г. Саратов |
|
25 мая 2018 г. |
Дело N А57-28989/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Землянниковой В.В., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щербаковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Тандер"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 13 марта 2018 года по делу N А57-28989/2017 (судья Мамяшева Д.Р.)
по заявлению акционерного общества "Тандер" (ОГРН 1022301598549, ИНН 2310031475, 350002, г. Краснодар, ул. Им Леваневского, д. 185)
заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области (ОГРН 1056405410137, ИНН 6454073184, 410028, г. Саратов, ул. Вольская, 7)
о признании незаконным предписания,
при участии в судебном заседании представителей:
акционерного общества "Тандер" - Солодских А.Г., действующего по доверенности от 26.01.2018 N 2-4/22,
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области - Зайцевой Т.М., действующей по доверенности от 19.07.2017 N 9300, Колбасовой Е.Н., действующей по доверенности от 15.01.2018 N 122,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось акционерное общество "Тандер" (далее - заявитель, АО "Тандер", Общество) с заявлением о признании незаконным предписания об устранении нарушений законодательства от 22.09.2017 N 1771-в, вынесенного Территориальным отделом в г. Саратове Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области (далее - Управление Роспотребнадзора).
Решением от 13 марта 2018 года Арбитражный суд Саратовской области в удовлетворении требований акционерного общества "Тандер" отказал.
АО "Тандер" не согласилось с вынесенным решением и обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым признать незаконным предписание от 22.09.2017 N 1771-в.
Управлением Роспотребнадзора представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав участников процесса, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 07.09.2017 N 1771-в Управлением Роспотребнадзора проведена внеплановая проверка АО "Тандер" по исполнению ранее выданного предписания об устранении нарушений законодательства от 13.06.2013 N 144-в, срок для исполнения которого истек 14.08.2017.
Предписанием от 13.06.2013 N 144-в Управление Роспотребнадзора обязало АО "Тандер" представить протоколы эффективности работы вентиляционной системы и системы кондиционирования воздуха, кратности воздухообмена, а также договор и акт выполненных работ по очистке и дезинфекции системы вентиляции и кондиционирования воздуха, проведенные в магазинах и гипермаркетах "Магнит" АО "Тандер".
В ходе проверки административным органом выявлены нарушения статей 11, 22, 24, 29 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Постановления главного государственного санитарного врача по Саратовской области от 10.06.2005 N 9 "О мерах по обеспечению безопасной среды обитания на объектах массового скопления людей и эпидемиологически значимых объектах", пунктов 4, 5, 7 Строительных норм и правил (далее - СниП) 41-01-2003 "Отопление, вентиляция и кондиционирование"; пунктов 1.2., 8.7.2., 8.9., 9.2., 10.5 санитарно-эпидемиологических правил 3.1.2.2626-10 "Профилактика легионеллеза", пунктов 1.3., 3.1., 3.6 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (далее - СанПиН) 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", пунктов 2.9., 2.10. СП 2.1.7.1386-03 "Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления".
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 22 сентября 2017 года N 1771-в.
22 сентября 2017 года Управлением Роспотребнадзора выдано АО "Тандер" предписание N 1771-в с требованием в срок до 31.10.2017 представить в Роспотребнадзор протоколы эффективности работы вентиляционной системы и системы кондиционирования воздуха, кратности воздухообмена, а так же договор и акт выполненных работ по очистке и дезинфекции системы вентиляции и кондиционирования воздуха; представить в Роспотребнадзор определение класса токсичности образующихся в АО "Тандер" отходов, согласовываемый с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор; условия сбора и накопления отходов, отраженные в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары.
Полагая, что предписание является незаконным и нарушающим его права и законные интересы, АО "Тандер" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что предписание Управления Роспотребнадзора об устранении нарушений законодательства от 22.09.2017 N 1771-в является законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов заинтересованных лиц в силу вышеуказанной нормы права, необходимо наличие таких условий, как несоответствие (противоречие) ненормативного правового акта закону или иному правовому акту и нарушение этим решением прав и законных интересов юридического лица.
В обоснование оспаривания предписания от 22.09.2017 N 1771-в заявитель указывает, что нормы права не возлагают на хозяйствующий субъект обязанности предоставлять в органы Роспотребнадзора протоколы эффективности работ вентиляционной системы и системы кондиционирования воздуха, кратности воздухообмена, а также договор и акт выполненных работ по очистке и дезинфекции системы вентиляции и кондиционирования воздуха. Кроме того, учитывая то обстоятельство, что, поскольку деятельность АО "Тандер" не связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов и рекультивацией земель, требования СанПиН 2.1.7.1322-03 на АО "Тандер" не распространяются, обязанность по определению класса токсичности образующихся в АО "Тандер" отходов, согласованию с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор условий сбора и накопления отходов, отраженных в Техническом регламенте возложена на АО "Тандер" незаконно.
Данные доводы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и правомерно судом отклонены.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, данная служба (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
В соответствии с пунктом 70 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, утвержденного Приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 N 764 (далее - Регламент) предписание об устранении выявленных нарушений выдается должностным лицом Роспотребнадзора, уполномоченным проводить проверку, лицу, подлежащему проверке, с указанием сроков устранения таких нарушений.
Как следует из материалов дела, на основании Распоряжения Роспотребнадзора от 07.09.2017 N 1771-в проведена внеплановая проверка АО "Тандер" по исполнению ранее выданного предписания об устранении нарушений законодательства от 13.06.2013 N 144-в, срок для исполнения которого истек 14.08.2017.
В ходе проверки установлено, что указанные в предписании от 13.06.2013 N 144-в нарушения не устранены Обществом.
По результатам проверки Обществу выдано предписание от 22.09.2017 N 1771-в с требованием в срок до 31.10.2017 представить в Роспотребнадзор протоколы эффективности работы вентиляционной системы и системы кондиционирования воздуха, кратности воздухообмена, а так же договор и акт выполненных работ по очистке и дезинфекции системы вентиляции и кондиционирования воздуха; представить в Роспотребнадзор определение класса токсичности образующихся в АО "Тандер" отходов, согласовываемый с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор; условия сбора и накопления отходов, отраженные в Техническом регламенте с учетом агрегатного состояния и надежности тары.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно пункту 5 статьи 15 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.
Статьей 39 указанного закона предусмотрено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.2 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.2626-10 "Профилактика легионеллеза" (далее - Правила СП 3.1.2.2626-10), соблюдение санитарных правил обязательно для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Пунктами 8.7 и 8.7.2 указанных правил установлено, что к водным системам, потенциально опасным в отношении распространения легионеллезной инфекции и требующим периодического исследования на наличие возбудителя легионеллеза, относятся централизованные системы кондиционирования и увлажнения воздуха, используемые для создания микроклимата в общественных зданиях, торговых центрах, ресторанах, клубах, учреждениях, гостиницах, на пассажирских судах.
Согласно 8.9 Правил СП 3.1.2.2626-10 Профилактические мероприятия включают:
- общую очистку и промывку системы;
- физическую и (или) химическую дезинфекцию:
- резкое повышение температуры воды в системе до 65 °C и выше;
- применение дезинфицирующих средств, обладающих способностью разрушать и предотвращать образование новых микробных биопленок.
В пункте 9.2. данных правил указано, что в случае сезонного использования системы кондиционирования и увлажнения (летний или зимний период) микробиологическое исследование проводится при запуске системы и в конце периода эксплуатации.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что санитарно-эпидемиологическе правила СП 3.1.2.2626-10 "Профилактика легионеллеза" не распространяют свое действие на организации, осуществляющих розничную продажу товаров, поскольку последние не включены в перечень, изложенный в пункте 10.5 указанных правил.
Указанный довод отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку основан на неверном толковании положений санитарно-эпидемиологических правил.
Необходимость соблюдения Правил СП 3.1.2.2626-10 обусловлена тем, что в помещениях, используемых заявителем для розничной продажи товаров, установлены централизованные системы кондиционирования и увлажнения воздуха, которые в соответствии с указанными правилами являются потенциально опасным в отношении распространения легионеллезной инфекции и требующим периодического исследования на наличие возбудителя легионеллеза.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2, 1.3 Правил СП 3.1.2.2626-10 настоящие санитарные правила устанавливают основные требования к эпидемиологическому надзору, комплексу организационных, профилактических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения заболевания людей легионеллезо; соблюдение санитарных правил обязательно для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц; контроль за выполнением настоящих санитарно-эпидемиологических правил проводят органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Кроме того, в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в рамках Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" постановлением Главного государственного санитарного врача по Саратовской области от 10.06.2005 N 9 "О мерах по обеспечению безопасной среды обитания на объектах массового скопления людей и эпидемиологически значимых объектах" (далее - Постановление от 10.06.2005 N 9) на юридических лиц, являющихся собственниками или использующими здания и помещения с длительным пребыванием людей или массового их скопления, в том числе магазины, возложены следующие обязанности:
1.1. обеспечить эффективную вентиляцию в помещениях;
1.2. организовать и регулярно проводить очистку и дезинфекцию систем вентиляции и кондиционирования специализированными организациями, имеющими соответствующие разрешительные документы;
1.3. проводить обследование и оценку эффективности работы и кондиционирования проводить не реже 1 раза в год в рамках осуществления производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а также по предписаниям должностных лиц Роспотребнадзора;
1.4. обеспечить оснащение систем вентиляции и кондиционирования бактерицидным оборудованием на основании современных ультрафиолетовых технологий;
1.5. обеспечить ведение учета проводимых работ по очистке и дезинфекции систем вентиляции и кондиционирования;
1.6. обеспечить замеры шума и вибрации, создаваемые агрегатами систем вентиляции и кондиционирования, и не допускать превышения их гигиенических нормативов в зданиях и помещениях, включая жилые, находящиеся в зоне влияния агрегатов.
При этом в соответствии с названным постановлением выполнение работ по очистке и дезинфекции систем вентиляции и кондиционирования воздуха возможно только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим соответствующее санитарно-эпидемиологического заключение ТУ Роспотребнадзора по Саратовской области.
На основании изложенного, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что общество обязано проводить обследование и оценку эффективности работы и кондиционирования проводить не реже 1 раза в год в рамках осуществления производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а так же дезинфекцию системы вентиляции и кондиционирования воздуха специализированной организацией, что должно быть зафиксировано в соответствующих документах (актах, протоколах, договорах, и т.д.), что не было выполнено АО "Тандер".
АО "Тандер" обязано представлять протоколы эффективности работы вентиляционной системы и системы кондиционирования воздуха, кратности воздухообмена, а так же договор и акт выполненных работ по очистке и дезинфекции системы вентиляции и кондиционирования воздуха, поскольку при отсутствии указанных документов установить действительность проведения мероприятий связанных с соблюдением эффективности работы вентиляционной системы и системы кондиционирования воздуха становится невозможным.
Апелляционной коллегией так же отклоняется довод заявителя о том, что обязанность по определению класса токсичности образующихся в АО "Тандер" отходов возложена на Общество незаконно.
Пунктами 2 и 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт.
Согласно пунктам 1.2, 1.4, 2.9, 2.10 СП 2.1.7.1386-03 "Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16 июня 2003 г. N 144 (далее - Правила СП 2.1.7.1386-03), правила устанавливают гигиенические требования и критерии по определению класса опасности отходов производства и потребления по степени их токсичности и вводятся в целях установления и предотвращения вредного воздействия токсичных отходов (далее - отходы) на среду обитания и здоровье человека. Требования правил являются обязательными для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся обращением с отходами производства и потребления. Определение класса опасности отхода производится для каждой партии отходов, вывозимых за пределы предприятия, на котором они образовались. Установленный производителем (собственником) класс опасности отхода согласовывается с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический контроль в соответствующей территории.
В целях осуществления указанных в законе мероприятий разработаны также соответствующие правила, в частности СанПиН 2.1.7.1322-03 (вместе с СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003 г. Данные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов и рекультивацией земель (п. 1.3).
В рассматриваемом случае судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что указанные Правила обязательны для заявителя, поскольку им осуществляется эксплуатация объектов, производится сбор и накопление отходов.
Представленная в материалы дела копия договора от 19.11. 2013 N 93 на сбор и утилизацию биологических отходов, заключенного между ООО "ВСУЗ "Биозона" (Исполнитель) и ЗАО "Тандер" (Заказчик), подтверждает факт сбора и временного хранения отходов на территории Общества. В соответствии с пунктом 4.5 указанного договора ответственность за определение класса отходов несет Заказчик.
С учетом изложенного, требование предписания подтвердить условия сбора и накопления отходов, определение класса токсичности образующихся в АО "Тандер" отходов, согласовываемый с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор, является правомерным.
При изложенных обстоятельствах у Управления Роспотребнадзора имелись правовые основания для выдачи заявителю оспариваемого предписания.
Кроме того, судом первой инстанции правомерно учел постановление мирового судьи судебного участка N 7 г. Энгельса Саратовской области от 10.11.2017 по делу N 5-632/2017, которым АО "Тандер" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, выразившегося в невыполнении предписания Роспотребнадзора от 13.06.2017 N144-в.
С учетом совокупности установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемое предписание соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
При принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а, следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
Апелляционная жалоба акционерного общества "Тандер" удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" по смыслу норм статьи 110 АПК РФ вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины разрешается арбитражным судом по итогам рассмотрения дела, независимо от того, заявлено ли перед судом ходатайство о его разрешении.
Согласно пункту 3 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, уплачивается физическими лицами в размере 300 руб., организациями - 3 000 руб.
В соответствии с разъяснениями, изложенными пункте 34 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при обжаловании судебных актов по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ размеров и составляет 150 рублей для физических лиц и 1500 рублей для юридических лиц.
При таких обстоятельствах, при подаче апелляционной жалобы АО "Тандер" подлежала уплате государственная пошлина в сумме 1500 руб.
Платежным поручением от 17.04.2018 N 9710 АО "Тандер" за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции уплачена государственная пошлина в сумме 3000 руб.
Следовательно, АО "Тандер" следует возвратить излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1500 руб.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 13 марта 2018 года по делу N А57-28989/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Тандер" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.