г. Самара |
|
28 мая 2018 г. |
Дело N А72-193/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 мая 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Засыпкиной Т.С.,
судей Кувшинова В.Е., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А.,
с участием:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области - представитель не явился, извещено,
от акционерного общества "Тандер" - Имбряков П.В. (доверенность от 17.01.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе акционерного общества "Тандер"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28.03.2018 по делу N А72-193/2018 (судья Овсяникова Ю.А.),
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области (ОГРН 1057325019916, ИНН 7325052734), г.Ульяновск,
к акционерному обществу "Тандер" (ОГРН 1022301598549, ИНН 2310031475), г.Ульяновск,
о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст.14.43 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области (далее - заявитель, административный орган, Управление Роспотребнадзора по УО,) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к акционерному обществу "Тандер" (далее - ответчик, Общество) о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст.14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 28.03.2018 заявление удовлетворено. Общество привлечено к административной ответственности ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с выводами суда, Общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, прекратить производство по делу.
В апелляционной жалобе указывает, что административным органом не доказано совершение Обществом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.14.43 КоАП РФ, отсутствует вина Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ; несоответствие реализуемой продукции требованиям технических регламентов не является следствием деяний Общества, производителем были предоставлены документы, подтверждающие качество продукции, сомнений в качестве продукции при приемке товара возникнуть не могло; доказательства по делу об административном правонарушении получены с нарушением Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ); административный орган обязан был известить Общество за три дня до начала проверки, то есть не позже 08.10.2017, а известил 16.10.2017 через неделю после начала проверки, данные обстоятельства являются грубым нарушением Закона N294-ФЗ, что влечет невозможность использования доказательств, полученных административным органом в ходе данной проверки.
В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проведено в отсутствие его представителя.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Общества, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
АО "Тандер" является владельцем торговой марки "Магнит", магазины которого в г.Ульяновске расположены, в том числе, по адресам: пр-т Нариманова, д.75, ул. Рябикова, д.106а, ул.Минаева, д.3, ул. Варейкиса, д.8а, ул. Хрустальная, д.19Б, ул. Локомотивная, д.9, ул. Камышинская, д.57.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 04.10.2017 N 001630-РП, во исполнение плана проверок на 2017 год, Управление Роспотребнадзора по УО в период с 11.10.2017 по 27.10.2017 (с продлением срока до 27.11.2017) провело плановую выездную проверку в отношении Ульяновского филиала АО "Тандер" по месту фактического осуществления деятельности, в том числе в магазинах по указанным адресам, в ходе проведения которой были установлены нарушения требований Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1), Технического регламента Таможенного союза TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (далее - TP ТС 021/2011), Технического регламента Таможенного союза TP ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции", принятого Решением Совета безопасности Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N67 (далее - TP ТС 033/2013), Технического регламента Таможенного союза TP ТС 008/2011 "О безопасности игрушек" (далее - TP ТС 008/2011 ), выразившиеся в организации работы ненадлежащим образом, что привело к допущению реализации (продажи) продукции, не соответствующей требованиям Технических регламентов Таможенного союза, а именно:
1) 12.10.2017 в гипермаркете, расположенном по адресу: г. Ульяновск, пр. Нариманова, 75, было произведено взятие проб:
- игрушки для детей без механизмов - Дикие животные, артикул D2967 Т.З. WingCrown, материал изделия: поливинилхлорид, назначение: для игрового обихода, возраст ребенка, для которого предназначена игрушка: для детей старше 3-х лет, дата изготовления апрель 2016 года, срок годности не ограничен, партия 2 единицы, изготовитель Вингкраун Пластик Продактс (Шэтьчжень) Ко., (адрес изготовителя: Люпиэнь Джэнкхен Вилладж Пиншань Лунган Дистрикт Шэньчжень, КИТАЙ, импортер АО "Тандер", Россия, г. Краснодар, ул. Леваневского, 185);
- молочной продукции: творог, обезжиренный "Вкусный день", масса нетто 200 грамм, даты изготовления 08.10.2017, сроком годности 10 суток, изготовитель ООО "Комбинат детского питания" (г. Саратов, Сокурский тракт, б/н) от партии 8 штук.
Согласно протоколу лабораторных испытаний от 25.10.2017 N 36808, заключению по результатам лабораторных испытаний от 25.10.2017 N 36808 и экспертному заключению от 31.10.2017 N 1305/1954/05 аккредитованного испытательного лабораторного центра ФБУЗ гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области" (аттестат аккредитации ИЛЦ N RA.RU.510135 от 20.10.2015): игрушка для детей без механизмов. Дикие животные. Артикул D2967 Т.З. WingCrown не соответствует требованиям ст. 4, п. 3.4 Технического регламента Таможенного союза TP ТС 008/ 2011 "О безопасности игрушек" по показателю Бутиловый спирт - фактически бутиловый спирт составил 1,467 мг/дм3, при норме не более 0,5 мг/дм 3; по показателю Запах образца - фактически составил 3 балла, при норме не более 2 баллов.
Согласно протоколу лабораторных испытаний от 26.10.2017 N 36791, заключению по результатам лабораторных испытаний от 26.10.2017 N 36791 и экспертному заключению от 31.10.2017 N 1305/1954/05, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области" исследованная проба: творог обезжиренный "Вкусный день", не соответствует требованиям TP ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции" (Приложение 8) по показателям: Плесень - фактически плесень 1,0x102 КОЕ/г, при норме - не более 50КОЕ/г.
2) 13.10.2017 в гипермаркете, расположенном по адресу: г. Ульяновск, ул.
Рябикова, д.106а, было произведено взятие пробы Набор для ванны "Непоседы" серия "Курносики", рекомендуемый возраст использования 6+ мес., дата изготовления 01.12.2014, срок годности 10 лет, срок службы изделия 2 года с начала момента использования, партия 78 единиц, изготовитель "Лонгсбо Пластик энд Метал Продуктс Компани Лимитед", Индастриал Сити, Пин Ванб, Пин Сунь, Лун Ган Дистрикт, Шенжень, Китай, Импортер "Мир детства-Логистика", Россия, г. Москва, ул.
Павловская, д. 18.
Согласно протоколу лабораторных испытаний от 31.10.2017 N 36924, заключению по результатам лабораторных испытаний от 31.10.2017 N 36924 и экспертному заключению от 03.11.2017 N 1325/1954/05 ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области": Набор для ванны "Непоседы" серия "Курносики", не соответствует требованиям ст. 4, п. 3.4 Технического регламента Таможенного союза TP ТС 008/2011 "О безопасности игрушек" по показателю Изопропиловый спирт -фактически Изопропиловый спирт ставил 0,1560,026 мг/дм3, при норме не более 0,1 мг/дм3.
3) 16.10.2017 в магазине, расположенном по адресу: г. Ульяновск, ул. Минаева, д.3, произведено взятие пробы молочной продукции: творог, м.д.ж. 9%, ТМ СМК, масса нетто 180 грамм, даты изготовления 14.10.2017, сроком годности 7 суток, изготовитель ООО "МолАвто" (Ульяновская область, Тереньгульский район, р. п. Тереньга, ул.
Комсомольская, 15) от партии 133 штуки.
Согласно протоколу лабораторных испытаний от 24.10.2017 N 37153, заключению по результатам лабораторных испытаний от 24.10.2017 N 37153, экспертному заключению 15.11.2017 N 1372/1954/05, выданным ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области", исследованная проба не соответствует требованиям TP ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции" (приложение 8) по показателю: Плесень - фактически плесень 9,1x10 при норме - не более 50 КОЕ/г.
4) 17.10.2017 в магазине, расположенном по адресу: г. Ульяновск, ул. Варейкиса, д.
8а, было произведено взятие пробы: набор игрушек ТРАНСПОРТ ТМ "ПОМА", Артикул 20119, для детей от года и старше, состав: ПВХ-пластизоль, дата изготовления 10.01.2014, срок годности 6 лет, объем партии 4 единицы, изготовлено по специальному заказу ООО "Новые Люди" компанией "Тайчжоу ХЭППИ Мэрри Бизнес Лтд." (адрес изготовителя: 40, Хэпин Юань, район Луцяо, Тайчжоу 318050, Чжэцнян КНР; импортер ООО "Новые Люди", Россия, г. Москва, ул. Снежная, 20 стр.1).
Согласно протоколу лабораторных испытаний от 13.11.2017 N 37464, заключению по результатам лабораторных испытаний от 13.11.2017 N 37464 и экспертному заключению от 15.11.2017 N 1382/1954/05 аккредитованного испытательного лабораторного центра ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области" набор игрушек ТРАНСПОРТ ТМ "ПОМА" по показателю Изопропиловый спирт -фактически изопропиловый спирт составил 0,18+ 0,03 мг/дм3, при норме не более 0,1 мг/дм3.
5) 18.10.2017 в гипермаркете, расположенном по адресу: г. Ульяновск, ул. Хрустальная, д.19Б, произведено взятие пробы: игрушка транспортная "Строительная техника", артикул HWA8863306, игрушка для детей старше 3-х лет, материал изделия: полипропилен, дата изготовления апрель 2017 года, объем партии 11 штук, изготовитель: Хэнг Винг Пластик Индастри Ко., Лимитед (адрес изготовителя Тон Ий Роуд Пу Мэй Индастриал Дистрикт, Чэнхай, Шантоу, Гаундунь, Китай; импортер АО "Тандер", Россия, г. Краснодар, ул. Леваневского, 185).
Согласно протоколу лабораторных испытаний от 13.11.2017 N 37681, заключению по результатам лабораторных испытаний от 13.11.2017 N 37681 и экспертному заключению от 15.11.2017 N 1373/1954/05 ФБУЗ гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области" игрушка транспортная "Строительная техника" не соответствует требованиям ст. 4, п. 3.4 Технического регламента Таможенного союза TP ТС 008/2011 "О безопасности игрушек" по показателю Изопропиловый спирт - фактически изопропиловый спирт составил 0,24*0,04 мг/дм3, при норме не более 0,1 мг/дм3.
Кроме того, в указанном гипермаркете также было произведено взятие пробы: игрушка "Пупс в одежде", для детей старше 3-х лет, дата изготовления сентябрь 2016, объем партии 3 штуки, изготовитель: Центр Йиньбинь Роуд, Цзедун экономик девелопмент зоун, Цзен Сити, Китай; провинция Гуандунь; импортер АО "Тандер", Россия, Краснодар, ул. Леваневского, 185.
Согласно протоколу лабораторных испытаний от 13.11.2017 N 37649, заключению по результатам лабораторных испытаний от 13.11.2017 N 37649 и экспертному заключению от 15.11.2017 N 1373/1954/05 аккредитованного испытательного лабораторного центра ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области" игрушка "Пупс в одежде" не соответствует требованиям ст. 4, п. 3.4 Технического регламента Таможенного союза TP ТС 008/2011 "О безопасности игрушек" по показателю Изопропиловый спирт -фактически Изопропиловый спирт составил 0,28*0,04 мг/дм3, при норме не более 0,1 мг/дм3.
6) 17.10.2017 в магазине, расположенном по адресу: г. Ульяновск, ул. Локомотивная, д.9, был проведен отбор пробы свеклы столовой свежей, дата изготовления - урожай 2017 года, изготовитель ИП Глава КФХ Каныгин А.В. (Краснодарский край, г.Кропоткин, пер. Рабочий, 42), полученной из РЦ "Тольятти" (Самарская область, Ставропольский район) по товарной накладной от 16.10.2017 N 730170 G2096.
Согласно протоколу лабораторных испытаний от 24.10.2017 N 37389 и заключению по результатам лабораторных испытаний ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области" свекла столовая свежая не соответствует требованиям прил. 3 п.6 Технического регламента Таможенного союза TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевых продуктов" по показателю Нитраты - фактически нитраты составили 1712,5 *428,1 мг/кг, при норме не более 1400 мг/кг.
Также в указанном магазине в торговом зале произведено взятие пробы молочной продукции: сметана массовая доля жира 15% ТМ "Симбирская молочная компания", масса нетто 450 г., дата изготовления 16.10.2017, срок годности 10 суток при температуре +4 *2°С, ГОСТ 31452-2012, изготовитель ООО "Тереньгульский маслодельный завод" (Ульяновская область, Тереньгульский район, р.п. Тереньга, ул. Комсомольская, д.15).
Согласно протоколу лабораторных испытаний от 24.10.2017 N 37349, заключению по результатам лабораторных испытаний от 24.10.2017 N 37349, экспертному заключению от 17.11.2017 N 1397/1954/05, выданным ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области", исследованная сметана массовая доля жира 15% ТМ "Симбирская молочная компания" не соответствует требованиям TP ТС 033/201 безопасности молока и молочной продукции" (приложение 8) по показателю: БГКП (колиформы) фактически обнаружено в 0,001 см3, при норме - не допускается в 0,001 см3.
7) 24.10.2017 в магазине, расположенном по адресу: г. Ульяновск, ул.
Камышинская, д. 57, в торговом зале произведено взятие пробы молочной продукции:
кефир массовая доля жира 2,5% ТМ "Симбирская молочная компания", масса нетто 450 г., дата изготовления 23.10.2017, срок годности 10 суток при температуре +4+2°С, ГОСТ 31454-2012, изготовитель ООО "Тереньгульский маслодельный завод" (Ульяновская область, Тереньгульский район, р.п. Тереньга, ул. Комсомольская, д.15) от партии 4 штук.
Согласно протоколу лабораторных испытаний от 30.10.2017 N 38495, заключению по результатам лабораторных испытаний от 30.10.2017 N 38495, экспертному заключению N 1390/1954/05 от 17.11.2017, выданным ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области", исследованная проба: кефир массовая доля жира 2,5% ТМ "Симбирская молочная компания", не соответствует требованиям TP ТС 033/2013 "О безопасности молочной продукции" (приложение 8) по показателям: БГКП (колиформы) - фактически обнаружено в 0,1 см3, при норме - не допускается в 0,1 см3; Дрожжи - фактически обнаружено 1,0х103 КОЕ/см3, при норме - не более 50КОЕ/ см3.
Общество заблаговременно и надлежащим образом уведомлено о проведении проверки, уведомление вручено 05.10.2017 и направлено электронной почтой (уведомления о доставке представлены в материалы дела).
По результатам проверки 27.11.2017 составлен акт проверки N 0520, копия которого вручена представителю Общества.
По факту выявления пищевой и детской продукции, не соответствующей требованиям безопасности, должностным лицом административного органа в присутствии представителя Общества 14.12.2017 составлен протокол об административном правонарушении N 1796.
Представитель ответчика в протоколе указал о несогласии с вменяемыми Обществу нарушениями.
Руководствуясь ст. 23.1 КоАП РФ, административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
При принятии судебного акта об удовлетворении заявления суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В отзыве на заявление (т. 2 л.д. 15-22), возражая относительно заявленных требований, Общество указывает на то, что по товару - игрушки для детей ("Дикие животные", "Непоседы", "Пома", "Пупс в одежде") при пересечении границы каждая партия игрушек иностранного производства проходит лабораторные исследования, в том числе, на содержание изопропилового спирта, и только при полном соответствии товаров для детей требованиям технических регламентов АО "Тандер" выпускает товар в реализацию; Общество запросило у поставщика протоколы испытаний (от 26.12.2017 N 590997, от 13.12.2017 N 588860, от 13.12.2017 N 588861, от 25.08.2017 N156-20170825-1, от 03.02.2017 N49-20170302-1), согласно которым игрушки соответствуют качеству.
По пищевой продукции Общество пояснило, что по смыслу ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ субъектом ответственности является лицо, обязанное соблюдать требования технических регламентов применительно к осуществляемой им деятельности; из материалов административного дела не следует, что несоответствие реализуемой продукции требованиям техническим регламентов является следствием деяний самого Общества (ненадлежащего хранения, реализации за пределами сроков годности и т.п.), не следует, что из сопроводительной документации к продукции Общество могло сделать вывод о ее несоответствии техническим регламентам; требования к реализации продукции, сроки годности при реализации продукции АО "Тандер" соблюдаются, документы, подтверждающие качество продукции, изготовителем предоставлены, производственный контроль в магазинах ведется.
Частью 2 ст. 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 КоАП РФ и повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, в виде наложения административного штрафа, в том числе на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.43 КоАП РФ, является изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) или продавец продукции.
Объективную сторону данного правонарушения охватывают действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Статья 7 Закона О защите прав потребителей предусматривает право потребителя на безопасность товара (работы, услуги), а также обязанность изготовителя (исполнителя) обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока годности товара (работы).
Отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека регулирует Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ).
В силу ст.ст. 1, 3 Закона N 29-ФЗ безопасность пищевых продуктов - состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений. Не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов, такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Соответствие пищевых продуктов, материалов и изделий обязательным требованиям нормативных документов подтверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов (ст.ст. 9, 17, 20 Закона N 29-ФЗ).
В силу ст. 13 Закона N 29-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Закона N 294-ФЗ и Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании"(далее - Закон N 184-ФЗ).
В силу ст. 6 Закона N 184-ФЗ технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона N 184-ФЗ содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.
За нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 36 Закона N 184-ФЗ).
В силу ст. 46 Закона N 184-ФЗ требования государственного стандарта являются обязательными.
Требования, закрепленные в государственных стандартах и технических регламентах, являются обязательными, подлежащими соблюдению всеми органами управления и субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей включает в себя, в том числе организацию и проведение проверок соответствия товаров (работ, услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим безопасность товаров (работ, услуг) для жизни и здоровья потребителей, установленным в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Предназначенные для реализации пищевые продукты, материалы и изделия подлежат обязательному подтверждению соответствия обязательным требованиям нормативных документов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (ст.12 Закона N 29-ФЗ).
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 утвержден Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции", в соответствии с п.1 ст. 10 которого изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
В силу ст. 7 Технического регламента пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной.
Пунктом 5 ст. 7 ТР ТС установлено, что в пищевой продукции, находящейся в обращении, не допускается наличие возбудителей инфекционных, паразитарных заболеваний, их токсинов, представляющих опасность для здоровья человека и животных.
Частью 1 ст. 20 Технического регламента предусмотрено, что соответствие пищевой продукции настоящему техническому регламенту обеспечивается выполнением его требований безопасности и выполнением требований безопасности технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67 утвержден технический регламент Таможенного союза ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции", в п. 30 которого закреплено, что молочная продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасна. Молочная продукция должна соответствовать требованиям настоящего Технического регламента и других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 принят Технический регламент Таможенного союза "О безопасности игрушек", согласно ч. 1 ст. 4 которого игрушка должна быть разработана и изготовлена таким образом, чтобы при ее применении по назначению она не представляла опасности для жизни и здоровья детей и лиц, присматривающих за ними.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции установлено и материалами дела, в том числе, протоколом об административном правонарушении от 14.12.2017 N 1796, протоколами лабораторных испытаний от 26.10.2017 N 36791, от 24.10.2017 N 37153, от 24.10.2017 N 37349, от 30.10.2017 N 38495, экспертными заключениями от 15.11.2017 N 1372/1954/05, от 17.11.2017 N 1397/1954/05, от 31.10.2017 N 1305/1954/05, от 17.11.2017 N 13901954/05, подтверждается событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.14.43 КоАП РФ - факт нарушения вышеуказанных требований Технического регламента по безопасности пищевой продукции и игрушек, реализуемых в магазинах Общества.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат не только наличие события административного правонарушения, но и лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Верховный Суд РФ в Определениях от 07.09.2017 N 304-АД17-7163, от 13.11.2017 N 308-АД17-8224, указал, что по смыслу норм ст. 14.43 КоАП РФ субъектом ответственности является лицо, обязанное соблюдать требования технических регламентов применительно к осуществляемой им деятельности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, несоответствие реализуемой Обществом продукции - свеклы и игрушек - приведенным нормативным требованиям заключается в превышении содержания нитратов (используется в качестве удобрения при выращивании сельскохозяйственной продукции) и изопропилового спирта (в содержании материалов, из которых изготовлены игрушки), то есть фактически допущено на стадии технологического процесса изготовления спорной продукции, ответственность за соблюдение которого не может быть возложена на продавца.
Судом первой инстанции правильно указано на то, что административным органом не доказано, что несоответствие данной реализуемой продукции положениям технических регламентов могло явиться следствием действий Общества. Претензий к товаросопроводительной документации или упаковке данного товара у административного органа не было, в силу чего из представленных суду документов не следует, что Общество могло сделать вывод о несоответствии данной продукции обязательным требованиям.
С учетом изложенного судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что по данным эпизодам отсутствует состав административного правонарушения, вменяемого Обществу, что в силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем, при оценке нарушений, установленных в магазинах при реализации молочной продукции: творог обезжиренный "Вкусный день" (пр-т Нариманова, д.75), творог, м.д.ж 9% ТМ СМК ( ул.Минаева, д.3), сметана массовая доля жира 15% ТМ "Симбирская молочная, компания" ( ул.Локомотивная, д.9), кефир массовая доля жира 2,5% ТМ "Симбирская молочная, компания" (ул.Камышинская, д.57), которая не отвечает требованиям, предъявляемым к пищевым продуктам в части микробиологических показателей - по показателям БГКП (калиформы), плесень, что могло повлечь за собой угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, что подтверждается материалами дела, суд первой инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно ст. 4 Закона N 29-ФЗ качество и безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий обеспечиваются посредством:
применения мер государственного регулирования в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий;
проведения гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, организационных, агрохимических, ветеринарных, технологических, инженерно-технических, санитарно-противоэпидемических и фитосанитарных мероприятий по выполнению требований нормативных документов к пищевым продуктам, материалам и изделиям, условиям их изготовления, хранения, перевозок и реализации;
проведения производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, условиями их изготовления, хранения, перевозок и реализации, внедрением систем управления качеством пищевых продуктов, материалов и изделий;
применения мер по пресечению нарушений настоящего Федерального закона, в том числе требований нормативных документов, а также мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности к лицам, виновным в совершении указанных нарушений.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, обязаны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий (ст. 22 Закона N 29-ФЗ).
В соответствии со ст. 32 Закона N 29-ФЗ производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
На основании ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Таким образом, выполнение требования действующего законодательства по передаче потребителю товара, безопасного для жизни и здоровья, возможно только при условии надлежащей организации Обществом, в том числе, осуществляющим хранение и реализацию готовой продукции (товара), контроля за его качеством и безопасностью.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 32 Закона N 52-ФЗ производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Согласно п. 17 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, продавец обязан проводить проверку качества и безопасности (осмотр, испытание, анализ, экспертизу) предлагаемого для продажи товара в случае, когда проведение проверок предусмотрено законодательством Российской Федерации, обязательными требованиями государственных стандартов или условиями договора.
В соответствии с п. 2.4 Санитарных правил СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.07.2001 N 18, производственный контроль включает, в частности, осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний, в том числе готовой продукции при осуществлении ее производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации.
Судом первой инстанции правильно указано на то, что возложенная законом на производителей пищевой продукции обязанность по производству качественной продукции не исключает для продавцов названной продукции обязанности принять все возможные меры (не ограничиваясь получением сертификатов и декларации соответствия), чтобы обеспечить реализацию потребителям только качественной продукции, состав которой соответствует техническим нормам и правилам, применяемым при производстве названной продукции.
Учитывая возможность приобретения пищевой продукцией опасных свойств не только в процессе ее изготовления при нарушении установленных правил и норм, но и в случае со скоропортящейся продукцией (к которой относится и молочная продукция) - и в процессе ее перевозки и хранения, при нарушении температурных и иных условий, законодатель установил дополнительные обязательные требования по контролю за качеством пищевой продукции не только на производителей, но и продавцов такой продукции.
Выявленные при проверке нарушения по заражению молочной продукции опасными микроорганизмами не связаны, как в случае с другими нарушениями, исключительно с процессом их производства (химически недопустимый состав игрушек) или выращивания (превышение нитратов в свекле); вина Общества состоит в том, что оно могло и должно было учесть данные обстоятельства и принять дополнительно установленные законодателем меры по организации надлежащего производственного контроля на стадии реализации скоропортящейся пищевой продукции, что им сделано не было.
Запрет на реализацию пищевой продукции, не соответствующей установленным требованиям, относится не только к ее производителям, но и к организациям, занимающимся реализацией продукции населению, в связи с чем судом первой инстанции правильно указано, что АО "Тандер" является надлежащим субъектом административной ответственности по ч. 2 ст.14.43 КоАП РФ.
С учетом изложенного судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что в действиях Общества имеется указанный состав вменяемого административного правонарушения, доказательств, свидетельствующих об отсутствии у Общества возможности для недопущения нарушений требований Технического регламента, материалы дела не содержат. Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях Общества вины в совершении вменяемого административного правонарушения. Общество, оказывающее услуги потребителям, обязано было принять все необходимые меры для того, чтобы реализуемая им пищевая продукция соответствовала техническим регламентам и иным обязательным требованиям, предъявляемым к ней.
Существенных нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности не допущено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч.2 ст.14.43 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что оснований для квалификации совершенного Обществом административного правонарушения в качестве малозначительного в силу ст. 2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства исключительности случая вмененного заявителю административного правонарушения.
Между тем суд первой инстанции, принимая во внимание отсутствие в данном конкретном случае наступивших от правонарушения последствий, обстоятельств, признанных судом отягчающими, а также отсутствие события состава административного правонарушения по части вменяемых Обществу эпизодов, указанных в протоколе, а также с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, назначил наказание ниже низшего предела в размере 150 000 руб., в то время как санкция ч. 2 ст.14.43 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявление административного органа и привлек Общество к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Довод Общества о нарушении административным органом положений Закона N 294-ФЗ подлежит отклонению, поскольку Общество заблаговременно и надлежащим образом уведомлено о проведении проверки, уведомление вручено 05.10.2017 и направлено электронной почтой (уведомления о доставке представлены в материалы дела).
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
В соответствии со ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, ст.ст.204, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28.03.2018 по делу N А72-193/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.