город Томск |
|
29 мая 2018 г. |
Дело N А45-12683/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Усаниной Н.А., |
судей |
|
Колупаевой Л.А., |
|
|
Хайкиной С.Н., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Есиповым А.С. без использования средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по тарифам Новосибирской области (N 07АП-3033/2018) на решение от 16.02.2018 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Шашкова В.В) по делу N А45-12683/2017 по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2, ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (630011, г. Новосибирск, ул. Кирова, д. 3, ИНН 5405116098, ОГРН 1035401913568) о признании незаконными решения и предписания от 19.05.2017 по делу N 02-01-04-10-17.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: акционерное общество "Региональные электрические сети", общество с ограниченной ответственностью "Энергопромсбыт", Департамент по тарифам Новосибирской области.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное обществе "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС) о признании незаконными решения и предписания от 19.05.2017
по делу N 02-01-04-10-17.
К участию в деле в качестве лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "ЭНЕРГОПРОМСБЫТ" (далее - ООО "ЭНЕРГОПРОМСБЫТ"), Акционерное общество "Региональные электрические сети" (далее - АО "РЭС"); Департамент по тарифам Новосибирской области (далее - Департамент).
Решением от 16.02.2018 Арбитражного суда Новосибирской области, заявленные требования удовлетворены, признаны недействительными решение и предписание от 19.05.2017 по делу N 02-01-04-10-17, вынесенные Управлением Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области.
В апелляционной жалобе Департамент, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, дано неверное толкование положений пунктов 30.5 и 41 Правил технологического присоединения; несоответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам, так в заявке АО "РЭС" приводились сведения относительно объектов электросетевого хозяйства АО "РЭС", которые планируется присоединить в связи с необходимостью пропуска через них дополнительной мощности, то есть, АО "РЭС" обратилось в ОАО "РЖД" основании пункта 41 Правил технологического присоединения, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ОАО "РЖД" требований.
ОАО "РЖД", ООО "ЭНЕРГОПРОМСБЫТ" возражают относительно доводов апелляционной жалобы, согласно представленным отзывам.
Новосибирским УФАС, АО "РЭС" отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся материалам дела.
Проверив в порядке 266, 268 АПК РФ правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, а также соответствие выводов в судебном акте установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, изучив доводы апелляционной жалобы и поступивших на нее отзывов, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, решением антимонопольного органа от 19.05.2017 N 02-01-04-10-17 ОАО "РЖД" признано занимающим доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах электрических своих сетей на территории Новосибирской области в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 35-ФЗ) (пункт 1); нарушавшим требования пункта 10 части 1 статьи 10 Закона N135-ФЗ путем установления в договоре N10636-04-15/Зап-Сиб, направленным письмом от 17.04.2015 N2401и-ЖДЭ платы, рассчитанной на основании стандартизированных тарифных ставок, а не по индивидуальному проекту (пункт 2); с выдачей ОАО "РЖД" предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: установить плату по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям устройств АО "РЭС": ЛЭП-10 кв.В ф.4, ЛЭП-10 кВ ф.5 ТПС-110 кВ Мошково, по индивидуальному проекту, и представить копию заключенного договора в Новосибирское УФАС (пункт 3).
Не согласившись с указанными ненормативными актами управления, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции, пришел к выводу об отсутствии в действиях ОАО "РЖД" нарушений пункта 10 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ и ущемления интересов АО "РЭС".
При этом, суд, проанализировав положения статьи 23.2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), пункта 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 г. N 1178), пунктов 7, 13, 23, 31 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 11.09.2012 N 209-э/1 (далее - Методические указания), с учетом Приказа Департамента по тарифам НСО от 30.12.2014 г. N 514-ТП об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "РЖД" на территории НСО на 2015 год, в том числе, в виде стандартизированной тарифной ставки С1, применяемой при наличии технической возможности технологического присоединения, в связи с утверждением для ОАО "РЖД" стандартизированной тарифной ставки С1, наличием технической возможности технологического присоединения объекта АО "РЭС", признал действия ОАО "РЖД" по подготовке и направлению (письмо от 17.04.2015 г. N 2401и-ЖДЭ) в адрес АО "РЭС" проекта договора N 10636-04-15/Зап-Сиб с установлением в нем платы, рассчитанной на основании стандартизированных тарифных ставок, а не по индивидуальному проекту, правомерными и обоснованными.
Доводы Департамента о неверном толковании судом положений пунктов 30.5 и 41 Правил технологического присоединения, отклоняются апелляционным судом.
Порядок заключения договоров со смежной сетевой организацией регулируется общими нормами о заключении договоров об осуществлении технологического присоединения (пункты 8, 9, 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861)).
Из пункта 30 Правил N 861 следует, что в случае, если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном названными Правилами, с учетом особенностей, установленных разделом III указанных Правил.
Критерии наличия технической возможности технологического присоединения указаны в пункте 28 Правил N 861.
Согласно пункту 30.5 названных Правил в случае, если в целях осуществления технологического присоединения объектов заявителя по индивидуальному проекту необходимо осуществить технологическое присоединение сетевой организации (к электрическим сетям которой непосредственно планируется присоединение заявителя) к сетям вышестоящей сетевой организации, плата за технологическое присоединение такого заявителя по индивидуальному проекту утверждается уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов при условии наличия утвержденной в установленном порядке платы за технологическое присоединение сетевой организации к электрическим сетям вышестоящей сетевой организации.
Перечень случаев, когда сетевая организация обязана подать заявку на технологическое присоединение к сетям смежной сетевой организации установлен в пункте 41 Правил N 861.
Из вышеприведенных норм права в их системной взаимосвязи, следует, что определение порядка расчета платы за технологическое зависит от наличия (отсутствие) технической возможности присоединения и такая возможность должна определятся как у вышестоящей так и у нижестоящей сетевых организаций.
Технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в случае, если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке. При наличии технической возможности стоимость платы за технологическое присоединение определяется в соответствии со стандартизированными тарифными ставками и ставками за единицу присоединяемой мощности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, АО "РЭС" является терри-
ториальной сетевой организацией на территории Новосибирской области. Электрические сети АО "РЭС" имеют технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства ОАО "РЖД". Между сторонами заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 28.01.2009 N У-30-РП.
21.01.2015 АО "РЭС" письмом N РЭС-01/332 обратилось в ОАО "РЖД" с заявкой на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям общества для пропуска дополнительной мощности через шины ТПС-110 кВ Мошково (ЛЭП-10 кВ ф.4, ЛЭП-10 кВ ф.5), то есть увеличения ранее разрешенной мощности в соответствующих точках присоединения.
При этом, с заявкой в АО "РЭС" на технологическое присоединение никто не обращался, такая заявка в материалы дела не представлена; в поданной заявке АО "РЭС" не указано на необходимость технологического присоединения по индивидуальному проекту стороннего потребителя. Доказательств обратного в нарушение статьи 65 АПК РФ антимонопольным органом не представлено.
В связи с наличием технической возможности у ОАО "РЖД" исполнить заявку ОАО "РЭС" и отсутствием расходов на "последнюю милю", так как проводится увеличение ранее присоединенной максимальной мощности энергопринимающего устройства по уже существующей точке присоединения, заявитель должен был оплатить железной дороге только расходы по стандартизированной тарифной ставке С1.
Кроме того, как правомерно указал суд первой инстанции, обязанность нижестоящей сетевой организации подать заявку на технологическое присоединение к сетям вышестоящей сетевой организации на основании пункта 41 Правил не означает, что у нижестоящей сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения каких-либо конкретных заявителей, а нормы Правил не устанавливают безусловную обязанность ОАО "РЖД" устанавливать в договорах ставки платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту при наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 41 Правил.
Доказательств наличия у АО "РЭС" случаев, при которых обязано подать заявку на технологическое присоединение к сетям смежной сетевой организации, предусмотренных пунктом 41 Правил технологического присоединения, в материалах дела не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе Департамента, выводы суда не опровергают, не подтверждают нарушений норм материального права (неверное толкование положений Правил технологического присоединения), и не могут являться основанием для отмены судебного акта в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражно-
го процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.02.2018 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-12683/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента по тарифам Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
Н.А.Усанина |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-12683/2017
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 сентября 2018 г. N Ф04-3967/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: Управление федеральной антимонопольной службы по Новосибисркой области
Третье лицо: АО "Региональные электрические сети", Департамент по тарифам Новосибирской области, ООО "ЭНЕРГОПРОМСБЫТ"