г. Киров |
|
28 мая 2018 г. |
Дело N А29-13098/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.,
судей Бармина Д.Ю., Барьяхтар И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Арбузовой Е.Л.
при участии в судебном заседании представителя истца - Кандидатова О.А., по доверенности от 01.01.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Коми республиканский центр энергосбережения", ИНН 1101487512, ОГРН 1061101000388
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 06 февраля 2018 года по делу N А29-13098/2017, принятое судом в составе судьи Изъюровой Т.Ф.
по иску общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОСЕТИ" (ИНН 5260230051 ОГРН 1088607000217)
к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми "Коми республиканский центр энергосбережения" (ИНН 1101487512 ОГРН 1061101000388),
третьи лица: Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, Министерство финансов Республики Коми,
о применении последствий недействительности ничтожной сделки и взыскании неосновательного обогащения,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОСЕТИ" (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми "Коми республиканский центр энергосбережения" (далее - Учреждение, ответчик, заявитель) о применении последствий недействительности ничтожного соглашения от 10.03.2016 N 11/ЛС-55/16 и взыскании 3 669 949 руб. 49 коп. неосновательного обогащения.
Исковые требования Общества основаны на статьях 167, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми (далее - Министерство ЖКХ), Министерство финансов Республики Коми (далее - Министерство финансов).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 06 февраля 2018 года иск удовлетворен частично, с ответчика в пользу истца взыскано 3 669 949 руб. 49 коп. неосновательного обогащения, 41 350 руб. расходов по оплате госпошлины, в удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, Учреждение обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в части взыскания неосновательного обогащения, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что взыскиваемые денежные средства были учтены в составе необходимой валовой выручки при утверждении тарифов Обществу, соответственно, в спорный период при получении денежных средств за оплату услуг Общество обязано было перечислять часть полученных денежных средств, относящихся к расходам на проведение мероприятий по энергосбережению, ответчику. Перечисленные денежные средства являются денежными средствами потребителей, а не истца, документов, свидетельствующих, что истец возвратил потребителям полученные денежные средства, в материалы дела не представлено. Вывод суда о том, что суду не представлено доказательств использования средств для финансирования мероприятий по энергосбережению, не соотносится с установленными судом обстоятельствами по делу. Вопрос о целевом характере перечисленных денежные средств на энергоснабжение, судом фактически не исследовался, хотя доводы о том, что средства носят целевой характер и предназначены сугубо для реализации мероприятий по энергосбережению, были приведены в судебном заседании 04.12.2017. На официальном сайте ответчика представлена информация о финансировании Программы 4 "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Республики Коми".
В пояснениях заявитель также указал, что вопрос о целевом характере перечисленных денежных средств на энергоснабжение судом фактически не исследовался, хотя доводы о том, что средства носят целевой характер и предназначены сугубо для реализации мероприятий по энергосбережению, были приведены в судебном заседании 04.12.2017.
Истец в отзыве просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Подробно позиция истца изложена письменно.
Министерство финансов в отзыве на апелляционную жалобу не согласно с доводом о неосновательности получения Учреждением отчислений на энергосбережение, полагает, что обжалуемое решение подлежит отмене. Более подробно позиция изложена письменно.
Ответчик и третьи лица, надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Ответчик и Министерство финансов заявили ходатайства о рассмотрении жалобы в отсутствие своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Коми от 06 февраля 2018 года проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства.
10.03.2016 Учреждением (Центр энергосбережения) и Обществом (Регулируемая организация) заключено соглашение о взаимодействии N 11 (далее - Соглашение), основанием заключения которого указан Порядок консолидации N 72/1, а предметом - взаимодействие сторон в связи с перечислением Отчислений по энергосбережению Регулируемой организацией, утвержденных приказами Службы Республики Коми по тарифам от 01.12.2015 N 74/4 и N 74/5.
В разделе 2 Соглашения определена стоимость Соглашения и порядок взаимодействия сторон. В частности, отражена Прогнозная сумма Отчислений на энергосбережение на 2016 год в сумме 3 457 450 руб., фактическая сумма которых определяется Регулируемой организацией исходя из фактического отпуска тепловой энергии и услуги по передаче тепловой энергии сторонним потребителям с в соответствии с Порядком консолидации N 72/1.
Соответствующая информация направляется Регулируемой организацией в Центр энергосбережения в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным; за период январь-март 2016 года - срок до 20 апреля 2016 года.
Внесение Отчислений на энергосбережение предусмотрено ежемесячно, 25 числа месяца, следующего за отчетным, за январь-март 2016 года - до 25 апреля 2016 года, на основании счетов-уведомлений, выставляемых Регулируемой организации в течение 2-х рабочих дней с момента получения от нее отчетов.
Соглашением определено, что оно вступает в силу с момента его подписания, распространяет свое действие на взаимоотношения сторон, возникшие с момента вступления в законную силу тарифов на регулируемую деятельность Энергоснабжающей организации в Республике Коми на 2016 год, и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств.
Исполняя Соглашение, истец в 2016 году перечислил ответчику денежные средства в размере 3 669 949 руб. 49 коп. на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, учитываемых при определении тарифов на тепловую энергию и услуги по передаче тепловой энергии, утвержденные Службой Республики Коми по тарифам от 01.12.2015 N 74/4 и 74/5.
При этом приказами Минстроя от 16.12.2016 N N 12/25-Т, 12/30-Т установлены тарифы на тепловую энергию, теплоноситель и услуги по передаче тепловой энергии Обществу на 2017 год, которыми в состав необходимой валовой выручки включены расходы на финансирование мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Однако, в последующем, на основании позиции антимонопольного органа о необоснованности и незаконности проведения данного мероприятия в форме отчислений в фонд энергосбережений, подкрепленной выводами судебного решения Арбитражного суда г. Москвы по данному вопросу, Минстрой своими приказами от 21.06.2017 N N 30/8-Т, 30/12-Т внесло изменения в вышеуказанные приказы, предусмотрев исключение из необходимой валовой выручки расходов на финансирование мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности за 2016 и 2017 годы.
В связи с этим Общество заявляет о возникших у него в 2017 году выпадающих доходах в объеме затрат на энергосбережение, исключенных из необходимой валовой выручки за 2016 год.
Истец, ссылаясь на то, что согласно Постановлению Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 все вопросы установления тарифов непосредственно затрагивают публичные интересы, полагает, что заключение Соглашения нарушает публичные интересы и является ничтожной сделкой.
Истец просит применить последствия недействительности ничтожной сделки и взыскать с Учреждения 3 669 949 руб. 49 коп. неосновательного обогащения.
В силу части 7 статьи 25 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" расходы на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, обеспечивающих достижение утвержденных целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также на проведение мероприятий, обязательных для включения в программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, подлежат учету при установлении цен (тарифов) на товары, услуги таких организаций (в том числе при определении инвестированного капитала, учитываемого при установлении долгосрочных тарифов) с учетом данных прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Порядка консолидации N 72/1 в соответствии с распоряжением Правительства Республики Коми от 07.07.2010 N 288-р, при установлении Службой Республики Коми по тарифам (далее - Служба) цен (тарифов) на товары, услуги организаций, осуществляющих на территории Республики Коми регулируемые виды деятельности в области электро- и теплоэнергетики (за исключением платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, а также платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину) (далее - регулируемые организации), Службой учитываются расходы на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, обеспечивающих достижение целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, предусмотренных государственной программой Республики Коми "Развитие строительства и жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергоэффективности", утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 28.09.2012 N 413.
Ставка отчислений на энергосбережение на соответствующий финансовый год определяется Службой путем деления совокупного размера внебюджетных средств на энергосбережение на соответствующий финансовый год на прогнозную базу для исчисления внебюджетных средств на энергосбережение на соответствующий финансовый год по всем регулируемым организациям, рассчитываемую в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка (пункт 5 Порядка).
Ставка отчислений на энергосбережение на очередной финансовый год определяется Службой, утвердившей приказом о ставке отчислений N 61/1 на 2016 год ставку в размере 0,68%.
Приказами Службы от 01.12.2015 N 74/4 и N 74/5 утверждены тарифы на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, а также на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, поставляемые Обществом потребителям Республики Коми
На основании Постановления Правительства Республики Коми от 01.09.2005 N 235 в целях реализации энергосберегающих проектов на территории Республики Коми с 01.01.2006 создано Учреждение, осуществляющее сбор средств, составляющих затраты потребителей тепловой энергии на энергосбережение.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; вследствие неосновательного обогащения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Таким образом, в предмет доказывания при рассмотрении споров о взыскании неосновательного обогащения входят факты приобретения или сбережения имущества за счет другой стороны, отсутствия правовых оснований для такого получения имущества, размер неосновательного обогащения.
Недоказанность хотя бы одного из обстоятельств, влечет отказ во взыскании неосновательного обогащения.
В период с апреля 2016 года по январь 2017 года Общество перечислило Учреждению 3 669 949 руб. 49 коп. Отчислений по энергосбережению за 2016 год в соответствии с Порядком консолидации N 72/1.
Приказом Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) от 11.10.2016 N 1422/16 Служба признана нарушившей законодательство в области государственного регулирования цен (тарифов) в сферах теплоснабжения и электроэнергетики, в части включения в состав тарифов регулируемых организаций не предусмотренных законодательством расходов на Отчисления на энергосбережение, а также расходов на возврат заемных средств и расходов на возврат процентов по заемным средствам, сформированных из указанных отчислений. Данным Приказом с 01.11.2016 отменены приказы Службы об установлении тарифов в сферах теплоснабжения и электроэнергетики, действующих на территории Республики Коми, в том числе Приказы Службы от 01.12.2015 N 74/4 "О тарифах на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, поставляемые ООО "ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОСЕТИ" потребителям Республики Коми"; и N 74/5 "О тарифах на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, оказываемые ООО "ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОСЕТИ" потребителям Республики Коми".
Службе предписано в установленном законом порядке принять и ввести в действие с 01.11.2016 решения об установлении тарифов в сферах теплоснабжения и электроэнергетики, с учетом исключения из расчета указанных тарифов расходов на Отчисления на энергосбережение в Учреждение, расходов на возврат заемных средств и расходов на возврат процентов по заемным средствам, сформированных из указанных отчислений, а также пересмотреть единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Коми на 2016 год.
В ходе проведенной проверки ФАС России выявлена неправомерность утвержденного Службой порядка перечисления на специальный счет энергосбережения отчислений организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, и учет этих расходов в регулируемых тарифах; необоснованное включение средств (отчислений) на реализацию мероприятий по энергосбережению, не являющихся программой энергоэффективности регулируемых организаций при установлении тарифов в сферах теплоснабжения и электроэнергетики в состав необходимой валовой выручки регулируемых организаций. Установлено, что включение в состав необходимой валовой выручки при расчете тарифов в сферах теплоснабжения и электроэнергетики расходов на отчисления в фонд энергосбережения не предусмотрено действующим законодательством в области государственного регулирования цен (тарифов) в сферах электроэнергетики и теплоснабжения.
К обязательным платежам либо иным расходам, подлежащим учету при установлении тарифов в сферах электроэнергетики и теплоснабжения, такие отчисления не относятся.
Арбитражный суд города Москвы решением от 22.08.2017 по делу N А40-234229/16-144-2178, проверив на соответствие законодательству в сфере электроэнергетики и теплоснабжения, в удовлетворении заявления Минстроя о признании недействительным приказа ФАС России от 11.10.2016 N 1422/16 отказал.
В соответствии с приказом ФАС России от 11.10.2016 N 1422/16 "Об отмене приказов Службы Республики Коми по тарифам в сфере теплоснабжения и электроэнергетики", решением Арбитражного суда города Москвы от 22.05.2017 по делу N А40-234229/16-144-2178, Минстроем издан Приказ от 21.06.2017 N 30/8-Т "О внесении изменения в приказ Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 16 декабря 2016 года N 12/25-Т "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, поставляемые ООО "ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОСЕТИ" потребителям Республики Коми", от 21.06.2017 N 30/12-Т "О внесении изменения в приказ Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 16 декабря 2016 года N 12/30-Т "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, оказываемые ООО "ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОСЕТИ" потребителям Республики Коми".
В приложениях 12-1-12-6, 13-1-13-2 к протоколу заседания Правления Минстроя от 19.06.2017 N 34 (т.2 л.д.8-26) в позиции "выпадающие доходы/экономия средств" отражены суммы, принятые Минстроем к исключению из необходимой валовой выручки на 2017 год, в том числе по статье затрат "отчисления на энергосбережение", включенные ранее регулирующим органом в составе необходимой валовой выручки на 2016 год.
По расчетам истца, в результате внесенных изменений итого прибыль снизилась относительно первоначально установленного тарифа на сумму 6 972 693 руб. 99 коп., из них возврат потребителям за период 2016 года (за счет НВВ Общества) - на сумму исковых требований - 3 669 949 руб. 49 коп.
Расчеты истца не оспорены.
Министерство ЖКХ подтвердило возмещение по итогам измененного тарифа на 2017 год ранее внесенных Обществом Отчислений на энергосбережение за 2016 год.
Доказательств того, что перечисленные Обществом Отчисления на энергосбережение использованы, направлены Учреждением для реализации мероприятий по энергосбережению, в материалы дела не представлено.
Исходя из оснований признания Приказом ФАС России от 11.10.2016 N 1422/16 Службы, нарушившей законодательство в области государственного регулирования цен (тарифов) в сферах теплоснабжения и электроэнергетики, суд первой инстанции обоснованно указал, что отсутствуют основания, чтобы ранее собранные в составе тарифа и перечисленные Регулируемой организацией Отчисления на энергосбережение, должны были быть возмещены потребителям за счет Общества как Регулируемой организации.
Доводы заявителя жалобы несостоятельны и не влияют на правильность принятого судебного акта.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Согласно статьям 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 06 февраля 2018 года по делу N А29-13098/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Коми республиканский центр энергосбережения" - без удовлетворения.
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Коми республиканский центр энергосбережения" в доход федерального бюджета 3 000 руб. госпошлины по апелляционной жалобе.
Арбитражному суду Республики Коми выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.