г. Москва |
|
25 мая 2018 г. |
Дело N А40-6190/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Вигдорчика Д.Г.,
судей: |
Попова В.И., Мухина С.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Мамедовым Э.М., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу учредителя ООО "Юридическая компания "Решетилович и партнеры" Решетиловича Л. В.
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.02.2018 по делу N А40-6190/18, принятое судьей А.Б. Поляковой
по заявлению учредителя ООО "Юридическая компания "Решетилович и партнеры" Решетиловича Л. В.
к 1) УФНС России по г. Москве
2) Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве
о признании незаконным и отмене решения
при участии:
от заявителя: |
Решетилович Л. В.; |
от заинтересованных лиц: |
1) Клюевский Г.В. по доверенности от 17.04.2018, 2) Спиренков И.Н. по доверенности от 08.12.2017; |
УСТАНОВИЛ:
Учредитель Общества с ограниченной ответственностью "Юридическая компания "Решетилович и партнеры" Решетилович Л.В. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными и отмене решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 46 по городу Москве от 24.10.2017 г. N 502074А об отказе в государственной регистрации Общества с ограниченной ответственностью "Юридическая компания "Решетилович и партнеры" и решения УФНС России по г. Москве от 27.12.2017 N 12-34/228819 по жалобе на указанное решение инспекции (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 27.02.2018 в удовлетворении требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просил его отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств имеющих значение для дела, неправильным применением норм материалами, процессуального права, считает, что оснований для отказа в удовлетворении требований не имелось.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным.
Представители заинтересованных лиц поддержали решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласны, считают их необоснованными, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст. ст. 266, 268, 271 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Как установлено судом первой инстанции, 20.10.2017 заявителем в Межрайонную ИФНС России N 46 по г. Москве представлены документы для государственной регистрации ООО "Юридическая компания "Решетилович и партнеры" при создании (вх. N 502074А).
24.10.2017 МИФНС N 46 по г.Москве принято решение об отказе в государственной регистрации ООО "Юридическая компания "Решетилович и партнеры" со ссылкой на подпункта "а" пункта 1 статьи 23 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" на основании непредставления необходимых для государственной регистрации документов.
Основанием для вынесения указанного решения послужило отсутствие следующих документов:
1. Заявления о государственной регистрации юридического лица при создании, по форме Р11001, утвержденной приказом ФНС от 25.01.2012 года N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, предоставляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" (далее - Приказом) заполненное в соответствии с Приложением N20 к Приказу (Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, п.2.5), а именно: Раздел 3 "Сведения о размере указанного в учредительных документах коммерческой организации:" заполняется в отношении коммерческой организации. В поле, состоящем из одного знакоместа, проставляется соответствующее цифровое значение, в поле "Размер" указывается размер уставного (складочного) капитала, уставного (паевого) фонда коммерческой организации в рублях (В разделе 3 заявления указаны недостоверные сведения о виде совокупного вклада учредителей (участников) в 3 имущество юридического лица в зависимости от его организационно-правовой формы (уставный капитал - для хозяйственных обществ). Место нахождения юридического лица, указанное в Уставе, не соответствует месту нахождения юридического лица, указанному в заявлении.
Решением УФНС России по г. Москве от 27.12.2017 N 12-34/228819 жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.
Отказывая в удовлетворении заявления Общества, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с абзацем 3 статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации перечислен в п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Представленные в регистрирующий орган документы содержат противоречивые сведения о месте нахождения юридического лица.
Согласно пп. а), в) ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N129-ФЗ) при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы (в случае, если юридическое лицо действует на основании устава, утвержденного его учредителями (участниками), или учредительного договора) соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица, а также учредительные документы юридического лица, за исключением случая, если юридическое лицо будет действовать на основании типового устава, предусмотренного подпунктом "е" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, выдается заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, регистрирующему органу, или направляется по почте.
Согласно ст. 9 Закона N 129-ФЗ требования к оформлению документов, представляемых на государственную регистрацию. Устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, были утверждены Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" (Зарегистрирован в Минюсте России 14.05.2012 N 24139) утверждена форма заявления Р11001, "Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании".
Согласно пункту 1.10 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (далее - Требования), наличие в заявлении исправлений, дописок (приписок) не допускается.
Пунктом 2.5 Требований определено, что в заявлении по форме Р11001 раздел 3 "Сведения о размере указанного в учредительных документах коммерческой организации" заполняется в отношении коммерческих организаций. В поле, состоящем из одного знакоместа, проставляется соответствующее цифровое значение, в поле "Размер" указывается размер уставного (складочного) капитала, уставного (паевого) фонда коммерческой организации в рублях.
Раздел 3 заявления Р 11001 "Сведения о размере указанного в учредительных документах коммерческой организации" предусматривает проставление следующих цифровых значений, а именно: 1 - уставный капитал; 2 - складочный капитал; 3 -уставный фонд; 4 - паевой фонд.
Необходимо отметить, что согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее -Федеральный закон N 14-ФЗ) Федеральный закон N 14-ФЗ определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение общества с ограниченной ответственностью, права и обязанности его участников, порядок создания, реорганизации и ликвидации общества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 14-ФЗ Обществом с ограниченной ответственностью (далее - общество) признается созданное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества,. в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества.
Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона N 14-ФЗ определено, что уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости долей его участников.
20.10.2017 в Межрайонную ИФНС России N 46 по г. Москве поступили документы для государственной регистрации 000 "Юридическая компания "Решетилович и партнеры" при создании (вх. N 502074А).
Вместе с тем, в нарушении Требований, положений Федерального закона N 129-ФЗ и положений Федерального закона N 14-ФЗ в заявлении по форме N Р11001, представленном в регистрирующий орган (вх. N 502074А), в разделе 3 данного заявления "Сведения о размере указанного в учредительных документах коммерческой организации" указано цифровое значение - 3 "уставный фонд".
Также согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона N 14-ФЗ устав общества, утвержденный учредителями (участниками) общества, должен содержать, в частности, сведения о месте нахождения общества.
В Уставе ООО "Юридическая компания "Решетилович" и партнеры представленном Решениловичем Л.В. с комплектом документов в Инспекцию (вх. N 502074А), в качестве адреса (места нахождения) общества указан адрес; г. Москва, Лялин переулок, д. 23/29, стр.1. В заявлении о государственной регистрации юридического лица при создании (форма N Р11001) указан иной адрес (место нахождение) юридического лица: 105062, г.Москва, Лялин переулок, д. 23/29, стр.1, комната 2.
Таким образом, представленные в регистрирующий орган документы содержат противоречивые сведения о месте нахождения юридического лица.
Документы, содержащие недостоверные сведения или оформленные ненадлежащим образом, должны считаться не представленными.
Данная правовая позиция, в частности, нашла свое отражение в постановлении Президиума ВАС РФ от 08.02.2011 г. N 12101/10.
Необходимым условием для проведения государственной регистрации в соответствии с требованиями Закона N 129-ФЗ является не только представление полного комплекта документов, но и достоверность сведений, подлежащих внесению в Единый государственный реестр юридических лиц.
Доводы о возможности применения п.6 ст.11 129-ФЗ к указанным правоотношениям не могут быть приняты.
Согласно подпунктам "в", "д" и "л" пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице, в том числе адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица; сведения об учредителях (участниках) юридического лица; фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
На основании подпунктов "б" и "г" пункта 4.2 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; проведения осмотра объектов недвижимости.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11 Федерального закона N 129-ФЗ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 данного Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности). В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном данным Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.
Таким образом, вопреки доводам указанная проверка проводиться для установления действительности сведений содержащихся в реестре.
В свою очередь, необходимость в проведении какой-либо проверки в данном случае отсутствует, так как из представленной формы на регистрацию следует противоречивость сведений, подлежащих регистрации. Указанное обстоятельство и послужило основанием для вынесения обжалуемого решения.
Относительно решения Управления, коллегия отмечает следующее.
Решение Управления от 27.12.2017 N 12-34/228819 является результатом действий вышестоящего налогового органа по рассмотрению жалобы Заявителя в соответствии с положениями главы VIII. 1 Федерального закона от 08.08.2001; N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) на принятое Инспекцией Решение об отказе при осуществлении ею функций по государственной регистрации юридических лиц и соответствует законодательству Российской Федерации о государственной регистрации, которое в соответствии со статьёй 1 Федерального закона N 129-ФЗ состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), данного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Решением Управления дана оценка правомерности решения принятого Инспекцией по документам, которые ранее представлялись Заявителем в регистрирующий орган.
Заявителем было реализовано право на обжалование решения Инспекции в порядке, установленном Федеральным законом N 129-ФЗ, и Управлением данное право не нарушалось, так как жалоба Заявителя была принята, рассмотрена и по ней вынесено решение.
В силу пункта 6.3.1 Положения об Управлении Федеральной налоговой службы по г. Москве Управление осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, в отношении которых федеральными законами установлен специальный порядок регистрации, а именно: кредитных организаций (статья 12 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности") и некоммерческих организаций (пункт 1 статьи 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
Как верно указано судом первой инстанции, решение Управления по жалобе Заявителя само по себе не нарушает прав и интересов Заявителя.
Таким образом, заявитель с целью государственной регистрации юридического лица обязан представить достоверные и полные сведения относительно адреса создаваемой организации. Если в заявлении представлены неполные сведения относительно адреса, то это приравнивается к представлению недостоверных сведений об адресе создаваемой организации, что служит основанием для отказа в государственной регистрации создания юридического лица.
С учетом изложенного, заявление содержало недостоверные сведения о месте нахождения юридического лица, не позволяющие однозначно идентифицировать место нахождения единоличного исполнительного органа и не соответствовало установленным требованиям, что является достаточным основанием для вынесения решения об отказе в государственной регистрации в связи с недостоверностью содержащихся в заявлении сведений о месте нахождения юридического лица.
В силу положений ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Таким образом, предъявление любого иска обусловлено мотивом восстановления нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
Отказывая в удовлетворении апелляционной жалобы, коллегия в том числе учитывает, что заявителем не представлено доказательств нарушения его прав а также охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, учитывая характер правовых последствий, связанных с совершением налоговым органом оспариваемых действий.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, учитывая, что изложенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 27.02.2018 по делу N А40-6190/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Г. Вигдорчик |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.