г. Тула |
|
28 мая 2018 г. |
Дело N А62-1519/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.05.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.05.2018.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Большакова Д.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., в отсутствие представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Фарм-Инновации", ответчиков - главного управления Смоленской области по регулированию контрактной системы, областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Хиславичская центральная районная больница", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фарм-Инновации" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 21.02.2018 по делу N А62-1519/2016 (судья Печорина В.А.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Фарм-Инновации" (Смоленская область, Смоленский район, д. Михновка, ОГРН 1116732014266, ИНН 6732027668) (далее по тексту - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к главному управлению Смоленской области по регулированию контрактной системы (г. Смоленск, ОГРН 1086731007362, ИНН 6730076910) (далее по тексту - управление, ответчик), областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Хиславичская центральная районная больница" (Смоленская область, п. Хиславичи, ОГРН 1026700838262, ИНН 6718000093) о признании незаконным протокола подведения итогов аукциона в электронной форме от 29.02.2016 N 0162-аэф/т и о понуждении заключить с обществом контракт по результатам указанного аукциона.
При рассмотрении дела общество в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказалось от предъявленных требований в части понуждения заключить контракт по результатам оспариваемого аукциона, в связи с чем определением Арбитражного суда Смоленской области от 11.05.2016 на основании пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ производство по делу в указанной части прекращено.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 21.02.2018 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Фарм-Инновации" просит решение суда отменить, как незаконное, и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на то, что ввиду признания несостоявшимся аукциона и отсутствия результата данных торгов - контракта, общество не может поставить вопрос о признании недействительными торгов, которые не состоялись. По мнению апеллянта, судом первой инстанции не учтено, что право организаций на обращение в суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений незаконными, закреплено в главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Указывает на то, что суд первой инстанции не вынес в порядке статьи 188.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отношении аукционной комиссии частного определения.
Главное управление Смоленской области по регулированию контрактной системы и областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Хиславичская центральная районная больница" отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, 22.02.2016 главным управлением Смоленской области по регулированию контрактной системы (далее по тексту - уполномоченный орган) проведен открытый аукцион в электронной форме N 0162-аэф/т на право заключить контракт на поставку лекарственных средств для нужд областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Хиславичская ЦРБ" (далее по тексту - заказчик, ОГБУЗ "Хиславичская ЦРБ") в течение 2016 года.
Аукционной комиссией, членами которой являлись представители уполномоченного органа и заказчика, первая часть заявки общества на участие в вышеуказанном аукционе признана соответствующей аукционной документации, принято решение о допуске заявителя к участию в аукционе.
В соответствии с протоколом подведения итогов аукциона в электронной форме вторая часть заявки Общества была отклонена. Основанием отклонения явилось несоответствие заявки пункту 1 части 6 статьи 69 Закона N 44-ФЗ, пункту 13 информационной карты (не представлены документы, подтверждающие соответствие участника аукциона в электронной форме и (или) предлагаемых им товара, условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона N 44-ФЗ, или копии этих документов (сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009, и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными в указанных Правилах).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Фарм-Инновации" в арбитражный суд с настоящие заявлением.
Вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленного требования является правильным исходя из следующего.
Обращение в суд в силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеет целью защиту прав и законных интересов; лицо, обращающееся в суд, соответственно, должно избрать надлежащий способ защиты права, а суд - проверить соответствие избранного способа защиты тем интересам, которые преследует истец (заявитель).
Аукцион в соответствии с частью 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) - форма проведения торгов.
Порядок заключения договора на торгах, правила организации и проведения торгов регламентированы статьями 447 и 448 ГК РФ.
Статьей 449 ГК РФ предусмотрено, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
При этом законодатель не разграничивает этапы организации и проведения торгов, на которых допущенные нарушения установленных законом правил влекут указанные последствия.
Поэтому правоотношения, возникающие при организации и проведении торгов, а также при заключении договоров по результатам торгов, относятся к сфере гражданско-правового регулирования, и защита прав, нарушенных при организации и проведении торгов, должна осуществляться соответствующими, предусмотренными законом способами, а именно способом, установленным статьей 449 ГК РФ.
Реализация права на оспаривание торгов заинтересованным лицом возможна в том случае, если заключенной по их результатам сделкой нарушены его права или охраняемые законом интересы, а целью предъявленного иска является восстановление этих прав и интересов. При этом правовую квалификацию фактически заявленных требований дает суд.
Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки (пункт 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства").
Неправомерность действий комиссии, на чем настаивает общество, фактически является основанием иска, а предмет иска должен был быть сформулирован обществом таким образом, чтобы в случае удовлетворения требований это непосредственно могло повлечь восстановление права, которое общество полагает нарушенным.
Между тем, судебная коллегия полагает, что в рассматриваемом случае с учетом цели предъявления требования заявителем (возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе) указанные выше последствия в случае удовлетворения заявленных требований не возникают.
Из материалов дела следует и установлено судом, что предметом спорного аукциона являлось право заключить контракт на поставку лекарственных средств для нужд лечебного учреждения в течение 2016 года. При этом по результатам повторно проведенного аукциона контракт на поставку лекарственных средств уже заключен и исполнен, в связи с чем общество отказалось от предъявленных требований в части понуждения заключить с ним соответствующий контракт.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок урегулированы Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) (часть 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 27 статьи 44 Закона о контрактной системе в случае, если в течение одного квартала на одной электронной площадке в отношении вторых частей трех заявок на участие в электронном аукционе, поданных одним участником такого аукциона, аукционной комиссией приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным документацией о таком аукционе, по основаниям, установленным пунктом 1 части 6 статьи 69 названного Федерального закона (за исключением случаев, если этот участник обжаловал данные решения в соответствии с названным Федеральным законом и по результатам обжалования принято решение о необоснованности данных решений), оператор электронной площадки по истечении тридцати дней с даты принятия последнего из данных решений перечисляет заказчику денежные средства, внесенные этим участником в качестве обеспечения последней заявки на счет, который указан заказчиком и на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
Судом первой инстанции справедливо указано, что названная норма целевым назначением имеет: определение для оператора электронной площадки алгоритма действий, при котором, обладая соответствующей информацией, по истечении названных сроков, оператор перечисляет задаток заказчику; исключение ситуаций, когда задаток удерживается оператором электронной площадки - техническим звеном, к которому предъявить материально-правовое требование о возврате задатка затруднительно.
С учетом положений части 6 и 13 статьи 44 Закона о контрактной системе, которые определяют основания возврата задатка и случаи, когда задаток не возвращается, что никоим образом не зависит от того, у кого и по каким основаниям находится задаток - у заказчика или оператора электронной площадки, дальнейшие претензии лица, чья заявка отклонена, должны быть адресованы заказчику, и неудовлетворение требований о возврате задатка влечет обращение в суд в исковом порядке с имущественным требованием.
Таким образом, судом первой инстанции сделано обоснованное заключение о том, что норма части 27 статьи 44 Закона о контрактной системе о возврате задатка не имеет отношения к заявленному в настоящем споре требованию и этим интересом заявитель не вправе был обосновывать обращение в суд с настоящим требованием.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.04.2018 по делу N А62-1217/2016, постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 26.12.2016 по делу N А62-1000/2016.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно оставил без удовлетворения заявленное обществом требование.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не вынес частного определения в адрес аукционной комиссии, не может служить основанием к отмене решения суда, поскольку в силу положений статьи 188.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вынесение при выявлении случаев нарушения законности частного определения и направление его в соответствующие организации или соответствующим должностным лицам является правом, а не обязанностью суда.
Доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить решение суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 21.02.2018 по делу N А62-1519/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фарм-Инновации" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.