г. Москва |
|
24 мая 2018 г. |
Дело N А40-140301/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Г.Н. Поповой,
Судей: Б.С. Веклича, Т.Ю. Левиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.И. Валежной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16 февраля 2018 года по делу N А40-140301/17, принятое судьёй Козловским В.Э.
по иску: АО "ФПК"
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
о взыскании 266125 рублей
при участии в судебном заседании:
от истца: Файзуллаева Я.Д. по доверенности от 04.05.2018 г.,
от ответчика: Солдатенко Е.И. по доверенности от 26.12.2016,
УСТАНОВИЛ:
АО "ФПК" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Министерство финансов Российской Федерации о взыскании 266125 рублей 30 копеек убытков.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.02.2018 г. взыскано с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу АО "ФПК" убытки в размере 266125 рублей 30 копеек, а также взыскано 8323 рублей расходов по оплате госпошлины
Не согласившись с данным решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Истец с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Заслушав представителей истца и ответчика, рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, апелляционный суд не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, исходя из следующего:
Как установлено судом первой инстанции, в 2015 -2016 годах Акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" предоставляло льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте отдельным категориям граждан в соответствии с "Соглашением о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним" от 12.03.1993 г. и Межгосударственным пассажирским тарифом (далее по тексту- МГПТ).
Согласно реестрам оформленных проездных документов, не дополученная стоимость льготных перевозок железнодорожным транспортом составила 266125 рублей 03 копейки.
В результате отсутствия компенсации фактически предоставленных льгот указанным категориям граждан у истца образовались убытки в размере 266125 рублей 03 копеек.
Правомерно определено судом. что факт предоставления указанных льгот подтверждается данными автоматизированной системы продажи пассажирских билетов "Экспресс" (АСУ Экспресс), купонами кассира.
Использование указанной системы для продажи проездных документов предусмотрено пунктом 8 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26.07.2002 г. N 30.
Данные АСУ Экспресс содержат информацию о фамилии, имени и отчестве пассажира, категории льготы, номере удостоверения, подтверждающего право на льготу, дате поездки, виде льготы (со скидкой или бесплатно), номере проездного документа, номере терминала, через который продан билет, полной стоимости проезда, с учетом НДС, фактически уплаченной пассажиром сумме стоимости проезда недополученной и сумме НДС.
В силу п. 5 ст. 790 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Исходя из п. 3 ст. 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ, потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
С 01.01.2005 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов " О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" натуральные льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте маршрутами дальнего следования, предоставленные отдельным категориям российских граждан на основании ФЗ "О ветеранах" были заменены ежемесячными денежными выплатами.
В то же время был сохранен прежний порядок предоставления льгот инвалидам и участникам Великой Отечественной Войны, а также для лиц, приравненных к ним, являющихся гражданами стран СНГ, в дальнем сообщении в соответствии с действующим международным договором.
Правительствами Государств СНГ (Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина) 12.03.1993 г. заключено соглашение о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников ВОВ, а также лиц, приравненных к ним", которое вступило в силу в день его подписания и действует по настоящее время.
В силу ст.2 данного соглашения, инвалидам ВОВ 1 и 2 групп и лицам, приравненным к ним, предоставляется право бесплатного проезда по железной дороге по территориям государств- участников соглашения 1 раз в год(туда и обратно). Инвалидам ВОВ 3 группы и лицам, приравненным к ним, предоставляется 50 процентная скидка со стоимости проезда один раз в год (туда и обратно) по железной дороге. Кроме того, сохранены сезонные льготы (с 01 октября по 15 мая, данные скидки предоставляются в соответствии с МГПТ) по оплате проезда на железнодорожном транспорте инвалидам ВОВ и лицам, приравненным к ним.
В силу ст. 3 данного соглашения, участникам ВОВ и лицам, приравненным к ним, родителям и женам военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите бывшего Союза ССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, предоставляется право на 50-процентную скидку со стоимости проезда 1 раз в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом.
В силу норм ст.ст.6,7 данного оглашения, транспортные организации обязаны обеспечивать льготные условия обслуживания лиц, указанных в соглашении, независимо от места их проживания; основанием для приобретения льготного проездного билета является соответствующее удостоверение и лист талонов на льготный проезд, выданные по месту постоянного жительства лица, имеющего право на льготный проезд.
Статьей 7 Гражданского кодекса Российской Федерации признано верховенство международных договоров Российской Федерации по отношению к внутрироссийскому гражданскому законодательству.
В силу норм ст. 13 АПК РФ, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, арбитражный суд применяет правила международного договора.
Исходя из постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации" следует, что ответчиком по делу о взыскании убытков, вызванных не исполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
Суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании гражданского кодекса Российской Федерации.
Обязанность государства в лице соответствующих финансовых органов по возмещению за счет средств бюджета транспортной организации выпадающих доходов возникает из международного соглашения от 12.02.1993 г., предусматривающих предоставление льгот по оплате проезда железнодорожным транспортом.
Льготы, предусмотренные соглашением от 12.03.1993 г. являются обязательствами Российской Федерации и подлежат компенсации за счет федерального бюджета.
Истцом предоставлены льготы гражданам пользующимся правом льготного (бесплатного) проезда железнодорожным транспортом, которые подтверждаются данными автоматизированной системы продажи пассажирских билетов "Экспресс" (АСУ Экспресс), купонами кассира с отрывными талонами, реестром оформленных проездных документов.
Доказательства предоставления денежных средств из федерального бюджета на компенсацию указанных льгот, Минфином России не представлено.
Учитывая вышеизложенное, суд правомерно взыскал с Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца убытки в сумме 266125 рублей 30 копеек, с чем согласился апелляционный суд.
Доводы заявителя апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом в силу следующего:
Правомерно определено судом первой инстанции, что в 2015 -2016 годах АО "ФПК" предоставляло льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте отдельным категориям граждан в соответствии с "Соглашением о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним" от 12.03.1993 г. и Межгосударственным пассажирским тарифом.
Факт предоставления указанных льгот подтвержден данными автоматизированной системы продажи пассажирских билетов "Экспресс" (АСУ Экспресс), купонами кассира с отрывными талонами, реестрами оформленных проездных документов; при этом, данные АСУ Экспресс содержат информацию о фамилии, инициалах пассажира, категории льготы, номере удостоверения, подтверждающего право на льготу, дате отправления, номере проездного документа, номере терминала, через который продан билет, полной стоимости проезда, с учетом НДС, фактически уплаченной пассажиром сумме, недополученной стоимости проезда.
Правительствами Государств СНГ, в том числе Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, Молдова, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины 12.03.1993 г. заключено Соглашение о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, которое вступило в силу в день его подписания и действует по настоящее время (далее по тексту -Соглашение).
Согласно п. 17, 18 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденные приказом Минтранса России от 19 декабря 2013 года N 473, оформление безденежных или льготных проездных документов (билетов) для проезда в поездах дальнего следования осуществляется в билетной кассе; при оформлении безденежных или льготных проездных документов (билетов) для проезда в поездах дальнего следования талоны на право бесплатного и льготного проезда остаются в билетной кассе; по талонам, действительным в течение указанного на них года, оформление безденежных и льготных проездных документов (билетов) производится на поезда отправлением до 31 декабря, а на проезд обратно - до 31 января года, следующего за указанным в талоне.
В силу п. 5 ст. 790 в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ, потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Данные нормы регулируют праовотношения по возмещению потерь(расходов) в результате установления Российской Федерацией либо субъектом Российской Федерации льгот и преимуществ по провозной плате, тарифам, сборам и плате на транспорте общего пользования.
Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу норм ст. 7 ГК РФ, следует верховенство международных договоров Российской Федерации по отношению к внутрироссийскому гражданскому законодательству.
Исходя из норм ст. 13 АПК РФ, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, арбитражный суд применяет правила международного договора.
С 01.01.2005 в связи со вступлением в силу Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", натуральные льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте маршрутами дальнего следования, предоставленные отдельным категориям российских граждан на основании Закона о ветеранах, были заменены ежемесячными денежными выплатами.
В то же время был сохранен прежний порядок предоставления льгот инвалидам и участникам Великой отечественной Войны, а также для лиц, приравненных к ним, являющихся гражданами СНГ, в дальнем сообщении в соответствии с действующим международным договором.
Российская Федерация, в силу участия в действующем межгосударственном соглашении от 12.03.1993 г., не прекратила свои обязательства по обеспечению предоставления льгот гражданам стран, являющихся участницами упомянутого соглашения.
Согласно статьям 6 и 7 Соглашения от 12.03.1993 г. транспортные организации обязаны обеспечить льготные условия обслуживания лиц, указанных в этом соглашении, независимо от места их проживания на основании листов талонов на льготный проезд, выданных другими странами по месту постоянного жительства лица, имеющего право на льготный проезд; сохранены также сезонные льготы (с 01 октября по 15 мая) по оплате проезда на железнодорожном транспорте инвалидам ВОВ и лицам, приравненным к ним; лицам, сопровождающим в поездах инвалидов ВОВ 1 группы и лиц, приравненных к ним, предоставляется 50 - процентная скидка со стоимости проезда железнодорожным транспортом.
Экономическим Судом Содружества Независимых Государств в рамках своих полномочий (п. п. 5, 16 Положения об экономическом Суде СНГ), дано официальное толкование применения статей 2, 3, 4, 7 Соглашения, согласно которому, в период действия сезонных льгот количество поездок инвалидам ВОВ, лицам, приравненным к ним, не ограничивается; документом, служащим основанием для предоставления сезонных льгот, является только удостоверение инвалида ВОВ, в связи с чем, оформление льготных проездных документов в период с 01 октября по 15 мая указанным категориям граждан (сезонные льготы) осуществляются без талона.
В соответствии с преамбулой Соглашения, целью его является взаимное признание государствами - участниками прав инвалидов и участников Великой Отечественной войны на льготы по проезду, независимо от их места жительства, что означает, что льготный проезд указанным в Соглашении лицам, должен быть предоставлен как при передвижении внутри государства его места жительства, так и передвижении из одного государства в другое. Соглашение от 12.03.1993 является действующим межгосударственным документом о взаимном признании прав на льготный проезд инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
В силу ст. 6 Соглашения, транспортные организации обязаны обеспечивать льготные условия обслуживания лиц, указанных в Соглашении, независимо от места их проживания. Обязанность государства по возмещению транспортной организации понесенных расходов в связи с предоставлением льготного проезда инвалидам и участникам Великой Отечественной войны возникает из Соглашения. Соглашение о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним от 12.03.1993 г. является нормативным актом (международным договором), исполнение которого является обязательным в данной ситуации всеми субъектами - перевозчиком, льготной категорией лиц (льготникам) и органами власти (Министерство финансов Российской Федерации).
Поскольку обязанность государства в лице соответствующих финансовых органов по возмещению за счет средств бюджета выпадающих доходов транспортной организации возникает из международного Соглашения от 12.02.1993, то льготы являются обязательствами Российской Федерации и подлежат компенсации за счет федерального бюджета.
Российская Федерация, подписав Соглашение от 12.03.1993, установила льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте отдельным категориям граждан и тем самым приняла на себя обязанность возмещения расходов по предоставлению указанных льгот за счет средств федерального бюджета.
Данная позиция отражена в судебной практике, в том числе, в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 27.10.2016 г. по делу N А40-192559/2015.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в арбитражном процессе, обязано доказать наличие тех обстоятельств, на которые оно ссылается в обоснование своих требований или возражений.
В п. 2 ст. 9 АПК РФ прямо указано, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Доводы апелляционной жалобы ответчика проверены арбитражным судом и отклоняются с учетом указанных обстоятельств дела и требований ГК РФ.
Арбитражный апелляционный суд, проверив выводы суда первой инстанции, считает их законными, обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Арбитражный суд согласно п. 1 ст. 71 АПК РФ оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Заявитель апелляционной жалобы не доказал наличия оснований для отмены решения по настоящему делу.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения.
Руководствуясь статьями 176, 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 16 февраля 2018 года по делу N А40-140301/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.Н. Попова |
Судьи |
Б.С. Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.