г. Челябинск |
|
28 мая 2018 г. |
Дело N А47-16049/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Плаксиной Н.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Завод бурового оборудования" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22 марта 2018 г. по делу N А47-16049/2017 (судья Сердюк Т.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства, без вызова сторон.
Открытое акционерное общество "Завод бурового оборудования" (далее - заявитель, общество, ОАО "ЗБО") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Оренбурге (далее - заинтересованное лицо, УПФР в г. Оренбурге, Управление) с заявлением о признании недействительным решения Управления от 29.11.2017 N 922 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, прекращении производства по делу; обязании Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов плательщика страховых взносов, а также возмещении уплаченной государственной пошлины.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 22.03.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ОАО "ЗБО" обратилось в арбитражный суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что судом неправильно применены нормы материального права. Представление корректирующих сведений позже установленного срока не образует состав вмененного обществу правонарушения. Управлением не выявлено, что представленные 23.01.2018 дополняющие сведения являются неполными или содержат недостоверные сведения, уведомления об исправлении выявленных ошибок в адрес общества не направлялось. Обществом до обнаружения органом Пенсионного фонда несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки, и соответственно, до вынесения решения были переданы необходимые корректирующие сведения. Страхователь реализовал право на дополнение и уточнение переданных сведений, предусмотренного статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ и в его действиях отсутствует вина. В обоснование своей позиции общество ссылается на судебную практику и письмо Пенсионного Фонда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, извещенные надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет - сайте, уполномоченных представителей в судебное заседание не направили. От общества поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, заявитель зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования в качестве страхователя под регистрационным номером 066-373-010038.
Заместителем начальника УПФР в г. Оренбурге 29.11.2017 на основании акта о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 17.10.2017 N 922 было вынесено Решение N 922 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (представление неполных сведений по форме СЗВ-М за декабрь 2016 года) (далее - решение N922).
В ходе проверки установлено, что заявителем отчетность за указанный период с типом "исходная" представлена по телекоммуникационным каналам связи 10.01.2017, т. е. в пределах установленного срока.
Однако, 23.01.2017 в территориальный орган ПФР поступил отчет формы "СЗВ-М" за декабрь 2016 года с типом "дополняющая" с указанием в нем 1 застрахованного лица (Игнатова Маргарита Викторовна), сведения по которому в первоначальной форме отсутствовали.
На основании указанного Управление пришло к выводу о том, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета за декабрь 2016 года, поступившие в УПФР в составе отчета формы СЗВ-М в пределах установленного срока, являются неполными.
Не согласившись с указанным решением от 29.11.2017 N 922 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, общество обратилось с заявлением в суд
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления общества, пришел к выводу о том, что заявителем представлены неполные сведения индивидуального (персонифицированного) учета за декабрь 2016 г. в отчете формы СЗВ-М.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании", и исходя из обстоятельств дела, заявитель в рассматриваемом периоде являлся страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N27-ФЗ), сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь при представлении сведений на работающих у него застрахованных лиц (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период представляет их по установленным Пенсионным фондом Российской Федерации формам в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, вид и порядок проверки которой устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации. Форма представления сведений в форме электронного документа определяется Пенсионным фондом Российской Федерации (абзац 3 части 2 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ).
Страхователь предоставляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ и дополнительно сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2017, страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Пунктом 4 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ определено, что сведения, предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи, представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации. Копия сведений о каждом застрахованном лице передается указанному лицу страхователем в этот же срок.
Таким образом, срок представления сведений на застрахованных лиц по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 N 83п, за декабрь 2016 года приходился на 10.01.2017.
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ к правам органов Пенсионного фонда Российской Федерации отнесено в числе прочего: требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом; в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
К обязанностям органов Пенсионного фонда Российской Федерации отнесено в числе прочего, осуществление контроля за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Из решения Управления следует, что страхователь привлечен к ответственности, предусмотренной пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
Ссылаясь на то, что сведения в отношении 1-го застрахованного лица по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" за декабрь 2016 года представлена обществом страховщику 23.01.2017 впервые, а также то, что они не были отражены в сведениях по форме СЗВ-М за декабрь 2016 года с типом "исходная", Управление и суд полагают, что страхователем представлены неполные и недостоверные сведения по форме СЗВ-М за декабрь 2016 года.
Действительно, страхователем 23.01.2017 сведения по форме СЗВ-М за декабрь 2016 года с типом "дополняющая" на одного застрахованного лица (Игнатова М.В.) фактически были представлены впервые. Однако, как подтверждается материалами дела, страхователем в Управление также были представлены сведения на 263 застрахованных лица по форме СЗВ-М за декабрь 2016 года с типом формы "исходная" 10.01.2017, то есть с соблюдением установленного законом срока (по 10.01.2017).
Следовательно, первоначальные сведения за декабрь 2016 года обществом были представлены своевременно.
В последующем, заявителем была самостоятельно выявлена ошибка в указании сведений о застрахованных лицах, в связи, с чем общество направило в Управление дополняющую форму СЗВ-М.
Делая вывод о том, что в действиях заявителя имеется состав правонарушения, выразившейся в представлении неполных и недостоверных сведений - ежемесячной отчетности формы СЗВ-М за декабрь 2016 года Управление не учло следующее.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.
Статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Законом.
Между тем, этой же нормой Федерального закона N 27-ФЗ закреплено и право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п, в соответствии с пунктами 2.2 и 4 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ с 01 апреля 2016 года утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах" (СЗВ-М).
В разделе 2 сведений указывается отчетный период, которым, в силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ признается месяц, а в их разделе 3 указывается тип формы.
Всего предусмотрено три типа:
1) исходная форма - впервые подается страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период;
2) дополняющая - подается с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
3) отменяющая - подается с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее - Инструкция), действовавшая в спорный период.
В силу пункта 34 Инструкции в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
Согласно пункту 41 Инструкции при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений.
Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
С учетом разъяснений Пенсионного фонда Российской Федерации, содержащихся в письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ" если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда России ошибки, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Из материалов дела следует, и Управлением не опровергалось, что заявителем сведения формы СЗВ-М за декабрь 2016 года по типу "дополняющая" с указанием сведений об одном застрахованном лице направлена по телекоммуникационным каналам связи и получены фондом 23.01.2017. Акт об обнаружении факта о допущенном нарушении составлен фондом 17.10.2017, а оспариваемое решение вынесено им 29.11.2017.
Следовательно, обществом до момента обнаружения Управлением несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки, и, соответственно, до вынесения оспариваемого решения, страхователем самостоятельно переданы необходимые корректирующие сведения, что не отражено пенсионным органом в оспариваемом решении.
Ссылка Управления в отзыве на заявление на пункт 39 приказа Минтруда России от 21.12.2016 N 766н судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку в рассматриваемом случае органом Пенсионного фонда не направлено ни одного уведомления об обязании ОАО "ЗБО" устранить имеющиеся расхождения, то есть, несоответствие или недостоверность представленной в отчетности информации, до предоставления обществом дополняющей формы не выявлялась.
Доводы Управления о том, что сведения о застрахованном лице в "исходной" форме не подавались, отклоняются, так как ошибка в исчислении количества застрахованных лиц была заявителем установлена самостоятельно и исправлена, в отчетность внесены изменения. Действия страхователя должны оцениваться как реализация права на дополнение и уточнение переданных сведений, предусмотренного статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ.
В случае если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в фонд сведений о застрахованных лицах за отчетный период, то в рассматриваемом поле приводится код "доп" (дополняющая форма).
Таким образом, отсутствуют законные основания для привлечения общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, поскольку вина последнего отсутствует, страхователь реализовал свое право на исправление представленных неполных сведений.
Указанная позиция поддержана в определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.02.2018 N 302-КГ17-22454.
Исходя из вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для принятия Управлением оспариваемого решения N 922 о взыскании с общества финансовых санкций и, следовательно, обоснованности заявленных требований общества.
В соответствии с пункта 4 части 1, пункта 2 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются в частности нарушение или неправильное применение норм материального права, выраженное в применении закона, не подлежащего применению.
Суд апелляционной инстанции считает, что отказывая в удовлетворении требования заявителя о признании решения Управления недействительным, судом первой инстанции неправильно применены нормы Федерального закона N 27-ФЗ.
Поскольку обжалуемое решение принято без учета изложенных выше положений федерального законодательства, оно подлежит отмене, заявленное требование общества - удовлетворению. Признание оспариваемого решения N 922 недействительным само по себе ведет к восстановлению прав заявителя и не требует указания в решении на обязание Управления устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя. Доводы апелляционной жалобы истца следует признать обоснованными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы общества по уплате государственной пошлины заявлению и по апелляционной жалобе относятся на Управление.
Руководствуясь статьями 176, 268, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22 марта 2018 г. по делу N А47-16049/2017 отменить.
Заявление открытого акционерного общества "Завод бурового оборудования" удовлетворить.
Признать недействительным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Оренбурге от 29.11.2017 N 922 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Оренбурге в пользу открытого акционерного общества "Завод бурового оборудования" (ОГРН 1025601806944) судебные расходы по уплате государственной пошлины по заявлению в сумме 3000 руб. и по апелляционной жалобе - в сумме 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.