г. Хабаровск |
|
28 мая 2018 г. |
А80-535/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.
при участии в заседании:
от Муниципального предприятия городского округа Анадырь "Городское коммунальное хозяйство": представитель не явился;
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по городу Анадырь Чукотского автономного округа (межрайонного): представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по городу Анадырь Чукотского автономного округа (межрайонного)
на решение от 02.03.2018
по делу N А80-535/2017
Арбитражного суда Чукотского автономного округа
принятое судьей Кольцюком М.А.
по заявлению Муниципального предприятия городского округа Анадырь "Городское коммунальное хозяйство" (ОГРН 1028700588861, ИНН 8709007875)
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по городу Анадырь Чукотского автономного округа (межрайонному) (ОГРН 1108709000080, ИНН 8709012956)
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное предприятие городского округа Анадырь "Городское коммунальное хозяйство" (далее - заявитель; МП "Горкоммунхоз"; предприятие; страхователь) обратилось в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по городу Анадырь Чукотского автономного округа (межрайонного) (далее - Управление; УПФ; Управление Пенсионного фонда) от 19.10.2017 N 028S19170000321 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, которым заявитель привлечен к ответственности по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), в виде штрафа в размере 62500 руб., в части назначения штрафа в сумме, превышающей 500 руб.
Решением суда от 02.03.2018 требования заявителя удовлетворены частично: оспариваемое решение УПФ признано недействительным в части привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде назначения штрафа в размере 50000 руб.; в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано; с УПФ в пользу предприятия взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
Суд первой инстанции: установил факт несвоевременного представления МП "Горкоммунхоз" сведений о застрахованных лицах (125 работников) по форме СЗВ-М за июль 2017 - такие сведения были представлены предприятием 17 августа 2017 года, вместо определенного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ срока - не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, то есть не позднее 15 августа 2017 года, вместе с тем, посчитал возможным применить смягчающие ответственность обстоятельства (незначительный период нарушения; признание предприятием факта совершения правонарушения и вины; ведение хозяйственной деятельности, направленной на обеспечение жизнедеятельности населения города Анадырь; то, что правонарушение не повлекло причинения вреда, ущерба или негативных последствий государству и застрахованным лицам; отсутствие задолженности по уплате страховых взносов), и снизить сумму штрафа до 12500 руб.; на основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) взыскал с Управления в пользу общества судебные расходы, в виде уплаченной государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
Заявитель жалобы, ссылаясь на положения Федерального закона N 27-ФЗ, утверждает, в том числе о том, что: обстоятельства совершения правонарушения могут быть признаны смягчающими вину лишь при предшествующем добросовестном поведении страхователя; поведение страхователя нельзя признать добросовестным, поскольку последний не принял зависящих от него мер организационного характера, направленных на дальнейшее правомерное поведение; ссылка заявителя на наличие в деле смягчающих вину обстоятельств, в данном случае, является злоупотреблением правом со стороны страхователя; размер финансовой санкции, примененный Управлением в данном деле, соответствует требованию справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности, тяжести содеянного; квалификация судом обстоятельств, связанных с деятельностью страхователя, как смягчающих, противоречит требованиям законодательства, нарушает принцип равенства перед законом.
Представили лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
Управление направило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ, суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, МП "Горкоммунхоз" зарегистрировано в качестве юридического лица 30.08.2000 за основным государственным регистрационным номером 1028700588861, место нахождения юридического лица: 689000, Чукотский автономный округ, г Анадырь, ул. Ленина; зарегистрировано в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию, производящим выплаты в пользу физических лиц и состоит на учете в качестве страхователя по месту своего нахождения в УПФ за регистрационным номером 028-001-001363, в отношении которого Управлением проведена камеральная проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, в системе обязательного пенсионного страхования, по результатам которой, в связи с установленным фактом нарушения срока представления сведений по форме СЗВ-М за июль 2017 года по 125 застрахованным лицам - работникам предприятия, составлен акт от 20.09.2017 N 028S18170000180 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования.
В ходе проверки, Управлением установлено, что сведения по форме СЗВ-М в отношении 125 застрахованных лиц за июль 2017 представлены страхователем с нарушением установленного Федеральным законом N 27-ФЗ срока (отчетность за июль 2017 года должна была быть представлена не позднее 15 августа 2017 года, фактически представлена17 августа 2017 года), в связи с чем, решением УПФ от 19.10.2017 N 028S19170000321 МП "Горкоммунхоз" привлечено к ответственности, предусмотренной абзаца 4 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 62500 рублей, исходя из 500 рублей штрафа за каждое застрахованное лицо.
Не оспаривая правомерность привлечения к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, полагая, что имеются основания для снижения санкции в отношении штрафа, страхователь обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, в качестве смягчающих вину обстоятельств заявитель указал на: признание факта нарушения; привлечение к ответственности за такое нарушение впервые, несовершение аналогичного нарушения впоследствии, отсутствие каких-либо негативных материальных последствий и нарушений прав и законных интересов застрахованных лиц, незначительный период нарушения срока, ведение социально-значимой деятельности, добровольное прекращение противоправного поведения и устранение допущенного нарушения до составления акта, отсутствие задолженности по страховым взносам.
С учетом наличия у суда полномочий на снижение штрафных санкций, исходя из принципов, вытекающих из конституционных прерогатив правосудия, суд первой инстанции пришел к верному выводу о необходимости снижения размера подлежащих взысканию с заявителя финансовых санкций в связи с наличием обстоятельств, смягчающих ответственность страхователя.
Шестой арбитражный апелляционный суд соглашается с данным выводом суда по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно статье 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные данным Федеральным законом.
В силу статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 данного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Таким образом, страхователь обязан предоставлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, за непредставление которых в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений в установленный срок к страхователю применяются финансовые санкции.
Факт нарушения предприятием срока представления отчета по форме СЗВ-М за период - июль 2017 года на 2 дня подтверждается материалами дела и не оспаривается страхователем.
Таким образом, вывод о необходимости привлечении МП "Горкоммунхоз" к ответственности за нарушение требований Федерального закона N 27-ФЗ в виде взыскания штрафа, является правомерным.
Вместе с тем Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Закона N 188-ФЗ, как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Законом о страховых взносах, индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3).
В силу принципов правовой определенности, справедливости, необходимости поддержания у граждан и их объединений доверия государству и охраняемому им правопорядку, вытекающих из статей 1 (часть 1), 15 (часть 1), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель обязан определить порядок снижения размера штрафа за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, с тем чтобы обеспечить как индивидуализацию ответственности, так и ее неотвратимость, в частности, в рамках своей дискреции установить органы, имеющие право снижать размер штрафа, условия снижения размера штрафа, правила учета отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств при определении окончательного размера наказания, а также минимальный размер штрафа, ниже которого при любых обстоятельствах наказание назначено быть не может; такой подход позволил бы обеспечить адекватность применяемого государственного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для ее индивидуализации, и избежать злоупотреблений при принятии решений о размерах штрафной санкции в конкретных делах.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении указал, что в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в Постановлении от 25.02.2014 N 4-П, и учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.1998 N 14-П указано, что меры взыскания должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств деяния.
При этом, учитывая в качестве смягчающих ответственность обстоятельств: незначительный период нарушения; признание предприятием факта совершения правонарушения и вины; ведение хозяйственной деятельности, направленной на обеспечение жизнедеятельности населения города Анадырь; то, что правонарушение не повлекло причинения вреда, ущерба или негативных последствий государству и застрахованным лицам; отсутствие задолженности по уплате страховых взносов, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости частичного удовлетворения заявления страхователя, и снижения размера штрафа до 12500 рублей.
Доводы заявителя жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними.
При указанных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности обжалуемого решения суда и несостоятельности доводов апелляционной жалобы.
Выводы суда основаны на правильном установлении фактических обстоятельств дела и оценки представленных доводов сторон.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены обжалуемого судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Ошибочно уплаченная 06.03.2018 Управлением государственная пошлина в сумме 3000 руб., подлежит возврату последнему из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ, статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 02 марта 2018 года по делу N А80-535/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) по городу Анадырь Чукотского автономного округа (межрайонному) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 руб., как ошибочно уплаченную согласно платежного поручения N 329597 от 06.03.2018. Выдать справку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.