28 мая 2018 г. |
Дело N А84-4535/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 28 мая 2018 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зарубина А.В., судей Мунтян О.И. и Рыбиной С.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Замятиной М.О.,
при участии представителей:
от государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымгазсети" - Пашкан Е.А., доверенность от 29 декабря 2017 г. N 99,
от Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" - Лаврентьевой Е.Ю., доверенность от 25 сентября 2017 г. N 45/642,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казённого учреждения "Управление Черноморского флота" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 05 марта 2018 года по делу N А84-4535/2017 (судья Смоляков А.Ю.) по иску Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымгазсети" (295001, Республика Крым, г.Симферополь, ул. Училищная,42а), в лице Евпаторийского управления по эксплуатации газового хозяйства (297420, г. Евпатория, ул. Строителей,3) к Федеральному казённому учреждению "Управление Черноморского флота" (299011, г.Севастополь, ул. Воронина, 2) в лице Квартирно-эксплуатационной части Евпаторийского района (297420, Республика Крым, г. Евпатория, ул. Пушкина, 35 ) о взыскании денежных средств,
установил:
государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымгазсети" (далее - ГУП "Крымгазсети") обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с иском к Федеральному казенному учреждению "Управление Черноморского флота" в лице Квартирно-эксплуатационной части Евпаторийского района (далее - ФКУ "Управление Черноморского флота") о взыскании пени за несвоевременную оплату задолженности за потребленный природный газ и услуги по его транспортировке размере 114.819,88 рублей (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) (л.д. 137-138).
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 05 марта 2018 года исковое заявление удовлетворено в полном объеме. С ФКУ "Управление Черноморского флота" в пользу ГУП "Крымгазсети" взысканы пени в сумме 114.819, 88 рублей, 4.120 рублей расходы по оплате государственной пошлины. Принимая решение, суд исходил из того, что истцом неустойка взыскивается за период с января по май 2017 г. При этом размер и периодичность платежей в период с января по апрель 2017 г. регламентированы Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2000 г. N 294; в мае 2017 г. - договором между сторонами. Поскольку ответчик до мая 2017 г. не вносил ежемесячные платежи, то имеет место просрочка, вследствие чего подлежит взысканию неустойка.
Не согласившись с указанным решением суда, ФКУ "Управление Черноморского флота" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать. Не отрицая факт потребления природного газа и необходимости его оплаты, апеллянт ссылается на то, что ФКУ "Управление Черноморского флота" является бюджетным учреждением и может осуществлять оплату только при наличии платёжного требования поставщика газа. При этом до апреля 2017 г. ответчику счета не направлялись. Кроме того, по правилу, установленному пунктом 2 статьи 314 Гражданского кодекса Российской Федерации, оплата должна быть произведена в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования об оплате. Таким требованием ответчик называет акты приёма-передачи газа и счета на его оплату, поступившие в апреле-мае 2017 г. и оплаченные в установленные договором сроки. При таких обстоятельствах оснований для взыскания с ответчика неустойки не имеется.
В судебном заседании представитель ФКУ "Управление Черноморского флота" на доводах апелляционной жалобы настаивала, просила решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Представитель ГУП "Крымгазсети" просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 АПК РФ установлено следующее.
Как следует из материалов дела, 26 апреля 2017 между ФКУ "Управление Черноморского флота" (заказчик) и ГУП РК "Крымгазсети" (исполнитель) заключен государственный контракт на поставку и транспортировку газа N 2017/ТП-БО-7-ЕВ (далее - контракт), по условиям которого исполнитель принял обязательство поставлять и транспортировать с 01 января 2017 по 31 декабря 2017 газ горючий природный, а заказчик - принимать и оплачивать его и услуги по транспортировке (л.д. 12-19).
Согласно пункту 5.5 контракта, оплата за газ осуществляется заказчиком путем 100% оплаты потребленного газа в расчетном периоде, но не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным. В пункте 5.6 контракта указано, что в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты газа и услуг по его транспортировке заказчик обязан уплатить исполнителю пеню в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Действующей на день фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
В протоколе согласования разногласий от 26 апреля 2017 года стороны согласовали редакцию пункта 5.5 контракта с условием об оплате до 25 числа месяца, следующего за расчетным, а пункт 5.6 исключили.
Согласно пункту 7.3 контракта в случае просрочки заказчиком своих обязательств исполнитель вправе требовать уплаты неустойки (штрафа, пени). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трёхсотой действующей на день уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы.
Факт поставки газа в период с января по май 2017 г. подтверждается актами приёма-передачи на общую сумму 3.524.330,68 рублей. (л.д. 20-24). Данные счета были оплачены заказчиком 05 мая 2017 года (л.д. 30). В связи с нарушением срока оплаты поставленного газа, истец произвел начисление неустойки за спорный период просрочки в сумме 114.819,88 рублей, исчисленной исходя из 1/130 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе и отзыв на нее, заслушав представителей сторон, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения им норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения по следующим основаниям.
Отношения по газоснабжению регулируются положениями о договоре энергоснабжения (статьями 539-547 Гражданского кодекса Российской Федерации), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Постановлением Правительства РФ от 04 апреля 2000 г. N 294 (в ред. от 23 мая 2016 г.) "Об утверждении Порядка расчетов за природный газ" утвержден порядок расчетов за природный газ (далее - порядок).
Указанный порядок, разработанный в соответствии с частью второй статьи 544 ГК РФ, устанавливает правила расчетов за природный газ между поставщиками природного газа независимо от их организационно-правовой формы и потребителями (юридическими лицами) природного газа.
В пункте 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2000 г. N 294 "Об утверждении порядка расчетов за природный газ", указано, что оплата природного газа государственными (муниципальными) учреждениями, казенными предприятиями осуществляется в следующем порядке: 30 процентов плановой общей стоимости планового объема потребления природного газа в месяце, за который осуществляется оплата, вносится в срок до 18-го числа этого месяца; фактически потребленный в истекшем месяце природный газ с учетом средств, ранее внесенных государственными (муниципальными) учреждениями, казенными предприятиями в качестве оплаты за природный газ в расчетном периоде, оплачивается в срок до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если объем фактического потребления природного газа за истекший месяц меньше планового объема, определенного соглашением сторон, излишне уплаченная сумма зачитывается в счет платежа за следующий месяц.
Факт своевременной поставки газа в спорный период, а также просрочки оплаты поставленного газа, сторонами не оспаривается и подтверждается актами приема-передачи природного газа (л.д. 20-24 материалов дела).
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Согласно абзацу 2 статьи 25 Закона Российской Федерации от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты газа и услуг по его транспортировке потребитель газа обязан уплатить поставщику пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Размер неустойки определен в соответствии со статьей 25 Закона Российской Федерации от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" исходя из 1/130 ключевой ставки ЦБ РФ, которая на день принятия решения составляет 7,5%.
Довод апелляционной жалобы о том, что ответчик является бюджетным учреждением и может осуществлять оплату только при наличии платёжного требования поставщика газа является необоснованным, так как ни статьи 539-547 ГК РФ, ни Постановление Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2000 г. N 294 не ставят обязанность юридических лиц, в том числе казённых учреждений, по оплате в зависимость от получения или неполучения счетов или актов приёма-передачи. Кроме того счета и акты приёма-передачи являются документами внутреннего бухгалтерского учета и не могут рассматриваться в качестве основания для возникновения обязательства по оплате. Аналогичный вывод сделан в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 24 марта 2017 г. NФ10-387/2017 по делу NА14-12282/2015.
Не обоснован и довод апелляционной жалобы о том, что срок оплаты наступил в течение семи дней с момента передачи актов приёма-передачи газа и счета на его оплату (пункт 2 статьи 314 ГК РФ).
Указанное выше положение применимо, если обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющие определить этот срок, а равно в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования, либо обязанность исполнения в другой срок не предусмотрена законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не вытекает из обычаев либо существа обязательства.
При этом срок оплаты природного газа до 26 апреля 2017 г. определялся Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2000 г. N 294, после 26 апреля 2017 г. - государственным контрактом на поставку и транспортировку газа N2017/ТП-БО-7-ЕВ.
Таким образом, судебный акт соответствует фактическим обстоятельствам, исследованным доказательствам. Оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы не имеется. Судом правильно применены нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 270 АПК РФ являются основанием для безусловной отмены судебного акта, не допущено.
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы в связи с рассмотрением апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 05 марта 2018 года по делу N А84-4535/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Зарубин |
Судьи |
О.И. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.