г. Саратов |
|
25 мая 2018 г. |
Дело N А12-42888/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Землянниковой В.В., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания до перерыва секретарем Самойловой Д.В., после перерыва - секретарем Щербаковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Зельгрос"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13 февраля 2018 года по делу N А12-42888/2017 (судья Пономарева Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Зельгрос" (ОГРН 1065050019605, ИНН 5050058510, 117546, г. Москва, ул. Подольских Курсантов, 26, 1)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области (ОГРН 1053444025920, ИНН 3444121098, 400005, г. Волгоград, пр-т Им В.И. Ленина, д. 50 Б)
о признании недействительным предписания и представления,
при участии в судебном заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью "Зельгрос" - Маслова С.С., действующего по доверенности от 28.06.2017 б/н,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Зельгрос" (далее - заявитель, ООО "Зельгрос") с заявлением о признании недействительными представления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области, ответчик) от 19.10.2017 N 07/6368, а также пункта 8 предписания Управления от 13.09.2017 N 495-06-17 об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Решением от 13 февраля 2018 года Арбитражный суд Волгоградской области отказал в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Зельгрос" о признании недействительными представления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области от 19.10.2017 N 07/6368, а также пункта 8 предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области от 13.09.2017 N 495-06-17 об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
ООО "Зельгрос" не согласилось с вынесенным решением и обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области извещено о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом, явку представителя не обеспечило.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 13.04.2018, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв до 24.05.2018 до 09 час. 15 мин.
Протокольное определение об объявлении перерыва оглашено в открытом судебном заседании; в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) размещена информация о времени и месте продолжения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя подателя жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 02.06.2017 N 950 Управлением Роспотребнадзора по Волгоградской области проведена плановая выездная проверка деятельности магазина, принадлежащего ООО "Зельгрос", расположенного по адресу: Волгоград, улица им. Маршала Еременко, 49.
В ходе проверки административным органом выявлены нарушения пункта 11 "Правила продажи отдельных видов товаров", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, в части предоставлении потребителю необходимой и достоверной информации о товарах, обеспечивающей возможность их правильного выбора, а именно: в магазине производилась розничная продажа сыров российских изготовителей без информации о наименованиях изготовителей сыров. На этикетках сыров российских изготовителей, расфасованных и упакованных магазином с наклейкой на потребительскую упаковку этикеток, представлена информация "Изготовитель: ООО "Зельгрос", при этом Общество не является изготовителем указанной продукции.
Указанные нарушения зафиксированы в протоколе осмотра от 02.08.2017 и акте проверки от 13.09.2017 N 950.
13 сентября 2017 года Управлением Роспотребнадзора по Волгоградской области Обществу выдано предписание N 495-06-17 об устранении выявленных нарушений обязательных требований, пунктом 8 которого предписано в срок до 13.12.2017 обеспечить предоставление потребителю необходимой и достоверной информации о товарах, обеспечивающей возможность их правильного выбора в части розничной продажи сыров российских изготовителей, предварительно расфасованных и упакованных в магазине "Зельгрос", с доведением до сведения потребителей достоверной информации о наименованиях изготовителей сыров (пункт 11 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55).
19 октября 2017 года Управлением Роспотребнадзора по Волгоградской области вынесено постановление N 6368, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Генеральному директору бщества с ограниченной ответственностью "Зельгрос" Ципфель М-А. выдано представление от 19.10.2017 N 07/6368, которым предложено принять меры по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, рассмотреть представление в срок не позднее одного месяца со дня его получения и направить в адрес управления документально подтвержденный и мотивированный ответ о принятых мерах по результатам его рассмотрения.
Полагая, что представление и пункт 8 предписания является незаконным и нарушающим его права и законные интересы, ООО "Зельгрос" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что предписание от 13.09.2017 N 495-06-17 и представление 19.10.2017 N 07/6368е Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в части пункта 8 выданы уполномоченным органом, соответствуют требованиям действующего законодательства и являются законными и обоснованными.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов заинтересованных лиц в силу вышеуказанной нормы права, необходимо наличие таких условий, как несоответствие (противоречие) ненормативного правового акта закону или иному правовому акту и нарушение этим решением прав и законных интересов юридического лица.
В отношении оспаривания заявителем пункта 8 предписания Управления от 13.09.2017 N 495-06-17 об устранении выявленных нарушений обязательных требований суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как указано выше, в ходе проверки административным органом установлено нарушение Обществом пункта 11 "Правила продажи отдельных видов товаров", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, в части предоставлении потребителю необходимой и достоверной информации о товарах, обеспечивающей возможность их правильного выбора, а именно: в магазине производилась розничная продажа сыров российских изготовителей без информации о наименованиях изготовителей сыров. На этикетках сыров российских изготовителей, расфасованных и упакованных магазином с наклейкой на потребительскую упаковку этикеток, представлена информация "Изготовитель: ООО "Зельгрос", при этом Общество не является изготовителем указанной продукции.
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора; по отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 8 пункта 2 статьи 10 данного о защите прав потребителей, указываемая информация об адресе (месте нахождения), фирменном наименовании (наименовании) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера, входит в состав обязательной информации о товаре.
Отсутствие данной информации в силу пункта 1 названной нормы, рассматривается как непредставление необходимой информации, обеспечивающей возможность правильного выбора товара, и является грубым нарушением прав потребителя.
Согласно пункту 11 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила продажи), продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.
Согласно пункту 5.4.2. СТО 96267104-014-2015 "Сыры и сырные продукты фасованные. Технические условия" на маркировке потребительской упаковки должна содержаться информация о наименовании и месте нахождении изготовителя сыра.
Довод заявителя о том, что общество с ограниченной ответственностью "Зельгрос" является изготовителем сыров и сырных продуктов, фасованных магазином ООО "Зельгрос", следовательно, изготовитель товара указан верно - ООО "Зельгрос", был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и правомерно судом отклонен.
Согласно протоколу осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений от 02.08.2017, составленном при участии представителя заявителя - генерального директора по доверенности Киселева А.А., а так же двух понятых, и подписанному Киселевым А.А. без возражений, в помещении торгового зала магазина Общества на торговых полках в розничной продаже находятся сыры российского производства, расфасованные в полимерную пленку магазином ООО "Зельгрос"; информация о производителе товара отсутствует; на этикетках изготовителем указан ООО "Зельгрос". К протоколу прилагаются перечень сыров, расфасованных в ООО "Зельгрос", имеющихся в продаже не 02.08.2017, ценники на товар, образцы этикеток (т.1, л.д. 143-145).
Согласно перечню сыров, расфасованных в ООО "Зельгрос", имеющихся в продаже не 02.08.2017, подписанному представителем ООО "Зельгрос" Киселевым А.А., в продаже имелся сыр различных производителей: ООО "Западная сыродельная компания" г. Брянск; Сыродельный завод Семикаракорский, г.Семикараковск и др. (т.1, л.д. 146).
Например, согласно названному перечню производителем сыра маасдам, три короны, 45% является ООО "Западная сыродельная компания" г. Брянск, на этикетке изготовителем указан ООО "Зельгрос" (т.1, л.д. 147).
Ссылка Общества на тот факт, что Общество производит технологическую обработку сыра и сырных продуктов таким образом, что они становятся готовыми (фасованными) для реализации потребителям, отклоняется судом апелляционной инстанции.
В обоснование указанного довода Общество ссылается на абзац 2 пункта 3.5.2 ГОСТ Р51074-2003.
В соответствии с пунктом 2.2 ГОСТа Р 51074-2003. Национальный стандарт Российской Федерации. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования, утвержденного Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 29.12.2003 N 401-ст, изготовитель - организация любой формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, производящие пищевые продукты для реализации потребителям.
Согласно пункту 3.5.2 данного ГОСТа, когда сырье, полуфабрикаты, пищевые продукты (например, чай, кофе, скот и птица для убоя или мясо для переработки, молоко, растительное масло, крупа, мука и т.п.) поставляют на предприятия, осуществляющие технологическую обработку, которая изменяет их свойства и/или превращает их в пищевые продукты, готовые (в т.ч. фасованные) для реализации потребителям, изготовителем и упаковщиком таких пищевых продуктов считают указанные предприятия.
Как пояснил представитель Общества суду апелляционной инстанции, поступающий от производителей сыр в головках расфасовывается для реализации покупателям в полимерную пленку.
В данном случае, поступивший от производителей сыр готов к реализации потребителям; действия заявителя по упаковке нарезанных порционно кусков готовой продукции в полимерную пленку не изменяют свойства продукции, не превращает их в пищевые продукты, готовые для реализации потребителям.
Доказательств обратного судам не представлено.
Как указано выше, отсутствие информации о реальном производителе товара в силу норм действующего законодательства рассматривается как непредставление необходимой информации, обеспечивающей возможность правильного выбора товара, и является грубым нарушением прав потребителя.
Довод Общества о том, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Волгоградской области от 19.01.2018 по делу N А12-42887/2017 отменено постановление о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так же отклоняется судебной коллегией, поскольку постановление отменено в связи с нарушением административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии нарушения и законности предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области от 13.09.2017 N 495-06-17 в части пункта 8 с требованием об устранении такого нарушения.
В отношении оспаривания заявителем представления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области от 19.10.2017 N 07/6368 суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
В абзаце 4 пункта 20.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что отдельное обжалование представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, осуществляется в случаях и в порядке, определенных главой 24 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Статьей 29.13 КоАП РФ предусмотрено право административного органа, рассматривающего дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, на внесение в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представления о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Как следует из резолютивной части представления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области от 19.10.2017 N 07/6368, данное представление вынесено в адрес генерального директора ООО "Зельгрос" Ципфель М-А.
Следовательно, отрицательные последствия за неисполнение указанного представления могут возникнуть для конкретного должностного лица, а не для организации - заявителя по настоящему делу.
При таких обстоятельствах, поскольку оспариваемое представление не адресовано Обществу, данное представление не нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований Общества в данной части так же не имеется.
Суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены, либо изменения решения суда первой инстанции.
Апелляционная жалоба общества с ограниченной ответственностью "Зельгрос" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13 февраля 2018 года по делу N А12-42888/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.