г. Киров |
|
25 мая 2018 г. |
Дело N А82-22150/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Минаевой Е.В., Щелокаевой Т.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон и третьего лица,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия городского округа город Рыбинск "Теплоэнерго"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 23.03.2018 по делу N А82-22150/2017, принятое судом в составе судьи Глызиной А.В.,
по заявлению Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
к Муниципальному унитарному предприятию городского округа город Рыбинск "Теплоэнерго"
с участием в деле третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ярославль"
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - заявитель, ЦУ Ростехнадзора, Управление) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о привлечении муниципального унитарного предприятия городского округа город Рыбинск "Теплоэнерго" (далее - ответчик, МУП "Теплоэнерго", предприятие) к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 23.03.2018 заявленные требования удовлетворены, предприятие привлечено к административной ответственности по статье 14.61 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, МУП "Теплоэнерго" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, производство по делу прекратить. По мнению ответчика в его деянии отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, а именно вина в его совершении.
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ярославль" (далее - третье лицо, ООО "Газпром межрегионгаз Ярославль", общество) в отзыве на апелляционную жалобу приводит доводы об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Подробно доводы сторон изложены в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
ЦУ Ростехнадзора отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьего лица, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. МУП "Теплоэнерго" и ООО "Газпром межрегионгаз Ярославль" заявили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ООО "Газпром Межрегионгаз Ярославль" и МУП "Теплоэнерго" заключены договоры поставки газа от 09.10.2012 N 60-4-2159/13 и от 09.10.2012 N 60-4-5044/13, в соответствии с которыми Общество обязуется поставлять газ, а предприятие обязуется принимать и оплачивать газ в установленном порядке.
Согласно ч.1 ст.25 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" N 69-ФЗ, на основании договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по транспортировке его потребители обязаны оплатить газ и оказанные им услуги.
В соответствии с пунктом 40.1 "Правил поставки газа в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила N 162), покупатель обязан предоставить поставщику обеспечение исполнения обязательства по оплате газа, поставляемого по договору поставки газа, если покупатель не исполнил или ненадлежащим образом исполнил обязательства по оплате газа поставщику и это привело к образованию задолженности перед поставщиком по оплате газа в размере, равном двойному размеру среднемесячной величины обязательств покупателя по оплате газа или превышающем такой двойной размер.
При определении соответствия покупателя - теплоснабжающей организации критерию, установленному абзацем первым настоящего пункта, учитывается умноженный на коэффициент 0,6 размер задолженности теплоснабжающей организации перед поставщиком по оплате газа, подтвержденный вступившим в законную силу решением суда или признанный теплоснабжающей организацией.
Документами, свидетельствующими о признании покупателем задолженности перед поставщиком, являются документы, в которых содержится явно выраженное согласие покупателя с фактом наличия задолженности перед поставщиком и с размером такой задолженности.
Согласно пп. "б" ч. 2 Постановления Правительства РФ от 04.02.2017 N 139 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам обеспечения исполнения обязательств по оплате энергоресурсов", при определении соответствия покупателей газа критерию, установленному изменениями, утвержденными настоящим постановлением, не учитывается задолженность по оплате газа по обязательствам, срок исполнения которых наступил до дня вступления в силу настоящего постановления. Постановление N 139 вступило в силу 22.02.2017, следовательно, при определении соответствия покупателей установленным критериям учитывается только задолженность за поставленный газ, начиная с января 2017 года, поскольку срок ее оплаты в соответствии с условиями договоров и положениями действующего законодательства - 25.02.2017.
В нарушение принятых па себя обязательств, в части оплаты полученного газа, МУП "Теплоэнерго" не произведена оплата за период с 01.01.2017 по 30.06.2017 по договору N 60-4-5044/13 в сумме 47 013 894,82 руб., по договору N 60-4-2159/13 - в сумме 504 563 049,79 руб.
МУП "Теплоэнерго" в полном объеме признало задолженность за поставку газа по договорам в указанном периоде, что подтверждается подписанным сторонами актом сверки взаимных расчетов N 6018 за период с 01.01.2017 по 30.06.2017 к договорам N 60-4-5044/13 и 60-4-2159/13 от 09.10.2012.
Из акта сверки взаимных расчетов N 6018 за период с 01.01.2017 по 30.06.2017 к договорам N 60-4-5044/13 и 60-4-2159/13 от 09.10.2012 следует, что МУП "Теплоэнерго" не исполнило надлежащим образом обязательства по оплате газа по договорам поставки газа N 60-4-5044/13 и 60-4-2159/13 от 09.10.2012 и имеет непогашенную задолженность перед ООО "Газпром Межрегионгаз Ярославль" за период с 01.01.2017 по 30.06.2017 по договору N 60-4-5044/13- в сумме 47 013 894,82 руб. по договору N 60-4-2159/13 - в сумме 504 563 049,79 руб., превышающие двойной размер среднемесячной величины обязательств покупателя по оплате газа.
В соответствии с пунктом 40.2 Правил N 162, поставщик определяет покупателя, соответствующего предусмотренному абзацем первым пункта 40.1 настоящих Правил критерию, и направляет ему уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств но оплате газа способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления.
Учитывая положения п.40.1 Правил N 162, поставщиком были произведены расчеты задолженности потребителя в целях предъявления требований о предоставлении обеспечения исполнения обязательств, в соответствии с которыми потребитель отвечает критериям, установленным абз.З и.40.1. поскольку является теплоснабжающей организацией, а следовательно, обязан предоставить обеспечение.
Величина обеспечения исполнения обязательств по оплате газа, подлежащего предоставлению покупателем, который соответствует предусмотренному абз.1 и.40.1 настоящих Правил критерию, определяется поставщиком и не может превышать размер задолженности покупателя по оплате газа, послуживший основанием для предъявления к нему требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств (п.40.3 Правил N 162).
Уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа направляется в срок, не превышающий 6 месяцев со дня возникновения задолженности, при наличии которой в соответствии с пунктом 40.1 настоящих Правил покупатель обязан предоставить поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате газа. Указанное уведомление должно содержать следующую информацию: размер задолженности покупателя, послуживший основанием для предъявления требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств, расчет указанного размера задолженности и среднемесячной величины обязательств покупателя по оплате газа: величина обеспечения исполнения обязательств по оплате газа, подлежащего предоставлению покупателем поставщику; срок, на который должно быть предоставлено обеспечение исполнения обязательств по оплате газа: срок, в течение которого необходимо предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа.
Руководствуясь изложенным, ООО "Газпром Межрсгионгаз Ярославль" 28.07.2017 направило МУП "Теплоэнерго" уведомления о необходимости предоставления обеспечения (исх.06/2287, 6/2288), которые получены МУП "Теплоэнерго" 31.07.2017, о чем имеются отметки в получении.
Согласно п.40.5 Правил N 162, срок, в течении которого необходимо предоставить обеспечение обязательств но оплате газа, определяется поставщиком, при этом дата окончания указанного срока не может наступить ранее, чем через 60 дней со дня получения покупателем уведомления об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа.
Учитывая данное положение, ООО "Газпром Межрегионгаз Ярославль" установил в уведомлениях срок для предоставления обеспечения - не позднее 70 дней с момента получения уведомления, то есть срок для предоставления обеспечения истек 11.10.2017.
В соответствии с абч. 4 и.40.6 Правил N 162, предоставление обеспечения исполнения обязательств по оплате газа не требуется, если до истечения срока, предусмотренного абз. 7 п.40.2 настоящих Правил, обязательства по оплате газа, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых послужило основанием для возникновения у покупателя обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств, исполнены в полном объеме.
Оплата задолженности, послужившей основанием для направления МУП "Теплоэнерго" требования о предоставлении обеспечения, не погашена, обеспечение в нарушение положений п.40.4 Правил N 162 ООО "Газпром Межрегионгаз Ярославль" - не предоставлено.
Таким образом, МУП "Теплоэнерго" нарушен установленный законодательством порядок предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа, сопряженное с неисполнением обязательств по их оплате.
По факту выявленного правонарушения 14.11.2017 уполномоченным должностным лицом ЦУ Ростехнадзора в отношении МУП "Теплооэнерго" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.61 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ ЦУ Ростехнадзора обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении предприятия к административной ответственности по статье 14.61 КоАП РФ.
Арбитражный суд Ярославской области при рассмотрении дела пришел к выводу о наличии в деянии ответчика события и состава вменяемого административного правонарушения, и отсутствии существенных процессуальных нарушений по делу. С учетом положений статьи 4.1.1 КоАП РФ суд назначил МУП "Теплоэнерго" административное наказание по статье 14.61 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Часть 5 статьи 205 АПК РФ предусматривает, что по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
По результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ).
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 14.61 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, потребителем газа, потребителем тепловой энергии либо теплоснабжающей организацией установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В данном случае наличие в деянии МУП "Теплоэнерго" события административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.61 КоАП РФ, установлено Управлением и судом первой инстанции, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и предприятием не оспаривается.
Согласно части 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что МУП "Теплоэнерго" предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения. При соблюдении должной степени заботливости и осмотрительности предприятие имело возможность не допустить совершение административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в связи с чем вина заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения также имеет место.
Ссылка заявителя жалобы на тяжелое финансовое положение МУП "Теплоэнерго", не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку данное обстоятельство не исключают вину предприятия в совершении правонарушения. Суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что тяжелое финансовое положение не является условием, освобождающим ответчика от ответственности за несоблюдение установленных действующим законодательством обязательных требований. Имущественное и финансовое положение юридического лица, а также обстоятельства, смягчающие административную ответственность, учитываются лишь при назначении наказания.
Изложенное свидетельствует о наличии в деянии МУП "Теплоэнерго" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.61 КоАП РФ.
Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела не усматривается.
В данном случае суд первой инстанции с учетом, в том числе, финансового положения МУП "Теплоэнерго" назначил предприятию административный штраф ниже минимального размера, предусмотренного санкцией статьи 14.61 КоАП РФ.
Таким образом, доводы, приведенные ответчиком в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального права и, соответственно не влияют на законность принятого судом решения.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Республики Коми от 23.03.2018 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьями 202, 204 АПК РФ государственная пошлина по делам о привлечении к административной ответственности не уплачивается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 23.03.2018 по делу N А82-22150/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия городского округа город Рыбинск "Теплоэнерго" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
П.И. Кононов |
Судьи |
Е.В. Минаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.