г. Пермь |
|
31 мая 2018 г. |
Дело N А50-37906/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 мая 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.,
судей Жуковой Т.М., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Некрасовой А.С.,
при участии:
от истца Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации: Митирева Е.В. - доверенность от 31.10.2017 N 261, паспорт;
от ответчика общества с ограниченной ответственностью "Сурдо" Ярославского регионального отделения общественной организации "Всероссийское общество глухих": не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
истца, Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 06 марта 2018 года,
принятое судьей Бояршиновой О.А.
по делу N А50-37906/2017
по иску Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1025900889002, ИНН 5904100537)
к обществу с ограниченной ответственностью "Сурдо" Ярославского регионального отделения общественной организации "Всероссийское общество глухих" (ОГРН 1027600854654, ИНН 7606033504)
о признании недействительным пункта 3.1 государственного контракта,
установил:
Государственное учреждение - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Сурдо" Ярославского регионального отделения общественной организации "Всероссийское общество глухих" (далее - ООО "Сурдо" ЯР ООО "ВОГ", ответчик) о признании недействительным (ничтожным) пункта 3.1 государственного контракта от 28.08.2017.
Решением суда от 06.03.2018 (резолютивная часть от 26.02.2018) в удовлетворении иска отказано.
Решение суда от 06.03.2018 обжаловано истцом в апелляционном порядке. Заявитель жалобы ссылается на то, что по общим правилам контракт N 480 должен быть заключен с ценой 9 746 946 руб. Ответчиком была предоставлена декларация соответствия критериям, установленным ч. 2 ст. 29 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе). Предполагая добросовестность участника закупки, истец предоставил ответчику преимущества, в связи с чем контракт N 480 был заключен по цене 9 795 926 руб. 30 коп. Истец считает, что ответчик не имеет права на преимущества при определении цены контракта, предусмотренные ч. 3 ст. 29 Закона о контрактной системе. Указывает, что 12.10.2017 направил ответчику письмо об изменении условий контракта, в связи с чем вывод суда о том, что истец был намерен сохранить п. 3.1 контракта в том виде, в котором он был сформулирован при заключении, не соответствует действительности и не подтвержден материалами дела. По мотивам, приведенным в апелляционной жалобе, ее заявитель просит решение суда отменить, иск - удовлетворить.
Ответчик против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения. Ответчик указывает, что контракт был исполнен и полностью оплачен. Удовлетворение исковых требований не повлечет восстановление каких-либо прав истца. Ответчик считает, что является лицом, которому предоставляются преимущества, предусмотренные ст. 29 Закона о контрактной системе, в связи с чем просит оставить решение суда без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, верно установлено судом первой инстанции и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, 07.07.2017 на сайте http://zakupki.gov.ru истцом размещено извещение о проведении электронного аукциона на заключение государственного контракта по поставке подгузников для взрослых.
Начальная цена контракта установлена в размере 9 795 926 руб. 30 коп.
На рассмотрение единой комиссии поступили две заявки: от ООО "Сурдо" ЯР ООО "ВОГ" и от ООО "Триединство". Ответчиком предложена цена контракта 9 746 946 руб. 66 коп., обществом "Триединство" - 9 795 926 руб. 29 коп.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона победителем аукциона признано ООО "Сурдо" ЯР ООО "ВОГ" (ответчик) с ценой контракта 9 746 946 руб. 66 коп.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 341 "О предоставлении преимущества организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта" победителю электронного аукциона предоставлены преимущества, в связи с чем сторонами 28.08.2017 заключен государственный контракт N 480 по цене 9 795 926 руб. 30 коп.
Полагая, что ответчик не имеет права на преимущества при определении цены контракта, предусмотренные ч. 3 ст. 29 Закона о контрактной системе, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском о признании п. 3.1 контракта N 480 (в котором определены условия о его цене) недействительным в части цены государственного контракта, превышающей 9 746 946 руб. 66 коп.
В качестве правового обоснования заявленного требования истец ссылается на положения п. 1 ст. 168, ст. 180 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В силу ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными ст. 12 ГК РФ, в частности, путем признания сделки недействительной.
Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав. Таким образом, избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно п. 1 ст. 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных п. 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, отзыва не нее, выслушав явившегося в судебное заседание представителя истца, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Предоставление преимуществ организациям инвалидов при участии в закупках регламентировано нормами ст. 29 Закона о контрактной системе, которые направлены на обеспечение социальной защиты инвалидов в части их реабилитации (ст. 9 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Так, согласно ч. 1 ст. 29 Закона о контрактной системе организациям инвалидов, являющимся участниками закупок, предоставляются преимущества, указанные в ч. 3 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 29 Закона о контрактной системе действие настоящей статьи распространяется на общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем восемьдесят процентов, и на организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем двадцать пять процентов.
При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг. Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни. В случае, если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признана организация инвалидов, контракт по требованию победителя заключается по предложенной им цене с учетом преимущества в отношении цены контракта, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки (ч. 3 ст. 29 Закона о контрактной системе).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 341 утверждены Правила предоставления преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта (далее - Правила).
Частью 3 Правил установлено, что для получения преимущества участник закупки, являющийся организацией инвалидов, наряду с документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, заявляет в произвольной форме свое соответствие критериям, установленным ч. 2 ст. 29 Закона о контрактной системе.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что с целью исполнения положений Закона о контрактной системе ответчиком истцу была предоставлена декларация о соответствии ООО "Сурдо" Ярославского регионального отделения общественной организации "Всероссийское общество глухих" требованиям, установленным ч. 2 ст. 29 Закона о контрактной системе.
Протоколом от 08.08.2017 ответчик на основании предоставленных им документов признан победителем электронного аукциона на право заключения контракта. Заказчиком установлено соответствие заявки на участие в аукционе требованиям, установленным документацией об аукционе, в результате чего в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 341 принято решение о заключении контракта по цене 9 795 926 руб. 30 коп. с учетом предоставленных преимуществ.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции справедливо указал, что аукционной комиссии заказчика при изучении документов ответчика не было принято решение о несоответствии поданной заявки на участие в закупке требованиям документации об электронном аукционе, Закону о контрактной системе; допуская ответчика к участию в аукционе, впоследствии признавая его победителем и заключая государственный контракт, заказчик не подвергал сомнению действительность принятого решения и установленной цены контракта.
Кроме того суд первой инстанции обоснованно отметил, что истец не представил безусловных доказательств того, что при установлении цены контракта ответчик действовал недобросовестно с целью причинения вреда.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что именно на стадии изучения документов ответчика до признания его победителем и заключения государственного контракта истец имел возможность проверить обстоятельства, оценка которых могла повлиять на вывод о соответствии ООО "Сурдо" Ярославского регионального отделения общественной организации "Всероссийское общество глухих" требованиям, установленным ч. 2 ст. 29 Закона о контрактной системе.
С учетом вышеизложенного ссылки истца на содержание письма Минфина России от 26.09.2017 N 24-02-058/62503 не принимаются судом апелляционной инстанции во внимание.
Более того, судом первой инстанции установлено и сторонами не оспорено то, что поименованный контракт, заключенный между сторонами, исполнен в полном объеме, истцом произведена оплата в размере цены контракта.
Кроме того истцом не приведено надлежащего обоснования возможности восстановления его прав путем подачи иска о признании недействительным условия данного контракта, прекратившего свое действие.
Таким образом, учитывая изложенное, а также обстоятельства исполнения сторонами условий государственного контракта заявленный истцом способ защиты права не приведет к его надлежащему восстановлению.
При таких обстоятельствах оснований для признания оспариваемого пункта государственного контракта недействительным по указанным истцом основаниям с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела не имеется (ч. 1 ст. 168 АПК РФ).
Принимая во внимание, что истец в апелляционной жалобе не ссылается на доказательства, и не приводит доводы, которые бы не были учтены и оценены судом первой инстанции, равно как и доказательства, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что спор рассмотрен судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы истца судом апелляционной инстанции отклоняются как необоснованные, направленные на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со ст. 71 АПК.
Правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение суда от 06.03.2018 отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 06 марта 2018 года по делу N А50-37906/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Т.Л. Зеленина |
Судьи |
Т.М. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.