г. Пермь |
|
25 мая 2018 г. |
Дело N А60-72296/2017 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Григорьевой Н.П.,
рассмотрев в порядке ст. 272.1 АПК РФ без вызова сторон апелляционную жалобу ответчика, ООО "Фармахан",
На мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области.
от 16 марта 2018 года,
принятое судьей Зыряновой Т.С.,
по делу N А60-72296/2017,
рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по иску Министерства здравоохранения Свердловской области (ОГРН 1036603497028, ИНН 6660010415)
к ООО "Фармахан" (ОГРН 1127747053785, ИНН 7726706840)
о взыскании неустойки по государственному контракту,
установил:
Министерство здравоохранения Свердловской области (истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Фармахан" (далее - ответчик, ООО "Фармахан") о взыскании неустойки за просрочку поставки товара по государственному контракту N 0162200009115000488-0025448-01 от 28.01.2016 в размере 40 818 руб. 29 коп. за период с 02.08.2016 по 26.09.2016 (с учетом уточнения иска, принятого арбитражным судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со ст. 228 АПК РФ.
Мотивированным решением суда от 16.03.2018 (резолютивная часть решения вынесена 05.03.2018) иск удовлетворен. Кроме того, с ответчика в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 2 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что при расчете неустойки не должна применяться учетная ставка Центрального Банка РФ, действующая на момент вынесения решения, а не на момент предъявления претензии. В апелляционной жалобе ответчиком приведен расчет неустойки исходя из действующей на момент вынесения решения ставки рефинансирования, согласно которому сумма неустойки составила 30 613 руб. 71 коп. Полагает, что указанная сумма неустойки должна быть списана, так как не превышает 5% цены контракта. По мнению ответчика, сумма неустойки явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства и подлежит снижению.
В соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 272.1 АПК РФ. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте суда www.17aas.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между Министерством здравоохранения Свердловской области (заказчик) и ООО "Фармахан" (поставщик) 28.01.2016 заключен государственный контракт N 0162200009115000488-0025448-01 (далее - контракт), согласно п. 2.1 которого заказчик поручает и обязуется обеспечить оплату поставленного товара, а поставщик принимает на себя обязательства поставить товар на условиях настоящего контракта в соответствии со спецификацией (Приложение N 1).
Согласно п. 2.3 контракта поставка товара осуществляется в период с 01.03.2016 по 31.07.2016 включительно.
Цена контракта составляет 728 897 руб. 95 коп. (п. 3.1 контракта).
В соответствии с п. 8.1 контракта фактической датой поставки считается дата, указанная в накладной (товарной/товарно-транспортной).
Из материалов дела следует, что фактически товар был поставлен 26.09.2016, что подтверждается товарной накладной от 22.09.2016 N Ф160922013.
Согласно п. 13.3 контракта в случае просрочки исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику требование об уплате неустоек (штрафов, пени).
Согласно п. 13.4 контракта пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком, и определяется по формуле П = (Ц - В) х С (где Ц - цена контракта; В - стоимость фактически исполненного в установленный срок Поставщиком обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов; С - размер ставки).
Размер ставки определяется по формуле С = С ЦБ х ДП (где С - размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К; ДП - количество дней просрочки).
Коэффициент К определяется по формуле К = ДП / ДК х 100% (где ДП - количество дней просрочки; ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).
При К равном 0-50 процентам размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К равном 50 - 100 процентам размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К равном 100 процентам и более размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
Истец направил в адрес ответчика претензию от 06.10.2016 N 03-03- 12/246 с требованием выплатить неустойку, однако до настоящего времени неустойка не выплачена, ответ на претензию от ООО "Фармахан" не поступал, в связи с чем истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции руководствовался статьями 309, 310, 330, 526 ГК РФ, положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), условиями заключенного сторонами контракта и исходил из того, что совокупностью собранных в материалы дела доказательств подтверждается ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств, предусмотренных контрактом, по своевременной поставке товаров, в связи с чем истцом правомерно заявлено требование о взыскании неустойки за период с 02.08.2016 по 26.09.2016 в сумме 40 818 руб. 29 коп.
Изучив доводы апелляционной жалобы, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение суда подлежащим отмене в связи со следующим.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допустим.
В соответствии со ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой.
Статьей 330 ГК РФ предусмотрено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с ч. 6 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Неустойка рассчитывается в порядке, установленном государственным контрактом.
Суд первой инстанции обоснованно признал правильным произведенный истцом расчет коэффициента К. Данный вывод соответствует положениям ст. 34 Закона N 44-ФЗ, п. 6 - 8 Правил N 1063, правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 31.01.2017 N 304-ЭС16-14715.
В ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Порядок определения размера пени установлен Правилами N 1063.
В соответствии с п. 6 - 8 указанных Правил пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле П = (Ц - В) x С, где: Ц - цена контракта; В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов; С - размер ставки.
Вместе с тем суд первой инстанции необоснованно принял во внимание расчет истца, произведенный с применением ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на момент предъявления претензии (в размере 10%).
В соответствии с ч. 5 ст. 34 Закона N 44-ФЗ пеня за просрочку заказчиком исполнения своих обязательств устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
Следовательно, при добровольной уплате названной неустойки ее размер по общему правилу подлежит исчислению по ставке, действующей на дату фактического платежа.
При этом закон не содержит прямого указания на применимую ставку в случае взыскания неустойки в судебном порядке.
Вместе с тем по смыслу данной нормы, закрепляющей механизм возмещения возникших у кредитора убытков в связи с просрочкой исполнения обязательств, при взыскании суммы неустоек (пеней) в судебном порядке за период до принятия решения суда ко всему периоду просрочки подлежит применению ставка на день его вынесения.
Данный механизм расчета неустойки позволит обеспечить правовую определенность в отношениях сторон на момент разрешения спора в суде.
При присуждении неустойки по день фактического исполнения обязательства расчет суммы неустойки, начисляемой после вынесения решения, по смыслу п. 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 осуществляется в процессе исполнения судебного акта судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 1 ст. 7, ст. 8, п. 16 ч. 1 ст. 64 и часть 2 ст. 70 Закона об исполнительном производстве) по ставке, действующей на дату исполнения судебного решения.
При этом, принимая во внимание, что по смыслу ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскание неустойки направлено на компенсацию потерь кредитора, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением должником своих обязательств, при расчете неустойки должна быть применена ставка, позволяющая максимальным образом обеспечить защиту права кредитора и покрыть его инфляционные и иные потери (Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
В связи с этим, в отсутствие прямого указания в законе, при расчете неустойки оснований применять ставку рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующую на момент предъявления претензии, у суда первой инстанции не имелось. Расчет неустойки подлежал осуществлению исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день вынесения решения (принятия резолютивной части решения 05.03.2018), размер которой составил 7,5% годовых
Согласно произведенному ответчиком в таком порядке расчету размер правомерно начисленной неустойки составил 30 613 руб. 71 коп. Расчет неустойки проверен апелляционным судом и признан правильным.
В соответствии с ч. 6.1 ст. 34 Закон N 44-ФЗ в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с п. 1 Постановления N 190 заказчики предоставляют отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляют списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2015 или 2016 годах исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств.
Списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней), указанных в пункте 1 настоящего постановления, осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, условия которых изменены в 2015 и (или) 2016 годах в соответствии с частью 1.1 статьи 95 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (п. 2 Постановления N 190).
Пунктом 3 указанного Постановления установлено, что предоставление отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляются заказчиком в следующем порядке:
а) если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней);
б) если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 5 процентов цены контракта, но составляет не более 20 процентов цены контракта, заказчик:
- предоставляет отсрочку уплаты неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года;
- осуществляет списание 50 процентов неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) при условии уплаты 50 процентов неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года;
в) если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 20 процентов цены контракта, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года.
Принимая во внимание указанные нормы права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что списание начисленных сумм неустоек является обязанностью заказчика, а не его правом.
Исходя из того, что ответчик исполнил обязательство по контракту в полном объеме в 2016 году, сумма правомерно начисленной неустойки составила 30 613 руб. 71 коп., то есть менее 5 % от цены контракта (728 897 руб. 95 коп.), подлежит применению Постановление N 190 в части списания неустойки, следовательно, требование истца о взыскании неустойки необоснованно и не подлежит удовлетворению. В удовлетворении иска следует отказать. В связи с этим довод ответчика о снижении неустойки не рассматривается апелляционным судом.
Согласно подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, следовательно, государственная пошлина по иску не подлежит взысканию с истца в доход федерального бюджета.
Таким образом, мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.03.2018 подлежит отмене на основании п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ в связи с неправильным применением норм материального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Следовательно, с истца в пользу ответчика подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 3 000 руб. (платежное поручение N 147 от 22.03.2018), поскольку ее доводы признаны обоснованными.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 272, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 марта 2018 года по делу N А60-72296/2017 отменить.
В иске отказать.
Взыскать с Министерства здравоохранения Свердловской области (ОГРН 1036603497028, ИНН 6660010415) в пользу ООО "Фармахан" (ОГРН 1127747053785, ИНН 7726706840) расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 3 000 (Три тысячи) рублей.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
Н.П. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-72296/2017
Истец: МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "ФАРМАХАН"
Хронология рассмотрения дела:
04.09.2018 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5568/18
25.05.2018 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5069/18
16.03.2018 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-72296/17
05.03.2018 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-72296/17