г. Саратов |
|
29 мая 2018 г. |
Дело N А57-14221/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Дубровиной О.А.,
судей Никольского С.В., Шалкина В.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Долженко Е.Д.,
при участии в судебном заседании:
- представителя публичного акционерного общества "Т Плюс" - Капустиной И.А., действующей на основании доверенности от 29.12.2017 N 201,
- представителя общества с ограниченной ответственностью "ТСЖ-4" - Котловой А.А., действующей на основании доверенности от 12.03.2018,
рассмотрев апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс" на решение арбитражного суда Саратовской области от 9 января 2018 года по делу N А57-14221/2017 (судья Братченко В.В.), по исковому заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс", Московская область, (ИНН 6315376946; ОГРН 1056315070350), к обществу с ограниченной ответственностью "ТСЖ-4", г. Саратов, (ИНН 6455066095, ОГРН 1166451062095) о взыскании неосновательного обогащения за период октябрь 2016 года, декабрь 2016 года и январь 2017 года в размере 60 946 рублей 31 копейки,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее по тексту - истец, ПАО "Т Плюс") обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "ТСЖ-4" (далее по тексту - ответчик, ООО "ТСЖ-4" о взыскании неосновательного обогащения за период: октябрь 2016 года, декабрь 2016 года, январь 2017 года в размере 60 946 рублей 31 копейки.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 9 января 2018 года в удовлетворении исковых требований отказано. Также, с ООО "ТСЖ-4" в пользу ПАО "Т Плюс" взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 592 рублей.
Истец, не согласившись с данным решением, обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объёме.
Ответчик, в нарушение требований статьи 262 АПК РФ и определения Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2018, отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив и исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив в пределах, установленных статьёй 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.
Как установлено арбитражным судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, ПАЛ "Т Плюс" в период: октябрь 2016 года, декабрь 2016 года, январь 2017 года обеспечивало поставку тепловой энергии и теплоносителя через присоединительные сети на объекты, находящиеся под управлением общества с ограниченной ответственностью "ТСЖ-4" в необходимом объёме.
Ответчик, в свою очередь, обязательства по оплате полученных услуг по теплоснабжению на сумму 60 946 рублей 31 копейку не исполнил, что явилось основанием обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Арбитражный суд Саратовской области, руководствуясь положениями статей 309, 310, 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее по тексту - ГК РФ, Правила N 354), признав произведённый истцом расчёт задолженности, исходя из отопительного периода равного 196 дням, несоответствующим нормам действующего законодательства и, как следствие, необоснованным предъявление к отплате стоимости коммунального ресурса, потреблённого многоквартирными жилыми домами, расположенными по адресам: г. Саратов, ул. Б.Казачья, д. 107, 107А, 109, ул. Вавилова, д. 51/57, 51Б на общую сумму 46 154 рубля 22 копейки, с учётом произведённой ответчиком оплаты после подачи искового заявления в суд в размере 25 682 рублей 18 копеек, пришёл к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Истец, обжалуя постановленный судебный акт, указывает на неправомерность отказа в удовлетворении заявленных требований, в виду необходимости расчёта потреблённого коммунального ресурса "отопление" по домам не оборудованными общедомовыми приборами учёта, исходя из нормативного способа расчёта и продолжительности всего отопительного периода равного 196 дням, а не фактического количества дней поставки коммунального ресурса.
Судебная коллегия отклоняет данные доводы жалобы, как основанные на ошибочном толковании и применении норм права, регулирующих спорные правоотношения, на основании следующего.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
Согласно пункту 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
При расчёте размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчёте размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Порядок определения объёма коммунальных ресурсов, поставленных в многоквартирные дома, не оборудованные общедомовыми приборами учёта, установлен Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее по тексту - Правила N 124).
Так, в соответствии с подпунктом "е" пункта 3 Правил N 124 объём коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учёта, определяется по формуле согласно приложению к правилам.
Кроме того, в силу подпункта "в" пункта 21 Правил N 124 порядок исчисления объёма коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, предусматривает применение для жилых помещений и общедомовых нужд норматива потребления коммунальных услуг в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с абзацем 2 пункта 42 (1) Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учёта тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учёта тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2 (1) приложения N 2 к Правилам, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Как следует из имеющихся в материалах дела актов ОАО "Энергосбыт Плюс" от 13.10.2016 (листы дела 149 - 155 тома 2), фактически подача тепловой энергии на объекты теплоснабжения, находящиеся в управлении ответчика - многоквартирные жилые дома по адресу: г. Саратов, ул. Б.Казачья, д. 107, 107А, 109, ул. Вавилова, д. 51/57, 51Б начата 06.10.2016, что не оспорено истцом.
Поскольку действующее законодательство предусматривает оплату фактически принятого количества энергии, предъявление истцом к оплате ответчику объёма коммунального ресурса за отопление в размере 46 154 рубля 22 копейки за период с 01.10.2016 по 05.10.2016 относительно данных многоквартирных домов является неправомерным.
На территории г. Саратова действует Решение Саратовской городской Думы от 26.12.2005 N 69-664 (ред. от 31.01.2007) "О нормативах потребления отопления и горячего водоснабжения для населения", которым установлен норматив потребления тепловой энергии при оплате в отопительный сезон в количестве 0,030 Гкал на 1 кв.м общей отапливаемой площади в месяц.
Имеющимся в материалах дела экспертным заключением уточнённых значений затрат по тарифам на отопление и горячее водоснабжение для населения г. саратова с учётом прогноза показателей Минэкономразвития РФ на 2006 года (листы дела 22 - 24 тома 3) установлен норматив потребления в полные месяцы отопительного сезона из расчёта на 1 кв.м. отапливаемой площади, равный 0,030.
При этом, оплата за отопление в неполный месяц отопительного сезона производится пропорционально дням отопления в данный месяц.
Данное положение содержалось в Приложении N 1 к Решению Саратовской городской Думы от 26.12.2005 N 69-664 (примечание к нормативу).
Согласно разъяснениям комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 30.05.2017 N 01-13-697/крт расчёт норматива потребления был произведён исходя из периода, равного фактической продолжительности отопительного сезона - 6 месяцев. Производить начисление размера платы гражданам за услуги отопления за полные месяцы октябрь и апрель, применяя норматив, рассчитанный на 6 месяцев отопительного периода, является неправомерным.
Согласно пункту 10 Положения о комитете государственного регулирования тарифов Саратовской области, утверждённого постановлением правительства Саратовской области от 12.04.2017 N 169-П комитет в пределах своей компетенции имеет право разрабатывать и утверждать рекомендации, разъясняющие условия, порядок и правила формирования и применения цен (тарифов), нормативов.
Исходя из положений вышеназванных норм права, с учётом разъяснений комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 30.05.2017 N 01-13-697/крт, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что при расчёте платы за отопление, в рассматриваемом случае невозможно производить начисление более, чем за 6 месяцев отопительного периода.
Расчёт норматива потребления тепловой энергии установленный решением Саратовской городской Думы от 26.12.2005 N 69-664 (ред. от 31.01.2007) "О нормативах потребления отопления и горячего водоснабжения для населения" предусматривает, что в октябре и апреле (месяцы начала и окончания отопительного периода) потребление тепловой энергии происходит только половину месяца. Фактически половина октября и половина апреля составляют один (шестой) месяц отопительного периода.
Таким образом, расчёт задолженности, исходя из отопительного периода равного 196 дням, на что указывает заявитель жалобы, не соответствует нормам действующего законодательства.
При этом в экспертном заключении, послужившим экономическим обоснованием для установления норматива по отоплению, отопительный период в количестве 196 дней имеет условное значение для проведения анализа обоснованности показателей выработки, отпуска, потребления и потери ресурсов.
Изменение продолжительности отопительного периода повлечёт изменение самого норматива потребления и, в свою очередь, возникновение на стороне ПАО "Т Плюс" неосновательного обогащения, так как в первой половине октября услуга по отоплению не оказывалась.
На основании вышеизложенного, вывод арбитражного суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований, соответствует действующему законодательству и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Согласно статье 270 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются:
1) неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными;
3) несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таким образом, оценив в совокупности материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что выводы, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, являются обоснованными, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права, полной и всесторонней оценке имеющихся в деле доказательств, вследствие чего, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, решение суда - отмене.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Саратовской области от 9 января 2018 года по делу N А57-14221/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс", - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.А. Дубровина |
Судьи |
С.В. Никольский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.