город Томск |
|
28 мая 2018 г. |
Дело N А03-20484/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Павлюк Т. В.,
судей: Марченко Н.В.,
Сбитнева А.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К.А. без применения средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 3 (07АП-2731/18) на решение от 12.02.2018 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-20484/2017 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Хэнд Мэд" (ИНН 2221209477, ОГРН 1132225019750), г. Барнаул, Алтайский край к государственному учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 3 (ОГРН 1022201759623, ИНН 2225023610), г. Барнаул Алтайский край о признании недействительным решения от 22.08.2017 N 89 филиала N 3 государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в части отказа в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, об обязании провести корректировку сумм расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному страхованию, об обязании доплатить страховые взносы в сумме 36 605 руб. 29 коп,
В судебном заседании приняли участие:
от лиц участвующих в деле: без участия (извещены);
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Хэнд Мэд" (далее по тексту - Общество, Заявитель, Страхователь) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту - Заинтересованное лицо, АРО ФСС, Фонд) о признании недействительными решения ГУ - Алтайское РО Фонда социального страхования Российской Федерации от 22.08.2017 N 89 в части отказа в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, об обязании провести корректировку сумм расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному страхованию, об обязании доплатить страховые взносы в сумме 41422 руб. 82 коп. В последующем заявитель уточнил требования в части размера расходов, не принятых к зачету, и указал, что эта сумма составляет 36 605 руб. 29 коп. Уточнения произведены, в связи с допущенной опиской в заявлении. Уточнения были приняты судом
Решением суда от 12.02.2018 (резолютивная часть объявлена судом 06.02.2018) заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Фонд социального страхования просит решение арбитражного суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что в нарушение Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ), Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" обществом не предъявлены для проверки документы, связанные с расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам (не представлены листки нетрудоспособности), что свидетельствует о предоставлении обществом недостоверных сведений, повлекшее необоснованное назначение и выплату Фондом социального страхования застрахованным лицам пособия по беременности и родам.
Общество в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) доводы апелляционной жалобы отклонило, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Хэнд Мэд" зарегистрировано в качестве страхователя в филиале N 3 Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации и является плательщиком страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
На основании решения директора филиала N 3 регионального отделения от 22.06.2017 N 158-р была проведена выездная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.
В ходе проверки было установлено, что страхователем произведены расходы на выплату страхового обеспечения в сумме 41422,82 руб. с нарушением требований законодательства, в том числе 36605,29 руб. без предоставления оригиналов листков нетрудоспособности пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам следующим застрахованным лицам: 1. Кузнецовой А.С.: - пособие по временной нетрудоспособности за период с 29.07.2014 г. по 11.08.2014 г. в размере 1566,73 руб.; - пособие по беременности и родам за период с 12.08.2014 г. по 29.12.2014 г. в размере 33187,00 руб.; 2. Терешкун А.А.: - пособие по временной нетрудоспособности за период с 15.12.2014 г. по 30.12.2014 г. в размере 1851,56 руб. Страхователь назначил и выплатил указанные пособия на основании копий листков нетрудоспособности, полученных от управляющего магазином Hand Mad г. Новокузнецка, где работали сотрудники Кузнецова А.С. и Терешкун А.А. В ходе проверки страхователь представил справку женской консультации N 2 ГБУЗ КО "НГКБ N 29" N 642 от 28.06.2017 в подтверждение факта выдачи Кузнецовой А.С. листков нетрудоспособности N 140373643420 за период с 29.07.2014 г. по 11.08.2014 г. и N 140448264612 за период с 12.08.2014 г. по 29.12.2014 г., а также справку КГБУЗ КО "Новокузнецкая городская клиническая больница N 22" от 27.06.2017 N 645, согласно которой Терешкун А. А. был выдан листок нетрудоспособности N 140243559005 за период с 15.12.2014 по 30.12.2014.
По результатам проверки был составлен Акт проверки N 157-р от 21.07.2017, на который Обществом были представлены возражения.
По итогам рассмотрения акта, материалов проверки и возражений Страхователя, Фондом было принято решение N 89 от 22.08.2017 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - Решение N 89). Согласно Решению N 89, Фондом не принято к зачёту 41422,82 руб., в том числе 36605,29 руб. на выплату вышеперечисленных пособий Терешкун А.А. и Кузнецовой А.С.
Решение филиала было обжаловано страхователем в региональное отделение Фонда, однако жалоба была оставлена без удовлетворения вышестоящим органом соцстраха.
Не согласившись с решением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования общества, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что единственным основанием для принятия оспариваемого решения послужило необеспечение заявителем сохранности оригиналов листков временной нетрудоспособности, учитывая, что правомерность произведенных расходов подтверждена иными документами, пришел к выводу, что заявитель обоснованно произвел по ним начисление пособия.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
В силу статьи 198 АПК РФ организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемые решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на нее какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию. Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 12 названного Закона).
Пунктом 6 статьи 12 Федерального закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ обязанность страховщиков обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременной уплатой и перечислением страховых взносов осуществляется Фондом социального страхования в отношении страхователей, которым в данном случае является общество.
Статьей 8 указанного Закона установлены виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, исходя из чего страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования, в том числе являются: пособие по временной нетрудоспособности; пособие по беременности и родам; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Условия и порядок выплаты государственных пособий по беременности и родам установлены Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ).
Согласно части 5 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, Фондом социального страхования Российской Федерации, справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика - справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона N 255-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
В целях реализации прав лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, на получение страхового возмещения, страхователи, в том числе юридические лица, обязаны зарегистрироваться в соответствующем территориальном органе Фонда социального страхования (статья 2.3, пункт 1 части 2 статьи 4.1 Федерального закона N 255-ФЗ), исчислять и уплачивать в бюджет Фонда социального страхования соответствующие страховые взносы (пункт 2 части 2 статьи 4.1 Федерального закона N 255-ФЗ), осуществлять выплату страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев (пункт 3 части 2 статьи 4.1 Федерального закона N 255-ФЗ).
Согласно статье 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ страхователи, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 названного Федерального закона, когда выплата страхового обеспечения осуществляется за счет средств страхователей).
В этой связи сумма страховых взносов, подлежащих перечислению указанными страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации (часть 2 статьи 3 Федерального закона N 255-ФЗ).
Территориальный орган страховщика в этом случае, как следует из части 3 статьи 3 Федерального закона N 255-ФЗ, выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи. Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона N 255-ФЗ при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в порядке, установленном статьей 4.7 названного Федерального закона, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.
Следовательно, с учетом изложенных норм права, условиями, необходимыми для возмещения страхователю произведенных им расходов по обязательному социальному страхованию, являются следующие:
- постановка страхователя на учет в соответствующем территориальном отделении Фонда социального страхования, исчисление и уплата страховых взносов;
- наличие трудовых отношений между страхователем и застрахованным лицом;
- наступление страхового случая и выплата соответствующих видов пособия застрахованному лицу, которые должны быть подтверждены документально.
В свою очередь на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ страховщик вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
В части 3 пункта 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 (далее - Положение N 101), установлено, что расходы по обязательному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Частью 4 статьи 4.7 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
С учетом изложенных норм права и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 19.07.2011 N 282/11, условиями, необходимыми для возмещения страхователю расходов по обязательному социальному страхованию, являются наличие между страхователем и застрахованным лицом трудовых отношений; подтверждение наступления страхового случая листком нетрудоспособности; документальное подтверждение выплаты пособия застрахованному лицу.
Как установлено судом первой инстанции, в рассматриваемом случае основанием для принятия решения о непринятия к зачету на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством расходов в сумме 36 605 рублей 29 копеек послужило непредставление страхователем к проверке листков нетрудоспособности: 1. Кузнецовой А.С.: - пособие по временной нетрудоспособности за период с 29.07.2014 по 11.08.2014 в размере 1566,73 руб.; - пособие по беременности и родам за период с 12.08.2014 по 29.12.2014 в размере 33187,00 руб.; 2. Терешкун А.А.: - пособие по временной нетрудоспособности за период с 15.12.2014 по 30.12.2014 в размере 1851,56 руб.
Страхователь назначил и выплатил указанные пособия на основании копий листков нетрудоспособности, полученных от управляющего магазином Hand Mad г. Новокузнецка, где работали сотрудники Кузнецова А.С. и Терешкун А.А.
В качестве документального подтверждения обоснованности расходов на выплату пособия заявителем представлены: справки, выданные медицинскими учреждениями по запросу страхователя, копии листков нетрудоспособности.
Оценивая представленные заявителем доказательства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что содержащаяся в представленных документах информация позволяет установить наличие трудовых отношений между страхователем и застрахованными лицами, факт наступления страховых случаев, периоды временной нетрудоспособности застрахованных лиц.
Доводы Фонда о том, что расходы общества не подтверждены документально, так как листки нетрудоспособности не были представлены на момент проверки, подлежат отклонению, поскольку исходя из позиции, изложенной в определении Верховного суда Российской Федерации от 28.12.2016 N 305-КГ16-17521 необеспечение страхователем сохранности оригиналов листков временной нетрудоспособности само по себе не может являться основанием для непринятия к зачету расходов заявителя. Действующим законодательством не предусмотрена повторная выдача листков нетрудоспособности взамен утраченных.
Имеющиеся в материалах дела документы подтверждают, что утраченные заявителем листки нетрудоспособности действительно выдавались лечебными учреждениями, и заявитель обоснованно произвел по ним начисление пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии у Фонда в рассматриваемом случае оснований для непринятия к зачету спорной суммы расходов общества, произведенных на цели обязательного социального страхования, является обоснованным.
Данный вывод соответствует сложившейся судебной практике по данному вопросу, например: постановление ФАС Уральского округа от 28.06.2013 N Ф09-6578/13; Определение Верховного Суда Российской Федерации от 12.12.2014 N 309-КГ14-5016 по делу N А76-25354/13; Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.05.2015 по делу N А13-7200/2014.
Доводы фонда, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Иное толкование Фондом положений действующего законодательства не свидетельствует о судебной ошибке.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства по настоящему делу, суд апелляционной инстанции считает, что Фонд не доказал обоснованность заявленных требований и доводов апелляционной жалобы; приведенные апеллянтом доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность принятого им решения. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных арбитражным судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.02.2018 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-20484/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 3 - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-20484/2017
Истец: ООО "Хэнд Мэд"
Ответчик: ГУ Филиал N 3 Алтайское региональное Отделение фонда Социального страхования РФ
Третье лицо: Болячевец А. А.
Хронология рассмотрения дела:
13.03.2019 Определение Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1043/19
24.12.2018 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2731/18
28.05.2018 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2731/18
12.02.2018 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-20484/17