г. Санкт-Петербург |
|
28 мая 2018 г. |
Дело N А21-10506/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Загараевой Л.П.
судей Будылевй М.В., Горбачевой О.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Климцовой Н.А.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): не явился, извещен
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10479/2018) ФКУ "Военный комиссариат Калининградской области" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.02.2018 по делу N А21-10506/2017 (судья Шанько О.А.), принятое
по иску ГБУЗ К/о "Пионерская городская больница"
к ФКУ "Военный комиссариат Калининградской области"
3-е лицо: ТФОМС Калининградской области
о взыскании задолженности
установил:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Калининградской области "Пионерская городская больница" (ОГРН 1023902055792, ИНН 3910003400; далее -истец) обратилось в арбитражный суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Калининградской области" (ОГРН 1023901012189, ИНН 3906036812; далее - Военный комиссариат, ответчик) о взыскании 319 640 руб. задолженности за оказанные услуги и 10 580 руб. 96 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Калининградской области (далее - Фонд).
Решением суда от 14.02.2018 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Военный комиссариат, не согласившись с решением суда, направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просил решение суда отменить. В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что оплата услуг за лабораторно-диагностический исследования граждан, подлежащих призыву должна оплачиваться Фондом.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей не направили. Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в целях проведения медицинского освидетельствования для определения годности граждан к военной службе и во исполнение приказов Министерства здравоохранения Калининградской области ГБУЗ КО "Пионерская городская больница" в 2015-2016 году осуществляло медицинское освидетельствование призывников (в том числе лабораторно-диагностические исследования).
Поскольку истец своими силами провел медицинское освидетельствование граждан для определения их годности к военной службе, в адрес ответчика были выставлены счета на оплату: счет N МВ000069 от 02.05.2017 на сумму 185 480 руб. и счет N МВ000068 от 02.05.2017 на сумму 134 160 руб..
Так как выставленные счета не были оплачены ответчиком, ГБУЗ КО "Пионерская городская больница" инициировало настоящий иск в арбитражный суд о взыскании с Военного комиссариата 319 640 руб. задолженности за оказанные услуги и 10 580 руб. 96 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами по состоянию на 23.10.2017.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, не находит оснований для отмены решения.
Согласно статье 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением этого Закона N 53-ФЗ, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 5.1 Закона N 53-ФЗ, граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами. Финансовое обеспечение медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 6). Финансовое обеспечение медицинского обследования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан (пункт 7).
Подпунктом 3 пункта 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704 компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда) врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу при проведении медицинского освидетельствования граждан в связи с воинским учетом, призывом на военную службу, поступлением в военное образовательное учреждение профессионального образования, поступлением на военную службу по контракту, призывом на военные сборы.
В пункте 3 Правил указано, что компенсация расходов, указанных в пункте 2 Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации.
В силу пункта 4 Правил выплата компенсации в отношении расходов, указанных в подпункте 3 пункта 2 Правил, осуществляется путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату.
Как следует из материалов дела истцом в период с 2015 года по 2016 год призывникам, направленным ответчиком для обследования были оказаны услуги на общую сумму 319 640 руб., которые не были оплачены Военным комиссариатом.
В силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Материалами дела подтверждается отсутствие между сторонами договорных отношений в 2015-2016 гг.
При этом, как следует из материалов дела и установлено судом, услуги по медицинскому освидетельствованию и медицинскому обследованию граждан Российской Федерации при подготовке к военной службе оказывались истцом по инициативе, с ведома и одобрения Военного комиссариата в рамках ранее сложившихся между ними правовых отношений. Иного недоказано.
Доказательств того, что расходы ГБУЗ КО "Пионерская городская больница" в заявленной сумме требований возмещены либо подлежат возмещению истцу за счет средств обязательного медицинского страхования в материалы дела не представлено.
Ответчик не оспаривал факт оказания истцом услуг ни в суде первой инстанции, ни в жалобе, так же, как и объем (стоимость) оказанных услуг.
При указанных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение в размере 319 640 руб., поскольку за счет предоставления истцом медицинских услуг на заявленную сумму, ответчик выполнил возложенные на него законом публичные функции по организации призыва граждан на военную службу.
Согласно пункту 2 статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
В соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
Согласно расчету суда размер процентов составляет 10 580, 96 руб.
Расчет проверен судом апелляционной инстанции и признан верным и обоснованным.
Исходя из требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а также учитывая конкретные обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции считает, что заявитель не доказал доводов апелляционной жалобы.
Суд первой инстанции установил все фактические обстоятельства и исследовал доказательства, представленные сторонами, правильно применил подлежащие применению нормы материального права, в связи с чем обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.02.2018 по делу N А21-10506/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.П. Загараева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.