г. Воронеж |
|
17 мая 2018 г. |
Дело N А14-16116/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 мая 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей Михайловой Т.Л.
Протасова А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сывороткиной Е.Е.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Строймаркет-Черноземье": Кардашов С.Н. - представитель по доверенности от 17.010.2017;
от Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Черноземье" Федерального дорожного агентства": Терпугов Р.В. - юрисконсульт юридического отдела, доверенность N 1-15/08 от 09.04.2018;
от Администрации городского округа город Воронеж в лице Управления главного архитектора городского округа администрации городского округа город Воронеж: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строймаркет-Черноземье" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 13.03.2018 по делу N А14-16116/2017 (судья Ловчикова Н.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строймаркет-Черноземье" (ОГРН 1063667298023, ИНН 3663063191) о признании незаконным отказа Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Черноземье" Федерального дорожного агентства" (ОГРН 1033600020520, ИНН 3664038656) в выдаче разрешения на строительство объекта дорожного сервиса, изложенного в письме N 3486-15/06 от 11.09.2017, обязании выдать разрешение на строительство объекта дорожного сервиса на земельном участке, кадастровый номер 36:34:0601010:134/1,
третье лицо: Администрация городского округа город Воронеж в лице Управления главного архитектора городского округа администрации городского округа город Воронеж,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Строймаркет-Черноземье" (далее - заявитель, ООО "Строймаркет-Черноземье") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Федеральному казенному учреждению "Федеральное управление автомобильных дорог "Черноземье" Федерального дорожного агентства" (далее - ответчик, ФКУ "Черноземуправтодор") о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство объекта дорожного сервиса, выраженный в письме N 3486-15/06 от 11.09.2017, обязании выдать разрешение на строительства объекта дорожного сервиса на земельном участке, кадастровый номер 36:34:0601010:134/1.
Дело рассматривалось при участии третьего лица Администрация городского округа город Воронеж в лице Управления главного архитектора городского округа администрации городского округа город Воронеж.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 13.03.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Строймаркет-Черноземье" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Указывает, что спорный градостроительный план соответствует требованиям Градостроительного Кодекса РФ, обязанность по подготовке документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства законом не предусмотрена. Заявитель полагает, что у "Черноземуправтодор" отсутствовали основания для отказа в выдаче разрешения на строительство, установленные ч. 13 ст. 51 ГРК РФ.
К материалам дела приобщен отзыв "Черноземуправтодор" на апелляционную жалобу.
Представитель ООО "Строймаркет-Черноземье" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Черноземье" Федерального дорожного агентства" не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в представленном суду отзыве, просил оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание Администрация городского округа город Воронеж явку своих представителей не обеспечила, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В судебном заседании объявлялся перерыв до "09" часов "55" минут "10" мая 2018 года.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Земельный участок с кадастровым номером 36:34:0601010:134 является собственностью Российской Федерации (свидетельство о праве собственности N 36-36- 01/128/2009-823 от 06.11.2009).
Правообладателем указанного земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования является Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Черноземье" Федерального дорожного агентства" (зарегистрировано в ЕГРПН N 36-36-01/120/2011- 385 от 02.11.2011). Категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: полоса отвода автодороги М-4 "Дон".
Распоряжением Федерального дорожного агентства Министерства транспорта РФ от 29.06.2015 N 1109-р земельный участок площадью 3654 кв.м с кадастровым номером 56:34:0601010:134 (учетный номер части 1) предоставлен ООО "СТРОЙМАРКЕТ-ЧЕРНОЗЕМЬЕ" на праве ограниченного пользования (сервитута) для строительства и эксплуатации объектов дорожного сервиса.
Соглашением об установлении сервитута N 15 от 8 июля 2015 года, заключенным с Федеральным казенным учреждением "Федеральное управление автомобильных дорог "Черноземье" Федерального дорожного агентства (ФКУ "Черноземуправтодор"), земельный участок площадью 3654 кв. м, входящий в состав земельного участка с кадастровым номером 56:34:0601010:134 (учетный номер части 1), предоставлен Обществу для строительства и эксплуатации объектов дорожного сервиса (пункта технического обслуживания автомобилей, кафе и мотеля).
Соглашение об установлении сервитута было в установленном порядке зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области с внесением в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи регистрации от 05.08.2015 N 36-36/001-56 001/097/2015-2524/1.
Управлением главного архитектора Администрации городского округа город Воронеж Обществу выдан градостроительный план земельного участка N RU36302000- 0000000000007315, утвержденный приказом заместителя главы Администрации городского округа по градостроительству от 09.12.2016 N869 (во исполнение решения Арбитражного суда Воронежской области от 18.12.2015 по делу N А14- 14338/2015).
ООО "СТРОЙМАРКЕТ-ЧЕРНОЗЕМЬЕ" обратилось в Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Черноземье" Федерального дорожного агентства" с заявлением от 03.07.2017 года о выдаче разрешения на строительство объекта дорожного сервиса на земельном участке с местоположением: Воронежская область, г. Воронеж, земельный участок расположен в юго-западной части кадастрового квартала 36:34:0601010, кадастровый номер 36:34:0601010:134/1.
Письмом ФКУ "Черноземуправтодор" от 10.07.2017 года исх. N 2684-15/06 Обществу рекомендовано привести материалы, содержащиеся в проектной документации, в соответствие с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию"; кроме того, указанным письмом ФКУ "Черноземуправтодор" предложило Обществу привести заявление о выдаче разрешения на строительство в соответствие с требованиями Административного регламента Федерального дорожного агентства предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на строительство, реконструкцию, а также на ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования федерального значения либо их участков; частных автомобильных дорог, строительство, реконструкцию которых планируется осуществлять на территории двух и более субъектов Российской Федерации; выдаче разрешений на строительство в случае прокладки или переустройства инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения; выдаче разрешений на строительство, реконструкцию, а также на ввод в эксплуатацию пересечений и примыканий к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения; объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения, утвержденного Приказом Минтранса России от 28.06.2012 N 186.
ООО "СТРОЙМАРКЕТ-ЧЕРНОЗЕМЬЕ", с учетом указанных ответчиком замечаний, в соответствии с требованиями указанного Административного регламента, обратилось в ФКУ "Черноземуправтодор" с заявлением от 07.08.2017 исх. N 1.
Обращаясь с заявлениями, Общество предоставило: градостроительный план, соглашение об установлении сервитута, проектная документация, в том числе общая пояснительная записка, архитектурное решение, схема планировочной организации земельного участка, проект организации строительства, перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов.
Как установлено в ходе судебного разбирательства и не опровергается Управлением, проектная документация содержала необходимые согласования. Кроме того, были предоставлены сведения об основных показателях объекта капитального стрительства.
Письмом от 11.09.2017 года исх. N 3485-15/06 ФКУ "Черноземуправтодор" отказало Обществу в выдаче разрешения на строительство.
Основанием к отказу в выдаче разрешения на строительство послужило отсутствие документации по планировке территории.
Не согласившись с указанным отказом, ООО "СТРОЙМАРКЕТ-ЧЕРНОЗЕМЬЕ" обратилось в суд о признании его незаконным.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что отсутствие у заявителя проекта планировки территории, а также отсутствие в представленном заявителем градостроительном плане земельного участка от 05.12.2016 N RU36302000-0000000000007315 указаний на зоны планируемого размещения объекта капитального строительства, является правомерным и обоснованным основанием ФКУ "Черноземуправтодор" для отказа в выдаче заявителю разрешения на строительство.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт. решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу пункта 3 части 2 статьи 30 ГрК РФ Градостроительные регламенты являются составной частью Правил землепользования и застройки.
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются в том числе: 1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; 2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; 3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации; 4) расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения (пункт 6 статьи 30 ГрК РФ).
Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (часть 1 статья 36 ГрК РФ).
Подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает в себя в том числе, чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: красные линии, границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства; положения об очередности планируемого развития территории, содержащие этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и этапы строительства, реконструкции необходимых для функционирования таких объектов, материалы по обоснованию проекта планировки территории с обоснованием определения границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Состав и содержание проектов планировки территории, предусматривающих размещение одного или нескольких линейных объектов, устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 42 ГрК РФ).
Согласно пункту 10.1 части 10 статьи 1 ГрК РФ линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В силу части 4 статьи 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, в границах территорий общего пользования; на земельные участки предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами.
Согласно части 7 статьи 36 ГрК РФ использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Согласно перечню автомобильных дорог общего пользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 года N 928 автомобильная дорога М-4 "Дон" к автомобильным дорогам общего пользования Федерального значения.
На основании статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - Закон N257-ФЗ) полосой отвода автомобильной дороги являются земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.
Объектами дорожного сервиса являются здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных законом (ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса).
Получению разрешения на строительство, как следует из ст. 38, ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса, предшествует подготовка проектной документации, которая представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. Проектная документация должна быть подготовлена на основании результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка, в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (ч. 11 ст. 48 Градостроительного кодекса).
Согласно части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 41 ГрК РФ градостроительный план земельного участка может являться одним из видов документации по планировке территории.
По смыслу статей 41 - 46 ГрК РФ градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые установлены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный конкретный участок.
В силу части 1.1. статьи 51 ГрК РФ в случае, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации установленным в соответствии с частью 7 статьи 36 настоящего Кодекса требованиям к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.
В силу части 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Частью 7 статьи 51 ГрК РФ установлено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления.
К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
з) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
Частью 10 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.
Согласно части 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство
проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям;
выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Частью 13 статьи 51 Грк РФ установлено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Таким образом, часть 13 статьи 51 ГрК РФ содержит закрытый перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Из материалов дела усматривается, что основанием для оспариваемого отказа в выдаче разрешения на строительство послужило 1) отсутствие в градостроительном плане земельного участка информации о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории, 2) отсутствие проекта планировки территории.
В рассматриваемом случае земельный участок был предоставлен для строительства объектов дорожного сервиса.
Проект планировки территории необходим в качестве документа, устанавливающего требования к подлежащей застройке территории, лишь в том случае, когда подготовка по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является необходимой, например, для линейных объектов.
Спорные объекты являются объектами капитального строительства, не относятся к линейным.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что уполномоченному органу следовало осуществить проверку представленной проектной документации строительства объекта недвижимости на соответствие градостроительному плану.
В данном случае градостроительный план выдан во исполнение решения Арбитражного суда Воронежской области от 18.12.2015 по делу N А14- 14338/2015.
Градостроительный план не был оспорен, соответствует нормативным требованиям к его форме и содержанию, действовавшим на дату его выдачи, содержит все необходимые и возможные сведения.
Перечень необходимой информации, содержащейся в градостроительном плане, приведен в части 3 статьи 57.3 Градостроительного кодекса РФ.
Хотя к такой информации и относятся сведения: о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории, но указываются в градостроительном плане лишь при его наличии.
Запроектированный объект не относится к линейным объектам, проект планировки в связи со строительством либо реконструкцией дороги не утверждался, в связи с чем, его отсутствие не препятствует выдаче разрешения на строительство в данном случае.
Указанный земельный участок индивидуально определен, в соглашении о сервитуте N 15 от 08.07.2015 описаны границы предоставленной обществу части земельного участка.
Кроме того, в кадастровой выписке на земельный участок с номером 36:34:0601010:134 содержатся сведения о геодезических координатах поворотных точек, характеризующих границы части земельного участка, кадастровый номер 36:34:0601010:134/1.
Таким образом, границы зоны планируемого размещения объекта капитального строительства определены, имелись сведения о площади и расположении относительно границ всего земельного участка, части земельного участка с кадастровым номером 36:34:0601010:134/1.
Указанные обстоятельства также установлены в рамках дела А14-14338/2015.
Земельный участок с кадастровым номером 36:34:0601010:134 (учетный номер части 1) площадью 3654 кв. м был предоставлен ООО "СТРОЙМАРКЕТ-ЧЕРНОЗЕМЬЕ" на праве ограниченного пользования (сервитута) для строительства и эксплуатации объектов дорожного сервиса на основании Соглашения об установлении сервитута N 15 от 8 июля 2015 года, которое заключено с Федеральным казенным учреждением "Федеральное управление автомобильных дорог "Черноземье" Федерального дорожного агентства (ФКУ "Черноземуправтодор").
Согласно п. 1 предметом соглашения N 15 от 08.07.2015 является предоставление пользователю земельного участка, площадью 3654 кв.м., границы которого обозначены в кадастровой выписке от 05.05.2015 N 36- 00/5001/2015-201138, входящего в состав земельного участка с кадастровым номером 36:34:0601010:134 (учетный номер части 1), расположенного в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-134 подъездная дорога от автомобильной дороги М-4 "Дон" к г. Воронежу, для установления сервитута в целях строительства и эксплуатации объектов дорожного сервиса (пункта технического обслуживания автомобилей, кафе и мотеля) на км. 11+500 (слева).
Проектная документация содержит согласования, необходимые, согласно градостроительному плану, в том числе, в соответствии с Воздушным Кодексом РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ при подготовке документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения (далее - документация по планировке территории), может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Согласно Приказу Минтранса России от 06.07.2012 N 199 "Об утверждении Порядка подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения" подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях: устойчивого развития территории; установления границ земельных участков, на которых размещены конструктивные элементы автомобильной дороги, дорожные сооружения и на которых расположены объекты дорожного сервиса; выделения элементов планировочной структуры, установления (определения) границ зон планируемого размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения, границ зон планируемого размещения объектов дорожного сервиса.
Документация по планировке территории подготавливается на основании утвержденной схемы территориального планирования Российской Федерации, в которой предусмотрено размещение объекта капитального строительства федерального значения.
До утверждения схемы территориального планирования Российской Федерации - на основании принятых (утвержденных) в установленном порядке, но не позднее срока, установленного статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Документация по планировке территории служит исходными данными для проектирования автомобильной дороги общего пользования федерального значения, принятия решений о резервировании земель для ее строительства, изъятия земельных участков для государственных нужд в целях размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения.
В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до 31 декабря 2012 проектная документация на строительство и реконструкцию автомобильных дорог может разрабатываться на основе градостроительных планов земельных участков с предоставлением градостроительных планов земельных участков в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации.
При этом разработка и предоставление проекта планировки территории, предусматривающего размещение автомобильной дороги общего пользования федерального значения, и проекта межевания территории не требуется.
Решение о подготовке документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог Государственной компании "Российские автомобильные дороги", принимается Федеральным дорожным агентством путем издания соответствующего распорядительного акта на основании письменного заявления Государственной компании "Российские автомобильные дороги".
Письменное заявление подведомственных Федеральному дорожному агентству учреждений или Государственной компании "Российские автомобильные дороги" о принятии Федеральным дорожным агентством решения о подготовке документации по планировке территории должно содержать проект задания на подготовку документации по планировке территории.
Проект задания на подготовку документации по планировке территории разрабатывается подведомственными Федеральному дорожному агентству учреждениями и утверждается Федеральным дорожным агентством. Проект задания на подготовку документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог Государственной компании "Российские автомобильные дороги", разрабатывается Государственной компанией "Российские автомобильные дороги" и утверждается Федеральным дорожным агентством.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании задания на подготовку документации по планировке территории.
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
Основная часть проекта планировки территории включает в себя, в том числе, технические параметры проектируемой автомобильной дороги общего пользования федерального значения (класс, категория, число полос движения).
Из указанных норм следует, что градостроительный план служит источником информации для разработки проекта планировки территории, а не наоборот, что на основании градостроительного плана возможно проектирование и линейных объектов, что проект планировки разрабатывается в случае планируемого строительства (реконструкции) линейного объекта и не может быть разработан и утвержден на основании любого заинтересованного хозяйствующего субъекта, как утверждает представитель Управления.
Кроме того, в рассматриваемом случае планируемым является строительство объекта дорожного сервиса, а не линейного объекта.
В связи с чем, в отсутствие проекта планировки территории довод о необходимости предоставлении иных сведений со ссылкой на неуказание в градостроительном плане данных из проекта планировки территории, а следовательно, и оспариваемый отказ - являются незаконным.
Таким образом, при соответствии представленной проектной документации строительства объекта недвижимости градостроительному плану, в силу части 1.1. статьи 51 ГрК РФ в случае, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации установленным в соответствии с частью 7 статьи 36 настоящего Кодекса требованиям к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.
Вместе с тем, рассматривая заявление о выдаче разрешение на строительство, Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Черноземье" Федерального дорожного агентства" не совершило надлежащим образом действий в соответствии со статьей 51 ГрК РФ, при этом приняв безосновательное решение об отказе.
Тем самым заявитель в нарушение закона был лишен права приступить к строительству на земельном участке, в соответствии с целью его предоставления.
С учётом изложенного, требования общества с ограниченной ответственностью "Строймаркет-Черноземье" подлежат удовлетворению, а решение Арбитражного суда Воронежской области от 13.03.2018 по настоящему делу - отмене.
Согласно п. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
Общества с ограниченной ответственностью "Строймаркет-Черноземье" в первой инстанции за рассмотрение заявления уплатило 3000 рублей госпошлины по платежному поручению от 13.09.2017 N 427839.
За рассмотрение апелляционной жалобы Общество уплатило госпошлину по чеку-ордеру от 15.03.2018 N 27 в размере 1500 рублей.
По результатам рассмотрения дела с Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Черноземье" Федерального дорожного агентства" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Строймаркет-Черноземье" в возмещение расходов по оплате госпошлины подлежат взысканию 4500 рублей, понесенных им в связи с обращением за судебной защитой.
На основании изложенного, руководствуясь часть 2 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 13.03.2018 по делу N А14-16116/2017 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Признать незаконным отказ Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Черноземье" Федерального дорожного агентства" (ОГРН 1033600020520, ИНН 3664038656) в выдаче разрешения на строительство объекта дорожного сервиса, изложенный в письме N 3486-15/06 от 11.09.2017.
Обязать Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Черноземье" Федерального дорожного агентства" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.
Взыскать с Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Черноземье" Федерального дорожного агентства" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Строймаркет-Черноземье" (ОГРН 1063667298023, ИНН 3663063191) в возмещение расходов по оплате государственной пошлины 3000 рублей, уплаченных по платежному поручению от 13.09.2017 N 427839, 1500 рублей, уплаченных по чеку-ордеру от 15.03.2018 N 27.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Т.Л. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.