г. Хабаровск |
|
29 мая 2018 г. |
А73-17562/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
при участии в заседании:
от ФГУП "Ведомственная охрана" Министерства энергетики Российской Федерации Хабаровский филиал: Громовой Н.Г., представителя по доверенности от 29.09.2017 N 257;
от Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю: Леонтьева А.С., представителя по доверенности от 10.01.2018 N 2; Шаронова В.В., представителя по доверенности от 11.01.2018 N 19,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю
на решение от 22.02.2018
по делу N А73-17562/2017
Арбитражного суда Хабаровского края, принятое судьей Маскаевой А.Ю.
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Ведомственная охрана" Министерства энергетики Российской Федерации
к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю
о признании недействительным предписания от 01.09.2017
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Ведомственная охрана" Министерства энергетики Российской Федерации (ОГРН 1037705013114, ИНН 7705492450; далее - заявитель, предприятие, ФГУП "Ведомственная охрана") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительными предписания Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю (далее - управление, контролирующий орган) от 01.09.2017.
Решением суда от 22.02.2018 требование ФГУП "Ведомственная охрана" удовлетворено частично: признан недействительным пункт 1 оспариваемого предписания, в удовлетворении остальной части - отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом в части удовлетворенных требований, управление обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой указывает, что оно подлежит отмене по мотиву неполного выяснения всех обстоятельств спора, а также неправильным применением норм материального права.
В судебном заседании второй инстанции представители управления поддержали доводы жалобы, настаивали на отказе в требованиях предприятия в полном объеме..
Представитель ФГУП "Ведомственная охрана" Минэнерго России отклонила доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просила апелляционную жалобу оставить без удовлетворения. Вместе с тем, просила проверить решение первой инстанции в полном объеме. В письменном отзыве предприятие указало на незаконность выводов суда только в части пунктов 13-19, 21-28, 30-36, 40-45, касающихся требования по оборудованию комнаты хранения оружия.
В соответствии со статьей 158 АПК РФ рассмотрение жалобы откладывалось до 22.05.2018.
В судебном заседании представители управления и предприятия настаивали на заявленных ранее позициях.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы с учетом отзыва на нее, а также возражений предприятия суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, управлением проведена плановая выездная проверка в отношении Хабаровского филиала ФГУП "Ведомственная охрана", в ходе которой выявлен ряд нарушений обязательных требований при организации и осуществлении охранной деятельности, зафиксированных в акте от 01.09.2017 N 6.
Предприятию выдано предписание от 01.09.2017, в соответствии с которым заявителю предписано:
1. В соответствии с требованиями статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 14.04.1999 N 77-ФЗ "О ведомственной охране", пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12.07.2000 N 514 "Об организации ведомственной охраны", пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11.03.2008 N 160 "Об утверждении Положения о ведомственной охране Министерства энергетики Российской Федерации" и пункта 2.1 Положения о Хабаровском филиале ФГУП "Ведомственная охрана" Минэнерго России, утвержденного приказом ФГУП "Ведомственная охрана" Минэнерго России от 16.03.2015 N 76/ОД, расторгнуть договора на оказание услуг по охране объектов, находящихся вне ведении и установленной сфере деятельности Министерства энергетики Российской Федерации и не включенных в перечень охраняемых ведомственной охраной Министерства энергетики Российской Федерации объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденный приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 04.07.2016 N 637 "Об утверждении перечня охраняемых ведомственной охраной Министерства энергетики Российской Федерации объектов топливно-энергетического комплекса", охраняемых Хабаровским филиалом ФГУП "Ведомственная охрана" Минэнерго России:
1) Договор от 02.12.2016 N 1174 "На оказание услуг по охране":
Очистные сооружения горячего водоснабжения ("ОСГВ") МУП "Водоканал" г.Хабаровск, 680025, г. Хабаровск, п. Березовка, Федоровское шоссе, 13;
Центральная насосно-фильтровальная станция ("ЦНФС") МУП "Водоканал" г.Хабаровск, 680000, Хабаровск, ул. Набережная, 27а;
Северная насосная станция 1-й подъем ("СНС 1-й подъем") МУП "Водоканал" г.Хабаровск, г. Хабаровск, ул. Архиповская падь, 7;
Северная насосная станция 2-й подъем ("СНС 2-й подъем") МУП "Водоканал" г.Хабаровск, г. Хабаровск, ул. Архиповская падь, 41 а;
Водонасосная станция "Тунгусский водозабор" 3-й подъем МУП "Водоканал" г.Хабаровск, 680033, г.Хабаровск, ул. Тихоокеанская (район памятника "Морякам-амурцам");
Водонасосная станция "Лермонтова" (ВНС "Лермонтова") МУП "Водоканал" г.Хабаровск, г. Хабаровск, ул. Лермонтова, 33;
Водонасосная станция "Магистральная" МУП "Водоканал" г.Хабаровск, 680031, Хабаровск, ул. Карла Маркса, 2056;
Водонасосная станция "Красная речка" 1-й подъем (ВНС "Красная речка" 1-й подъем"), 680048, Хабаровск, пер. Яхонтовый;
Склад хлора пос. Березовка ("СХ п. Березовка") МУП "Водоканал" г.Хабаровск, 682314, г. Хабаровск, пос. Березовка;
Водонасосная станция "Красная речка" 2-й подъем (ВНС "Красная речка" 2-й подъем") МУП "Водоканал" г.Хабаровск, 680048, Хабаровск, пер. Мельничный, 9.
2) Договор от 3 мая 2017 года N 70 "На оказание услуг по охране":
ГОСК (Городские очистные сооружения канализации) МУП "Горводоканал", г.Комсомольск-на-Амуре, Индустриальное шоссе, 1, 681006;
ГОСВ (Городские очистные сооружения водопровода) МУП "Горводоканал", г.Комсомольск-на-Амуре, ул.Котовского, 20;
ОХА (Участок по производству оксихлорида алюминия) МУП "Горводоканал" г.Комсомольск-на-Амуре, ул.Пугачева, 87;
ФОС (Фильтро-очистные сооружения водопровода МУП "Горводоканал", г. Комсомольск-на-Амуре, Восточное шоссе, 1.
2. В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 25.07.1998 N 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" обеспечить у работников предприятия, связанных с учетом, хранением, ношением и использованием оружия, обязательной государственной дактилоскопической регистрации.
3. В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14.04.1999 N 77-ФЗ "О ведомственной охране" обеспечить прохождение работниками предприятия периодической проверки на пригодность к действиям, в условиях, связанных с применением оружия, физической силы и специальных средств.
4. В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 77-ФЗ обеспечить прохождение работниками предприятия профилактического медицинского осмотра, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
5. В соответствии с пунктом 2.5 оговора от 29.12.2014 N 1067/ХГ-14 на оказание услуг по охране, провести комиссионные обследования технической укрепленности объектов, средств охраны и связи, в том числе, охранной и пожарной сигнализации на объектах: Комсомольская ТЭЦ-1, Комсомольская ТЭЦ-2, Комсомольская ТЭЦ-3, Амурская ТЭЦ, Николаевская ТЭЦ, Майская ГРЭС.
6. С работниками, показавшими при проверке неудовлетворительные знания своих должностных обязанностей, требований документов, регламентирующих организацию охраны объекта провести дополнительные занятия с принятием зачетов.
7. Обеспечить организацию пропускного и внутриобъектового режимов, наличие соответствующей документации поста охраны объекта "ПС-500 кВ "Хехцир-2" в строгом соответствии с "Инструкцией о внутриобъектовом и пропускном режимах "Подстанции 500 кВ "Хехцир"".
8. Обеспечить организацию пропускного и внутриобъектового режимов на объекте "Производственно-техническая база ОДУ Востока" в строгом соответствии с "Положением с пропускном и внутриобъектовом режиме зданий и территорий ОАО "СО ЕЭС"".
9. В соответствии с требованиями пункта 2 Приложения N 13 к приказу Министерства энергетики Российской Федерации oт 12.11.2003 N 444 "Об утверждении порядка организации охраны объектов ведомственной охраной Министерства энергетики Российской Федерации" в комнате начальника караула объекта ТЭЦ-1 г.Хабаровска образцы слепков с печатей (оттисков пломб) заверить печатью и подписью руководителя охраняемого объекта.
10. Обеспечить организацию внутриобъектового режима объекта ТЭЦ-1 г.Хабаровска в строгом соответствии с "Инструкцией по организации пропускного и внутриобъектового режима на Хабаровской ТЭЦ-1".
11. Описи имущества в караульном помещение и на постах ТЭЦ-1 г.Хабаровска привести в соответствие с передаваемым имуществом.
12. В соответствии с требованиями пункта 164 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД РФ от 12.04.1999 N 288 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814" (далее - Инструкции N288), обеспечить хранение в комнате хранения оружия ТЭЦ-1 г.Хабаровска патронов россыпью в металлических ящиках (сейфах) закрываемых на два замка.
13. В соответствии с требованиями пунктом 169.3 Инструкции обеспечить конструкцию дверного полотна входной двери КХО ТЭЦ-1 г.Хабаровска соответствующей понятию периметр, усилить диагональ.
14. В соответствии с требованиями пункта 169.3 Инструкции обеспечить усиление решетчатой двери КХО ТЭЦ-1 г.Хабаровска по периметру прутком диаметром не менее 16 мм.
15. В соответствии с требованиями пункта 169.4 Инструкции обеспечить проварку прутка решетчатой двери КХО ТЭЦ-1 г.Хабаровска в местах пересечения, концы коробов дверных проемов заделать в стену на 80 мм и зацементировать.
16. В соответствии с требованиями пункта 169.5 Инструкции установить внутренний замок входной сплошной двери КХО ТЭЦ-1 г.Хабаровска с площадью поперечного сечения ригеля не менее 3 кв.см.
17. В соответствии с требованиями пункта 169.5 Инструкции установить внутренний замок входной сплошной двери КХО ТЭЦ-1 г.Хабаровска с площадью поперечного сечения ригеля не менее 3 кв.см.
18. В соответствии с требованиями пункта 169.5 Инструкции установить замок входной решетчатой двери КХО ТЭЦ-1 г.Хабаровска с площадью поперечного сечения ригеля не менее 3 кв.см.
19. В соответствии с требованиями пункта 169.6 Инструкции обеспечить исполнение проводки сигнализации комнаты хранения оружия вне оружейной комнаты на ТЭЦ-1 г.Хабаровска в скрытом исполнении.
20. Обеспечить наличие документации и организацию пропускного и внутри объектового режима на объекте ТЭЦ-2 г.Хабаровска в строгом соответствии с "Инструкцией по организации пропускного и внутри объектового режима на категорированных объектах филиала "Хабаровские тепловые сети"".
21. В соответствии с требованиями пункта 169.1 Инструкции обеспечить конструкцию потолочного перекрытия в соответствии предъявляемым требованиям, либо предоставить акт скрытых работ в КХО ТЭЦ-2 г. Хабаровска.
22. В соответствии с требованиями пункта 169.3 Инструкции обеспечить конструкцию дверного полотна входной двери КХО ТЭЦ-2 г.Хабаровска соответствующей понятию периметр, усилить диагональ.
23. В соответствии с требованиями пункта 169.3 Инструкции обеспечить усиление решетчатой двери КХО ТЭЦ-2 г.Хабаровска по периметру прутком диаметром 16 мм.
24. В соответствии с требованиями пункта 169.4 Инструкции обеспечить проварку прутка решетчатой двери КХО ТЭЦ-2 г.Хабаровска в местах пересечения, концы коробов дверных проемов заделать в стену на 80 мм и зацементировать.
25. В соответствии с требованиями пункта 169.5 Инструкции установить верхний внутренний замок входной сплошной двери КХО ТЭЦ-2 г.Хабаровска с площадью поперечного сечения ригеля не менее 3 кв.см.
26. В соответствии с требованиями пункта 169.5 Инструкции установить нижний внутренний замок входной сплошной двери КХО ТЭЦ-2 г.Хабаровска с площадью поперечного сечения ригеля не менее 3 см2. 27. В соответствии с требованиями п. 169.5 Инструкции установить замок входной решетчатой двери КХО ТЭЦ-2 г.Хабаровска с площадью поперечного сечения ригеля не менее 3 кв.см.
28. В соответствии с требованиями пункта 169.6 Инструкции обеспечить исполнение проводки сигнализации комнаты хранения оружия вне оружейной комнаты на ТЭЦ-2 г.Хабаровска в скрытом исполнении.
29. В соответствии с требованиями приказа Минэнерго России от 10.11.2009. N 474 "Об утверждении программы профессиональной подготовки работников ведомственной охраны Министерства энергетики Российской Федерации к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия", в команде N 2 ТЭЦ-3 г.Хабаровска обеспечить наличие план-конспектов на 2017 год.
30. В соответствии с требованиями пункта 169.5 Инструкции обеспечить техническую укрепленность стен КХО ТЭЦ-3 г.Хабаровска в соответствии предъявляемым требованиям.
31. В соответствии с требованиями пункта 169.5 Инструкции обеспечить конструкцию решетки закрывающей вентиляционное отверстие в стене КХО ТЭЦ-3 г.Хабаровска из прута не менее 16 мм.
32. В соответствии с требованиями пункта 169.3 Инструкции обеспечить конструкцию дверного полотна входной двери КХО ТЭЦ-3 г.Хабаровска соответствующей понятию периметр, усилить диагональ.
33. В соответствии с требованиями пункта 169.3 Инструкции обеспечить усиление решетчатой двери КХО ТЭЦ-3 г.Хабаровска по периметру прутком диаметром не менее 16 мм.
34. В соответствии с требованиями пункта 169.4 Инструкции обеспечить проварку прутка решетчатой двери КХО ТЭЦ-3 г.Хабаровска в местах пересечения, концы коробов дверных проемов заделать в стену на 80 мм и зацементировать.
35. В соответствии с требованиями пункта 169.5 Инструкции установить замок входной решетчатой двери КХО ТЭЦ-3 г.Хабаровска с площадью поперечного сечения ригеля не менее 3 кв.см.
36. В соответствии с требованиями пункта 169.6 Инструкции обеспечить исполнение проводки сигнализации комнаты хранения оружия вне оружейной комнаты на ТЭЦ-3 г.Хабаровска в скрытом исполнении.
37. В соответствии с требованиями абзаца 3 пункта 125 Инструкции разработать и утвердить приказом руководителя обязанности лица, ответственного за сохранность оружия и патронов по осуществлению им контроля за наличием оружия на ТЭЦ-2 г.Комсомольск-на-Амуре.
38. В соответствии с требованиями подпункта "е" пункта 189 Инструкции разработать и утвердить порядок хранения запасных ключей от сейфов, регистрации и хранения печатей и средств пломбирования, выданных лицам, ответственных за сохранность оружия и патронов на ТЭЦ-2 г.Комсомольск-на-Амуре.
39. В соответствии с требованиями абзаца 3 пункта 125 Инструкции разработать и утвердить приказом руководителя обязанности лица, ответственного за сохранность оружия и патронов по осуществлению им контроля за наличием оружия на ТЭЦ-3 г.Комсомольск-на-Амуре.
40. В соответствии с требованиями пункта 169.6 Инструкции обеспечить исполнение проводки сигнализации комнаты хранения оружия вне оружейной комнаты на ТЭЦ-3 г. Комсомольск-на-Амуре в скрытом виде.
41. В соответствии с требованиями подпункта "е" пункта 189 Инструкции разработать и утвердить порядок хранения запасных ключей от сейфов, регистрации и хранения печатей и средств пломбирования, выданных лицам, ответственных за сохранность оружия и патронов на ТЭЦ-3 г.Комсомольск-на-Амуре.
42. В соответствии с требованиями пункта 123 Инструкции разработать и утвердить приказ о назначении лица, осуществляющего количественный и номерной учет оружия и патронов на Амурской ТЭЦ.
43. В соответствии с требованиями абзаца 3 пункта 125 Инструкции разработать и утвердить приказом руководителя обязанности лица, ответственного за сохранность оружия и патронов по осуществлению им контроля за наличием оружия на Амурской ТЭЦ.
44. В соответствии с требованиями подпункта "е" пункта 189 Инструкции разработать и утвердить порядок хранения запасных ключей от сейфов, регистрации и хранения печатей и средств пломбирования, выданных лицам, ответственных за сохранность оружия и патронов на Амурской ТЭЦ.
45. В соответствии с требованиями пункта 169.6 Инструкции обеспечить вывод технических средств охраны комнаты хранения оружия на ГЩО МРОВО по Советско-Гаванскому району - филиала ФГКУ УВО ВНГ России по Хабаровскому краю.
Не согласившись с данным предписанием, предприятие оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания недействительным акта и незаконными действий (бездействий) процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Удовлетворяя требование в части признания незаконным пункта 1 предписания, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии таких условий в указанной части.
Возражения заявителя жалобы направлены на несогласие с данным выводом.
Как следует из оспариваемого пункта предписания предприятию указано на необходимость расторгнуть договор на оказание услуг охраны от 02.12.2016 N 1174 с МУП города Хабаровска "Водоканал" и договор от 03.05.2017 N 70 с МУП "Горводоканал" г. Комсомольск-на-Амуре в связи с тем, что охраняемые объекты находятся вне ведения и установленной сфере деятельности Министерства энергетики Российской Федерации, не включены в Перечень охраняемых ведомственной охраной Министерства энергетики Российской Федерации объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденного приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 04.07.2016 N637.
Организационно-правовые основы создания и деятельности ведомственной охраны установлены Федеральным законом от 14.04.1999 N 77-ФЗ "О ведомственной охране" (далее - Закон N 77-ФЗ), в соответствии с которым ведомственная охрана определена как совокупность создаваемых имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными органами исполнительной власти и организациями органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств.
В соответствии со статьей 1 этого Закона ведомственная охрана представляет собой совокупность создаваемых имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными органами исполнительной власти и организациями органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств.
На основании статьи 8 Закона N 77-ФЗ ведомственная охрана осуществляет защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Защита охраняемых объектов иных форм собственности, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляется в соответствии с заключенными договорами.
Перечень охраняемых объектов определен имеющимися право на создание ведомственной охраны федеральными органами исполнительной власти и организациями, который утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.07.2000 N 514 "Об организации ведомственной охраны" определены федеральные органы исполнительной власти, имеющие право создавать ведомственную охрану, в перечень которых включено Министерство энергетики Российской Федерации.
Перечень охраняемых объектов, а также вносимые в него изменения, утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.
На основании пункта 2 Положения о ведомственной охране Министерства энергетики Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2008 N 160, ведомственная охрана создается Министерством энергетики Российской Федерации и предназначается для охраны объектов топливно-энергетического комплекса, находящихся в сфере ведения Министерства энергетики Российской Федерации, зданий и имущества федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства энергетики Российской Федерации, а также административных зданий, предназначенных для размещения сотрудников центрального аппарата Министерства энергетики Российской Федерации, расположенных в г. Москве.
В соответствии со статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 3 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарное предприятие в отличие от других видов юридических лиц имеет специальную правоспособность и может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия.
ФГУП "Ведомственная охрана" является государственной ведомственной охраной Минэнерго России, и согласно пункту 2.1 Устава предприятие создано в целях охраны объектов топливно-энергетического комплекса, иных объектов находящихся в велении и установленной сфере деятельности Министерства энергетики Российской Федерации, обеспечения их защиты от противоправных посягательств, а также в целях получения прибыли.
Предметом охраны спорных договоров являются очистные сооружения горячего водоснабжения, насосно-фильтровальные станции, водонасосные станции, городские очистные сооружения канализации и водопровода, которые находятся в ведении Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, которое, в свою очередь, в силу пункта 5.4.80 Положения о данном Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1038, обязано участвовать в разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов в пределах установленной сферы деятельности.
Проанализировав приведенные нормы права, Положения об указанных министерствах, Устав предприятия в их совокупности и взаимосвязи, судебная коллегия приходит к тому, что предприятие вправе осуществлять охрану только тех объектов, которые находятся в сфере ведения Минэнерго России и подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти, включены в перечень охраняемых объектов, утвержденный Минэнерго России по согласованию с МВД России.
Это соответствуют правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 17.07.2017 N 302-ЭС17-8484, от 14.04.2017 N 306-КГ17-3030, от 16.06.2017 N 304-КГ17-7041.
Учитывая вышеизложенное, апелляционный суд соглашается с заявителем апелляционной жалобы, что пункт 1 предписания управления от 01.09.2017 соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя по делу.
Относительно возражений предприятия о необходимости проверки в апелляционном порядке законности выводов арбитражного суда, касающихся пунктов 13-19, 21-28, 30-36, 40, 45 предписания.
Из представленных в материалы дела доказательств усматривается, что в ходе плановой выездной проверки объектов охраняемых Хабаровским филиалом ФГУП "Ведомственная охрана" Минэнерго на объектах Хабаровская ТЭЦ-1, Хабаровская ТЭЦ-2, Хабаровская ТЭЦ-3 выявлены нарушения пунктов 169.1, 169.3, 169.4, 169.5, 169.6 Инструкции N 288, требования которых относятся к оборудованию комнаты хранения оружия (далее - КХО).
Так, в нарушение пункта 169.1 Инструкции на объекте Хабаровская ТЭЦ-2 не обеспечена конструкция потолочного перекрытия в соответствии предъявляемым требованиям.
Предприятию предписано устранить выявленное нарушение либо предоставить акт скрытых работ в КХО ТЭЦ-2 г. Хабаровска (пункт 21 предписания).
В нарушение пункта 169.3 Инструкции на объектах Хабаровская ТЭЦ-1, Хабаровская ТЭЦ-2, Хабаровская ТЭЦ-3 не обеспечена конструкция дверного полотна входной двери КХО соответствующей понятию периметр, не усилена по периметру и диагоналям прутком диаметром 16 мм (пункты 14, 23, 33 предписания).
В нарушение пункта 169.4 Инструкции на объектах Хабаровская ТЭЦ-1, Хабаровская ТЭЦ-2, Хабаровская ТЭЦ-3 не обеспечена проварка прутка решетчатой двери в местах пересечения, концы коробов дверных проемов не заделаны в стену на 80 мм и не зацементированы (пункты 15, 24, 34 предписания).
В нарушение пункта 169.5 Инструкции на объектах Хабаровская ТЭЦ-1, Хабаровская ТЭЦ-2, Хабаровская ТЭЦ-3 не установлен внутренний замок входной сплошной двери КХО с площадью поперечного сечения ригеля не менее 3 кв.см; не установлен навесной замок входной сплошной двери КХО с площадью поперечного сечения дужки не менее 3 кв.см; не установлен замок входной решетчатой двери с площадью поперечного сечения ригеля не менее 3 кв.см (пункты 16, 17, 18, 25, 26, 27, 34, 35 предписания).
В нарушение пункта 169.6 Инструкции на объектах Хабаровская ТЭЦ-1, Хабаровская ТЭЦ-2, Хабаровская ТЭЦ-3, ТЭЦ-3 г. Комсомольска-на-Амуре не обеспечено исполнение проводки сигнализации комнаты хранения оружия вне оружейной комнаты в скрытом исполнении (пункты 19, 28, 36, 40 предписания).
Согласно пункту 169 Инструкции комнаты для хранения оружия и (или) патронов (оружейные комнаты) должны соответствовать следующим требованиям их технической укрепленности:
169.1) стены, перегородки, потолок и пол помещений должны быть капитальными: кирпичная или каменная кладка толщиной не менее 360 мм, бетонные стеновые блоки толщиной не менее 200 мм, бетонные блоки в два слоя, каждый толщиной не менее 90 мм, железобетонные панели толщиной не менее 180 мм.
Элементы строения, не отвечающие указанным требованиям, закрываются стальной решеткой, прутья которой должны иметь диаметр или ширину в сечении не менее 16 мм, а размер ячеек - не более 150 х 150 мм.
При возведении внутренних стен допускается их выполнение из спаренных гипсобетонных панелей толщиной не менее 80 мм каждая с проложенной между ними указанной металлической решеткой.
О выполнении указанных требований по техническому укреплению помещений для хранения оружия или патронов составляется акт скрытых работ.
169.2) вентиляционные люки, отверстия в стенах, предназначенные для инженерных сетей, закрываются стальной решеткой из прутка диаметром не менее 16 мм с размером ячейки не более 50 х 50 мм.
169.3) дверные проемы оборудуются:
сплошной стальной дверью толщиной не менее 3 мм, усиленной по периметру и диагоналям стальным профилем толщиной стенок не менее 3 мм и шириной полок (сторон) не менее 50 мм;
решетчатой дверью из прутка диаметром не менее 16 мм с размером ячеек не более 150 х 150 мм, который также приваривается по периметру и диагоналям;
стальным коробом из профиля с толщиной стенок не менее 5 мм и шириной полок не менее 100 мм.
169.4) вышеуказанные металлические решетки в каждом месте пересечения прутьев и соединения с профилями провариваются, а концы коробов дверных проемов заделываются в стены на 80 мм и цементируются.
169.5) входная и решетчатая двери должны иметь внутренние замки, разные по секрету, надежные крепления и устройства петель.
Ригели замков или запирающих устройств по площади поперечного сечения должны быть не менее 3 кв.см.
Входная дверь дополнительно оборудуется приспособлениями для опечатывания, а также стальными проушинами толщиной не менее 3 мм для запирания снаружи навесным замком либо вторым внутренним замком
169.6) комната для хранения оружия должна быть оборудована средствами пожаротушения по нормам, установленным Государственной противопожарной службой МЧС России, и многорубежной охранно-пожарной сигнализацией (не менее двух рубежей). Все рубежи охранно-пожарной сигнализации подключаются на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел Российской Федерации, в целях осуществления органами внутренних дел возложенных на них контрольных функций. Проводка сигнализации вне оружейной комнаты делается в скрытом исполнении.
Позиция предприятия сводится к тому, что КХО принадлежат на праве собственности АО "ДГК" и переданы последним предприятию в пользование в соответствии с условиями заключенных договоров, следовательно, требование контролирующего органа о переоборудовании помещений должно быть адресовано собственнику, а не ФГУП "Вневедомственная охрана".
Данный довод был предметом исследования и правовой оценки арбитражного суда, который обоснованно его отклонил в силу следующего.
Статьей 22 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" определено, что гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц.
Оборот гражданского и служебного оружия, в том числе хранение, использование в соответствии с Федеральным законом "Об оружии" регулируют Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" (далее - Постановление N 814).
В соответствии с пунктом 55 данного Постановления юридические лица после получения в органах внутренних дел разрешений на хранение или на хранение и использование оружия в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации, обязаны хранить оружие и патроны в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц.
Во исполнение требований названного Постановления Приказом МВД России от 12.04.1999 N 288 утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, разделом XX которой установлены требования к размещению оружия, оборудованию оружейных комнат, хранилищ, складов.
Из приведенных нормативных положений следует, что требования к хранению оружия, оборудованию комнат для хранения оружия предъявляются к лицам, уполномоченным на хранение и использование оружия в установленном законом порядке. Такая обязанность возникает у юридического лица после получения в органах внутренних дел разрешений на хранение или на хранение и использование оружия.
Таким образом, именно на юридическое лицо, уполномоченное на хранение и использование оружия, возложена обязанность по обеспечению надлежащих условий по хранению оружия, обеспечивающих его сохранность, а также направленных на исключение доступа к ним посторонних лиц.
Следовательно, ссылка предприятия на то, что к нему не могут быть предъявлены требования о переоборудовании комнат хранения оружия, несостоятельна.
Учитывая вышеустановленное, апелляционная жалоба Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 22.02.2018 по делу N А73-17562/2017 отменить.
В удовлетворении требования ФГУП "Ведомственная охрана" Минэнерго России о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю от 01.09.2017 отказать в полном объеме.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.