г. Москва |
|
25 мая 2018 г. |
Дело N А40-217929/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.Л. Захарова,
судей: |
И.В. Бекетовой, Д.В. Каменецкого, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Д. Раджабовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Росприроднадзора
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.02.2018 по делу N А40-217929/17 (21-1349), принятое судьей Каменской О.В.
по заявлению ООО "Спецавтохозяйство"
к Федеральной службе по надзору в сфере природопользования
о признании незаконным бездействия
при участии:
от заявителя: |
Девятова З.А. по дов. от 20.10.2017, Богданов Р.З. по дов. от 20.10.2017; |
от ответчика: |
Землединова Н.Г. по дов. от 28.02.2018. |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Спецавтохозяйство" обратилось в Арбитражный суд города Москвы о признании бездействия Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по включению полигона ТБО находящегося на земельном участке с кадастровым номером 02:59:010201:109, по адресу: Республика Башкортостан, г. Салават, юго-западнее цеха N 26 ОАО "Салаватнефтеоргсинтез", площадью 96 572 кв. м в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) незаконным и обязании Федеральную службу по надзор) в сфере природопользования (Росприроднадзор) включить полигон ТБО находящийся на земельном участке с кадастровым номером 02:59:010201:109, то адресу: Республика Башкортостан, г. Салават, юго-западнее цеха N 26 ОАО "Салаватнефтеоргсинтез", площадью 96 572 кв. м в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО).
Решением суда от 20.02.2018 бездействие Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по включению полигона ТБО находящегося на земельном участке с кадастровым номером 02:59:010201:109, по адресу: Республика Башкортостан, г. Салават, юго-западнее цеха N 26 ОАО "Салаватнефтеоргсинтез", площадью 96 572 кв. м в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) признано незаконным.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, не согласившись с выводами суда, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования доводы апелляционной жалобы поддержал.
В судебном заседании представители ответчика просили решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Представил письменный отзыв.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, в целях выполнения статьи 11 Федерального Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и руководствуясь Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, которые утверждены Приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 49 (с изменениями и дополнениями), ООО "САХ" выполнило инвентаризацию объекта размещения отходов.
По материалам инвентаризации по форме приложения к Правилам инвентаризации объектов размещения отходов ООО "САХ" была составлена характеристика объекта размещения отходов.
В соответствии с п.6 Правил, ООО "САХ" было направлено в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан один экземпляр характеристики объекта размещения отходов, для включения Полигона ТБО г. Салават в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) (Письмо N 59-2425 от 15 декабря 2016. г.).
В последующем от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан был получено письмо N 04-02/10949 от 22.12.2016 в котором указывалось, что полигон ТБО ООО "Спецавтохозяйство" не может быть предложен для включения в ГРОРО.
ООО "САХ" с данным Письмом не согласилось и за защитой своих законных прав и интересов обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан.
26.04.2017 Арбитражный суд Республики Башкортостан вынес решение по делу N А07-2188/2017, по которому было решено признать бездействие Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан по не включению полигона твердых бытовых отходов находящегося на земельном участке с кадастровым номером 02:59:010201:109, по адресу: Республика Башкортостан, г. Салават, площадью 96 572 кв. м в государственный реестр объектов размещения отходов незаконным и обязать Управление, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан совершить действия предусмотренные законодательством по включению полигона твердых бытовых отходов находящегося на земельном участке с кадастровым номером 02:59:010201:109, по адресу: Республика Башкортостан, г. Салават, площадью 96 572 кв. м в государственный реестр объектов размещения отходов.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного суда от 06.07.2017 решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.04.2017 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В июле месяце ООО "САХ" направило характеристику объекта размещения отходов (ОРО) (далее - характеристика) в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан (далее -Управление) о включении полигона ТБО в ГРОРО, Управление в свою очередь направило характеристику в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).
Письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N АА-10-01-32/21579 от 03.10.2017 подписанным заместителем руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, сообщено, что объект размещения отходов эксплуатируемый ООО "Спецавтохозяйство", будет включен в приказ "О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов" в октябре 2017.
В октябре месяце 2017 объект размещения отходов эксплуатируемый ООО "САХ" в приказ "О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов", включен не был.
В ноябре месяце 2017 ООО "САХ" получило письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) N АА-10-01-31/25115 от 14.11.2017 адресованное Руководителю Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан (копия ООО "Спецавтохозяйство"), в котором сообщалось следующее: "В соответствии с ч. 6 ст. 12 Федерального закона от 24.06.2014 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления (далее - Закон) объекты размещения отходов (далее - ОРО) вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО). Ведение ГРОРО осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу положений ч. 7 ст. 12 Закона размещение отходов на объектах, не внесенных в ГРОРО запрещается.
Порядок ведения государственного кадастра отходов утвержден приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 (далее - Порядок).
В силу положений п. 16 ГРОРО включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 18 Порядка ГРОРО формируется на основе информации об ОРО, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации ОРО, утвержденными приказом Минприродаы России от 25.02.2010 N 49.
В соответствии со ст. 1 Закона объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
В силу положений п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее - ГрК РФ) объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, кирсков, навесов и других подобных построек.
В соответствии с п. 23 ч. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и 1 ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
При этом, согласно ч. 2 ст. 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, что установлено п. 9 ст. 2 ГрК РФ.
Вместе с этим, положения подпункта 7.2 п. 7 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" определено, что проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов 1-V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов 1-V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов 1-V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I-V классов опасности, является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня.
При этом, в графе 6 характеристики ОРО предусмотрено отражение хозяйствующим субъектом, осуществляющим эксплуатацию ОРО, информации о наличии проектной документации на строительство ОРО.
Учитывая изложенное, характеристики ОРО, в которых отсутствует информация о наличии проектной документации на строительство ОРО не могут являться основанием для принятия решения Росприроднадзором о включении ОРО в ГРОРО.
Как установлено судом, Салаватским городским Советом депутатов трудящихся 15.07.1977 было принято решение "Об отводе отработанного карьера кирпичного завода под городскую свалку строительного мусора".
Решением Салаватского городского Совета народных депутатов от 12.01.1990 "Об организации и закреплении за Спецавтохозяйством единой городской свалки бытовых и промышленных отходов", объединены существующие разрозненные ведомственные свалки бытовых и промышленных отходов в единую городскую свалку, с возложением ответственности за ее санитарное и пожарное состояние на спецавтохозяйство управления жилищно-коммунального хозяйства.
Между ООО "САХ" и Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений по Республике Башкортостан по городу Салавату 08.07.2015 заключен договор аренды земельного участка N 73-15-57зем, на основании которого ООО "Спецавтохозяйство" предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером N 02:59:010201:109 площадью 96572 кв. м из земель промышленности, энергетики, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешенного использования коммунальное обслуживание: полигоны, по захоронению и сортировке бытового мусора и отходов; код 3.1, для использования в целях обслуживания полигона ТБО сроком аренды с 10.06.2015 по 09.06.2020.
ООО "Спецпавтохозяйство" 26.12.2011 Управлением Росприроднадзора по Республике Башкортостан выдана лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности серии 002 N 0064П.
Управлением Росприроднадзора по Республике Башкортостан ООО "Спецавтохозяйство" 24.05.2016 выдана лицензия 02 N 00237 на осуществление деятельности но сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности серии 02 N 00237.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) под объектом размещения отходов понимается специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Частью 6 и 7 статьи 12 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что объекты размещения отходов вносятся в ГРОРО, ведение которого осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в ГРОРО.
Порядок ведения ГРОРО определен Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.09.2011 N 792 "Об утверждении порядка ведения Государственного кадастра отходов" (раздел III). (далее - Порядок).
Согласно пункту 16 Порядка ГРОРО включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 17 Порядка предусмотрено, что не подлежат включению в ГРОРО: объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком; объекты захоронения отходов, расположенные на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством Российской Федерации; специальные объекты размещения радиоактивных отходов; скотомогильники.
В соответствии с пунктом 19 Порядка территориальные органы Росприроднадзора в 10-дневный срок с даты поступления от юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего объект размещения отходов, характеристики объекта размещения отходов, составленной по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, представляют в Росприроднадзор следующую информацию о данном объекте размещения отходов, предлагаемом для включения в ГРОРО:
1) наименование объекта размещения отходов;
2) назначение объекта размещения отходов ("хранение отходов" либо "захоронение отходов") с указанием наименований основных видов размещаемых отходов и их кодов по ФККО;
3) местонахождение объекта размещения отходов - код по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО) и наименование ближайшего населенного пункта;
4) сведения о наличии негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов ("имеется" либо "отсутствует") на основании данных мониторинга состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду;
5) предложение по порядковому номеру объекта размещения отходов по территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
6) сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, эксплуатирующем объект размещения отходов, включая: наименование, место нахождения юридического лица, фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства.
Согласно пункту 20 Порядка Росприроднадзор в 15-дневный срок с даты регистрации информации об объекте размещения отходов, поступившей из территориального органа Росприроднадзора, рассматривает указанную информацию, присваивает номер объекту размещения отходов в ГРОРО, принимает правовые акты о включении объектов размещения отходов в ГРОРО с периодичностью не реже 1 раза в месяц.
Спорный объект в данном случае не подпадает под ограничения, установленные пунктом 17 ПорядкаМ 792.
Частью 3 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.12.2014 N 458-ФЗ) установлено, что лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 года, сохраняют свое действие до 1 января 2019 года. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, вправе переоформить их на лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
В силу условий части 3.1 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ установлено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 июля 2016 года. После 1 июля 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
Данное условие заявителем также соблюдено ввиду наличия лицензия от 24.05.2016 02 N 00237.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что соответствующая оценка указанных выше обстоятельств дана в рамках спора по делу N А07-2188/2017.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что у Управления отсутствовали основания для принятия решения о том, что эксплуатируемый предприятием полигон не может быть включен в ГРОРО.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20.02.2018 по делу N А40-217929/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-217929/2017
Истец: ООО САХ
Ответчик: Росприроднадзор
Третье лицо: РОО "Союз экологов Республики Башкортостан"