г. Москва |
|
30 мая 2018 г. |
Дело N А40-230609/17 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда И.В. Бекетова,
рассмотрев в апелляционную жалобу Банка России
на решение Арбитражного суда города Москвы от 20.02.2018 по делу N А40-230609/17, принятое в порядке упрощенного производства судьей Блинниковой И.А. (120-1858),
по заявлению Центрального Банка РФ в лице Главного управления Банка России по ЦФО г. Москвы
к АО "Страховое общество газовой промышленности"
о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Центральный Банк РФ в лице Главного управления Банка России по ЦФО г. Москвы (заявитель, Банк России) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении АО "Страховое общество газовой промышленности" (ответчик, общество, АО "СОГАЗ", страховщик) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решением от 20.02.2018 Арбитражный суд города Москвы в удовлетворении заявления отказал.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Банк России обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт о привлечении общества к административной ответственности.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик с доводами апелляционной жалобы не согласился, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке упрощенного производства, с учетом требований ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266, 268 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в Управление Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Дальневосточном федеральном округе на рассмотрение поступила жалоба Станога Романа Олеговича относительно отсутствия возможности заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) в форме электронного документа с использованием сайта "СОГАЗ" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в отношении транспортного средства, у которого отсутствует идентификационный номер (VIN) (вх. от 27.02.2017 N ОЭТ-1027).
Согласно материалам жалобы, Станога P.O. по состоянию на 24.02.2017 на сайте АО "СОГАЗ" (www.sogaz.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" отсутствовала возможность заключения договора ОСАГО в виде электронного документа в отношении транспортного средства, у которого не предусмотрен идентификационный номер (VIN).
Согласно жалобе Станога P.O., поле "VIN" номер" было обязательным для заполнения при его обращении на сайт Страховщика 24.02.2017, Заявителем в указанной графе указан номер кузова транспортного средства (NHW203405076), после чего на сайте была отображена информация о неверном формате представленной информации.
Из пояснений Страховщика следует, что при проверке корректности работы сайта АО "СОГАЗ" по состоянию на 01.03.2017 выявлено отсутствие возможности при заполнении сведений о VIN номере транспортного средства выбрать значение "отсутствует". После выявления указанного факта, АО "СОГАЗ" разработчику сайта было направлено техническое задание для реализации возможности выбора значения "отсутствует" (письмо от 17.03.2017 N СГ-28578).
Таким образом, программное обеспечение, используемое АО "СОГАЗ" на своем официальном сайте в сети "Интернет", на момент обращения Заявителя 24.02.2017, не предусматривало возможность заключения договора ОСАГО в виде электронного документа в отношении транспортного средства, у которого идентификационный номер ("VIN" номер) отсутствует.
Документы, свидетельствующие о предпринятых 24.02.2017 мерах, направленных на обеспечение возможности заключения договора ОСАГО в форме электронного документа в отношении транспортного средства, у которого не предусмотрен номер VIN, АО "СОГАЗ" не представлено.
Административный орган пришел к выводу, что АО "СОГАЗ" в нарушение требований пункта 7.2 статьи 15 Федерального закона N 40-ФЗ по состоянию на 24.02.2017 на сайте Страховщика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не обеспечена возможность заключения договора ОСАГО в электронной форме в отношении транспортного средства, у которого отсутствует номер VIN.
Административный орган установил, что АО "СОГАЗ" не были соблюдены лицензионные требования и условия, установленные пунктом 5 статьи 30 Закона N 4015-1, а именно: по состоянию на 24.02.2017 не исполнена обязанность по предоставлению на официальном сайте Страховщика в сети "Интернет" услуги по заключению договора ОСАГО в форме электронного документа в отношении транспортного средства, у которого не предусмотрен идентификационный номер (VIN).
20.11.2017 начальником отдела по работе с обращениями потребителей страховых услуг, микрофинансовых организаций и потребительских кооперативов Управления Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Дальневосточном федеральном округе Дробковым А.А. на основании статьи 28.2, подпункта 81 пункта 1.3 Указания Банка России от 27.02.2017 N 4300-У "О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях", составлен протокол об административном правонарушении N СЗ-06-ЮЛ-17-14731/1020-1 в отношении АО "СОГАЗ".
Протокол об административном правонарушении от 20.11.2017 N СЗ-06-ЮЛ-17-14731/1020-1 составлен в присутствии защитника АО "СОГАЗ" Воробьевой Елены Алексеевны (доверенность от 20.06.2017 N Ф14-38/17).
В соответствии с требованиями статей 23.1, 28.8 Кодекса административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
Отказывая в привлечении общества к административной ответственности, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с п.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно пункту 18.4 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон N 86-ФЗ) Банк России осуществляет защиту прав и законных интересов, в том числе страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством.
В соответствии со статьей 76.1 Закона N 86-ФЗ, некредитными финансовыми организациями в соответствии с Законом N 86-ФЗ признаются лица, осуществляющие, в том числе, деятельность субъектов страхового дела.
Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.
Целями регулирования, контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями являются обеспечение устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации, эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям, защита прав и законных интересов страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством.
В соответствии со статьей 76.5 Закона N 86-ФЗ, Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности (часть 5 статьи 205 АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
Часть 3 статьи 14.1 Кодекса предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно п. 7.2 ст. 15 Закона об ОСАГО Договор обязательного страхования может быть составлен в виде электронного документа с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Страховщик обязан обеспечить возможность заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа с каждым лицом, обратившимся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В случае если страхователь выразил желание заключить договор обязательного страхования в виде электронного документа, договор обязательного страхования должен быть заключен страховщиком в виде электронного документа с учетом требований, установленных Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Согласно п. 2,3 Указания Банка России от 14.11.2016 N 4190-У "О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" в целях заключения договора физическое лицо (страхователь), подписывающее электронный документ, для его последующего определения страховщиком по его простой электронной подписи предоставляет страховщику с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт страховщика) или официального сайта профессионального объединения страховщиков в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт профессионального объединения) следующие сведения:
фамилия, имя и отчество (при наличии);
вид документа, удостоверяющего личность, серия и номер данного документа;
абонентский номер, выделенный оператором подвижной радиотелефонной связи (далее - абонентский номер), и (или) адрес электронной почты.
Страхователь вправе одновременно с сообщением сведений, предусмотренных настоящим пунктом, предоставить страховщику посредством загрузки на сайте страховщика созданную в электронной форме в графических форматах (pdf, jpg, jpeg, bmp, png, tif, gif) копию (электронную копию) документа, удостоверяющего личность, сведения о котором им предоставляются для целей, определенных абзацем первым настоящего пункта.
Страховщик обеспечивает страхователю возможность реализации действий, предусмотренных настоящим пунктом.
Страховщик направляет на указанные страхователем - физическим лицом абонентский номер и (или) адрес электронной почты текстовое сообщение, содержащее последовательность символов, являющуюся ключом простой электронной подписи, и указание лицу, использующему простую электронную подпись, на необходимость соблюдать ее конфиденциальность.
Одновременно с первичным доступом к сайту страховщика с использованием ключа простой электронной подписи, полученного в соответствии с настоящим Указанием, а также указанного в пункте 4 настоящего Указания, на сайте страховщика автоматически создается персональная страница страхователя (далее - личный кабинет страхователя ОСАГО).
Создание и направление страхователем страховщику заявления о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа осуществляются с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При этом указанный официальный сайт страховщика может использоваться в качестве информационной системы, обеспечивающей обмен информацией в электронной форме между страхователем, страховщиком, являющимся оператором этой информационной системы, и профессиональным объединением страховщиков, являющимся оператором автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Закона об ОСАГО.
Перечень сведений, предоставляемых страхователем с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" при создании заявления о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, определяется правилами обязательного страхования.
Доступ к официальному сайту страховщика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для совершения действий, предусмотренных настоящим пунктом, может осуществляться с использованием единой системы идентификации и аутентификации.
При этом, договор страхования не может быть заключен в виде электронного документа, если сведения, предоставленные страхователем, не соответствуют сведениям, содержащимся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Закона об ОСАГО.
При осуществлении обязательного страхования заявление о заключении договора обязательного страхования в электронной форме, направленное страховщику и подписанное простой электронной подписью страхователя - физического лица или усиленной квалифицированной электронной подписью страхователя - юридического лица в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи", признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.
После оплаты страхователем страховой премии по договору обязательного страхования страховщик направляет страхователю страховой полис, созданный с использованием автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Закона об ОСАГО, в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью страховщика с соблюдением требований Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи". Одновременно с направлением страхователю страхового полиса в виде электронного документа страховщик вносит сведения о заключении договора обязательного страхования в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 Закона об ОСАГО.
Таким образом, в соответствии с указанными выше положениями Закона об ОСАГО причиной невозможности заключения договора ОСАГО в виде электронного документа может явиться несоответствие сведений, представленных страхователем, сведениям, содержащимся в АИС РСА. Однако это не свидетельствует и не может свидетельствовать об уклонении АО "Страховое общество газовой промышленности" от заключения договора ОСАГО в виде электронного документа.
Одной, из чаще всего возникающей проблемы в подобных ситуациях (переход на страницу оплаты Е-ОСАГО и осуществление дальнейших действий на официальном сайте Страховщика) является технические неисправности на стороне технических устройств потенциальных страхователей, а также технические сбои в связи в сети "Интернет" на стороне потенциальных страхователей.
Согласно Указанию Банка России от 14 ноября 2016 г. N 4190-У "О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Указание N 4190-У) при осуществление страхователем действий, направленных на заключения договора ОСАГО в электронном виде, взаимодействуют сразу несколько электронных систем:
-электронная система официального сайта страховщика,
-автоматизированная информационная система обязательного страхования, созданная в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ (далее - АИС ОСАГО),
* электронная система технического устройства потенциального страхователя,
* электронная система связи "Интернет",
-электронная система, обеспечивающая связь в сети интернет технического устройства потенциального страхователя (провайдер потенциального страхователя).
Договор ОСАГО не может быть заключен или отправлен потенциальному страхователю при сбоях и технических неисправностей электронных систем (кроме электронной системы официального сайта страховщика) не зависящих от Страховщика.
Страховщик не несет ответственности за функционирование вышеперечисленных электронных систем, кроме электронной системы официального сайта страховщика.
Заявитель полагает, что Страховщик не исполнил обязанность, предусмотренную требованиями п. 7.2. ст. 15 Закона об ОСАГО, п. 1.11 Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств от 19.09.2014 N 431-П (далее - Правила), п. 9 Указания N4190-У.
Свои выводы Заявитель основывает на скрин-шоте экрана технического устройства, с которого Страхователь осуществлял действия, направленные на приобретение ОСАГО, на представленных Страховщиком ответах, в рамках запросов Банка России и приложенных к ним документам, а именно Сеансовой информации, которая является электронным цифровым кодом.
Согласно ст. 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ (далее - АПК РФ) обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
На основании изложенного, можно сделать вывод о том, что без специальных знаний невозможно объективно оценить доказательства, представленные заявителем в арбитражный суд, а именно: скрин-шоты экрана технического устройства, с которого Страхователь осуществлял действия на сайте Страховщика и сеансовую информацию, являющуюся электронно-цифровым кодом.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ страховщик может быть привлечен к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато при отсутствии в действиях лица состава административного правонарушения.
Таким образом, предусмотренные законом (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ) основания для возбуждения дела об административном правонарушении и привлечения АО "Страховое общество газовой промышленности" к административной ответственности по вмененному АО "Страховое общество газовой промышленности" проступку отсутствуют в связи со следующим.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие состава административного правонарушения.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции правомерно установил, что административным органом не представлено ни одного доказательства, что на официальном сайте АО "Страховое общество газовой промышленности" отсутствовала возможность заключения договора ОСАГО в электронном виде.
Также в силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Более того, согласно п. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Из материалов административного дела не усматривается каких-либо действий АО "Страховое общество газовой промышленности", составляющих объективную сторону правонарушения, предусмотренного п. 7.2 статьи 15 Закона об ОСАГО, п. 1 Указания N 4191-У.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие события или состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении и является безусловным основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.
Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административным органом требований.
Доводы подателя апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда города Москвы
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст.ст. 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20.02.2018 по делу N А40-230609/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.