г. Москва |
|
29 мая 2018 г. |
Дело N А40-194923/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Вигдорчика Д.Г.,
судей: |
Мухина С.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Мамедовым Э.М., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Сетевая компания Энерго"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.02.2018 по делу N А40-194923/17, принятое судьей Ласкиной С.О.
по заявлению ООО "Сетевая компания Энерго"
к ФАС России
третье лицо: Государственный комитет Республики Калерия по ценам и тарифам
о признании недействительным Приказа,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Савостина Е.В. по доверенности от 10.01.2018; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО Сетевая компания Энерго обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным Приказа Федеральной антимонопольной службы от 18.07.2017 г. "Об отмене постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 27.12.2016 г. N 243 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2017 год".
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 28.02.2018 в удовлетворении требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Сетевая компания Энерго" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просил его отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального, процессуального права, считает, что оснований для отказа в удовлетворении требований не имелось.
Представитель антимонопольного органа поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен по доводам указанным в письменных объяснениях, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Заявитель, третье лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд своих представителей не направили, ходатайств об отложении судебного разбирательства от них не поступало, в связи с этим, при отсутствии возражений со стороны антимонопольного органа, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 123, 156, 266 АПК РФ, рассмотрел дело в их отсутствие.
Информация о принятии апелляционных жалоб вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст. ст. 266, 268, 271 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Коллегией установлено, что срок на обжалование ненормативных актов, установленный п. 4 ст. 198 АПК РФ заявителем не пропущен.
Согласно положениям части 7 статьи 10 Закона о теплоснабжении решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), принятое им с превышением полномочий, установленных нормативными правовыми актами в сфере теплоснабжения, подлежит отмене в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. N 331, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с п. 6.8. Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право издавать индивидуальные правовые акты по отнесенным к компетенции Службы вопросам, в том числе приказы, определения, постановления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством, законодательством о естественных монополиях и законодательством о рекламе.
Постановлением Правительства РФ от 03.03.2004 г. N 123 утверждены Правила отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с п. 1 Правил, настоящие Правила определяют порядок отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятых с превышением полномочий, установленных нормативными правовыми актами в сфере ценообразования в области электроэнергетики и теплоснабжения, и решений об утверждении тарифов в сфере горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также тарифов в области газоснабжения, принятых ими с нарушением законодательства Российской Федерации, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых с превышением переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию либо противоречащих законодательству Российской Федерации в сфере теплоснабжения, и решений, принятых ими в рамках реализации полномочий, переданных им в соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" если такие решения противоречат законодательству Российской Федерации (далее - решение).
Пункт 4 Правил определяет, что основанием для рассмотрения вопроса об отмене тарифного решения органа исполнительной власти субъекта может являться имеющаяся в ФАС России информация о принятии такого решения с превышением установленных законом полномочий. На основании пункта 8 Правил ФАС России самостоятельно определяет объем необходимых для принятия решения документов и запрашивает их у заинтересованных лиц.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, приказом ФАС России от 18.07.2017 N 950/17 Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам признан нарушившим законодательство в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике;
- отменено с 1 августа 2017 года постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 27 декабря 2016 года N 243 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2017 год";
- предписано Государственному комитету Республики Карелия по ценам и тарифам установить и ввести в действие с 1 августа 2017 года единые (котловые) тарифы на услуги по передачи электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2017 год;
- об исполнении приказа предписано проинформировать службу в течении 10 рабочих дней с даты принятия указанных в пункте 3 настоящего приказа решений
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Из письма временно исполняющего обязанности Главы Республики Карелия А.О. Парфенчикова от 27.06.2017 N 6720/02-13/АИ и письма Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 01.06.2017 N 04-30/2022 следует, что предусмотренный действующим законодательством анализ соответствия территориальных сетевых организаций критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям не проводился, что привело к учету в составе необходимой валовой выручки расходов организаций, не соответствующим вышеуказанным критериям.
Согласно абзацу шестому части 1 статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 35- ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) одним из общих принципов организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики является соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.
Согласно пункту 7 статье 23.1 Закона об электроэнергетике решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, принятое им с превышением полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, подлежит отмене в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 22 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила N 1178), регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и устанавливает срок ее проведения, но не более 6 месяцев. Регулирующий орган назначает экспертов из числа своих сотрудников. К делу об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней приобщаются экспертное заключение.
В соответствии с пунктом 23 Правил N 1178 экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе: - оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней (пункт 1); - анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов (пункт 4); - анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункт 5).
Учитывая изложенное, отсутствие в экспертном заключении информации, которая достаточно определенно подтверждает экономическую обоснованность расходов гарантирующего поставщика, является нарушением статей 6 и 23 Закона об электроэнергетике и пункта 23 Правил.
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы заявителя о том, что оспариваемый приказ противоречит законодательству в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию, в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 6 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на розничных рынках, регулирование которых предусмотрено Законом об электроэнергетике, устанавливаются на год федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, если иное не установлено другими федеральными законами или решением Правительства Российской Федерации, и могут быть установлены с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей (покупателей) с учетом региональных и иных особенностей. При установлении указанных предельных уровней цен (тарифов) учитываются долгосрочные тарифы, установленные для субъектов электроэнергетики, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и (или) долгосрочные параметры регулирования деятельности соответствующих организаций.
При этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определенный Правительством Российской Федерации, устанавливают цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах указанных предельных уровней цен (тарифов).
В силу п. 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительством Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются Федеральной антимонопольной службой дифференцированно по субъектам Российской Федерации и уровням напряжения в соответствии с пунктом 81(1) Основ ценообразования на долгосрочный период или очередной год.
Согласно п. 81 Основ ценообразования, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках указанных предельных уровней в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают единые (котловые) тарифы.
Согласно п. 7 ст. 23.1 Закона об электроэнергетике решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, принятое им с превышением полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, подлежит отмене в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При этом в соответствии с п. 10 Правил отмены решений органов исполнительной власти Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123 (далее - Правила), по итогам рассмотрения вопроса об отмене решения может быть принято решение об отмене (в части или в целом) решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Согласно п. 6 ст. 23.1 Закона об электроэнергетике в случае изменения предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов менее чем за один календарный месяц до начала очередного финансового года или в течение периода действия указанных предельных уровней цен (тарифов) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимают решения об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) в соответствии с измененными предельными уровнями и приводят свои ранее принятые решения об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) в соответствие с решениями об изменении указанных предельных уровней цен (тарифов) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как указано в пункте 6 Административного регламента исполнения Федеральной службой по тарифам государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов, надбавок, платы, ставок), а также за соблюдением стандартов раскрытия информации, утвержденного приказом ФСТ России от 26.01.2012 N 23-э (далее - Административный регламент), государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий и в области регулируемых государством цен (тарифов, надбавок) осуществляется на предмет соблюдения субъектами контроля требований, установленных также другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе, по установлению цен (тарифов) в регулируемых сферах деятельности.
среди перечня документов, подготавливаемых по результатам исполнения государственной функции указаны приказы об отмене решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в электроэнергетике и в сфере теплоснабжения. Соответственно, получателями результатов исполнения государственной функции являются в том числе органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 16 Административного регламента).
Пунктом 112 Административного регламента предусмотрено, что выявление по результатам систематического наблюдения и анализа или по результатам проверки нарушений требований законодательства Российской Федерации является основанием для рассмотрения вопроса о принятии приказа об отмене, что и было сделано ФАС России.
В рассматриваемом деле Приказом ФАС России отменено постановление Комитета Республики Карелия, на последнего возложена соответствующая обязанность. Указанное обстоятельство может быть свидетельствовать о возможном нарушении прав Комитета Республики Карелия. При этом апелляционный суд учитывает, что соответствующее заявления от Комитета в суд не подано.
Отменяя постановления органа тарифного регулирования субъекта, ФАС России в Приказе не указал, какое тарифное решение должно быть принято в отношении ООО "Сетевая компания Энерго".
Таким образом, принятие решения об удовлетворении заявленных ООО "Сетевая компания Энерго" не приведет к восстановлению каких-либо прав заявителя. Соответственно, апелляционный суд поддерживает позицию суда первой инстанции об отсутствии нарушения прав заявителя, что лишает заявителя фактических оснований для удовлетворения заявленных требований.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 28.02.2018 по делу N А40-194923/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Взыскать с ООО "Сетевая компания Энерго" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Г. Вигдорчик |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.