г. Хабаровск |
|
30 мая 2018 г. |
А73-21209/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.,
судей Вертопраховой Е.В., Сапрыкиной Е.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.,
при участии в заседании:
от Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному Федеральному округу: Усовская А.И. по доверенности от 04.05.2018;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Ванинский морской торговый порт"
на решение от 22.02.2018
по делу N А73-21209/2017
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Леоновым Д.В.
по заявлению акционерного общества "Ванинский морской торговый порт" (ОГРН 1022700711450, ИНН 2709001590)
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН 1092721005717, ИНН 2721170387)
о признании недействительным предписания,
установил:
акционерное общество "Ванинский морской торговый порт" (далее - заявитель, АО "ВПТП", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным предписания от 28.09.2017 N ТБ-ВТ-28/09/2017/546-в Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление, УГАН НОТБ по ДФО).
Решением суда от 22.02.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вышеуказанным решением, АО "ВПТП" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, содержащей требование - решение отменить, заявленные требования общества удовлетворить.
Общество в своей апелляционной жалобе ссылается на то, что:
- в ходе проведения проверки в отношении общества в сентябре 2017 года, АО "ВПТП" направляло в УГАН НОТБ по ДФО информацию о том, что общество обратилось в Росморречфлот с заявлением о присвоении объекту "Паромный комплекс" категории;
- Росморречфлот письмом от 06.10.2017 N УТБ-2961 сообщило о присвоении объекту "Паромный комплекс" 2 категории;
- собственником "Паромного комплекса" является ФГУП "Росморпорт", а заявитель лишь арендует пирс, входящий в состав объекта недвижимости гидротехническое сооружение причал N N 14-14а (комплекс паромной переправы).
В своих отзывах на апелляционную жалобу УГАН НОТБ по ДФО не согласилось с доводами жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
АО "ВПТП", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не обеспечило явку представителя в судебное заседание.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд рассмотрел апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителя общества.
Представитель Управления отклонила доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав пояснения представителя УГАН НОТБ по ДФО, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, по результатам внеплановой проверки общества, проведенной с целью осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности, Управлением был выявлен факт невыполнения требований по обеспечению транспортной безопасности, а именно в нарушение подпункта 4 пункта 5 Требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 N 678 "О требованиях по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта", субъект транспортной инфраструктуры предоставил в Федеральное агентство морского и речного транспорта недостоверную информацию по количественным показателям критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры, установленным Министерством транспорта Российской Федерации.
По результатам проверки обществу выдано предписание от 30.06.2017 N ТБ-ВТ-30/06/2017/341-в, которым в срок до 18.08.2017 обществу необходимо устранить выявленные нарушения.
На основании распоряжения от 17.08.2017 N 546-р Управлением проведена внеплановая документарная проверка общества с целью проверки исполнения предписания от 30.06.2017 N ТБ-ВТ-30/06/2017/341-в.
В ходе проверки Управлением выявлены факты невыполнения предписания от 30.06.2017 N ТБ-ВТ-30/06/2017/341-в, что отражено в акте проверки от 28.09.2017 N ТБ-ВТ-28/09/2017/546-в.
Так, по результатам изучения документов, представленных обществом (заявления от 17.08.2017 N 019/241/ТБ о присвоении категории объекту "Паромный комплекс" (реестровый N МНО-0000884)), Управлением установлено, что АО "ВПТП" в нарушение приказа Минтранса России от 21.03.2011 N 62 "О порядке установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности", не указывает конкретных цифр по следующим количественным показателям: возможное количество погибших или получивших вред здоровью (человек); возможный размер ущерба окружающей среде.
По результатам проверки обществу выдано предписание от 28.09.2017 N ТБ-ВТ-28/09/2017/546-в с требованием в срок до 20.11.2017 устранить выявленное нарушение.
Не согласившись с предписанием от 28.09.2017 N ТБ-ВТ-28/09/2017/546-в, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, правомерно руководствовался следующим.
Субъектами транспортной инфраструктуры являются, в том числе юридические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (пункт 9 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Федеральный закон N 16-ФЗ).
Согласно подпункту 4 пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 N 678, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны представить в Федеральное агентство морского и речного транспорта полные и достоверные сведения о субъекте транспортной инфраструктуры и об объекте транспортной инфраструктуры для ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренного статьей 6 Федерального закона "О транспортной безопасности" (далее - реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры), а также полную и достоверную информацию по количественным показателям критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры, установленным Министерством транспорта Российской Федерации.
Согласно пунктам 5 - 5.2 Порядка установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности, утвержденного Приказом Минтранса России от 21.02.2011 N 62, критериями категорирования объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств являются:
- степень угрозы совершения акта незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств, применительно к отдельным видам транспорта, которая определяется на основании количественных показателей статистических данных (сведений) о совершенных и предотвращенных актах незаконного вмешательства на территории Российской Федерации;
- возможные последствия совершения акта незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств, применительно к отдельным видам транспорта, которые определяются на основании количественных показателей о возможных погибших или получивших вред здоровью людей, о возможном материальном ущербе.
По результатам категорирования ОТИ и/или ТС присваивается категория, соответствующая наивысшему количественному показателю любого из критериев категорирования согласно приложениям N 1 - 6 к Порядку (пунктом 6 Порядка N 62).
Показатели критериев (возможное число погибших или получивших вред здоровью, возможный размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде), в зависимости от которых объекту транспортной инфраструктуры присваивается соответствующая категория, установлены пунктами 2, 3 Приложения N 4 к Порядку N 62.
Как установлено судом по материалам дела, письмом от 17.08.2017 N 019/240/ТБ общество направило в Федеральное агентство морского и речного транспорта заявление от 17.07.2017 N 019/124/ТБ о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры.
В соответствии с указанным заявлением АО "ВПТП" просит рассмотреть вопрос о категорировании объекта транспортной инфраструктуры "Паромный комплекс" исходя из приведенных в заявлении данных.
В пункте 4 заявления по критерию "возможное количество погибших и получивших вред здоровью, чел." общество, в связи с отсутствием в Приказе Минтранса России от 21.02.2011 N 62 методики по расчету погибших и получивших вред здоровью людей сообщило следующую информацию: на территории объекта "Паромный комплекс" отсутствуют здания и сооружения для накопления пассажиров. Причал 14-14А (комплекс паромной переправы) представляет собой специализированные причалы, предназначенные для приема автомобильно-железнодорожных паромов. Организацией перевозок занимается ОАО "Сахалинское морское пароходство". Перевозка пассажиров осуществляется паромами типа "Сахалин" (перевозчик также ОАО "Сахалинское морское пароходство"), расчетная пассажировместимость судна 72 чел. В летний период (летняя навигация) ОАО "Сахалинское морское пароходство" увеличивает пассажировместимость судна до 130 чел.
В пункте 6 заявления в отношении критерия - "возможный размер материального ущерба окружающей природной среде" общество указало следующее: "в связи с отсутствием в Приказе Минтранса России от 21.02.2011 N 62 методики по расчету размера материального ущерба окружающей природной среде, сообщаем виды технологических операций, выполняемых на территории комплекса паромной переправы. На территории причала 14-14А (комплекс паромной переправы) отсутствуют складские помещения для накопления груза. Погрузочные разгрузочные операции выполняются на подъемно переходных мостах комплекса и на железнодорожной (грузовой) палубе судна. Паром типа "Сахалин" (автомобильно-железнодорожный паром) отшвартовавшись, осуществляет прием/отправку железнодорожных вагонов и автотранспортных средств. Расчетная вместимость до 26 шт. четырехосных вагонов на вагонной палубе. Загрузка автотранспортных средств осуществляется своим ходом, вместимость определяется габаритами транспортных средств. Железнодорожные вагоны доставляются с железнодорожной станции Ванино парк "Новый район". Сортировка, комплектование, хранение груза осуществляется на железнодорожной станции Ванино. Характер перевозимых грузов - различный".
Таким образом, апелляционный суд соглашается с выводом о том, что АО "ВПТП" не представило информацию по количественным показателям критериев категорирования в части возможного количества погибших или получивших вред здоровью людей, ущерба окружающей природной среде, тем самым не выполнило требования подпункта 4 пункта 5 Требований N 678.
Обоснованно отклонены судом первой инстанции доводы общества о том, что Федеральное агентство морского и речного транспорта подтвердило получение информации о присвоении ОТИ "Паромный комплекс" 2 категории и сохранении реестрового номера, судом отклоняются. Действительно, письмом от 06.10.2017 N УТБ-2961 (на NN 019/240/ТБ, 019/241/ТБ) Росморречфлот уведомил общество о присвоении объекту транспортной инфраструктуры "Паромная переправа" 2 категории и сохранении реестрового номера МНО-0000884.
Однако, в этом же письме Росморречфлот указал об обязанности представлять полную и достоверную информацию по количественным показателям критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры, установленным Минтрансом России.
Вместе с тем, такая информация обществом не была представлена.
Кроме этого, на момент проведения проверки и выдачи оспариваемого предписания (28.09.2017), соответствующее письмо Росморречфлот от 06.10.2017 N УТБ-2961 у Управления отсутствовало.
Более того, как установлено арбитражным судом, вступившим в законную силу решением Ванинского районного суда Хабаровского края от 27.09.2017 по делу N 2-541/2017 по иску Ванинского транспортного прокурора на общество возложена обязанность представить в Федеральное агентство морского и речного транспорта полную и достоверную информацию по количественным показателям критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры, установленным Министерством транспорта Российской Федерации, в части возможного количества погибших или получивших вред здоровью людей, ущерба окружающей среде.
Таким образом, судом общей юрисдикции установлена обязанность АО "ВПТП" по представлению соответствующей информации по количественным показателям критериев.
В соответствии с частью 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Поскольку обязанность общества представить полную и достоверную информацию по количественным показателям критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры в части возможного количества погибших или получивших вред здоровью людей, ущерба окружающей среде установлена вступившим в законную силу решение суда, а оспариваемое предписание, направлено на обязание общества исполнить именно эти требования, то судом первой инстанции правомерно сделан вывод о том, что предписание соответствует требованиям законодательства о транспортной безопасности и не нарушает прав общества, в связи с чем отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленного обществом требования.
Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального права и, соответственно не влияют на законность принятого судом решения.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Излишне уплаченная платежным поручением от 178.04.2018 N 2279 государственная пошлина в размере 1 500 руб. возвращается заявителю из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение от 22.02.2018 по делу N А73-21209/2017 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Ванинский морской торговый порт" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.