г. Красноярск |
|
16 августа 2018 г. |
Дело N А33-3079/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "09" августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен "16" августа 2018 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Севастьяновой Е.В., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лизан Т.Е.,
при участии:
от заявителя (ООО "Березовская торговая компания") - Путиковой Е.В., представителя по доверенности от 02.04.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Березовская торговая компания"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "11" мая 2018 года по делу N А33-3079/2018, принятое судьей Полищук Е.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Березовская торговая компания" ИНН 2404013672, ОГРН 1092404001975 (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска ИНН 2466010657, ОГРН 1032402940800 (далее - департамент) о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду, изложенного в письме от 09.11.2017 N 27822, об обязании ответчика в течение 1 месяца с даты вступления решения суда в законную силу направить заявителю договор аренды земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300302:51.
Определением от 03.04.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью Жилищно-строительная компания "Гранд" ИНН 2466122880, ОГРН 1042402968849 (далее - ООО ЖСК "Гранд").
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "11" мая 2018 года в удовлетворении требования отказано.
Общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель приводит следующие доводы:
- истребуемый земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300302:51 находится в территориальной зоне П-2, в которой согласно подпункту 14 пункта 2 статьи 25 Правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденных решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 N В-122 (далее - Правила N В-122), приказу Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 возможно размещение объектов связи, в том числе трансформаторных подстанций, в качестве основного вида разрешенного использования;
- арендаторы земельных участков вправе использовать земельный участок в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования, поэтому вид разрешенного использования, указанный в кадастровом паспорте, не определяет правовой режим земельного участка и может быть самостоятельно без дополнительных разрешений и процедур согласования изменен обществом в случае предоставления земельного участка;
- строительство трансформаторной подстанции может использоваться для электроснабжения в целях обеспечения работы транспортных средств, что соответствует разрешенному виду использования земельного участка, указанному в кадастровом паспорте - автомобильный транспорт;
- департамент не представил допустимых доказательств, свидетельствующих о нахождении части здания с кадастровым номером 24:50:0300302:200 в границах земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300302:51.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить заявленное требование.
Департамент, ООО ЖСК "Гранд" о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на сайте -http://kad.arbitr.ru), на судебное заседание своих представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей указанных лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Заявитель 10.10.2017 обратился в департамент с заявлением от 08.10.2017, в котором просил предоставить земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300302:51 без проведения торгов на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) на праве аренды в целях размещения трансформаторных подстанций.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 28.02.2018 спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования: автомобильный транспорт за исключением размещения автомобильных дорог вне границ населенного пункта. В пределах земельного участка расположен объект недвижимости с кадастровым номером 24:50:0300302:309.
По заключению департамента от 20.10.2017 N 9793 на спорном земельном участке расположены свайное поле и часть здания с кадастровым номером 24:50:0300302:200, земельный участок частично огорожен, проезд к земельному участку осуществляется по внутриквартальным проездам, существующая территория захламлена.
Заключением отдела землеустройства департамента от 23.10.2017 установлено, что разрешенное использование спорного земельного участка согласно кадастровому паспорту - автомобильный транспорт за исключением размещения автомобильных дорог вне границ населенного пункта; согласно сведениям из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (далее - ИСОГД) имеются объекты капитального строительства - часть одноэтажного нежилого огнестойкого строения (гараж), объект незавершенного строительства с кадастровым номером 24:50:0300302:309 (сваи), право собственности на который признано отсутствующим по решению суда; наложение на другие земельные участки - земельный участок, образуемый при перераспределении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300302:51 с целью исключения наложения на часть одноэтажного нежилого огнестойкого строения (гараж) и проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 28.03.2018 здание с кадастровым номером 24:50:0300302:200 принадлежит на праве собственности третьему лицу.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Красноярского края от 30.03.2016 по делу N А33-25009/2015 признано отсутствующим право собственности ООО "Семафор" на объект незавершенного строительства - многоуровневый гараж-стоянку, площадью 1357,00 кв.м, степенью готовности объекта 10%, кадастровый (условный) номер 24:50:0300302:309, адрес (местонахождение) объекта: г. Красноярск, ул. 2-я Брянская, 51А.
В соответствии со сведениями из ИСОГД спорный земельный участок расположен в производственной зоне предприятий III класса опасности (П-2), к основным видам разрешенного использования которого относятся, в том числе автомобильный транспорт и коммунальное обслуживание. На участке находятся строения: гараж, КН; строящийся многоуровневый гараж-стоянка. Градостроительный план от 06.02.2015 N 13164 утвержден распоряжением администрации города Красноярска от 16.02.2015 N 165-арх, выдано разрешение на строительство от 13.05.2015 N 1152015.0.
Письмом от 09.11.2017 N 27822 департамент отказал в предоставлении спорного земельного участка, ссылаясь на несоответствие цели использования земельного участка, указанной в заявлении, виду разрешенного использования земельного участка. Также департамент указал, что на земельном участке расположено свайное поле и часть здания с кадастровым номером 24:50:0300302:200; в отношении испрашиваемого земельного участка проводится работа по подготовке аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.
Заявитель оспорил отказ департамента в предоставлении земельного участка в аренду, изложенный в письме от 09.11.2017 N 27822, в судебном порядке, полагая, что заявленные им цели использования земельного участка соответствует основным видам разрешенного использования, установленным градостроительным регламентом для территориальной зоны П-2.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
Из положений статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого отказа незаконным необходимо установить несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Общество с заявлением о признании незаконным отказа департамента, изложенного в письме от 09.11.2017 N 27822, заявитель обратился в Арбитражный суда Красноярского края 08.02.2018, согласно штампу группы регистрации Арбитражного суда Красноярского края, то есть с соблюдением трехмесячного срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи.
В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения.
Заявитель 10.10.2017 обратился к ответчику с заявлением от 08.10.2017, в котором просил предоставить земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300302:51 без проведения торгов на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ на праве аренды в целях размещения трансформаторных подстанций.
Письмом от 09.11.2017 N 27822 ответчик отказал в предоставлении спорного земельного участка, ссылаясь на несоответствие цели использования земельного участка, указанной в заявлении, виду разрешенного использования земельного участка.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно пункту 14 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Пунктом 3 статьи 85 ЗК РФ установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества предусматривает внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Подпунктом 14 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в действовавшей до 01.01.2017 редакции предусматривалось внесение в государственный кадастр недвижимости в качестве дополнительных сведений о земельном участке сведений о его разрешенном использовании. Аналогичная норма, предусматривающая внесение названных сведений в кадастр недвижимости, содержится в пункте 4 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Часть 6 статьи 72 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусматривает, что сведения государственного реестра прав и сведения государственного кадастра недвижимости признаны сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 28.02.2018 спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования: автомобильный транспорт за исключением размещения автомобильных дорог вне границ населенного пункта.
Указанная в заявлении цель "размещение трансформаторных подстанций" не соответствует установленному разрешенному использованию указанного земельного участка, что является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность в соответствии с пунктом 14 статьи 39.16 ЗК РФ.
Согласно статье 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 2). Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (часть 3). Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4).
В связи с этим суд первой инстанции правильно признал, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков самостоятельно выбираются только правообладателями этих земельных участков.
Поскольку в рассматриваемом случае правообладателем спорного земельного участка является муниципальное образование, уполномоченный орган которого определил вид разрешенного использования спорного земельного участка и вид разрешенного использования в установленном порядке внесен в государственный реестр недвижимости, который является официальным и открытым информационным ресурсом, заявитель, не являющийся правообладателем спорного земельного участка, не имеет права на самостоятельный выбор вида разрешенного использования спорного земельного участка и поэтому при выборе земельного участка должен руководствоваться видом разрешенного использования земельного участка, установленным правообладателем и внесенным в государственный кадастр недвижимости.
Общество считает, что строительство трансформаторной подстанции может использоваться для электроснабжения в целях обеспечения работы транспортных средств, что соответствует разрешенному виду использования спорного земельного участка, указанному в кадастровом паспорте - автомобильный транспорт.
В обоснование данного довода заявитель также указывает, что размещение объектов, предназначенных для обслуживания иных объектов, не должно являться основным видом разрешенного использования, и как следствие, земельный участок может предоставляться для их строительства в рамках территориальной зоны, предусматривающей размещение объектов, для обслуживания которых строятся трансформаторные подстанции.
Данный довод не может быть принят во внимание, так как вид разрешенного использования "Коммунальное хозяйство", включающий объекты связи, в соответствии с Правилами N В-122 относится к основным видам разрешенного использования территориальной зоны П-2. Кроме того, на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0300302:51 отсутствуют объекты недвижимости, принадлежащие обществу, для обслуживания которых может использоваться трансформаторная подстанция.
Также основанием оспариваемого отказа департамент указал наличие на земельном участке свайного поля и части здания с кадастровым номером 24:50:0300302:200.
В соответствии с пунктом 4 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, предусмотренный пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Красноярского края от 30.03.2016 по делу N А33-25009/2015 признано отсутствующим право собственности ООО "Семафор" на объект незавершенного строительства - многоуровневый гараж-стоянку, площадью 1357,00 кв.м, степенью готовности объекта 10%, кадастровый (условный) номер 24:50:0300302:309, адрес (местонахождение) объекта: г. Красноярск, ул. 2-я Брянская, 51А.
Ссылка заявителя на наличие на спорном земельном участке свайного поля, обоснованно отклонена судом, поскольку право собственности на указанный объект признано в судебном порядке отсутствующим.
В отношении части здания с кадастровым номером 24:50:0300302:200 департамент представил в материалы сведения из ИСОГД, заключение о земельном участке от 23.10.2017, выкопировку из программы Geocad Maps Pro, из которых следует, что часть указанного здания расположена в границах спорного земельного участка. Данные обстоятельства заявителем в установленном порядке не опровергнуты.
В связи с этим департамент правомерно отказал в предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка и по этому основанию.
С учетом того, что разрешенное использование земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, не соответствует указанным заявителем целям его использования, на спорном земельном участке расположен объект недвижимости, принадлежащий на праве собственности иному лицу, правильным является вывод суда первой инстанции о правомерности отказа департамента в предоставлении земельного участка в аренду без торгов, по основаниям, предусмотренным подпунктами 4, 14 статьи 39.16 ЗК РФ.
Таким образом, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленного требования является законным и обоснованным, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "11" мая 2018 года по делу N А33-3079/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.Н. Борисов |
Судьи |
Е.В. Севастьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.