г. Москва |
|
24 мая 2018 г. |
Дело N А40-132975/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Александровой Г.С.
судей: Алексеевой Е.Б., Савенкова О.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарём Ярахтиным А.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИП Родионов В.А. на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31 января 2018 г. по делу N А40-132975/17 (41-1253), принятое судьей Березовой О.А., по иску ИП Родионова Валерия Александровича (ОГРН 304770000522401) к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423) о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность, об обязании предоставить в собственность земельный участок,
при участии в судебном заседании:
от истца: Макаров А.К. по доверенности от 31.01.2018 г.;
от ответчика: Ивашурина А.А. по доверенности от 27.12.2017 г.;
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Родионов Валерий Александрович (далее - истец) обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - ответчик) о признании незаконным отказа Департамента городского имущества города Москвы в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 77:09:0005012:54, сформулированный в письмах от 23.06.2017 г. N 33-5-85062/17-(0)-1 и от 30.06.2017 г. N ДГИ-ГР-59436/17-1, и обязании Департамента городского имущества города Москвы предоставить в собственность указанный земельный участок по цене, действовавшей на момент обращения по вопросу его выкупа, заключив с истцом договор купли-продажи.
Исковые требования заявлены со ссылкой на статьи 15, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации и ст.ст. 197-199 АПК РФ и мотивированы тем, что на земельном участке располагаются здания, собственником которых является заявитель, в связи с чем, он имеет исключительное право на предоставление земельного участка в собственность, однако Департамент письмами от 23.06.2017 N 33-5-85062/17-(0)-1 и от 30.06.2017 N ДГИ-ГР-59436/17-1 отказался предоставить земельный участок в собственность по основаниям, которые, по мнению заявителя, не соответствуют закону
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 31 января 2018 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, по основаниям, изложенным в жалобе.
Представитель заявителя апелляционной жалобы в судебном заседании доводы жалобы поддержал.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил, его представитель в суде апелляционной инстанции против доводов жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев и оценив все представленные по делу доказательства, не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 03.11.2009 г. за заявителем зарегистрировано право собственности на нежилые здания по адресу: г. Москва, ул. Розанова, д. 4, стр. 1 (площадью 1 265, 7 кв. м), стр. 2 (площадью 264, 8 кв. м) и стр. 3 (площадью 68, 3 кв. м).
14.06.2017 г. заявитель обратился в Департамент за предоставлением указанного земельного участка в собственность, о чем свидетельствует выписка из электронного журнала регистрации и контроля за обращениями заявителей N 33-5-85062/17-(0)-0.
Департамент отказал заявителю в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельного участка в собственность собственникам зданий, сооружений" письмом от 23.06.2017 г. N 33-5-85062/17-(0)-1, сославшись на то, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, в пределах земельного участка располагаются объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами 77:09:0005012:1194, 77:09:0005012:1195, 77:09:0005012:5057, 77:09:0005012:1074, 77:09:0005012:1082, 77:09:0005012:1084, объект с кадастровым номером 77:09:0005012:1195 частично выходит за границу участка, на земельном участке находится незаконно размещенный объект, что установлено Госинспекцией по недвижимости города Москвы в акте от 20.10.2015 N 9093172.
Письмом от 30.06.2017 г. N ДГИ-ГР-59436/17-1 Департамент подтвердил отсутствие оснований для предоставления указанной государственной услуги.
В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с п. 1 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных п. 2; пп. "б" п. 2 ст. 39.3 Кодекса устанавливает, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 Кодекса.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указаны в ст. 39.16 Кодекса, п. 24 которой в качестве основания для отказа называет необходимость уточнения границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости; к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально- определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Согласно п. "б" ч. 5 ст. 14 названного Федерального закона изменение основных характеристик объекта недвижимости является основанием для осуществления государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав.
В ч. 1 ст. 43 указанного Федерального закона устанавливает, что государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании данного Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части, при этом требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Приложением N 1 к приказу Минэкономразвития России от 01.03.2016 N 90 "Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения" установлено, что положение на местности характерных точек границы земельного участка описывается их плоскими прямоугольными координатами, вычисленными в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости; методы определения координат характерных точек перечислены в п. 3 приказа (геодезический метод (триангуляция, полигонометрия, трилатерация, прямые, обратные или комбинированные засечки и иные геодезические методы), метод спутниковых геодезических измерений (определений), фотограмметрический метод, картометрический метод и аналитический метод). В п. приказа указано, что исходные пункты для определения плоских прямоугольных координат характерных точек геодезическим методом и методом спутниковых геодезических измерений (определений) являются пункты государственной геодезической сети и (или) геодезических сетей специального назначения (опорные межевые сети), при этом для оценки точности определения координат характерных точек рассчитывается средняя квадратическая погрешность, порядок определения которой установлен в п. 5 приказа, а в п. 6 приказа указано, что величина средней квадратической погрешности местоположения характерной точки границы земельного участка не должна превышать значения точности определения координат характерных точек границ земельных участков из установленных в приложении к Требованиям. Приложением определено, что для земельных участков, отнесенным к землям населенных пунктов, средняя квадратическая погрешность местоположения характерных точек составляет не более 0,1 м.
Суд первой инстанции, оценив представленную в материалы дела выписку из ЕГРН в отношении спорного земельного участка от 06.10.2017 N 77/100/376/2017-4212, правомерно установил, а истец не опроверг, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства (средняя квадратическая погрешность местоположения характерных точек, указанных в разделе 3.1, превышает 0,1 м).
Таким образом, правомерны выводы суда, что данное основание, указанное в оспариваемых заявителем актах, соответствует закону, что исключает предоставление заявителю земельного участка в собственность, в связи с чем, суд, правомерно в удовлетворении заявленных требований отказал.
Так как в удовлетворении требования о признании незаконным отказа Департамента, истцу отказано, следовательно, не может быть удовлетворено и требование об обязании Департамента городского имущества города Москвы о предоставлении в собственность указанного земельного участка путем заключения договора купли-продажи.
Апелляционный суд соглашается с данными выводами суда первой инстанции.
Правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, у апелляционного суда не имеется.
При этом, апелляционный суд отмечает, что требования заявителя фактически направлены на приобретение права на земельный участок в обход действующего законодательства, установившего принцип исключительного права на приобретение земельных участков в собственность.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с оценкой судом доказательств.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, которым дана надлежащая оценка доводам сторон и имеющимся в деле доказательствам.
С учетом изложенного, апелляционный суд считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, апелляционная жалоба по изложенным в ней основаниям удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы распределяются судом в порядке ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 4, 9, 65-66, 110, 176, 266-268, п.1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый Арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 31 января 2018 г. по делу N А40-132975/17 (41-1253) оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.С. Александрова |
Судьи |
Е.Б. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.