имущества многоквартирного жилого дома, повышающего коэффициента на объемы общедомовых нужд в случае отсутствия общедомового прибора учета холодного водоснабжения.
Правительство Российской Федерации установило применение повышающих коэффициентов по двум основаниям: 1) исходя из положения части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации в указанных в ней случаях; 2) исходя из положений статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" - в остальных случаях.
Исходя из нормы части 2 статьи 13 Закона N 261-ФЗ в целях стимулирования потребителей коммунальных услуг и покупателей коммунальных ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определяемых при помощи приборов учета, до установки приборов учета используемых коммунальных ресурсов, а также при выходе их из строя, утраты или по истечении срока их эксплуатации, расчеты за используемые энергетические ресурсы (к которым Закон N 261-ФЗ относит воду, электрическую энергию, тепловую энергию) должны осуществляться с определением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов в соответствии с законодательством.
Одним из условий применения повышающих коэффициентов, кроме исходящих из статьи 13 Закона N 261-ФЗ об обязанности собственников помещений в многоквартирном доме установить индивидуальные (квартирные) и общедомовые приборы учета, Правила N 354 и Правила N 124 содержат дополнительное условие, заключающееся в праве исполнителя коммунальных услуг в расчете с потребителями коммунальных услуг или праве ресурсоснабжающей организации в расчетах с исполнителем коммунальных услуг применить повышающий коэффициент при отсутствии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета.
Тем самым устанавливается правило о применении повышающих коэффициентов в расчетах за коммунальные услуги в случаях, установленных в Правилах N 354, и в расчетах за коммунальные ресурсы в случаях, установленных в подпункте "в" пункта 21.1 и в подпункте "е" пункта 22 Правил N 124, при отсутствии в жилом помещении и (или) в многоквартирном доме приборов учета (в случаях обязательного оборудования соответствующих помещений или многоквартирного дома индивидуальным, квартирным, общедомовым приборами учета) и отсутствии у исполнителя коммунальных услуг акта обследования, подтверждающего отсутствие технической возможности установки прибора учета.
Законность начисления повышающего коэффициента на ОДН подтверждена также Решением Верховного Суда Российской Федерации от 12 октября 2016 года N АКПИ16-779 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими подпункта "е" пункта 2, подпунктов "а","б","и" пункта 3 изменений в акты Правительства Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года N 603".
По данным истца, задолженность по оплате за повышающий коэффициент за период ноябрь - декабрь 2016 года составляет 13 888 руб. 94 коп.
Учитывая вышеизложенное и в соответствии со статьями 309, 310, 548, 539, 540 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции законно и обоснованно счел исковые требования подлежащими удовлетворению.
Доводы жалобы со ссылкой на судебную практику во внимание апелляционной инстанцией не принимаются, поскольку обстоятельства настоящего дела отличаются от обстоятельств дел, указанных в заявленной ответчиком судебной практике.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемого решения. Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы жалобы выражают несогласие с ними и в целом направлены на переоценку доказательств при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем, отклоняются судом апелляционной инстанции.
В связи с вышеизложенным Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Самарской области от 07 марта 2018 года, принятого по делу N А55-11088/2017 и для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 07 марта 2018 года, принятое по делу N А55-11088/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Куйбышевский производственный жилищно-ремонтный трест" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
С.Ю. Николаева |
Судьи |
Н.Ю. Пышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.