г. Хабаровск |
|
30 мая 2018 г. |
А04-9988/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Козловой Т.Д.
судей Пичининой И.Е., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степаненко Т.В.
при участии в заседании:
представители лиц, участвующих в деле, не явились
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Зеясервис"
на решение от 27.02.2018
по делу N А04-9988/2017
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Анышем Д.С.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Тепло 10"
к обществу с ограниченной ответственностью "Зеясервис"
о взыскании 313 947 руб. 77 коп.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Тепло 10" (ИНН 2815005607 ОГРН 1032800247369, далее - ООО "Тепло 10") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Зеясервис" (ИНН 2815014866 ОГРН 1122815000494, далее - ООО "Зеясервис") о взыскании задолженности за поставленную тепловую энергию за период с 01.08.2017 по 31.08.2017 в размере 309 669 руб. 48 коп., пени за период с 16.09.2017 по 02.11.2017 в размере 4 278 руб. 29 коп., а также пени с 03.11.2017 по день фактического исполнения обязательств в порядке пункта 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
В последующем судом были приняты уточнения исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ, согласно которым истец просил взыскать задолженность за теплоснабжение в части применения повышающего коэффициента за период с 01.08.2017 по 31.08.2017 в размере 29 669 руб. 48 коп., пени за период с 16.09.2017 по 18.01.2018 в размере 8 479 руб. 08 коп., а также пени с 19.01.2018 по день фактического исполнения обязательства.
Решением суда от 27.02.2018 уточненные исковые требований удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе ООО "Зеясервис" просит отменить решение суда от 27.02.2018 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что сумма основного долга без учёта повышающего коэффициента, оплачена ответчиком в полном объёме. Указывает, что применение повышающего коэффициента в размере 1,1, является неправомерным, так как ответчиком осуществлены все мероприятия для инициирования установки приборов учёта тепловой энергии путём проведения собраний собственников и направлению акцепта для заключения с ООО "Тепло 10" договора на установку приборов учёта. В связи с чем, заявитель считает, что ООО "Тепло 10", уклоняясь от обязанности по установке приборов учёта, действует недобросовестно и не вправе применять повышающий коэффициент. Ссылается на то, что в силу положений Закона N 261-ФЗ ресурсоснабжающая организация отнесена к числу лиц, обязанных устанавливать общедомовые приборы учета. Считает необоснованным начисление пени на оплату коэффициента, который не является ресурсом, а представляет собой вид ответственности.
ООО "Тепло 10" в отзыве на апелляционную жалобу выразило несогласие с доводами жалобы, просило оставить обжалуемый судебный акт без изменения как законный и обоснованный.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и возражений на нее. Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Установлено, что между ООО "Тепло 10" (теплоснабжающая организация) и ООО "Зеясервис" (управляющая организация) сложились фактические отношения по поставке тепловой энергии и горячего водоснабжения в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика.
В период с 01.08.2017 по 31.08.2017 была поставлена тепловая энергия на сумму 326 364 руб. 25 коп. в МКД, с целью оплаты которой истцом в адрес ответчика выставлены счёт-фактуры.
Оплата осуществлена ответчиком частично. По уточненному расчету истца, задолженность ответчика по оплате за поставленную тепловую энергию, в части применения повышающего коэффициента, за период с 01.08.2017 по 31.08.2017, составила 29 669 руб. 48 коп.
Неисполнение обязательств в полном объёме послужило основанием для обращения истца с настоящими требованиями в арбитражный суд.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации по общему правилу ресурсоснабжающая организация отвечает за поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома.
Если иного не установлено общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, коммунальные услуги оплачиваются управляющей организации, которая в свою очередь осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключен договор ресурсоснабжения (статьи 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Исходя из положений пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), а также пункта 2 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N124 (Правила N124) ответчик является исполнителем, то есть юридическим лицом, предоставляющим потребителю коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Факт и объём оказанных ответчику услуг по передаче тепловой энергии за август 2017 года в МКД, находящиеся в управлении ответчика, подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем.
Доводы заявителя сводятся к несогласию с применением при определении стоимости тепловой энергии, поставленной в многоквартирные жилые дома, не оборудованные общедомовыми приборами учета при наличии технической возможности, повышающего коэффициента 1,1.
Порядок определения объема коммунальных услуг, подлежащих оплате исполнителем коммунальных услуг, установлен Правилами N 354 и N 124.
Названными Правилами урегулирован вопрос, касающийся порядка расчетов за коммунальные услуги в отсутствие приборов учета коммунальных услуг при наличии технической возможности их установки исходя из норматива потребления коммунальной услуги с учетом повышающего коэффициента.
В частности, в соответствии с пунктом "е" пункта 22 Правил N 124, при установлении в договоре ресурсоснабжения порядка определения стоимости поставленного коммунального ресурса учитывается следующее:
при наличии обязанности и технической возможности по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии стоимость тепловой энергии, поставленной в многоквартирный дом, не оборудованный таким прибором учета, а также поставленной в многоквартирный дом по истечении 3 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (по истечении срока его эксплуатации), а также стоимость поставленной тепловой энергии при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в сроки, установленные законодательством или договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раза представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (проверки достоверности представленных сведений о показаниях такого прибора учета) определяются исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и суммарной площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме с применением повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,1. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета коммунальных ресурсов, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.
Из материалов дела следует, а заявителем не оспаривается, что техническая возможность установки коллективных (общедомовых) приборов учёта тепловой энергии в МКД имеется. Акт обследования, подтверждающий отсутствие технической возможности для установки таких приборов, не составлялся.
Учитывая изложенное и то обстоятельство, что в спорный период общедомовые приборы учета отсутствовали, при этом акт обследования подтверждающий отсутствие технической возможности установки коллективного прибора учета коммунального ресурса в спорных домах не представлен, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ, имеющиеся в деле доказательства, и дав надлежащую оценку позиции сторон, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании основного долга по повышающему коэффициенту 1,1 по услугам теплоснабжения к нормативам потребления за август 2017 года в размере 29 669 руб. 48 коп.
В связи с наличием просрочки основной задолженности, суд первой инстанции также правомерно удовлетворил требования истца о взыскании законной неустойки, начисленной в соответствии с положениями пункта 9.3. статьи 15 Федерального закона РФ от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" за период с 16.09.2017 по 18.01.2018 в размере 8 479 руб. 08 коп., а также неустойки, начиная с 19.01.2018 по день фактического исполнения обязательства, что соответствует статье 330 ГК РФ, разъяснениям, изложенным в пункте 65 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
При этом судом обоснованно отклонены доводы ответчика о неправомерном выставлении счетов с повышающим коэффициентом 1,1 приведенные со ссылкой на намеренное уклонение истца на протяжении длительного времени от установки теплосчетчиков в спорных многоквартирных домах.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу этого закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении предусмотрено, что деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны осуществлять организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении в отношении объектов, предусмотренных частью 5 этой статьи (в том числе многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу закона), ресурсоснабжение организации в срок до 1 июля 2013 года обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 этой статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
В соответствии с указанным в части 9 статьи 13 Закона об энергоснабжении Порядком заключения договоров, утверждённым Приказом Минэнерго РФ от 07.04.2010 N 149 "Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов", следует, что в качестве заказчика по договору об установке (замене) и (или) эксплуатации коллективных приборов учета используемых энергетических ресурсов может выступать лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, либо лицо, представляющее интересы собственников жилых (дачных, садовых) домов, объединенных общими сетями инженерно-технического обеспечения.
Таким образом, из совокупного толкования пунктов 2.3, 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, положений статьи 13 Закона об энергоснабжении и Приказа Минэнерго РФ от 07.04.2010 N 149 следует, что управляющая организация, как лицо осуществляющее управление общим имуществом дома, а также предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, является лицом, на которое возложены обязанности по обеспечению учёта общедомового потребления энергетических ресурсов.
Следовательно, действуя в интересах собственников МКД, управляющая компания обязана осуществлять мероприятия по повышению энергоэффективности, в том числе и заключать договоры на установку общедомовых (коллективных) приборов учёта с ресурсоснабжающими организациями в рамках исполнения обязанности по оснащению домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод их в эксплуатацию.
В рамках настоящего спора, ресурсоснабжающая организация имеет обязанность установить прибор учёта только при наличии соответствующего договора, заключенного в соответствии с положениями Приказа Минэнерго РФ от 07.04.2010 N 149.
Доводы заявителя о том, что ООО "Тепло 10" уклонялось от заключения договора, в связи с чем подлежат применению положения 10 ГК РФ, также были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и правомерно отклонены ввиду недоказанности материалами деле факта намеренного уклонения истца от заключения договора.
Факты предоставления ответчиком документации для установки общедомовых приборов учета с недостатками и несвоевременного их устранения, а также несвоевременного обращения к истцу с просьбой согласовать техническую возможность установки общедомовых приборов учета, при том, что законом установлен период проведения соответствующих мероприятий до 01.01.2013, не могут указывать на уклонение истца от установки приборов учета.
Из положений Правил N 354 следует, что в формулах расчета размера платы за коммунальную услугу для потребителей, не установивших соответствующий прибор учета (при наличии технической возможности установки прибора учета или при отсутствии документального подтверждения наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета), должен применяться "повышенный норматив". Следовательно, единственным основанием для неприменения повышенного коэффициента при отсутствии приборов учета, является документально подтвержденное обстоятельство отсутствия технической возможности его установки, что в данном случае не имело место.
Доводы о неправомерном начислении пеней на сумму 29 669 руб. 48 коп., предъявленного к оплате ресурса, представляющего норматив потребления в части повышающего коэффициента, подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании материального права.
Как указано выше, в пункте 42(1) Правил N 354 предусмотрено, что при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
При наличии технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2(2) и 2(3) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению с учетом повышающего коэффициента.
Таим образом, из буквального толкования нормативных актов, устанавливающих применение повышенного коэффициента, следует, что спорная сумма является повышенной платой за коммунальные ресурсы.
Как разъяснено в письме от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, повышающие коэффициенты применяются соответственно для целей определения размера платы за коммунальные услуги и стоимости тепловой энергии в расчетном периоде.
Такие повышающие коэффициенты не увеличивают ни объем предоставленных коммунальных услуг, ни объем поставленной в многоквартирные дома тепловой энергии, тем не менее, являются составной частью платы при определенных в Правилах N 354 условиях.
В этой связи, истец правомерно начислил неустойку за несвоевременное осуществление расчетов на спорную сумму на основании пункта 9.3 статьи 15 ФЗ "О теплоснабжении", требование о взыскании которой удовлетворено судом обоснованно.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции нем допущено.
При таких обстоятельствах, основания для отмены решения суда от 27.02.2018 и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 27.02.2018 по делу N А04-9988/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.Д. Козлова |
Судьи |
И.Е. Пичинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-9988/2017
Истец: ООО "Тепло 10"
Ответчик: ООО "Зеясервис"