г. Саратов |
|
25 мая 2018 г. |
Дело N А12-40720/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи С. А. Жаткиной,
судей О. И. Антоновой, В. А. Камериловой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.С. Лукиной,
при участии в судебном заседании:
от публичного акционерное общество "Волгоградоблэлектро" представитель Харламова Наталья Сергеевна по доверенности от 03.08.17 г., выданной до 31.12.18 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерное общество "Волгоградоблэлектро" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07 марта 2018 года по делу N А12-40720/2017, (судья А.В. Крайнов),
по исковому заявлению публичного акционерное общество "Волгоградоблэлектро" (ОГРН 1023402971272 ИНН 3443029580)
к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (ОГРН 1043400443074 ИНН 3445071298)
об обязании произвести государственную регистрацию перехода прав собственности,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось публичное акционерное общество "Волгоградоблэлектро" (далее - истец) с иском к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (далее - ответчик) об обязании произвести государственную регистрацию перехода права собственности на электросетевой комплекс N ЛЭП-0,4 Кв и ТП-10/0,4 кВ", расположенный в с. Ольховка Ольховского района Волгоградской области, и электросетевой объект "ТП-201", расположенный в с. Ольховка Ольховского района Волгоградской области.
Решением от 07 марта 2018 года Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-40720/2017 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
Заявитель указывает, что связи с ликвидацией продавца у покупателя отсутствует возможность зарегистрировать в установленном порядке право собственности.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с договором купли-продажи N б/н от 27.12.2005 и договором купли-продажи N б/н от 28.02.2006 (далее - Договоры) истец приобрел у муниципального унитарного предприятия "Ольховский коммунальный сервис" следующие объекты: электросетевой комплекс "ЛЭП-0,4 Кв и ТП 10/04 кВ", расположенный в с. Ольховка Ольховского района Волгоградской области, и электросетевой объект "ТП-201", расположенный в с. Ольховка Ольховского района Волгоградской области.
Согласно условиям договора купли-продажи N б/н от 27.12.2005 муниципальное унитарное предприятие "Ольховский коммунальный сервис" продает, переданное ему в хозяйственное ведение на основании постановления Администрации Ольховского района Волгоградской области от 16.12.2005 N 229-р и решения Ольховской районной Думы Волгоградской области N 5/38 от 23.12.2005 о даче согласия на продажу электрообъектов, находящихся в муниципальной собственности, ОАО "Волгоградоблэлектро" приобретает имущество по прилагаемому к договору списку.
Согласно условиям договора купли-продажи N б/н от 28.02.2006 муниципальное унитарное предприятие "Ольховский коммунальный сервис" продает, переданное ему в хозяйственное ведение на основании постановления Администрации Ольховского района Волгоградской области от 27.12.2005 N 243-р и решения Ольховской районной Думы Волгоградской области N 5/38 от 23.12.2005 о даче согласия на продажу электрообъектов, находящихся в муниципальной собственности, ОАО "Волгоградоблэлектро" приобретает имущество по прилагаемому к договору списку.
Приобретенное по указанным сделкам имущество было оплачено в полном объеме, с момента его приема-передачи истец несет бремя его содержания.
Как указывает в своем исковом заявлении истец муниципальное унитарное предприятие "Ольховский коммунальный сервис" не предоставило необходимых документов для государственной регистрации перехода права собственности.
03.10.2016 муниципальное унитарное предприятие "Ольховский коммунальный сервис" решением Арбитражного суда Волгоградской области было признано несостоятельным (банкротом).
24.07.2008 в ЕГРЮЛ на основании определения Арбитражного суда Волгоградской области от 01.07.2008 была внесена запись о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией.
Истец обратился к ответчику с заявлением о государственной регистрации на электросетевой комплекс "ЛЭП-0,4 Кв и ТП 10/04 кВ", расположенный в с. Ольховка Ольховского района Волгоградской области, и электросетевой объект "ТП-201", расположенный в с. Ольховка Ольховского района Волгоградской области.
Ответчиком было отказано в осуществлении государственной регистрации права собственности истца на указанное имущество в связи с предоставлением Администрацией Ольховского муниципального района Волгоградской области в адрес регистрирующего органа информации о том, что документы подтверждающие право муниципальной собственности на спорное имущество отсутствуют.
Данные обстоятельства легли в основу настоящего иска.
В качестве правового обоснования заявленного иска истец ссылается на номы п. 3 ст. 551 ГК РФ, согласно которым в случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности.
В соответствии с правовой позицией, изложенной Постановлении Президиума ВАС РФ от 27.05.2003 N 1069/03, номы п. 3 ст. 551 ГК РФ применяются по аналогии в случае ликвидации второй стороны договора на момент подачи заявления о государственной регистрации.
В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
В соответствии с п. 1 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ ("О государственной регистрации недвижимости" права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Согласно п. 3 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ ("О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, в Едином государственном реестре недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, или совершенной после дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Заявление о государственной регистрации указанных в настоящей части прав на объект недвижимости может быть представлено нотариусом, удостоверившим сделку, на основании которой осуществляется государственная регистрация перехода таких прав, их ограничение и обременение указанных объектов недвижимости.
Как следует из представленных в материалах дела Договоров, спорные объекты были преданы в хозяйственное ведение муниципального унитарного предприятия "Ольховский коммунальный сервис" в 2005 году, т.е. после вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Из представленного в материаых дела уведомления о приостановлении государственной регистрации от 06.04.2017 N 34/004/008/2017-81 следует, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о государственной регистрации прав Ольховского муниципального района Волгоградской области и муниципального унитарного предприятия "Ольховский коммунальный сервис" в отношении электросетевого комплекса "ЛЭП-0,4 Кв и ТП 10/04 кВ", расположенного в с. Ольховка Ольховского района Волгоградской области, и электросетевого объекта "ТП-201", расположенного в с. Ольховка Ольховского района Волгоградской области.
Доказательств государственной регистрации права хозяйственного ведения муниципального унитарного предприятия "Ольховский коммунальный сервис" на спорные объекты в материалы дела также не представлено.
Таким образом правовые основания для осуществления государственной регистрации перехода права собственности к истцу на спорные объекты в отсутствии государственной регистрации права хозяйственного ведения муниципального унитарного предприятия "Ольховский коммунальный сервис" отсутствуют.
Факт того, что на момент подачи истцом заявления о государственной регистрации перехода права собственности муниципальное унитарное предприятие "Ольховский коммунальный сервис" было ликвидировано, не может служить безусловным основанием для удовлетворения заявленного иска в ситуации отсутствия государственной регистрации прав продавца на спорное имущество.
В связи с чем в удовлетворении иска правомерно отказано судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07 марта 2018 года по делу N А12-40720/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С. А. Жаткина |
Судьи |
О. И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.