город Омск |
|
14 августа 2018 г. |
Дело N А46-1562/2018 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Золотовой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер08АП-4739/2018) Гаражного кооператива "Восток-106"
на решение Арбитражного суда Омской области от 02.04.2018 по делу N А46-1562/2018 (судья Ярковой С.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по исковому заявлению Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613)
к Гаражному кооперативу "Восток-106" (ИНН 5506046425, ОГРН 1025501255856)
о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:090109:11 в размере 370 856 руб. 87 коп., пени в размере 46 422 руб. 26 коп.,
апелляционная жалоба рассмотрена без вызова представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Департамент имущественных отношений Администрации города Омска (далее - истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к Гаражному кооперативу "Восток-106" (ответчик, Кооператив, ГК "Восток-106") о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка N Д-О-2-7-3849 за период с 11.05.2015 по 30.11.2017 в размере 370 856 руб. 87 коп., а также пени за период с 11.07.2012 по 07.11.2017 в размере 46 422 руб. 26 коп
Решением Арбитражного суда Омской области от 02.04.2018 исковые требования Департамента удовлетворены частично, с ГК "Восток-106" в пользу Департамента взыскана задолженность по арендной плате по договору аренды земельного участка N Д-О-2-7-3849 за период с 11.05.2015 по 30.11.2017 в размере 370 856 руб. 87 коп., а также пени за период с 02.02.2015 по 07.11.2017 в размере 43 485 руб. 43 коп.; 11 266 руб. государственной пошлины в доход федерального бюджета.
В удовлетворении остальной части требований судом отказано.
При этом, арбитражный суд исходил из того, что в данных правоотношениях ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
Не согласившись с принятым решением, Кооператив обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований Департамента отказать.
В обоснование поданной жалобы Кооператив ссылается на неправомерное применение судом к рассматриваемым правоотношениям пункта 5 постановления Правительства Омской области от 29.04.2015 N 108-п "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Омской области и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов", признанного недействующим определением Верховного суда Российской Федерации N 50-АПГ17-18 от 02.11.2017. При таких обстоятельствах, по утверждению подателя жалобы, при расчете размера арендных платежей, подлежащих взысканию с ответчика в рассматриваемом периоде, подлежали применению ставки арендной платы, установленные постановлением Правительства Омской области N 179-П от 29.10.2008 г., Приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 20.11.2014 г. N 50-п "О результатам определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Омской области", согласно которым размер ежемесячной арендной платы за спорный земельный участок составил 1089 руб. 92 коп.
Отзыв на апелляционную жалобу Департаментом не представлен.
Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), размещена на сайте суда в сети Интернет.
В соответствии с положениями части 1 статьи 272.1 АПК РФ и разъяснениями пункта 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции без вызова сторон и без проведения судебного заседания.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, установил следующие обстоятельства.
09.06.2003 между Департаментом недвижимости г. Омска (Арендодатель) и ГК "Восток- 106" (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка N Д-О-2-7-3849 (далее - договор), согласно условиям которого, Арендодатель передает, а Арендатор принимает в аренду сроком на 3 года земельный участок, относящийся к категории земель поселений, площадью 1546, 00 кв.м. в границах города Омска, местоположение которого установлено в 43 м. западнее относительно ориентира - 9-этажного жилого дома с почтовым адресом: ул. 20 лет РККА, 10 (пункт 1.1. договора).
Исходя из обстоятельств дела следует, что договор возобновлен на неопределенный срок.
27.09.2010 между сторонами подписано соглашение к договору аренды земельного участка.
Согласно пункту 2 договора, величина арендной платы за 1 месяц на предоставленном участке устанавливается в размере 986,97 руб. Величина арендной платы может быть пересмотрена в одностороннем порядке Арендодателем до окончания срока действия договора в соответствии с федеральными, областными законами, решениями Главы городского самоуправления или Омского городского Совета, изменяющими величину арендной платы за землю.
Согласно соглашению к договору аренды земельного участка размер арендной платы за предоставленный в аренду земельный участок рассчитывается в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 29.10.2008 года N 179-п "Об утверждении Положения об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в городе Омске" (далее - Порядок N 179-п).
Размер ежемесячной арендной платы (на дату подписания указанного соглашения) составляет 2 513, 00 руб.
В случае невнесения арендной платы в установленный договором срок, стороны предусмотрели ответственность Арендатора в виде неустойки в размере 0,1 % от просроченной суммы за каждый день просрочки (пункт 7 договора, пункт 7.2. соглашения к договору).
26.06.2017 Департамент уведомил ответчика о том, что арендная плата за земельный участок с кадастровым номером 55:36:090109:11, площадью 1546 кв.м., предоставленный по договору аренды от 09.06.2003 N Д-О-2-7-3849 :
- с 18.09.2012 по 09.01.2015 составляет 1208, 51 руб. в месяц в соответствии с Порядком N 179-п;
- с 10.01.2015 по 10.05.2015 составляет 1 089, 92 руб. в месяц в соответствии с Порядком N 179-п, приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 20.11.2014 года N 50-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Омской области", согласно приложению;
- с 11.05.2015 по 10.05.2016 составляет 15 076, 88 руб. в месяц в соответствии с Порядком N 108-п;
- с 11.05.2016 по 10.05.2017 составляет 16 041, 18 руб. в месяц в соответствии с Порядком N 108-п;
- с 11.05.2018 составляет 16 683, 47 руб. в месяц в соответствии с Порядком N 108-п.
Как указывает Департамент, в результате произведенного перерасчета арендной платы сумма задолженности Кооператива по договору аренды земельного участка составила 370 856, 87 руб. за период с 11.05.2015 по 31.10.2017.
В связи с ненадлежащим исполнением Кооперативом своих обязательств по уплате арендной платы Департаментом начислены пени за просрочку платежей за период с 11.07.2012 по 07.11.2017 в размере 46 422, 26 руб.
08.11.2017 председателю ГК "Восток-106" С.А. Горчукову направлена претензия с требованием об уплате суммы задолженности в размере 370 856, 87 руб. за период с 11.05.2017 по 31.10.2017 и пени за период с 11.07.2012 по 07.11.2017 в размере 46 422, 26 руб.
Ненадлежащее исполнение Кооперативом договора, явилось основанием для обращения Департамента в суд с настоящим иском.
02.04.2018 г. Арбитражным судом Омской области вынесено решение, являющееся предметом апелляционного обжалования.
Проверив в порядке статей 266-268, 272.1 законности и обоснованность вынесенного судебного акта, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены вынесенного судом первой инстанции судебного акта исходя из следующего.
Правоотношения сторон, возникшие на основании договора от 19.11.2008 N ДГУ-Ц-34-1111, регулируются нормами раздела III части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ, общие положения об обязательствах) и параграфа 1 главы 34 части 2 ГК РФ, Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а также условиями заключенного договора.
В соответствии со статьей 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи) (пункт 1 статьи 607 ГК РФ).
В силу пункта 3 статьи 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируется гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Право аренды земельных участков предусмотрено статьей 22 ЗК РФ.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1, пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным.
Пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) предусмотрено, что за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
С 01.03.2015 пункт 3 статьи 65 ЗК РФ утратил силу (Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ).
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ в ЗК РФ введена статья 39.7.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 39.7 ЗК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на основании статьи 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" осуществляется органами местного самоуправления городского округа, в отношении земельного участка расположенного на территории городского округа.
Материалы дела свидетельствуют, что расчет ежемесячной арендной платы с учетом дополнительного соглашения к договору, зарегистрированного 2010 года, распространившего своей действие на отношения сторон, возникшие с момента подписания указанного соглашения, осуществлялся Департаментом в соответствии с Положением об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в городе Омске, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 29.10.2008 N 179-п.
В соответствии с абзацем пятым пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пунктом 10 статьи 4 Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области" Правительством Омской области принято постановление от 29.10.2008 N 179-п, которым утверждено Положение об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в городе Омске.
Согласно пункту 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 29.10.2008 N 179-п, в редакции, подлежащей применению в рассматриваемом случае, размер годовой арендной платы за использование земельных участков, предоставленных для строительства, а также земельных участков, право аренды которых приобретается (приобретено) в связи с расположением на них зданий, строений, сооружений, за исключением земельных участков, указанных в пункте 3.1 настоящего Положения, определяется по следующей формуле:
Ап = Кс x Сап /12,
где Ап - размер ежемесячной арендной платы; Кс - кадастровая стоимость земельного участка; Сап - среднеарифметическая ставка арендной платы в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка: 0,015+0,01/2 (пункты 3, 8 приложения N 1 к Положению);
12 - количество месяцев в году.
Значение Сап определяется в соответствии с приложением N 1 к Положению.
При расчете арендной платы за земельный участок с различными видами использования значение ставки арендной платы принимается равным среднеарифметическому значению ставок арендной платы, установленных для соответствующих видов использования земельного участка.
Указанным выше приложением N 1 утверждены значения ставки арендной платы в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка.
Материалами дела установлено, а также не оспаривается сторонами, что истец исполнил свои обязательства перед ответчиком в рамках договора, земельный участок в спорный период находился в аренде у Кооператива.
Таким образом, у ответчика возникло обязательство по внесению арендной платы.
Из материалов рассматриваемого спора (в том числе из представленного Департаментом расчета) следует, что Кооператив ежемесячно оплачивал арендные платежи в размере 2 513, 00 руб., в тот период, когда размер арендных платежей, в соответствии с Порядком 179-п составлял 1 089, 92 руб. (с 10.01.2015).
При расчете задолженности по внесению арендной платы Департаментом заявлены требования за период с 11.05.2015 по 30.11.2017.
При этом задолженность в размере 370 856, 87 руб. образовалась в связи изменением размера арендной платы за спорный период. Указанные сведения о размере задолженности и основаниях увеличения арендной платы отражены в расчете, представленном Департаментом в материалы рассматриваемого спора.
Об изменении размера арендной платы Кооператив уведомлен письмом Департамента от 26.06.2017.
Суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Департамента о взыскании с Кооператива задолженности (в виде доначисления на основании Порядка N 108-п) по арендной плате в размере 370 856 руб. 87 коп. за период с 11.05.2015 по 30.11.2017, пени в размере 43 485 руб. 43 коп. за период с 02.02.2015 по 07.11.2017, доводы подателя жалобы судом апелляционной инстанции признаются состоятельными в связи с нижеследующим.
Как следует из материалов рассматриваемого спора размер арендной платы, подлежащей уплате Кооперативом определен Департаментом за спорный период в соответствии (с 11.05.2015 г. по 30.11.2017 г) в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 29.04.2015 N 108-п "О Порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Омской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов".
В соответствии с пунктом 3 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 29.04.2015 N 108-п, в случае предоставления земельного участка в аренду для целей, указанных в настоящем пункте, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 2 процентов в отношении земельного участка, на котором отсутствуют здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, в случаях, не указанных в подпунктах 1 - 3 настоящего пункта и пункте 4 настоящего Порядка.
Пунктом 5 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 29.04.2015 N 108-п, арендная плата за земельный участок, на котором расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, в случаях, не указанных в пунктах 3, 4 настоящего Порядка, рассчитывается на основании рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В этих случаях арендная плата рассчитывается как произведение рыночной стоимости земельного участка и выраженной в процентах ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на начало календарного года, в котором принято решение о предоставлении земельного участка, по следующей формуле:
А = С x Р,
где А - арендная плата; С - рыночная стоимость земельного участка, определяемая на основании результатов оценки, проведенной не более чем за 6 месяцев до заключения договора аренды земельного участка; Р - действующая ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 Порядка при заключении договора аренды земельного участка уполномоченный орган или орган местного самоуправления Омской области предусматривают в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. При этом арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.
Размер ежемесячной арендной платы по договору в соответствии с указанным порядком составил :
- за период с 11.05.2015 по 10.05.2016 составил 15 076, 88 руб. в месяц в
- с 11.05.2016 по 10.05.2017 составляет 16041, 18 руб. в месяц
- с 11.05.2018 составляет 16683, 47 руб. в месяц в
Как указано выше, перерасчет арендной платы произведен Департаментом в связи с принятием постановления Правительства Омской области от 29.08.2012 N 181-п, которым внесены изменения в постановление Правительства Омской области от 29.07.2008 N 179-П "Об утверждении Положения об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в городе Омске" в части определения значения коэффициента Сап: определение данного коэффициента "ставка арендной платы в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка" изменено на "ставка арендной платы в зависимости от вида использования земельного участка" (с 18.09.2012); в связи с принятием приказа Министерства имущественных отношений Омской области от 20.11.2014 N 50-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Омской области"; а также в связи с вступлением в силу постановления Правительства Омской области от 29.04.2015 N 108-п "О Порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Омской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов", которым изменен порядок определения размера арендной платы за указанные земельные участки, к числу которых относится и рассматриваемый участок с кадастровым номером 55:36:090109:0011 (земельный участок, государственная собственность на который не разграничена).
Возражая против удовлетворения исковых требований, Кооператив указал на несогласие с порядком определения задолженности за рассматриваемый период с учетом положений пункта 5 Порядка N 108-п, указав на отмену указанного пункта Постановления Определением Верховного суда РФ от 02.11.2017.
Согласно представленному акту сверки по состоянию на 07.11.2017 и расшифровке начислений и поступлений по договору, Кооператив ежемесячно производил оплату арендных платежей в размере 2 513, 00 руб., размер которой предусмотрен условиями договора с применением размера арендной платы, установленной ранее действующим постановлением Правительства Омской области N 179-п.
При этом, задолженность Кооператива в заявленном размере перед Департаментом образовалось в связи с перерасчетом арендной платы в соответствии с Порядком N 108-п.
Суд апелляционной инстанции считает, что определение размера арендных платежей, осуществленное Департаментом на основании пункта 5 Порядка определения размера арендной платы, утвержденного Постановлением N 108-п, не может быть признано законным исходя из следующего.
Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 02.11.2017 по делу N 50-АПГ17-18 основанием признания недействующим пункта 5 Порядка N 108 явилось несоблюдение Правительством Омской области одного из установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а именно принципа экономической обоснованности определения размера арендной платы за земельные участки, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на земельном участке.
Верховный Суд Российской Федерации исходил из того, что, установив в пункте 5 Порядка N 108 расчет размера арендной платы в виде произведения рыночной стоимости земельного участка и выраженной в процентах ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на начало календарного года, в котором принято решение о предоставлении земельного участка, Правительство Омской области не представило каких-либо доказательств того, что им определялась доходность земельных участков с учетом их местоположения, наличия транспортной, коммунальной инфраструктуры.
Согласно статье 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Одним из предусмотренных статьей 12 ГК РФ способов защиты гражданских прав является неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
Несоответствие пункта 5 Порядка N 108-п нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу - Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, имеет место изначально с даты введения в действие указанных нормативных положений исполнительного органа субъекта Российской Федерации - Правительства Омской области.
В пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" разъяснено, что нормативный правовой акт или его отдельные положения, признанные судом недействующими, с момента принятия решения суда не подлежат применению, в том числе при разрешении споров, которые возникли из отношений, сложившихся в предшествующий такому решению период.
Согласно правовой позиции, выраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6171/10, признание нормативного акта недействующим с момента вступления в силу решения суда не должно препятствовать лицу, которое по незаконному нормативному акту было обязано осуществлять платежи, полностью восстановить нарушенное этим актом субъективное право, а также не должно предоставлять возможность лицу, являющемуся получателем платежей на основании данного нормативного акта, получать их за период до момента вступления в силу решения арбитражного суда о признании нормативного акта недействующим.
Применительно к статье 12 ГК РФ и статье 13 АПК РФ при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды таких земельных участков суд вправе давать оценку нормативным актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия этим обязательным принципам и ориентирам (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11).
При этом, указание в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.11.2017 по делу N 50-АПГ17-18 на признание пункта 5 Порядка N 108-п недействующим с даты принятия настоящего определения, а не с даты принятия такого нормативного акта, не является основанием для отказа Кооперативу в защите права в рамках предъявленного к нему иска, основанного на таком нормативном акте, и не означает, что до принятия указанного судебного акта судом высшей судебной инстанции, установленный им порядок определения размера арендной платы за публичные земли на территории Омской области отвечал требованиям экономической обоснованности формирования регулируемой цены в целях его использования в расчете платы.
С учетом вышеизложенного, основания для взыскания с Кооператива арендной платы, рассчитанной за спорный период в соответствии с пунктом 5 Порядка N 108-п, отсутствуют.
При этом суд апелляционной инстанции полает, что расчет арендной платы за период с 11.05.2015 по 30.11.2017, а также пени, начисленных в соответствии с условиями договора необходимо производить по формуле расчета арендной платы, предусмотренной Порядком N 179-п.
Как следует из представленного в материалы дела акта сверки по договору по состоянию на 07.11.2017, а также расшифровки начислений и поступлений по договору за период с 18.09.2012 по 30.11.2017, Кооперативом в счет уплаты арендных платежей по договору внесены денежные средства в размер 72 877, 00 руб. в виде 29 платежей по 2 513, 00 руб., в то время, когда размер арендной платы спорный период по договору должен составлять 33 787, 52 руб. (из расчета 1 089,92 руб. (ежемесячная оплата) * 31 месяц (период просрочки).
Таким образом, у Кооператива по состоянию на 30.11.2017 имелась переплата по уплате арендных платежей по договору.
Факт перечисления денежных средств в размере 72 877, 00 руб. в спорный период Департаментом не оспаривается.
Поскольку задолженность Кооператива по уплате арендных платежей не нашла своего подтверждения, постольку у Департамента отсутствовали основания для начисления и взыскания неустойки за ненадлежащее исполнение обязательств по договору.
С учетом установленных обстоятельств позиция суда первой инстанции о правомерности расчета арендной платы по Договору за период с 11.05.2015 по 30.11.2017 с применением постановления Правительства Омской области от 29.04.2015 N 108-п признается судом апелляционной инстанции ошибочной.
В пункте 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что по результатам рассмотрения дела суд апелляционной инстанции, согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ, выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта (часть 4 статьи 270 АПК РФ), и принимает новый судебный акт.
Принимая во внимание приведенные разъяснения и установленные судом апелляционной инстанции обстоятельства, суд апелляционной инстанции при рассмотрении заявления Департамента по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, отменяет решение по делу и принимает новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Департаментом требований к Кооперативу о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка N Д-О-2-7-3849.
Судебные расходы по государственной пошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы распределяются между сторонами по правилам статьи 110 АПК РФ с учетом того, что итоговый судебный акт принят не в пользу истца.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 02.04.2018 по делу N А46-1562/2018 отменить.
В удовлетворении заявленных Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613) требований к гаражному кооперативу "Восток-106" (ИНН 5506046425, ОГРН 1025501255856) о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды земельного участка N Д-О-2-7-3849 в размере 370 856 руб. 87 коп., пени в размере 46 422 руб. 26 коп. отказать.
Взыскать с Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613) в пользу Гаражного кооператива "Восток-106" (ИНН 5506046425, ОГРН 1025501255856) судебные расходы в виде уплаченной при подаче апелляционной жалобы государственной пошлины в размере 3 000, 00 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Судья |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-1562/2018
Истец: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска
Ответчик: ГАРАЖНЫЙ КООПЕРАТИВ "ВОСТОК-106"