г. Владивосток |
|
25 мая 2018 г. |
Дело N А51-18557/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 мая 2018 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Пятковой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.А. Елесиной
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Приморскому краю
апелляционное производство N 05АП-1944/2018
на решение от 12.02.2018
судьи А.А. Фокиной
по делу N А51-18557/2017 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (ИНН 7701330105, ОГРН 1037701021841)
к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Приморскому краю (ИНН 2540224383, ОГРН 1162536089990)
о признании недействительным предписания от 31.05.2017 N 187 в части обязания подключить охранно-пожарную сигнализацию комнаты хранения оружия СК ст. Ружино на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны;
при участии:
от Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Приморскому краю: Гребенюк Н.С. (по доверенности от 02.03.2018, сроком действия до 31.12.2018, паспорт);
от ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ": представитель Ким А.И. (по доверенности от 06.07.2017, сроком действия до 28.06.2019, паспорт);
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - заявитель, Предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Приморскому краю (далее - Управление Росгвардии) и просит суд признать недействительным предписание от 31.05.2017 N 187 в части обязания подключить охранно-пожарную сигнализацию комнаты хранения оружия СК (стрелковой команды) ст. Ружино на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны, взыскать с ответчика 3000 рублей судебных расходов на оплату госпошлины.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 12.02.2018 предписание Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Приморскому краю от 31.05.2017 N 187 в части обязания Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" подключить охранно-пожарную сигнализацию комнаты хранения оружия Стрелковой команды ст. Ружино Владивостокского отряда структурного подразделения филиала ФГП ВО ЖДТ России на Дальневосточной железной дороге на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел Российской Федерации признано недействительным, как не соответствующее приказу Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12.04.1999 N 288 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814".
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Приморскому краю обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В доводах жалобы настаивает на том, что несоответствие комнаты заявителя для хранения оружия требованиям п. 169.6 Инструкции от 12.04.1999 N 288 заключается в том, что рубежи охранно-пожарной сигнализации данной комнаты подключаются не на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел Российской Федерации, а на пульт частной охранной организации. Полагает, что формулировка абз. 5 Инструкции не свидетельствует об альтернативном характере указанной нормы и не освобождает предприятие об обязанности по подключению охранно- пожарной сигнализации на пульт подразделения вневедомственной охраны.
Кроме того, приводит доводы о том, что суд первой инстанции необоснованно сослался на положения недействующего распоряжения Правительства РФ от 02.11.2009 N 1629-р "О перечне объектов, подлежащих обязательной охране полицией" и п. 25 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции".
В судебном составе, рассматривающем настоящее дело, в связи с длительным отсутствием судьи О.Ю. Еремеевой ввиду болезни, а также ввиду нахождения судьи С.В. Гуцалюк в отпуске на основании определения суда от 17.05.2018 произведена замена судьи О.Ю. Еремеевой на судью Н.Н. Анисимову, судьи С.В. Гуцалюк на судью А.В. Пяткову, с учетом результатов автоматизированного распределения в соответствии с утвержденной специализацией и взаимозаменяемостью судей судьей - докладчиком по делу определена судья А.В. Гончарова и рассмотрение апелляционной жалобы в порядке части 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации начинается сначала.
В заседании суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, поддержали свои доводы и возражения.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела следует, что 26.05.2017 Отделением лицензионно-разрешительной работы (по Дальнереченскому, Красноармейскому, Лесозаводскому и Пожарскому районам) Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Приморскому краю (далее - Отделение) была проведена проверка сохранности и технического состояния боевого ручного и служебного оружия в стрелковой команде ст. Ружино Владивостокского отряда структурного подразделения филиала заявителя на Дальневосточной железной дороге, по результатам которой был составлен акт проверки наличия, организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов от 26.05.2017.
Как указано Отделением в акте от 26.05.2017, в ходе проверки были выявлены нарушения пункта 169.6 Инструкции по организации работы ОВД по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12.04.1999 N 288 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814", в том числе рубежи охранно-пожарной сигнализации не подключены на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел РФ, в целях осуществления органами внутренних дел возложенных на них контрольных функций.
В связи с этим 31.05.2017 Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Приморскому краю заявителю было выдано предписание N 187, которым в срок до 29.06.2017 на заявителя была возложена в том числе и обязанность подключить рубежи охранно-пожарной сигнализации на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел РФ, а в случае неустранения указанного нарушения в установленный срок Управление известило Предприятие о том, что его лицензия (разрешение) серии РХИ N 0207150, выданное 31.07.2015, будет аннулировано (пункт 10 на стр. 2, абзацы 4, 5 на странице 3, стр. 4).
Не согласившись с предписанием в указанной части, Предприятие обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Признавая оспариваемое предписание недействительным в части обязания Владивостокского отряда структурного подразделения филиала Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" на Дальневосточной железной дороге подключить охранно-пожарную сигнализацию комнаты хранения оружия стрелковой команды ст. Ружино на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно статье 22 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц.
Требования по безопасности хранения оружия юридическими лицами установлены Инструкцией по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утв. Приказом МВД России от 12.04.1999 N 288 (регистрация в Министерстве Юстиции Российской Федерации 24.06.99 N 814).
В силу абзаца 1 пункта 169.6 Инструкции комната хранения оружия должна быть оборудована средствами пожаротушения по нормам, установленным Государственной противопожарной службой МЧС России, и многорубежной охранно-пожарной сигнализацией (не менее двух рубежей). Все рубежи охранно-пожарной сигнализации подключаются на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел Российской Федерации, в целях осуществления органами внутренних дел возложенных на них контрольных функций.
Абзацем 5 пункта 169.6 Инструкции предусмотрено, что охранно-пожарная сигнализация также может подключаться на пульты охраны организаций (обособленных охранных подразделений, постов), занимающихся на законных основаниях охранной деятельностью на объектах, где размещаются оружие и (или) патроны.
В соответствии с правовой позицией, содержащейся решении Верховного Суда Российской Федерации от 03.02.2004 N ГКПИОЗ-1234, из содержания абз. 5 п. 169.6 Инструкции следует, что пожарно-охранная сигнализация может подключаться не только на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел, но и на пульты охраны организаций (обособленных охранных подразделений, постов), занимающихся на законных основаниях охранной деятельностью на объектах, где размещаются оружие и (или) патроны.
В статье 1 Федерального закона от 14.04.1999 N 77-ФЗ "О ведомственной охране" определено, что ведомственная охрана - совокупность создаваемых имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами и организациями органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств.
В соответствии с п. 1.4. Устава ФГП ВО ЖДТ России является ведомственной охраной Федерального агентства железнодорожного транспорта, деятельность которой регулируется Федеральным законом от 14.04.1999 N 77-ФЗ "О ведомственной охране".
Постановлением Правительства РФ от 27.06.2009 N 540 утверждено Положение о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта. В п. 19 данного Положения установлено, что Инструкция о порядке учета, хранения, выдачи, использования и транспортировки ведомственной охраной специальных средств, боевого ручного стрелкового и служебного оружия и патронов к нему утверждаются Федеральным агентством железнодорожного транспорта по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 24.05.2011 N 232 утверждена Инструкция о порядке учета, хранения, выдачи, использования и транспортировки федеральным государственным предприятием "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" специальных средств, боевого ручного стрелкового и служебного оружия и патронов к нему; приказ N 232 от 24.05.2011 и Инструкция зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 05.07.2011 N 21272.
В соответствии с п. 3.3 этой Инструкции, комната хранения оружия и патронов должна соответствовать требованиям, установленным Приказом МВД России от 12.04.1999 N 288 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814"; охранно-пожарная сигнализация также может подключаться на пульты охраны оперативного дежурного по филиалу (отряду), начальника караула подразделения ФГП ВО ЖДТ России и (или) поста охраны.
Таким образом, учитывая изложенное, пожарно-охранная сигнализация может подключаться не только на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел, но и на пульты охраны организаций, (обособленных охранных подразделений, постов), занимающихся на законных основаниях охранной деятельностью на объектах, где размещаются оружие и (или) патроны.
Как следует из представленных в материалы дела копий актов проверки, комната хранения оружия заявителя в СК ст. Ружино оборудована многоуровневой охранно-пожарной сигнализацией, подключенной на пульт центрального наблюдения Владивостокского отряда ВО филиала ФГП ВО ЖДТ России на ДВЖД.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что условия, связанные с обеспечением сохранности, безопасности хранения оружия и патронов и исключением к ним доступа посторонних лиц, заявителем в данном случае обеспечиваются.
Довод ответчика об обязательности подключения КХО на ПЦО отдела в целях осуществления отделом контрольных функций судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку нормы, содержащиеся в п. 169.6 Инструкции, не устанавливают требования об обязательном подключении охранно-пожарной сигнализации на ПЦО подразделения вневедомственной охраны.
Иное толкование данной нормы вообще лишало бы смысла применение хранителем ч. 5 п. 169.6 Инструкции, предусматривающей возможность подключения охранно-пожарной сигнализации также на пульты охраны иных организаций, занимающихся на законных основаниях охранной деятельностью на объектах, где размещаются оружие и (или) патроны. Выбор хранителя по подключению охранно-пожарной сигнализации на пульты иных организаций не препятствует осуществлению вневедомственной охраной контрольных функций за хранением оружия и (или) патронов, предусмотренных Законом и Инструкцией.
Указанный вывод суда соответствует правовой позиции, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 03.02.2004 N ГКПИ2003-1234.
С учетом изложенного, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что предписание ответчика в части обязания Владивостокского отряда структурного подразделения филиала заявителя на ДВЖД подключить охранно-пожарную сигнализацию комнаты хранения оружия стрелковой команды ст. Ружино на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны не соответствует требованиям приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12.04.1999 N 288, в связи с чем правомерно в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленные требования.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
Ссылки суда первой инстанции на положения недействующего распоряжения Правительства РФ от 02.11.2009 N 1629-р "О перечне объектов, подлежащих обязательной охране полицией" и п. 25 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", к принятию неправильного по существу судебного акта.
При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 12.02.2018 по делу N А51-18557/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.