город Омск |
|
28 мая 2018 г. |
Дело N А46-21248/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3751/2018) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 26.02.2018 по делу N А46-21248/2017 (судья Голобородько Н.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Центр" (ОГРН 1027739602824, ИНН 7709359770) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области об оспаривании отказа в государственной регистрации права на вновь возведенный объект,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрации Москаленского муниципального района Омской области,
при участии в судебном заседании:
представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области Тереховой Е.В. по доверенности N 99 от 25.12.2017 сроком действия по 31.12.2018;
представителя общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Центр" Кириа А.М. по доверенности N 78АБ2840068 от 04.05.2017 сроком действия до 21.12.2019;
в отсутствие представителя Администрации Москаленского муниципального района Омской области, надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Центр" (далее - ООО "Газпромнефть-Центр", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра по Омской области, регистрирующий орган, заинтересованное лицо) N 55/101/001/2017-6127 в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: АЗС-41, расположенную по адресу: Омская область, Москаленский район, Москаленское г.п., раб.пос.Москаленки, улица Обводная, дом 7, и обязании устранить допущенные нарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Москаленского муниципального района Омской области (далее - Администрация, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Омской области от 26.02.2018 по делу N А46-21248/2017 требования ООО "Газпромнефть-Центр" удовлетворены. Признан незаконным отказ Управления Росреестра по Омской области в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: АЗС-41, расположенную по адресу: Омская область, Москаленский район, Москаленское г.п., раб. пос. Москаленки, улица Обводная, дом 7. На Управление Росреестра по Омской области возложена обязанность произвести государственную регистрацию права собственности ООО "Газпромнефть-Центр" на объект недвижимого имущества: АЗС-41, расположенную по адресу: Омская область, Москаленский район, Москаленское г.п., раб. пос. Москаленки, улица Обводная, дом 7. Этим же судебным актом с регистрирующего органа в пользу заявителя взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6 000 руб. ООО "Газпромнефть-Центр" из федерального бюджета возвращено 6 000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при обращении с иском в суд по платежному поручению от 31.10.2017 N 51824.
Возражая против принятого по делу судебного акта, регистрирующий орган в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО "Газпромнефть-Центр".
В обоснование жалобы ее податель указывает на отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) записи о государственной регистрации права собственности ООО "Газпромнефть-Центр" на земельные участки, на которых расположен регистрируемый объект недвижимого имущества.
В письменном отзыве на жалобу ООО "Газпромнефть-Центр" просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация, надлежащим образом извещенная в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направила. На основании статей 156, 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося участника процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем Управления Росреестра по Омской области поддержаны доводы жалобы.
Представитель ООО "Газпромнефть-Центр" высказался в соответствии с письменным отзывом на жалобу.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке, установленном статьями 266, 270 АПК РФ, законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что 17.02.2017 ООО "Газпромнефть-Центр" обратилось в Управление Росреестра по Омской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: АЗС-41, расположенный по адресу: Омская область, Москаленский район, Москаленское г.п., раб.пос.Москаленки, улица Обводная, д.7.
К заявлению прилагались следующие документы: доверенности от 06.11.2015, квитанция об оплате государственной пошлины, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 24.03.2014 N RU 55513101-50, распоряжение о внесении изменений в разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 27.08.2015 N 198 и кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от 28.12.2016 N 55/201/16-581375.
Уведомлением от 01.03.2017 N 55/101/001/2017-6127 регистрирующий орган уведомил заявителя о приостановлении государственной регистрации права собственности в связи с тем, что имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами; не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового и (или) государственной регистрации прав.
03.08.2017 заявителем в Управление Росреестра по Омской области были дополнительно представлены: письмо Администрации Москаленского городского поселения Москаленского муниципального района Омской области, договор аренды земельного участка от 27.02.2012 N АЗ-13-12/2012 и технический план сооружения от 08.12.2016 ГП "Омский центр ТИЗ".
Уведомлением от 19.09.2017 N 55/101/001/2017-6127 Управление Росреестра по Омской области известило ООО "Газпромнефть-Центр" об отказе в государственной регистрации права собственности на указанный выше объект недвижимости.
Указав, что у регистрирующего органа отсутствовали законные основания для отказа в государственной регистрации права собственности на поименованный объект, ООО "Газпромнефть-Центр" обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В соответствии с пунктами 1, 6 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
В соответствии с частями 3, 4 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
Материалы дела свидетельствуют, что согласно представленному на государственную регистрацию техническому плану сооружения от 08.12.2016 спорный объект недвижимости расположен на земельных участках с кадастровыми номерами 55:13:010154:1, 55:13:010154:15 и 55:13:000000:185.
Земельный участок с кадастровым номером 55:13:010154:1 принадлежит на праве собственности АО "Газпромнефть-Омск" (правопредшественник ООО "Газпромнефть-Центр"), в связи с чем возражения у регистрирующего органа не возникли.
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:13:000000:185 зарегистрировано за субъектом Российской Федерации - Омской областью, право постоянного (бессрочного) пользования - за КУ "Управление дорожного хозяйства" Омской области. На государственную регистрацию заявителем было представлено письмо Москаленского муниципального района Омской области Администрации Москаленского городского поселения от 31.07.2017 N 564, о том, что наружный водопровод протяженностью 416,6 м является подземным конструктивным элементом сооружения Реконструкция АЗС-41 (с переводом в многотопливный АЗК) с кадастровым номером 55:13:000000:1157 и не имеет наземных элементов, что подтверждается техническим планом сооружения от 08.12.2016.
Однако, как указывает регистрирующий орган, согласно составу сооружения, указанному в данном техническом плане невозможно установить какие части сооружения являются подземными. В представленном заключении кадастрового инженера о подземных частях сооружения соответствующие сведения не содержатся.
В подтверждение права заявителя на земельный участок с кадастровым номером 55:13:010154:15 ООО "Газпромнефть-Центр" представлен договор аренды от 27.02.2012 N АЗ-13-12/2012 земельного участка, находящегося в государственной собственности, сроком на 11 месяцев с 05.03.2012 по 04.02.2013. Согласно уведомлению регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации в ЕГРН отсутствуют сведения, подтверждающие наличие зарегистрированного права ООО "Газпромнефть-Центр" на земельный участок с кадастровым номером 55:13:010154:15, находящийся в государственной собственности.
В силу статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования. При этом к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Из материалов дела следует, что регистрируемый объект недвижимого имущества представляет собой вновь построенную автозаправочную станцию.
Согласно части 10 статьи 40 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Право собственности на созданный (реконструированный) объект осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 218-ФЗ, и возникает с момента государственной регистрации права (статьи 8.1, 131, 219 ГК РФ).
Как следует из представленных в материалы дела копии технического плана сооружения от 08.12.2016, а именно - из чертежа контура сооружения, а также схемы расположения объекта недвижимости с кадастровым номером 55:13:000000:1157 (части объекта недвижимости) на земельном участке с кадастровым номером 55:13:000000:185, часть сооружения с кадастровым номером 55:13:000000:1157 (наружный водопровод) проходит по земельному участку с кадастровым номером 55:13:000000:185 в подземном исполнении и не имеет наземных, надземных элементов на данном земельном участке.
Согласно письму от 31.07.2017 N 564 Администрации Москаленского городского поселения Москаленского муниципального района Омской области, направленного в адрес ОАО "Газпромнефть-Омск", наружный водопровод является подземным конструктивным элементом сооружения Реконструкция АЗС-41 (с переводом на многотопливный АЗК) с кадастровым номером 55:13:000000:1157 и не имеет наземных элементов, что подтверждается техническим планом сооружения от 08.12.2016, подготовленным ГП "Омский центр ТИЗ".
В целях формирования единой правоприменительной практики осуществления государственной регистрации прав на объекты, созданные с применением технологии горизонтально-направленного бурения, а также устранения практики принятия решений об отказе в осуществлении такой регистрации по причине отсутствия прав на земельные участки, под поверхностью которых размещаются подземные части таких сооружений, Минэкономразвития России подготовило письмо от 04.03.2016 N 6013-ПКД23и "О порядке осуществления государственной регистрации прав на сооружения", согласно которому, если из проектной документации, заключений органов, уполномоченных выдавать разрешение на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, следует, что объект представляет собой совокупность наземных и подземных элементов, то представление на государственную регистрацию прав на такие объекты недвижимости правоустанавливающих документов на земельные участки, под поверхностью которых размещаются подземные части такого сооружения, не требуется. Настоящее письмо Минэкономразвития России обязательно к использованию в работе территориальных подразделений Росреестра и ФГБУ "ФКП Росреестра", его филиалов.
Учитывая изложенное, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что необходимость оформления прав на земельные участки собственником подземного сооружения, созданного с применением технологии горизонтально-направленного бурения, части которого находятся под поверхностью земельных участков, земельным законодательством не предусмотрена.
Аналогичные выводы содержатся в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 09.04.2018 N 309-КГ18-2633, постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 01.02.2018 N Ф06-28390/2017, Арбитражного суда Московского округа от 04.10.2017 по делу N А41-77024/216, Арбитражного суда Уральского округа от 06.12.2017 N Ф09-7527/2017.
В обоснование отказа в государственной регистрации Управление Росреестра по Омской области указало также на то, что договор аренды земельного участка от 27.02.2012 N АЗ-13-12/2012 не может считаться документом, подтверждающим права заявителя на земельный участок, поскольку данный договор не прошел государственную регистрацию в установленном законом порядке.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы регистрирующего органа об отсутствии оснований для регистрации ввиду недоказанности прав заявителя на земельный участок с кадастровым номером 55:13:010154:15, коллегия апелляционного суда отмечает следующее.
Из материалов дел усматривается, что 27.02.2012 между муниципальным образованием - Москаленский муниципальный район Омской области (арендодатель) и ОАО "Газпромнефть-Омск" (арендатор), являющимся правопредшественником ООО "Газпромнефть-Центр", заключен договор аренды N АЗ-13-12/2012 земельного участка, находящегося в государственной собственности.
В силу пункта 1.1 данного договора арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок, находящийся в государственной собственности, из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером 55:13:010154:15, сроком на 11 месяцев с 05.03.2012 по 04.02.2013.
Разрешенное использование участка предполагает размещение объектов торговли, автозаправочных и газозаправочных станций, предприятий автосервиса согласно кадастровому паспорту земельного участка (пункт 1.2 договора).
Пункту 1.3 договора аренды предусмотрено целевое назначение аренды участка, заключающееся в строительстве автозаправочной станции.
В пункте 6.3 договора стороны согласовали возможность продления срока действия данного договора в порядке, установленном федеральным и областным законодательством. В случае намерения продлить настоящий договор на новый срок арендатор обязан письменно уведомить об этом арендодатели и сдать комплект документов, предусмотренных законодательством, для оформления договора аренды на новый срок за один месяц до истечения срока действия настоящего договора.
Земельный участок с кадастровым номером 55:13:010154:15 передан арендатору в пользование по акту приема-передачи.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным и иным законодательством, а также специальными федеральными законами.
В силу статьи 39.8 ЗК РФ условия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются гражданским законодательством, настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (статья 606 ГК РФ).
В силу положений пункта 1 статьи 610 ГК РФ и части 2 статьи 26 ЗК РФ договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 46 ЗК РФ аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
Согласно пункту 2 статьи 621 ГК РФ если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
Учитывая приведенные нормы и содержание пункту 6.3 договора аренды от 27.02.2012 N АЗ-13-12/2012, а также принимая во внимание отсутствие доказательств прекращения арендных правоотношений между Москаленским муниципальным районом Омской области и заявителем в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:13:010154:15, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что права ООО "Газпромнефть-Центр" на указанный земельный участок следует признать подтвержденными, и основания для отказа в государственной регистрации его права собственности на спорный объект отсутствовали.
Иное не обосновано регистрирующим органом со ссылкой на конкретные фактические обстоятельства и нормы права.
Иных доводов, указывающих на допущенные судом нарушения норм материального или процессуального права, апелляционная жалоба не содержит.
В связи с указанными обстоятельствами суд апелляционной инстанции приходит к выводу о неправомерном характере оспариваемого решения регистрирующего органа, в связи с чем заявление ООО "Газпромнефть-Центр" обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при разрешении спора нарушений норм процессуального закона.
Принятое по делу решение суда не подлежит отмене или изменению, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе не распределяются в связи с освобождением регистрирующего органа от обязанности по уплате таковой.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 26.02.2018 по делу N А46-21248/2017 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-21248/2017
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 сентября 2018 г. N Ф04-3757/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ГАЗПРОМНЕФТЬ - ЦЕНТР"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ МОСКАЛЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ