г. Челябинск |
|
31 мая 2018 г. |
Дело N А47-4526/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Ивановой Н.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Карлеевой Оксаны Сергеевны на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 09 февраля 2018 г. по делу N А47-4526/2017 (судья Федорова С.Г.).
Индивидуальный предприниматель Карлеева Оксана Сергеевна (далее - заявитель, ИП Карлеева О.С., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, Управление Роспотребнадзора) о признании незаконным предписания от 24.01.2017 N 06-294-Пр.
Решением суда первой инстанции от 09.02.2018 (резолютивная часть объявлена 23.01.2018) в удовлетворении заявленных требований отказано.
ИП Карлеева О.С. с принятым судебным актом не согласилась, обратившись с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что с решением суда в части возложения на ИП Карлееву О.С. обязанностей по уборке прилегающей территории не согласна. Суд обязан исключить из предписания вменение в обязанность ИП Карлеевой О.С. вышеназванного нарушения, однако этого не сделал.
До начала судебного заседания от Управления Роспотребнадзора поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет; в судебное заседание стороны не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в отношении ИП Карлеевой О.С. на основании решения о согласовании с прокуратурой Оренбургской области от 20.12.2016 проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой выявлены нарушения СП 2.3.6.1079-01 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья.
В отношении ИП Карлеевой О.С. 24.01.2017 вынесено предписание N 06-294-Пр. в котором предпринимателю предписано: руководителю организации, при осуществлении деятельности оказания услуги общественного питания обеспечить: необходимые условия для соблюдения санитарных норм и правил на всех этапах приготовления и реализации блюд и изделий, гарантирующих их качество и безопасность для здоровья потребителей, проведение мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации (по пункту 2.8, пункту 4.6, пункту 3.14 СП 2.3.6.1079-01; пункту 3.3 СанПиН 2.1.2.2645-10), срок исполнения - 01.05.2017.
Считая это предписание незаконным, предприниматель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался выводом о соответствии оспариваемого ненормативного правового акта действующему законодательству и отсутствии нарушения им прав и интересов заявителя в экономической сфере.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ).
В силу статьи 11 Федерального закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в числе прочего выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц.
Пунктом 3 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ также установлено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 55 Федерального закона N 52-ФЗ).
При этом индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила (пункт 2 статьи 24 Федерального закона N 52-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 44 Федерального закона N 52-ФЗ федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в числе прочего включает в себя:
- организацию и проведение проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний должностных лиц осуществляющих федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор;
- применение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, мер по пресечению выявленных нарушений требований санитарного законодательства, технических регламентов и (или) устранению последствий таких нарушений, выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства, технических регламентов и привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения.
В силу пункта 1 "Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
Согласно пункту 2 статьи 50 Федерального закона N 52-ФЗ при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований.
Как следует из пункта 1.1. "СанПиН 2.3.6.1079-01 настоящие санитарно-эпидемиологические правила (далее - санитарные правила) разработаны с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения Российской Федерации и определяют основные санитарно-гигиенические нормы и требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций, условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, технологическим процессам производства, а также к условиям труда, соблюдению правил личной гигиены работников.
Согласно пункту 1.2. 1.2. Санитарные правила распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые организации общественного питания, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению.
Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с организацией питания населения, в том числе в период проведения массовых общественных мероприятий (ярмарок, спортивных соревнований, олимпиад, универсиад, культурно-развлекательных, слетов и других аналогичных общественных мероприятий).
Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проведения внеплановой выездной проверки административным органом были установлены следующие нарушения санитарных требований:
1.Территория предприятия не очищена от снега и льда, в т.ч. подъездные пути для автотранспорта.
Согласно требованиям пункта 2.8 "Территория организации должна быть благоустроена и содержаться в чистоте".
2. Вентиляция из зала для посетителей, туалета вытяжная, наружные вентиляционные каналы отсутствуют, доказательства ее оборудования отдельно от вентиляции жилого здания отсутствуют.
Согласно требованиям пункта 4.6 "Система вытяжной вентиляции организаций, расположенных в зданиях иного назначения, оборудуется отдельно от системы вентиляции этих зданий".
3. Оборудован один туалет для посетителей и персонала.
Согласно требованиям пункта 3.14 "Все стационарные организации оборудуются туалетами и раковинами для мытья рук посетителей. Совмещение туалетов для персонала и посетителей не допускается". Согласно требованиям пункта 13.4 "Работники организации обязаны соблюдать следующие правила личной гигиены: перед началом работы тщательно мыть руки с мылом, надевать чистую санитарную одежду, подбирать волосы под колпак или косынку или надевать специальную сеточку для волос: при посещении туалета снимать санитарную одежду в специально отведенном месте, после посещения туалета тщательно мыть руки с мылом". Совместное использование туалета посетителями (возможными носителями инфекционных заболеваний) и персонала (декретированная группа) может привести к массовым инфекционным заболеваниям и является нарушением пункта 3.14 СП 2.3.5.1079-01.
4. Имеется служебный вход в помещение кафе (дверь которого выходит на лестничную площадку 1-го жилого этажа, где расположена жилая квартира N 65).
Как установлено пунктом 2.2 СанПиН 2.3.6.1079-01 организации могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и в пристроенном, встроенно-пристроенном к жилым и общественным зданиям, в нежилых этажах жилых зданий, в общественных зданиях, а также на территории промышленных и иных объектов для обслуживания работающего персонала. При этом не должны ухудшаться условия проживания, отдыха, лечения, труда людей.
При размещении организаций общественного питания в пристроенных, встроенно-пристроенных к жилым и общественным зданиям, в нежилых этажах жилых зданий, в общественных зданиях должны соблюдаться гигиенические нормативы уровней шума, инфразвука, вибрации, электромагнитных полей в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки, а также предельно допустимые концентрации и ориентировочные безопасные уровни воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест.
Организациям, расположенным в жилых зданиях, следует иметь входы, изолированные от жилой части здания. Прием продовольственного сырья и пищевых продуктов со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры, не допускается. Загрузку следует выполнять с торцов жилых зданий, не имеющих окон, из подземных туннелей со стороны магистралей при наличии специальных загрузочных помещений.
Согласно Санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" пункта 3.3. СанПиН 2.1.2.2645-10 "...помещения общественного назначения, встроенные в жилые здания, должны иметь входы, изолированные от жилой части здания".
В связи с изложенным ИП Карлеевой О.С. предписано при осуществлении деятельности оказания услуги общественного питания обеспечить необходимые условия для соблюдения санитарных норм и правил на всех этапах приготовления и реализации блюд и изделий, гарантирующих их качество и безопасность для здоровья потребителей, проведение мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации (по пункту 2.8, пункту 4.6, пункту 3.14 СП 2.3.6.1079-01; пункту 3.3 СанПиН 2.1.2.2645-10), со сроком исполнения - 01.05.2017.
Управлением Роспотребнадзора 24.11.2017 были внесены изменения в предписание от 24.01.2017 N 06- 294-В, в части исключения из предписания требования о "проведении мероприятий по дезинфекции, дезинсекции, дератизации".
При этом Управление Роспотребнадзора и суд пришли к верному выводу о том, что решение о внесении изменений в предписание прав индивидуального предпринимателя Карлеевой О.С. не нарушает, поскольку не возлагает на нее дополнительных обязанностей, а напротив, уменьшает объем обязательств, направленных на исполнение выданного должностным лицом Управления предписания. При этом права ИП Карлеевой О.С. в сфере предпринимательской деятельности не ограничиваются.
Разделом 2 у санитарных правил СанПиН 2.3.6.1079-01 установлены требования к размещению организаций общественного питания. Согласно пункту 3.1 ГОСТ 30389-2013 "Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" под предприятием общественного питания (предприятие (объект) питания) понимается имущественный комплекс, используемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для оказания услуг общественного питания, в т.ч. изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров как на месте изготовления, так и вне его, по заказам.
Вместе с тем, предприятие общественного питания (закусочная) может иметь ограниченный ассортимент блюд несложного изготовления и предназначенное для быстрого обслуживания населения, с возможной реализацией алкогольных напитков, покупных товаров (п. 3.9 ГОСТ 30389-2013).
При таких обстоятельствах, оспоренное предписание Управления Роспотребнадзора, содержащее требование об устранении указанных нарушений, следует признать выданным заявителю при наличии законных оснований.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на договор от 25.07.2016 N 64 о содержании общего имущества в многоквартирном доме, заключенного между ИП Карлеевой О.С. и ООО "УКЖФ "Дельта", не может быть принят судом во внимание, поскольку обязанность по благоустройству территории лежит на индивидуальном предпринимателе.
Доводы заявителя, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности должен в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказать заявитель.
В нарушение указанных норм заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что оспариваемое по делу предписание Управления Роспотребнадзора нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом Управлением Роспотребнадзора доказано соответствие оспариваемого акта действующему законодательству.
Таким образом, отсутствует совокупность условий, установленных частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и необходимых для признания ненормативного правового акта недействительным.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 150 руб. относятся на её подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 09 февраля 2018 г. по делу N А47-4526/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Карлеевой Оксаны Сергеевны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.