г. Владимир |
|
25 мая 2018 г. |
Дело N А39-411/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.05.2018.
Постановление в полном объеме изготовлено 25.05.2018.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Клемашова Сергея Николаевича на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 02.03.2018 по делу N А39-411/2018, принятое судьей Волковой Е.В. по заявлению прокурора Ардатовского района Республики Мордовия о привлечении главы крестьянского (фермерского) хозяйства Клемашова Сергея Николаевича к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании принял участие представитель прокурора Ардатовского района Республики Мордовия - Куропаткин А.В. на основании поручения от 10.05.2018 N 8-108-2018/6866.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Клемашова Сергея Николаевича - надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился (уведомление N 72435), в ходатайстве от 23.04.2018 (входящий номер 01АП-2886/18 от 07.05.2018) просит рассмотреть жалобу в свое отсутствие.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Прокуратурой Ардатовского района Республики Мордовия проведена проверка соблюдения главой крестьянского (фермерского) хозяйства Клемашовым Сергеем Николаевичем требований законодательства, регулирующего оборот продовольственных товаров, санитарно-эпидемиологического законодательства.
Усмотрев в действиях Клемашова С.Н. состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прокурор Ардатовского района Республики Мордовия вынес постановление от 18.01.2018 о возбуждении дела об административном правонарушении.
Поскольку в силу статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подведомственны судьям арбитражных судов, прокурор Ардатовского района Республики Мордовия обратился в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о привлечении Клемашова С.Н. к административной ответственности.
Решением от 02.03.2018 Клемашов С.Н. привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением штрафа в размере 30 000 рублей.
В апелляционной жалобе Клемашов С.Н. указывает, что продукция с истекшим сроком годности не продавалась, была сложена в морозильную камеру до момента оформления торговым представителем возврата. Замороженная продукция была возвращена 25.12.2017.
Указывает также, что допущенное Клемашовым С.Н. правонарушение совершено в процессе розничной продажи товаров населению, которое охватывается диспозицией статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Прокуратура Ардатовского района Республики Мордовия в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
На основании пункта 2 статьи 3, пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее по тексту - Федеральный закон N29-ФЗ) не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые: не соответствуют требованиям нормативных документов; не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли; не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации.
Указанные пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Согласно статье 36 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее по тексту - Федеральный закон N184-ФЗ) за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 17 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее по тексту - ТР ТС 021/2011) установлено, что случае реализация пищевой продукции, неупакованной в потребительскую упаковку, продавец обязан довести информацию о такой продукции до потребителя
Данная обязанность также регламентирована техническим регламентом Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки", утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881 "О принятии технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (далее по тексту - ТР ТС 022/2011).
Пунктом 1 части 4.1 статьи 4 ТР ТС 022/2011 установлено, что маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения: наименование пищевой продукции; состав пищевой продукции, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части 4.4 настоящей статьи и если иное не предусмотрено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; количество пищевой продукции; дату изготовления пищевой продукции; срок годности пищевой продукции; условия хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки; 7) наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции (далее - наименование и место нахождения изготовителя), а также в случаях, установленных настоящим техническим регламентом Таможенного союза, наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица, наименование и место нахождения организации-импортера или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя-импортера (далее -наименование и место нахождения импортера); рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению пищевой продукции в случае, если ее использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено, либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции; показатели пищевой ценности пищевой продукции с учетом положений части 4.9 настоящей статьи; сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов (далее - ГМО); единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
Пунктом 13 части 4.4 статьи 4 ТР ТС 022/2011 установлено, что компоненты (в том числе пищевые добавки, ароматизаторы), биологически активные добавки, употребление которых может вызвать аллергические реакции или противопоказано при отдельных видах заболеваний и которые приведены в пункте 14 части 4.4 настоящей статьи, указываются в составе пищевой продукции независимо от их количества.
Пунктами 2, 3 части 4.12 статьи 4 ТР ТС 022/2011 установлено, что сведения, предусмотренные подпунктами 1, 4 - 6 пункта 1 части 4.1 и пунктом 13 части 4.4 настоящей статьи, должны наноситься на потребительскую упаковку и (или) на этикетку, удаление которой с потребительской упаковки затруднено, при этом сведения, предусмотренные подпунктами 2, 3, 7 - 11 пункта 1 части 4.1 настоящей статьи, должны наноситься па потребительскую упаковку и (или) на этикетку, и (или) листок-вкладыш, и (или) на листок-вкладыш, помещаемый в каждую упаковочную единицу либо прилагаемый к каждой упаковочной единице.
Согласно пункту 5 части 4.12 статьи 4 ТР ТС 022/2011 при фасовании пищевой продукции организациями розничной торговли в отсутствие потребителя на потребительской упаковке или на прикрепленной к ней этикетке должны быть указаны наименование пищевой продукции, дата ее изготовления, срок ее годности и условия хранения. Иные сведения, предусмотренные пунктом 1 части 4.1 и пунктом 13 части 4.4 настоящей статьи, доводятся до потребителя любым способом, обеспечивающим возможность обоснованного выбора этой пищевой продукции (в том числе путем нанесения на потребительскую упаковку и (или) этикетку, и (или) на листок-вкладыш, помещаемый в каждую упаковочную единицу или прилагаемый к каждой упаковочной единице продукции).
В соответствии с частью 1 статьи 10 ТР ТС 021/2011 продавцы обязаны осуществлять, в частности, процессы хранения и реализации пищевой продукции таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Согласно частей 7, 9, 12 статьи 17 ТР ТС 021/2011 при хранении и реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и срок годности, установленные изготовителем. Установленные изготовителем условия хранения должны обеспечивать соответствие пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Пищевая продукция, находящаяся на хранении, должна сопровождаться информацией об условиях хранения, сроке годности данной продукции.
В соответствии с частью 4 статьи 40 Федерального закона N 29-ФЗ в случае, если при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий допущено нарушение, приведшее к утрате пищевыми продуктами, материалами и изделиями соответствующего качества и приобретению ими опасных свойств, граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица, осуществляющие реализацию пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны снять такие пищевые продукты, материалы и изделия с реализации, обеспечить их отзыв от потребителей, направить некачественные и опасные пищевые продукты, материалы и изделия на экспертизу, организовать их утилизацию или уничтожение.
В соответствии с пунктом 8.24 "СП 2.3.6.1066-01. 2.3.5. Предприятия торговли. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и оборочу в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.09.2001 (далее - СП 2.3.6.1066-01), в организациях торговли запрещается реализация продукции: без наличия качественного удостоверения (для продукции российского производства), сопроводительных документов, подтверждающих их происхождение, качество и безопасность; без этикеток (или листов-вкладышей): с истекшими сроками годности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.1997 N 720 утвержден Перечень товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению, а указанный Перечень включены (коды (Ж 005-93): полуфабрикаты мясные и кулинарные изделия (ОК 92 1400).
Запрет на реализацию пищевых продуктов, материалов и изделий е истекшим сроком годности установлен пунктом 5 статьи 5 Закона N 2300-1 и статьи 3 Федерального закона N 29-ФЗ.
Согласно пункту 4 статьи 5 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" указано на то, что продукты питания с истекшими сроками годности считаются непригодными для использования по назначению.
Кроме того, в силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона N 29-ФЗ не могут находиться в обороте пищевые продукты, которые не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 19 Федерального закона N 29-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие хранение, пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны соблюдать требования нормативных документов к условиям хранения пищевых продуктов и подтверждать соблюдение таких требований соответствующими записями в товарно-сопроводительных документах. Хранение пищевых продуктов допускается в специально оборудованных помещениях, сооружениях, которые должны соответствовать требованиям нормативных документов.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки прокуратурой Ардатовского района Республики Мордовия установлено, что Клемашовым С.Н. в магазине выставлены на продажу товары с истекшим сроком годности: пельмени "Домашние пельмени" категории В (мясной полуфабрикат в тесте замороженный), масса 500 г, изготовитель: общество с ограниченной ответственностью "МПК "Атяшевский", адрес производства: Республика Мордовия, г. Саранск, Александровское шоссе, д. 7, дата изготовления и упаковывания: 17.06.2017; срок годности: 4 месяца; срок годности истек 17.10.2017; цена одной упаковки - 85 рублей; на реализации 3 упаковки (хранение осуществлялось в холодильной камере).
При осмотре морозильных камер, находящихся в торговом зале магазина, в которых осуществляется хранение и реализация мясной продукции, административным органом было выявлено хранение мясной продукции в полиэтиленовых пакетах без маркировки, а именно: пельмени (цена 186 рублей за 1 кг.), котлеты (цена 245 рублей за 1 кг.).
В торговом зале магазина на столе на реализации находилась хлебобулочная продукция: хот-доги (на реализации - 7 шт., цена 30 рублей за 1 шт.), гамбургеры (на реализации - 6 шт., цена - 38 рублей за 1 пит.), данные хлебобулочные изделия реализуются без каких-либо этикеток с информацией о вышеуказанной реализуемой продукции.
Выявленные нарушения законодательства представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья покупателей указанной продукции, потребление пищевой продукции с истекшим сроком годности может спровоцировать возникновение желудочно-кишечных инфекций.
Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела фотоматериалами, актом проверки от 09.01.2018, объяснениями Клемашова С.Н., постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 18.01.2018.
Клемашов С.Н., как субъект предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли имел возможность для соблюдения установленных норм и правил, однако не предпринял возможных и достаточных мер к их соблюдению.
Доводы Клемашова С.Н. о том, что продукция с истекшим сроком годности не продавалась и была возвращена поставщику, в настоящее время торговая точка, в которой выявлено нарушение, закрыта, обоснованно не приняты судом первой инстанции, поскольку не опровергают факт выявленных нарушений.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что реализация мясных полуфабрикатов с истекшим сроком хранения влечёт непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан, вывод административного органа и суда первой инстанции о наличии в действиях Клемашова С.Н. состава вменённого правонарушения соответствует материалам дела.
Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве дела об административном правонарушении судом не установлено.
Наказание Клемашову С.Н. назначено в пределах установленной санкции и срока давности. Признаков малозначительности в совершённом деянии не имеется.
Довод заявителя апелляционной жалобы о необходимости применения части 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отклоняется судом апелляционной инстанции, как основанный на неверном толковании норм материального права.
Таким образом, Арбитражный суд Республики Мордовия полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьями 202, 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делам о привлечении к административной ответственности не уплачивается, в связи с чем уплаченная Клемашовым С.Н. при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в сумме 3000 рублей подлежит возврату на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 02.03.2018 по делу N А39-411/2018 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Клемашова Сергея Николаевича оставить без удовлетворения.
Возвратить Клемашову Сергею Николаевичу из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 рублей, уплаченную по чек-ордеру от 06.03.2018.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.