г. Владивосток |
|
30 мая 2018 г. |
Дело N А24-505/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 мая 2018 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей Л.А. Бессчасной, А.В. Пятковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Витютневой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Камчатскому краю,
апелляционное производство N 05АП-1099/2018
на решение от 21.06.2017
судьи Е.Ю. Лебедевой
по делу N А24-505/2017 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Санаторий Начикинский" (ИНН 4105029808, ОГРН 1064141003057) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по Камчатскому краю (ИНН 4101135273, ОГРН 1104101000013) от 29.08.2016 N 2025,
при участии:
от МИФНС России по Камчатскому краю - Марьинских В.В., доверенность от 12.12.2017 сроком по 31.12.2018, служебное удостоверение.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Санаторий Начикинский" (далее - заявитель, ООО "Санаторий Начикинский", общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по Камчатскому краю (далее - заинтересованное лицо, Межрайонная ИФНС России N 3 по Камчатскому краю, Инспекция, налоговый орган) от 29.08.2016 N 2025 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 21 июня 2017 года суд первой инстанции признал решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Камчатскому краю от 29.08.2016 N 2025 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения недействительным как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации исходя из следующего.
Решением Собрания депутатов Начикинского сельского поселения от 22.12.2014 N 09 "Об установлении и введении в действие на территории Начикинского сельского поселения земельного налога на 2015 год", принятым решением Собрания депутатов Начикинского сельского поселения от 19.12.2014 N19 на территории Начикинского сельского поселения Елизовского муниципального района в Камчатском крае в отношении прочих земельных участков установлена налоговая ставка 1,5 процента.
Решением Собрания депутатов Начикинского сельского поселения от 25.10.2013 N 162 "Об освобождении от земельного налога ООО "Санаторий Начики" сроком на 3 года" установлена нулевая ставка по оплате земельного налога для ООО "Санаторий Начикинский" сроком на три года 2014 - 2017 годы.
Решением Собрания депутатов Начикинского сельского поселения от 27.04.2015 N 17 внесены изменения в решение Собрания депутатов Начикинского сельского поселения от 25.10.2013 N 162 "Об освобождении от земельного налога ООО "Санаторий Начикинский" сроком на три года" в части установления нулевой ставки по оплате земельного налога для предприятий, осуществляющих санаторно-курортную деятельность, расположенных на территории Начикинского сельского поселения сроком на три года с 2014 по 2017 гг.
По протесту прокурора от 16.11.2016 N 12/674ж-16 решением Собрания депутатов Начикинского сельского поселения от 21.12.2016 N 26 решение Собрания депутатов Начикинского сельского поселения от 25.10.2013 N 162 отменено. Решение вступает в силу со дня его официального обнародования в местах определенных статьей 53 Устава Начикинского сельского поселения и подлежит опубликованию в газете "Елизовский Вестник".
Рассматривая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у общества права на применение налоговой ставки 0% при исчислении земельного налога за 2015 год, исходя из того, что поскольку общество не является организацией, осуществляющей санаторно-курортную деятельность, решение Собрания депутатов Начикинского сельского поселения от 27.04.2015 N 17, является актом законодательства о налогах и сборах, ухудшающим положение общества, следовательно, в рассматриваемом случае надлежит применять решение Собрания депутатов Начикинского сельского поселения от 25.10.2013 N162 "Об освобождении от земельного налога ООО "Санаторий Начикинский" сроком на 3 года".
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2017 решение от 21.06.2017 отменено, в удовлетворении требований ООО "Санаторий Начикинский" отказано.
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 26.01.2018 отменено постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2017 по делу N А24-505/2017 Арбитражного суда Камчатского края.
Дело передано на новое рассмотрение в Пятый арбитражный апелляционный суд.
Суд кассационной инстанции указал, на то, что вывод апелляционного суда о правомерном доначислении земельного налога за 2015 год, сделан при неполном выяснении существенных для дела обстоятельств, без проверки доводов общества о наличии права на применение ставки 0% по земельному налогу за 2015 год, в соответствии с решением Собрания депутатов Начинского сельского поселения Елизовского муниципального района от 21.12.2016 N 25 "О внесении изменений в решение N19 "Об установлении и введении в действие на территории Начинского сельского поселения земельного налога на 2015 год".
Из материалов дела коллегия установила, что ООО "Санаторий Начикинский" на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 41:05:0101017:71, 41:05:0101017:72, 41:05:0101017:78 с разрешенным использованием: земли запаса (неиспользуемые).
На основании представленной уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2015 год (корректировка N 3) инспекцией проведена камеральная налоговая проверка, в ходе которой установлено, что общество в налоговой декларации по земельному налогу за 2015 год неправомерно применило ставку 0 %, поскольку ООО "Санаторий Начикинский" не обладает статусом санаторно-курортной организации и не осуществляет санаторно-курортную деятельность.
Налоговый орган произвел исчисление суммы земельного налога за 2015 год, исходя из величины кадастровой стоимости трех земельных участков - 19 998 939 руб., 5 122 657 руб., 3 608 055 руб., с применением налоговой ставки 1,5%, в общей сумме 430 945 руб.
По результатам проверки инспекцией принято решение от 29.08.2016 N 2025 о привлечении ООО "Санаторий Начикинский" к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 86 189 руб., статьей 119 НК РФ в виде штрафа в размере 21 547,25 руб. Этим же решением обществу доначислен земельный налог в сумме 430 945 руб., пени по указанному налогу в сумме 49 365,25 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю от 14.11.2016 N 06-17/10771 решение инспекции от 29.08.2016 N 2025 оставлено без изменения, апелляционная жалоба налогоплательщика - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав в судебном заседании представителя стороны, коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решения государственного органа незаконным необходимо в совокупности два условия: несоответствие данного решения закону или иному ненормативному правовому акту и нарушение оспариваемым решением прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
В соответствии с пунктом 2 статьи 65 ЗК РФ порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Пунктом 1 статьи 387 НК РФ предусмотрено, что земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с указанным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
На основании пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщикам предоставлено право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Пунктом 4 статьи 12, пунктом 3 статьи 56 НК РФ к правам представительных органов муниципальных образований отнесено, в частности, установление в порядке и пределах, предусмотренных НК РФ, налоговых льгот по местным налогам (к которым относится земельный налог), оснований и порядка их применения.
Решением Начикинского сельского поселения Елизовского муниципального района Камчатского края от 21.12.2016 N 25 в решение от 19.12.2014 N 19 "Об установлении и введении в действие на территории Начикинского сельского поселения земельного налога на 2015 год" внесены изменения, касающиеся установления налоговой ставки в размере 0 %, в отношении земельных участков, предоставленных для строительства и эксплуатации объектов физической культуры, спорта, образования, культуры, органов местного самоуправления, здравоохранения, объектов социальной защиты, объектов, расположенных на территории зоны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. Таким образом, представительный орган муниципального образования принял нормативный правовой акт об установлении налоговой льготы по земельному налогу в виде полного освобождения от уплаты земельного налога за 2015 год для категории налогоплательщиков, объекты которых расположены на территории зоны лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Решение вступает в силу со дня его официального опубликования в газете "Елизовский Вестник" и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года.
Решением собрания депутатов Начикинского сельского поселения N 32 от 22 апреля 2011 года Об утверждении правил землепользования и застройки Начикинского сельского поселения утверждена карта градостроительного зонирования, согласно которой земельные участки с кадастровыми номерами 41:05:0101017:71, 41:05:0101017:72, 41:05:0101017:78 расположены в территориальной зоне РЗ 3 - Зона лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 сентября 1987 года N 376 "Об установлении границ и режима округов санитарной охраны курортов Тамиск и Кармадон в Северо-Осетинской АССР, Красноусольск в Башкирской АССР, Начики в Камчатской области" установлены границы и режим округа санитарной охраны курорта Начики в Камчатской области.
Таким образом, Общество, как налогоплательщик, объекты которого расположены на территории зоны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, имел право воспользоваться данной налоговой льготой за 2015 год, поскольку указанное выше решение вступило в силу со дня его официального опубликования в газете "Елизовский Вестник" и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года, что позволяет обществу применить налоговую ставку 0 %.
Довод инспекции об обратном коллегия отклоняет как ошибочный.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 21.06.2017 по делу N А24-505/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-505/2017
Истец: ООО "Санаторий Начикинский"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Камчатскому краю
Третье лицо: Администрация Начикинского сельского поселения
Хронология рассмотрения дела:
30.05.2018 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-1099/18
26.01.2018 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5258/17
26.09.2017 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-5803/17
21.06.2017 Решение Арбитражного суда Камчатского края N А24-505/17