г. Владивосток |
|
29 мая 2018 г. |
Дело N А24-7026/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 мая 2018 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей Н.Н. Анисимовой, Г.Н. Палагеша
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.А. Елесиной
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Океанрыбфлот"
апелляционное производство N 05АП-2960/2018
на решение от 19.03.2018
судьи Д.Н. Довгалюка
по делу N А24-7026/2017 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению публичного акционерного общества "Океанрыбфлот" (ИНН 4100000530, ОГРН 1024101019986)
к Камчатской таможне (ИНН 4101027366, ОГРН 1024101039764)
о признании незаконным решения по результатам таможенной проверки от 26.09.2017 N 10705000/210/260917/Т000006;
о признании недействительным требования об уплате таможенных платежей от 03.10.2017 N 29;
при участии:
от Камчатской таможни: Свечникова И.К. (по доверенности от 01.11.2017, сроком действия по 31.12.2018, служебное удостоверение);
ПАО "Океанрыбфлот" - не явилось;
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Океанрыбфлот" (далее - заявитель, ПАО "Океанрыбфлот") обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением о признании недействительными решения Камчатской таможни от 26.09.2017 по результатам таможенной проверки N 10705000/210/260917/Т000006 и требования об уплате таможенных платежей от 03.10.2017 N 29.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 19.03.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ПАО "Океанрыбфлот" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что судно РС "Канариан Рифер" вышло из порта Петропавловск-Камчатский 20.04.2015 с грузом рыбопродукции и рыбной муки а порт Пусан (Республика Корея) и порт Циндао (КНР) в транспортный рейс, то есть за 40 дней до окончания срока для предъявления судна к ежегодному освидетельствованию. Настаивает на том, что у ПАО "Океанрыбфлот" не было необходимости в срочном предъявлении судна к освидетельствованию в период международной перевозки. Общество планировало предъявить судно к освидетельствованию в российском порту по окончании международной перевозки и срок (31.05.2015) позволял судну РС "Канариан Рифер" вернуться в порт Петропавловск-Камчатский и предъявить судно к ежегодному освидетельствованию. Однако, именно 27.04.2015 в период стоянки судна в порту Циндао было обнаружено недостаточное поступление забортной воды на охлаждение судовых механизмов, что подтверждается рапортами капитана и директора по ЭФиТ, записями в судовом и машинном журнале. Следовательно, по мнению заявителя жалобы, именно во время международной перевозки, возникла потребность в проведении операций по текущему ремонту и техническому обслуживанию, которые совершались в период с 04.05.2015 по 19.06.2015, т.е. во время международной перевозки.
Отмечает, что участие в проведении ремонтных работ и освидетельствования судна в период с 04.05.2015 по 19.06.2015 заместителя начальника - главного механика ИТС Коровина А.П., командированного в марте 2015, не является доказательством плановости проведения всех ремонтных работ судна РС "Канариан Рифер".
Общество настаивает на том, что не все операции проводились с целью предъявления судна к освидетельствованию, в связи с чем, вопрос о связи с проведенными операциями в отношении судна и освидетельствованием, по мнению заявителя, является существенным, так как если проведенная судебная экспертиза будет содержать выводы о наличии каких-либо операций, относящихся к техническому обслуживанию и текущему ремонту, которые не связаны с освидетельствованием, а доказательства плановости в отношении этих работ решение таможни не содержит, следовательно, эти операции должны быть освобождены от уплаты таможенных платежей.
ПАО "Океанрыбфлот", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явилось. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителя общества.
Через канцелярию суда от заявителя апелляционной жалобы поступило ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы, в котором общество указывает на то, что вопрос о квалификации проведенных в отношении РС "Канариан Рифер" операций является существенным для разрешения спора, поскольку позволит определить вид проведенных ремонтных работ с целью установления правомерности применения к обществу подпункта 1 пункта 1 статьи 347 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее по тексту - ТК ТС).
Представитель таможенного органа по ходатайству заявителя о назначении по делу судебной экспертизы возражала.
Изучив заявленное ходатайство, а также возражения таможенного органа на него, суд апелляционной инстанции на основании статьей 82, 159, 266 АПК РФ в его удовлетворении отказывает в связи с отсутствием необходимости проведения по делу экспертизы, поскольку имеющиеся в деле доказательства, которые суд оценивает в совокупности, достаточны для правильного разрешения спора.
Таможенный орган в представленном письменном отзыве, поддержанном представителем в судебном заседании, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела и им дана надлежащая оценка, в связи с чем решение отмене или изменению не подлежит.
Из материалов дела судебной коллегией установлено, что 20.04.2015 принадлежащее ПАО "Океанрыбфлот" судно "Канариан Рифер" убыло с таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС).
Согласно ИМО генеральной (общей) декларации (зарегистрирована в качестве ТДТС за N 10702020/00415/100000837) данное судно было оформлено в качестве транспортного средства международной перевозки, с указанием порта назначения Пусан (Южная Корея) с грузом мороженной рыбопродукции и рыбной муки на борту
27.06.2015 временный вывоз судна был завершен его обратным ввозом на таможенную территорию ЕАЭС. Таможенное декларирование осуществлено таможенным постом "Морской порт Петропавловск-Камчатский" на основании представленных стандартных документов перевозчика и ТДТС N 10705030/270615/100000207. В графе 12 данной декларации указаны дополнительные сведения о произведенном в Китае техническом обслуживании и ремонте судна на судоверфи подрядчика "Tie Marine (Hongkong) Trade Co., Ltd" согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 347 ТК ТС.
В соответствии с положениями статьи 131 ТК ТС в период с 14.06.2016 по 26.09.2017 проведена камеральная таможенная проверка ПАО "Океанрыбфлот" по вопросу правомерности неуплаты таможенных пошлин, налогов при обратном ввозе 27.06.2015 на таможенную территорию ЕАЭС транспортного средства международной перевозки РС "Канариан Рифер", ранее временно вывезенного (20.04.2015) за пределы таможенной территории ЕАЭС и подвергшегося в п. Чжоушань (КНР) операциям по ремонту.
В ходе проведения таможенной проверки установлено, что Обществом в период нахождения судна в порту Чжоушань были понесены следующие расходы: ремонтные работы в рамках контракта от 04.05.2015 N FA-TMXC00315 (доковый ремонт) на сумму 180 200 долларов США; ремонтные работы в рамках контракта от 05.05.2015 N FA-TMXC00315-1 (техническое обслуживание) на сумму 868 138 долларов США; расходы на приобретение краски, израсходованной в порту Чжоушань, на сумму 60 577,34 долларов США; расходы на приобретение установки очистки сточных воды ST-30U на сумму 26 350 долларов США; расходы на приобретение ЗИП дейдвудного уплотнения на сумму 21 268 Евро; расходы на приобретение ЗИП, снабжения и на дополнительные услуги на сумму 238 095,83 долларов США; расходы на услуги Российского морского регистра судоходства на сумму 39 416,01 Евро; расходы на выполнение работ по замерам остаточных толщин корпусных конструкций и оценке технического состояния судна на сумму 400 000 рублей; расходы на выполнение ремонтных работ в отношении систем и элементов автоматики, сигнализации, ЭВМ и пр. на сумму 1 863 677 рублей; расходы на проведение проверки систем разобщения и захвата спасательных шлюпок на сумму 240 000 рублей; расходы на оказание услуг по наблюдению, техническому руководству и контролю при проведении ремонта на главном двигателем и вспомогательных двигателях на сумму 31 613 Евро.
Общая сумма понесенных расходов составила 83 448 819,04 рублей.
Установив в ходе проведенной таможенной проверки то обстоятельство, что произведенный в отношении судна РС "Канариан Рифер" доковый ремонт и техническое обслуживание не относятся к операциям, совершение которых допускается в отношении временно вывезенных транспортных средств международной перевозки в соответствии с пунктом 1 статьи 347 ТК ТС, таможенный орган пришел к выводу о неуплате Обществом таможенных пошлин, налогов при таможенном декларировании обратно ввезенного на таможенную территорию Таможенного союза судна по ТДТС N 10705030/270615/100000207, размер которых составил: ввозная таможенная пошлина - 4 172 440,95 рублей; налог на добавленную стоимость - 15 020 787,43 рублей.
Результаты проверки оформлены актом камеральной таможенной проверки N 10705000/210/260917/А000006.
По результатам проведенной проверки Камчатской таможней 26.09.2017 принято решение N 10705000/260917/Т000006 о взыскании с Общества в установленном порядке таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при обратном ввозе на таможенную территорию ЕАЭС транспортного средства международной перевозки РС "Канариан Рифер", сведения о котором были заявлены в ТДТС N 10705030/270615/100000207.
На основании вышеуказанного решения Обществу направлено требование от 03.10.2017 N 29, в котором заявителю предложено уплатить образовавшуюся задолженность по уплате таможенных платежей и пеней в общей сумме 24 321 818,96 рублей.
Считая вышеуказанные решение и требование Камчатской таможни недействительными и нарушающими его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ПАО "Океанрыбфлот" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ, в удовлетворении которого суд первой инстанции отказал.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на неё, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 341 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), действовавшего в рассматриваемый период, транспортные средства международной перевозки подлежат таможенному декларированию в соответствии с положениями статьи 350 ТК ТС без помещения под таможенные процедуры.
В силу пункта 1 статьи 348 ТК ТС временный вывоз транспортных средств международной перевозки завершается их ввозом на таможенную территорию таможенного союза или помещением транспортных средств международной перевозки, являющихся товарами таможенного союза, под таможенную процедуру экспорта либо переработки вне таможенной территории, а транспортные средства международной перевозки, указанные в пункте 4 статьи 345 ТК ТС, под таможенную процедуру реэкспорта.
При завершении временного вывоза транспортных средств международной перевозки их ввозом на таможенную территорию таможенного союза такие транспортные средства международной перевозки ввозятся на таможенную территорию таможенного союза без уплаты таможенных пошлин, налогов (пункт 2 статьи 348 ТК ТС).
В соответствии с пунктом 1 статьи 347 ТК ТС с временно вывезенными транспортными средствами международной перевозки допускается совершение: операций по техническому обслуживанию и (или) текущему ремонту, необходимых для обеспечения их сохранности, эксплуатации и поддержания в состоянии, в котором они находились на день вывоза, если потребность в таких операциях возникла во время использования этих транспортных средств в международной перевозке; операций по безвозмездному (гарантийному) ремонту; операций по ремонту, включая капитальный ремонт, осуществляемых для восстановления транспортных средств международной перевозки после их повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы, которые имели место за пределами таможенной территории таможенного союза.
Операции по ремонту и (или) другие операции, не предусмотренные пунктом 1 статьи 347 ТК ТС в отношении временно вывезенных транспортных средств международной перевозки, допускаются при условии помещения этих транспортных средств под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории (пункт 2 статьи 347 ТК ТС).
В случае совершения указанных операций без помещения временно вывезенных транспортных средств международной перевозки под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории при ввозе таких транспортных средств международной перевозки подлежат уплате таможенные пошлины, налоги в соответствии со статьей 262 ТК ТС (пункт 2 статьи 347 ТК ТС).
Согласно статье 252 ТК ТС переработка вне таможенной территории - это таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся с таможенной территории таможенного союза с целью совершения операций по переработке вне таможенной территории таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим ввозом продуктов переработки на таможенную территорию таможенного союза.
В силу статьи 254 ТК ТС операции по переработке товаров в таможенной процедуре переработки вне таможенной территории включают: переработку или обработку товаров, при которой товары теряют свои индивидуальные характеристики; изготовление товаров, включая монтаж, сборку, разборку и подгонку; ремонт товара, включая его восстановление, замену составных частей.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что оформленное 20.04.2015 на отход таможенным постом "Морской порт Петропавловск-Камчатский" судно РС "Канариан Рифер", согласно ТДТС N 10702020/00415/100000837 и ИМО генеральной (общей) декларации указано в качестве транспортного средства международной перевозки, с указанием порта назначения - Пусан (Южная КОрея) с грузом мороженой рыбопродукции и рыбной муки на борту.
Из материалов дела также следует, что 04.05.2015 между ПАО "Окенрыбфлот" (заказчик) и компанией "Tie Marine (Hongkong) Trade Co., Ltd" (подрядчик) заключен контракт N FA-TMXC00315 по проведению докового ремонта судна РС "Канариан Рифер".
В соответствии с пунктом 2.2 указанного контракта все работы по настоящему контракту выполняются подрядчиком за счет своих собственных средств, с использованием собственной рабочей силы, оборудования, механизмов, запасных частей и материалов, за исключением отдельных запасных частей и материалов, поставка которых напрямую производится заказчиком.
В пункте 3.1 названного контракта определено, что предварительная стоимость ремонтных работ составляет 300 000 долл. США и определена в смете предварительной стоимости (приложение N 1).
Пунктом 3.2 контракта предусмотрено, что окончательная стоимость фактически выполненного ремонта должна быть согласована, подписана обеими сторонами и оформлена дополнительным соглашением в день подписания акта приема-сдачи судна из ремонта и зафиксирована в смете окончательной стоимости согласно исполнительной ремонтной ведомости.
В силу пункта 3.3 контракта смета окончательной стоимости согласно исполнительной ремонтной ведомости будет являться обязательным приложением к контракту, и подписывается сторонами до выхода судна с судоремонтного завода.
В соответствии с дополнительным соглашением от 19.06.2015 N 2 к контракту от 04.05.2015, исполнительной ведомостью по проведению докового ремонта (Приложение N 2 к контракту от 04.05.2015), сметой окончательной стоимости (Приложение N 3 к контракту от 04.05.2015), актом выполненных работ от 19.06.2015 окончательная стоимость проведенного докового ремонта судна РС "Канариан Рифер" составила 180 200 долларов США.
Кроме того, 05.05.2015 между ОАО "Окенрыбфлот" (заказчик) и компанией "Tie Marine (Hongkong) Trade Co., Ltd" (подрядчик) заключен контракт N FA-TMXC00315-1 по проведению работ по техническому обслуживанию судна РС "Канариан Рифер".
В соответствии с пунктом 2.2 указанного контракта все работы по настоящему контракту выполняются подрядчиком за счет своих собственных средств, с использованием собственной рабочей силы, оборудования, механизмов, запасных частей и материалов, за исключением отдельных запасных частей и материалов, поставка которых напрямую производится Заказчиком.
В пункте 3.1 названного контракта определено, что предварительная стоимость работ по техническому обслуживанию составляет 500 000 долларов США и определена в Смете предварительной стоимости (Приложение N 1).
Пунктом 3.2 контракта предусмотрено, что окончательная стоимость фактически выполненных работ по техническому обслуживанию должна быть согласована, подписана обеими сторонами и оформлена Дополнительным соглашением в день подписания Приемо-сдаточного акта после проведения работ по техническому обслуживанию судна и зафиксирована в смете окончательной стоимости согласно исполнительной ведомости на проведение работ по техническому обслуживанию.
В силу пункта 3.3 контракта смета окончательной стоимости согласно исполнительной ведомости на проведение работ по техническому обслуживанию будет являться обязательным приложением к контракту, и подписывается сторонами до выхода судна с судоремонтного завода.
В соответствии с дополнительным соглашением от 19.06.2015 N 2 к контракту от 05.05.2015, исполнительной ведомостью на проведение работ по техническому обслуживанию (Приложение N 2 к контракту от 05.05.2015), сметой окончательной стоимости (Приложение N 3 к контракту от 05.05.2015), актом выполненных работ от 19.06.2015 окончательная стоимость работ по техническому обслуживанию судна РС "Канариан Рифер" составила 868 138 долларов США.
Заявлениями на перевод от 12.05.2015 N 65, от 25.05.2015 N 76, от 07.07.2015 N 87, от 20.07.2015 N 99 Общество перечислило в пользу подрядчика денежные средства по контракту от 05.05.2015 N FA-TMXC00315-1 на общую сумму 868 138 долларов США.
Кроме того, в ходе проведенной проверки Камчатской таможней установлено, что ПАО "Океанрыбфлот" понесло дополнительные расходы, связанные с доковым ремонтом и техническим обслуживанием судна, а именно:
- расходы на приобретение краски, израсходованной в порту Чжоушань, согласно дисбурсментскому счету N ARSP15-0620CR-CH1 от 30.06.2015 на сумму 60 577,34 долларов США;
- расходы на приобретение установки очистки сточных воды ST-30U согласно дисбурсментскому счету N ARSP15-0620CR-CH1 на сумму 26 350 долларов США;
- расходы на приобретение ЗИП дейдвудного уплотнения (инвойс от 23.04.2015 N ARST15-CR0424-1EUR/2) на сумму 21 268 Евро;
- расходы на приобретение ЗИП, снабжения, на дополнительные услуги и агентское вознаграждение согласно дисбурсментскому счету N DL-00315 от 20.07.2015 на сумму 238 095,83 долларов США;
- расходы на услуги Российского морского регистра судоходства согласно инвойсам N 15.00152/269 от 19.05.2015 и N 15.00184/269 от 25.06.2015 на сумму 39 416,01 Евро;
- расходы на выполнение работ по замерам остаточных толщин корпусных конструкций и оценке технического состояния судна компанией ООО "Декера" согласно счета-фактуры N 3 от 17.06.2015 на сумму 400 000 рублей;
- расходы на выполнение компанией ООО "Балхаш-Электра" ремонтных работ в отношении систем и элементов автоматики, сигнализации, ЭВМ и пр. на сумму 1 863 677 рублей;
- расходы на проведение компанией ООО "Эверест Пасифик" проверки систем разобщения и захвата спасательных шлюпок согласно счету N 90 от 10.06.2015 на сумму 240 000 рублей;
- расходы на оказание услуг компанией "Portfield Ventures Inc" по наблюдению, техническому руководству и контролю при проведении ремонта на главном двигателем и вспомогательных двигателях согласно инвойсу N 000675/15 от 16.06.2015 на сумму 31 613 Евро.
Обстоятельства фактического несения вышеуказанных дополнительных расходов, связанных с ремонтом и техническим обслуживанием судна, а также их отражения в бухгалтерском учете ПАО "Океанрыбфлот" указаны в оспариваемом решении, в акте камеральной таможенной проверки от 26.09.2017 и заявителем по существу не оспариваются.
С учетом изложенного суд первой инстанции, проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства, обоснованно заключил, что выполненные в отношении судна РС "Канариан Рифер" работы по проведению докового ремонта и технического обслуживания не могут быть отнесены к операциям, предусмотренным пунктом 1 статьи 347 ТК ТС.
Доводы общества о том, что заключение контрактов для проведения работ по доковому ремонту и техническому обслуживанию до прихода судна РС "Канариан Рифер" в порт Чжоушань (КНР) не свидетельствует о плановости проведенных в отношении судна ремонтных операций, а также необходимости предъявления судна к освидетельствованию, коллегия апелляционного суда отклоняет по причине несостоятельности.
Согласно положениям ГОСТ 24166-80 "Система технического обслуживания и ремонта судов. Ремонт судов. Термины и определения" выделяют следующие этапы ремонта:
- подготовка к ремонту судна, которая заключается в совокупности организационно-технических мероприятий, выполняемых для обеспечения своевременного начала и окончания ремонта судна с заданным качеством. При этом к организационно-техническим мероприятиям относят: обеспечение необходимой документацией, установление планового срока ремонта судна, выполнение предремонтной дефектации в процессе эксплуатации, перегон судна к месту ремонта, очистку, мойку, дегазацию судовых помещений и т.д.;
- нулевой этап ремонта судна, в ходе которого осуществляется комплекс мероприятий, направленный на сокращение продолжительности и улучшение качества ремонта, в том числе, приобретаются и изготавливаются определенные элементы судна;
- непосредственное начало ремонта судна, дата которого указывается в акте на приемку судна судоремонтным предприятием на ремонт;
- дефектация судна, заключающаяся в определении вида технического состояния судна, состава и объема операций, обеспечивающих восстановление после ремонта значений технико-эксплуатационных характеристик судна до заданных;
- технологический этап ремонта судна, заключающийся в проведении комплекса взаимосвязанных операций, установленный в технологической документации;
- непосредственное окончание ремонта судна, дата которого указывается в акте на приемку судна судовладельцем после окончания ремонта.
Как следствие, проведение ремонтных работ сложного технического объекта (каковым является морское судно) судовладельцу необходимо планировать заранее с целью недопущения простоя ремонтных мощностей предприятия - подрядчика.
Необходимость проведения докового ремонта РС "Канариан Рифер", заявитель обосновывает выявленной на судне 27.04.2015 неисправностью во время его использования в качестве транспортного средства международной перевозки, в подтверждение чего ссылается на рапорт капитана судна от 30.04.2015.
Этим же обстоятельством общество обосновывает внеплановость ремонтных работ, проведенных на судне и применение к данным работам положений подпункта 1 пункта 1 статьи 347 ТК ТС.
Действительно, в материалах дела имеется рапорт капитана РС "Канариан Рифер" от 30.04.2015, адресованный руководству общества, о том, что в период стоянки в порту Циндао с 27.04.2017 наблюдается недостаточное поступление забортной воды на охлаждение судовых механизмов; по состоянию на 30.04.2015 при двух работающих дизель-генераторах (даже при неработающем главном двигателе) невозможно эксплуатировать рефрижераторные компрессора по причине их перегрева; при контрольном вскрытии кингстонных фильтров и клапанов донной арматуры обнаружено практически 100 % зарастание забортной системы ракушкой и водорослями.
Согласно распоряжению руководства ПАО "Океанрыбфлот" от 30.04.2015 капитану судна предписано двигаться в порт Чжоушань после для проведения докования с целью полной очистки системы забортной воды от обрастаний.
Приказом Минтранса Российской Федерации от 14.05.2009 N 75 (действовал до 17.04.2014) установлено, что капитан судна обязан незамедлительно сообщать о произошедшем аварийном случае капитану морского порта (места) регистрации судна.
Вместе с тем, согласно сведениям, представленным в Камчатскую таможню капитаном морского порта Петропавловск-Камчатский ФГБУ "Администрация морских портов Сахалина, Курил и Камчатки" письмом от 18.05.2017 N 1369-03-КП, какие-либо сообщения о произошедших в период с 20.04.215 по 27.06.215 аварийных случаях (инцидентах) на море капитану морского порта Петропавловск-Камчатский не поступали.
Кроме того, из содержания вышеуказанных контрактов, заключенных между обществом и иностранными компаниями - подрядчиками ремонтных работ следует, что на РС "Канариан Рифер" проведен более широкий спектр ремонтных работ, чем устранение конкретной неисправности, о которой сообщал капитан судна в рапорте от 30.04.2015. Данный факт подтверждается, в том числе, заключением таможенного эксперта от 16.05.2017 N 12410020/0018154 по таможенной идентификационной экспертизе.
Данное обстоятельство указывает на то, что ремонтные работы, прежде всего, были направлены на выполнение требований Инспекции Российского морского регистра судоходства Регистра в целях прохождения судном докового и промежуточного освидетельствований для подтверждения класса и конвенционных документов, о чем свидетельствует содержание, в том числе: чек-листа освидетельствования N 15.00503.269 (дата завершения освидетельствования 16.06.2015), журнала технического наблюдения при освидетельствовании судна в ремонте N 15.00502.269 (заведен 05.05.2015, последняя запись датирована 16.06.2015), статуса освидетельствования судна N 15.00844.269 от 16.06.2015, отчета по освидетельствованию судна N15.00504.269, статуса освидетельствования судна N 14.01524.294 от 14.05.2014 (в котором имеются сведения о датах освидетельствования судна, предшествующих освидетельствованию, пройденному в п. Чжоушань в период с 05.05.2015 по 16.06.2015).
При этом из статуса освидетельствования судна N 14.01524.294 от 14.05.2014 следует, что срок предъявления судна к ежегодному освидетельствованию истекал 31.05.2015, сроки предъявления к очередному и доковому освидетельствованиям истекали 29.02.2016.
Также 31.05.2015 истекали сроки действия таких свидетельств и конвенционных документов, как: свидетельство о безопасности грузового судна по конструкции, свидетельство о безопасности грузового судна по оборудованию и снабжению, свидетельство о безопасности грузового судна по радиооборудованию, международное свидетельство о грузовой марке, международное свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью, свидетельство о соответствии оборудования и устройств судна требованиям приложения V к МК МАРПОЛ 73/78, международное свидетельство о предотвращении загрязнения атмосферы, удостоверение о проведении проверок и испытаний спусковых устройств и устройств отдачи гаков под нагрузкой, свидетельство о соответствии судна, перевозящего опасные грузы, специальным требованиям. 29.02.2016 истекал срок действия международного свидетельства о предотвращении загрязнения сточными водами.
Более чем за 1,5 месяца до убытия судна в международный транспортный рейс Северо-Восточное отделение Дальневосточного филиала РМРС в качестве предупреждающего действия письмом от 02.03.20015 N 173-С-59234 уведомило ПАО "Океанрыбфлот" о том, что срок предъявления РС "Канариан Рифер" к ежегодному освидетельствованию наступает 31.05.2015.
По результатам пройденных РС "Канариан Рифер" очередного и докового освидетельствований Регистров в п. Чжошуань выданы новое классификационное свидетельство N 15.00835.269 сроком действия до 16.06.2020, а также новые конвенционные документы и свидетельства, сроки которых истекли 31.05.2015, с новым сроком действия - до 16.06.2020.
Принимая во внимание положения п. 4.1 Приложение N 2 "Эксплуатационно-ремонтные периоды судов рыбной промышленности федерального подчинения" к утвержденным распоряжением Минтранса РФ от 08.04.1997 N МФ-34/672 Правилам технической эксплуатации морских судов. Основное руководство, в соответствии с которым очередное освидетельствование производится через интервалы не более 5 лет с возобновлением класса на следующие 5 лет, коллегия приходит к выводу о том, что общество заблаговременно знало о необходимости предъявления судна к очередному освидетельствованию. Необходимость предъявления судна к очередному освидетельствованию не могла возникнуть непосредственно в ходе международной перевозки. ОАО "Океанрыбфлот" было известно до убытия судна в таможенной территории Таможенного союза о необходимости предъявления судна Регистру к очередному освидетельствованию в срок до 31.05.2015.
При этом объем проведенных ремонтных работ свидетельствует о том, что потребность в их проведении возникла не в ходе 7-дневного перехода в п. Циндао, а в результате длительной эксплуатации судна по своему назначению - в качестве рефрижераторного судна. Работы, направленные на устранение неисправностей, составляют незначительную часть общего объема проведенных ремонтных работ (3 % от объема (стоимости) указанного в исполнительных ремонтных ведомостях).
Что касается довода общества о необходимости проведения судебной экспертизы с целью установления связи проведенных в отношении РС "Канариан Рифер" ремонтных операций и его освидетельствованием, то судебная коллегия отмечает следующее.
Основная цель назначения таможенной экспертизы - это определение вида ремонтных работ, указанных в исполнительных ремонтных ведомостях, а также объема и вида ремонтных работ, направленных на устранение неисправностей, зафиксированных в рапорте капитана РС "Канариан Рифер".
Заключение таможенного эксперта от 16.05.2017 N 12410020/0018154, в отношении ремонтных работ, проведенных на РС "Канариан Рифер" дано по результатам исследования копии исполнительной ведомости по проведению технического обслуживания РС "Канариан Рифер", являющейся приложением N 2 к контракту N FA-TMXC00315-1 от 05.05.2015, копии исполнительной ведомости по проведению технического обслуживания РС "Канариан Рифер", являющейся приложением N 2 к контракту N FA-TMXC00315 от 04.05.2015, копии выписки из машинного журнала РС "Канариан Рифер" N 11/1740 от 30.04.2015, копии рапорта капитана РС "Канариан Рифер" Безуса В.Г. от 30.04.2015, копи объяснений капитана данного судна.
Согласно выводам, сделанным таможенным экспертом в заключении, ремонтные работы, произведенные на судне с целью устранения неисправностей, указанных в рапорте капитана РС "Канариан Рифер" Безуса В.Г. от 30.04.2015, отнесены экспертом к среднему ремонту (CP).
Поскольку ремонтные работы, проведенные по контрактам FA-TMXC00315-1 от 05.05.2015 и N FA-TMXC00315 от 04.05.2015 и перечисленные в вышеуказанных разделах не соответствуют условиям, предусмотренным статьей 347 ТК ТС, виды этих работ, для начисления таможенных пошлин, налогов, не имеют значения. Вид и объем данных ремонтных работ, свидетельствуют об их запланированном характере.
Кроме того, виды ремонта не являются предметом оспариваемого решения таможни. Предметом спора явились выводы, сделанные Камчатской таможней в решении от 26.09.2017 по результатам таможенной проверки N 10705000/210/260917/Т000006, о запланированном характере всех проведенных работ по доковому ремонту и техническому обслуживанию РС "Канариан Рифер".
Оценив совокупность вышеуказанных доказательств, собранных Камчатской таможней при проведений мероприятий таможенного контроля, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что они в достаточной степени свидетельствует о плановости (запланированном характере) проведенных обществом ремонтных работ судна РС "Канариан Рифер", обусловленных необходимостью устранения неисправностей, возникших в результате длительной эксплуатации судна, до выхода судна в рейс, а также работ для предъявления судна к освидетельствованию.
На этом основании, вывод Камчатской таможни о том, что потребность во всех проведенных операциях по ремонту и техническому обслуживанию данного судна возникла не во время его использования в качестве транспортного средства международной перевозки, соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Таким образом, обстоятельства проведенного ремонта не отвечают условиям, предусмотренным статьей 347 ТК ТС и пунктом 2 статьи 348 ТК ТС, необходимым для освобождения общества от уплаты таможенных платежей при обратном ввозе судна РС "Канариан Рифер" на таможенную территорию Таможенного союза. Следовательно, у Камчатской таможни имелись правовые основания для принятия 26.09.2017 оспариваемого решения о взыскании с общества подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов и пени.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что камеральная таможенная проверка проведена в пределах сроков, установленных статьей 99 ТК ТС, а также с соблюдением порядка, предусмотренного статьей 178 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 311-ФЗ), процедура оформления результатов таможенной проверки и принятия соответствующего решения таможенным органом не нарушена.
В соответствии с частью 5 статьи 178 Закона N 311-ФЗ в случае выявления неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов на основании акта таможенной проверки начальник (заместитель начальника) таможенного органа, проводившего проверку, либо лицо, им уполномоченное, одновременно принимает соответствующее решение (соответствующие решения) в сфере таможенного дела, если принятие такого решения (таких решений) входит в его компетенцию.
Частью 1 статьи 152 Закона N 311-ФЗ предусмотрено, что требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о неуплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов.
Установив при проведении камеральной таможенной проверки факт неуплаты обществом таможенных пошлин, налогов при таможенном декларировании обратно ввезенного на таможенную территорию Таможенного союза судна РС "Канариан Рифер", Камчатская таможня правомерно приняла решение от 26.09.2017, на основании которого в адрес ПАО "Океанрыбфлот" Камчасткой таможней обоснованно направлено требование об уплате таможенных платежей от 03.10.2017 N 29.
Данное требование об уплате таможенных платежей в общей сумме 24 321 818,96 руб., выставленное на основании решения Камчатской таможни от 26.09.2017, является законным, поскольку таможенным органом не допущено нарушений срока и порядка их выставления.
Учитывая, что оспариваемые решение и требование не противоречат закону и не нарушают права и законные заявителя, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
Выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Таким образом, обжалуемое решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 19.03.2018 по делу N А24-7026/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.