г. Самара |
|
30 мая 2018 г. |
Дело N А72-1144/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 23 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 30 мая 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Юдкина А.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Городская управляющая компания Засвияжского района" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21 марта 2018 года по делу N А72-1144/2018 (судья Чудинова В.А.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Городская управляющая компания Засвияжского района" (ОГРН 1067327027899, ИНН 7327039640), г. Ульяновск, к Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области (ОГРН 1027301172106, ИНН 7325018444), г. Ульяновск, о признании недействительным (незаконным) и отмене предписания N У-19 от 10.01.2018,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Городская управляющая компания Засвияжского района" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области (далее - ответчик), о признании недействительным (незаконным) предписания N У-19 от 10.01.2018.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 21 марта 2018 года заявленные требования оставлены без удовлетворения. С открытого акционерного общества "Городская управляющая компания Засвияжского района" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 3 000 (Три тысячи) рублей.
Не согласившись с выводами суда, открытое акционерное общество "Городская управляющая компания Засвияжского района" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает на то, что, в соответствии с пунктом 12 Правил N 491, именно собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
В рассматриваемом случае собственники помещений многоквартирного дома N 1 по Западному бульвару города Ульяновска от участия в общем собрании собственников и принятия решения по объему и финансированию текущего ремонта уклонились.
Кроме того, управляющей компанией в судебное заседание представлены документы, подтверждающие выполнение работ, указанных в предписании, которые выполнены за счет управляющей компании, поскольку собственниками данные работы оплачены не были.
Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее. Кроме того, ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое удовлетворено судом апелляционной инстанции.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Ульяновской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
На основании распоряжения ответчиком проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ОАО "Городская управляющая компания Засвияжского района" обязательных лицензионных требований при управлении многоквартирным домом N 1 по ул. Западный бульвар г. Ульяновска.
В ходе проверки установлено, что управляющая компания нарушила требования подпунктов "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, не исполнила обязанности по пунктам 1.1, 2.1 договора управления от 01.06.2008, а также пунктов 2.5, 2.9 Приложения к указанному договору, в части содержания и ремонта общего имущества дома N 1 по ул. Западный бульвар г. Ульяновска, а именно: 1) отсутствует остекление на 1 этаже в подъезде N 2; 2) имеется частичное отслоение штукатурно-окрасочного слоя стен и потолка на лестничной клетке в подъезде N 2 (по месту расположения квартиры N 23).
Выявленные в ходе проверки нарушения отражены в акте проверки N У-19 от 10.01.2018; управляющей компании выдано предписание N У-19 от 10.01.2018 о необходимости устранения выявленных нарушений в срок до 28.02.2018.
Управляющая компания, не согласившись с выданным предписанием, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых вынесен судебный акт.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, которым может являться управление управляющей организацией на основании заключенного с нею в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса РФ договора управления многоквартирным домом.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме (часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ).
Правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда установлены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному от 27.09.2003 N 170.
В силу указанных Правил организация, обслуживающая жилищный фонд, должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и их инженерных систем, осуществлять контроль за техническим состоянием жилищного фонда, поддерживать в исправном и работоспособном состоянии их конструктивные элементы, заданные параметры и режимы работы.
В подпунктах "а", "б" и "г" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2016 N 491, установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей. Общее имущество должно содержаться в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических лиц.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, обеспечивающее своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества (подпункты "а" и "з" пункта 11 Правил N 491).
Управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил N 491).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
ОАО "Городская управляющая компания Засвияжского района" является лицом, осуществляющим управление спорным жилым домом.
В ходе проверки установлено отсутствие остекленения на 1 этаже в подъезде N 2 и частичное отслоение штукатурно-окрасочного слоя стен и потолка на лестничной клетке в подъезде N 2 (по месту расположения квартиры N 23) дома N 1 по ул. Западный бульвар г. Ульяновска.
Доказательства того, что для устранения указанных недостатков требуется капитальный ремонт, суду не представлены.
Согласно пункту 4.7.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать исправное состояние окон, дверей; нормативные воздухо-изоляционные, теплоизоляционные и звукоизоляционные свойства окон, дверей и световых фонарей.
При этом такие неисправности заполнений оконных и дверных проемов как, в частности, неплотности по периметру оконных и дверных коробок; зазоры повышенной ширины в притворах переплетов и дверей; разрушение замазки в фальцах; ослабление сопряжений в узлах переплетов и дверных полотен; отсутствие и ослабление крепления стекол и приборов, отслоение и разрушение окраски оконных коробок, переплетов и дверных полотен, следует устранять по мере их накопления, не допуская дальнейшего развития (4.7.2 Правил N 170).
Лестничные клетки должны иметь исправное остекление, фурнитуру на окнах и дверях (ручки, скобянка) (пункт 4.8.14 Правил N 170).
Согласно пункту 4.2.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен.
В пункте 5 приложения N 7 к Правилам N 170 указан перечень работ, относящихся к текущему ремонту, в том числе в отношении оконных и дверных заполнений - смена и восстановление отдельных элементов (приборов) и заполнений.
Согласно пункту 10 приложения N 7 к указанным Правилам к текущему ремонту также относится внутренняя отделка - восстановление отделки стен, потолков, полов отдельными участками в подъездах, технических помещениях, в других общедомовых вспомогательных помещениях и служебных квартирах. Исходя из приведенного восстановление отделки стен и потолка в местах отслоения штукатурно-окрасочного слоя стен и потолка не противоречит действующему законодательству.
Кроме того, в силу части 1.2 статьи 161 ЖК РФ, состав минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 13 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" работы, выполняемые в целях надлежащего содержания оконных и дверных заполнений помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, включают проверку целостности оконных и дверных заполнений, плотности притворов, механической прочности и работоспособности фурнитуры элементов оконных и дверных заполнений в помещениях, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме.
Согласно пункту 11 указанного постановления в Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения также включены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания внутренней отделки многоквартирных домов, - проверка состояния внутренней отделки. При наличии угрозы обрушения отделочных слоев или нарушения защитных свойств отделки по отношению к несущим конструкциям и инженерному оборудованию - устранение выявленных нарушений.
Таким образом, управляющая компания предоставляет гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме, услуги по надлежащему содержанию жилья и по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, в том числе является ответственной и за состояние оконных элементов, стен и потолка в помещениях, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме.
Согласно материалам дела, общество осуществляет управление спорным жилым домом на основании договора управления домом от 01.06.2008.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 договора управления общество приняло на себя обязанности по обеспечению содержания и текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома. Перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества дома сторонами определен в Приложении N 2 к договору.
Согласно Приложению N 2 к договору в указанный перечень входят работы по частичному ремонту оконных и дверных заполнений, работы по частичному ремонту стен и перегородок, работы по внутренней отделке отдельных участков в подъездах (пункты 2.5, 2.6, 2.9 перечня).
Таким образом, указанными выше нормативными актами и данным договором предусмотрена обязанность общества по текущему ремонту окон, стен и потолка в подъезде дома.
Судом правомерно отклонен довод заявителя об отсутствии денежных средств на указанный ремонт.
В структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включена плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (статья 154 Жилищного кодекса РФ).
Таким образом, управляющая компания при получении от жителей платы за содержание, текущий ремонт дома и управление имуществом многоквартирного жилого дома обязана соблюдать требования законодательства, определяющие порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда.
В обоснование незаконности предписания управляющая компания сослалась также на невозможность проведения ремонта окна и дверей в отсутствие принятого в порядке, установленном пунктом 4.1 части 2 статьи 44 ЖК РФ, решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Действительно, вышеуказанной нормой ЖК РФ установлено, что к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе, принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме.
Вместе с тем, согласно требованиям части 2 статьи 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами технической эксплуатации жилищного фонда.
Правилами определено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Как указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, государство, исходя из баланса частных и публичных интересов, в нормативном порядке определило уровень состояния жилых домов, который необходимо поддерживать за счет средств собственников силами управляющих компаний.
Исходя из изложенного, суд сделал правильный вывод о том, что все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах, поскольку актом проверки от 10.01.2018 зафиксировано отсутствие остекления на 1 этаже в подъезде N 2 и частичное отслоение штукатурно-окрасочного слоя стен и потолка на лестничной клетке, что является нарушением пунктов 4.7.1, 4.8.14, 4.2.1.1 Правил N 170, министерство правомерно, преследуя цели обеспечения безопасности людей и сохранности жилого дома, предписало управляющей организации принять меры, направленные на обеспечение надлежащего состояния окон и дверей.
При таких обстоятельствах, а также исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.09.2010 N 6464/10, суд сделал правильный вывод о том, что законом не предусмотрена возможность неисполнения обществом возложенных на него в силу закона обязательств в зависимости от наличия или отсутствия решения общего собрания, а также наличия или отсутствия денежных средств, если неисполнение обязательных требований законодательства создает угрозу жизни и здоровью и может причинить существенный имущественный вред. Общество должно было предвидеть необходимость ремонта указанного имущества, а следовательно, учесть в размере платы затраты на их выполнение.
Кроме того, заявитель представил в материалы дела акты обследования и выполнения работ в подтверждение того, что им работы по остеклению, ремонту штукатурки стен и клеевой окраски потолка выполнены.
Таким образом, общество фактически предприняло действенные меры к выполнению оспариваемого предписания, что полностью подтверждает законность, обоснованность и исполнимость предписания министерства.
При таких обстоятельствах и с учетом приведенных правовых норм суд правомерно отказал в удовлетворении заявления.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со ст. 333.27 НК РФ с открытого акционерного общества "Городская управляющая компания Засвияжского района" в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в сумме 1500 рублей, поскольку при подаче жалобы открытому акционерному обществу "Городская управляющая компания Засвияжского района" предоставлялась отсрочка в ее уплате.
Руководствуясь ст. ст. 101, 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21 марта 2018 года по делу N А72-1144/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Городская управляющая компания Засвияжского района" в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 1500 рублей.
Исполнительный лист выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
А.А.Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.