г. Красноярск |
|
30 мая 2018 г. |
Дело N А33-31203/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2018 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Петровской О.В.,
судей: Парфентьевой О.Ю., Радзиховской В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лизан Т.Е.,
при участии:
от истца - общества с ограниченной ответственностью "Тургай"- Серебренниковой С.А., представителя по доверенности от 08.06.2017,
от ответчика - администрации города Красноярска: Поповой Г.В., представителя по доверенности от 10.01.2018 N 04-63,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 02 марта 2018 года по делу N А33-31203/2017, принятое судьёй Лесковым Р.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тургай" (ИНН 2461017426, ОГРН 1022402467977, далее - ООО "Тургай", истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к администрации города Красноярска (ИНН 2451000840, ОГРН 1022402655758, далее - ответчик) о признании недействительным одностороннего отказа от исполнения договора на размещение от 30.07.2013 N 5720, выраженного в уведомлении администрации города Красноярска от 14.04.2017 N 11-2616,
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 19 декабря 2017 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент градостроительства администрации г. Красноярска, департамент социально-экономического развития администрации г. Красноярска, МКУ Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 02 марта 2018 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
- договор на размещение временного сооружения не может быть заключен на место размещение объекта, отсутствующее в схеме размещения нестационарных торговых объектов.
-основанием оспариваемого уведомления, как о возможности расторжения договора, явилось распоряжение администрации города Красноярска N 6224-недв от 04.12.2015 о предоставлении в постоянное бессрочное пользование МКУ г. Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" земельных участков;
-отказ от договора на размещение временного сооружения от N 5720 от 30.07.2017, выраженный в письме от 14.04.2017 N11-2616, является обоснованным и законным.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 09 апреля 2018 года апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 23.05.2018.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121-123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителей третьих лиц.
23.05.2018 от истца поступил отзыв, согласно которому действия ответчика по одностороннему отказу от исполнения договора являются недобросовестными. Передача земельного участка, на котором расположен павильон истца, в постоянное (бессрочное) пользование не связано с реализацией муниципальных нужд. На момент принятия оспариваемого уведомления, содержащего отказ от исполнения договора, место размещения павильона истца находилось в схеме размещения.
Представитель истца заявил ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу, до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-16764/2017. Пояснил, что в производстве Арбитражного суда Красноярска края рассматривается дело N А33-16764/2017 по заявлению ИП Зыковой Е.И. к Администрации города Красноярска о признании недействительным распоряжения Администрации города Красноярска от 04.12.2015 N 6224-недв о передаче земельного участка 24:50:0000000:790.
Представитель ответчика возразил против удовлетворения заявленного ходатайства.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
По смыслу названной нормы одним из обязательных оснований для приостановления производства по делу является невозможность рассмотрения дела до разрешения по существу другого дела (принятия и вступления судебного акта в законную силу). Обстоятельства, исследуемые в другом деле, должны иметь значение для арбитражного дела, рассмотрение которого подлежит приостановлению, то есть могут влиять на рассмотрение дела по существу. Кроме того, указанные обстоятельства должны иметь преюдициальное значение по вопросам об обстоятельствах, устанавливаемых судом по отношению к лицам, участвующим в деле.
Таким образом, основанием для приостановления производства по делу должны являться объективные препятствия для рассмотрения дела.
В данном случае судом апелляционной инстанции не установлено наличие препятствий для рассмотрения апелляционной жалобы, на момент рассмотрения дела распоряжение Администрации города Красноярска от 04.12.2015 N 6224-недв о передаче земельного участка 24:50:0000000:790 незаконным или недействительным не признано. Кроме того, право постоянного бессрочного пользования на указанный земельный участок за МКУ г. Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" зарегистрировано в установленном порядке (л.д. 43 т.1).
В силу положений п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Поскольку право постоянного бессрочного пользования МКУ г. Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" не оспорено в установленном законом порядке, само по себе оспаривание распоряжения не повлияет на результат рассмотрения дела.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, руководствуясь статьями 143, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии препятствий для рассмотрения апелляционной жалобы и правовых оснований для приостановления производства по делу и как следствие, отсутствие оснований для удовлетворения ходатайства.
Представитель истца заявил ходатайство о приобщении к материалам дела решения УФАС по Красноярскому краю от 04.04.2018.
Представитель ответчика возразил против удовлетворения заявленного ходатайства.
В соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении ходатайства о приобщении к материалам дела дополнительного документа отказано, так как данное доказательство является новым, появившимся после принятия решения судом первой инстанции, следовательно, не могло быть оценено судом первой инстанции и повлиять на выводы суда. При этом проверка принятого судебного акта производится судом апелляционной инстанции на момент его принятия. Новые обстоятельства могут являться основанием для пересмотра судебного акта по правилам главы 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Распоряжением Администрации г. Красноярска от 04.12.2015 N 6224-недв администрация г. Красноярска предоставила в постоянное (бессрочное) пользование муниципальному казенному учреждению города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" земельные участки, в том числе земельный участок, расположенный по адресу: г. Красноярск, пр. имени газеты "Красноярский рабочий, 95.
30.07.2013 департамент градостроительства администрации г. Красноярска (администрация) и ООО "Тургай" (владелец) заключили договор N 5720 на размещение временного сооружения, согласно пункту 1.1. которого администрация предоставляет владельцу право размещения временного сооружения: павильона, в соответствии с номером 3495 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска, утвержденной Постановлением администрации города Красноярска от 27.11.2012 N 595 по адресу: г. Красноярск, пр. им. газеты "Красноярский рабочий", 95, эксплуатировать его в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, а владелец обязуется установить и эксплуатировать временное сооружение, в установленном законодательством Российской Федерации и настоящим договором порядке в границах, указанных в ситуационном плане земельного участка, прилагаемом к настоящему договору и являющимся его неотъемлемой частью (приложение 1).
Пунктом 1.2. договора срок действия договора установлен до 10.08.2013.
В соответствии с пунктом 5.2. договора в случае отказа администрации от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, установленным пунктами 3.1.2.1 -3.1.2.4, договор считается расторгнутым.
Пункт 3.1.2.1 если владелец в течение срока, установленного пунктом 2.2.1 договора, не обратился за заключением договора аренды земельного участка, используемого для размещения временного сооружения.
Пункт 3.1.2.2 в случае несоответствия установленного временного сооружения схеме размещения временных сооружений.
Пункт 3.1.2.3 в случае нарушения установленных требований к архитектурному облику временного сооружения.
Пункт 3.1.2.4 если договор аренды земельного участка для размещения временного сооружения расторгнут.
В силу пункта 5.3. договора договор подлежит расторжению досрочно в случае принятия администрацией города Красноярска решения о предоставлении земельного участка на котором размещается временное сооружение, для строительства в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планировке города Красноярска.
Дополнительным соглашением от 31.12.2014 N 12259/с срок действия договора продлен до 01.07.2015.
Дополнительным соглашением от 19.06.2015 N 10833/с срок действия договора продлен до 01.01.2017.
Дополнительным соглашением от 10.02.2017 N 163/с срок действия договора продлен до 01.01.2018.
Уведомлением от 14.04.2017 N 11-2616 администрация г. Красноярска сообщила ООО "Тургай" об отказе от исполнения договора на размещение временного сооружения от 30.07.2013 N 5720 с 17.07.2017, в соответствии с пунктом 5.3.. договора. В обоснование одностороннего отказа от исполнения договора администрация г. Красноярска ссылается на предоставление земельного участка по адресу: г. Красноярск, пр. им. газеты "Красноярский рабочий", 95, на котором расположено временное сооружение, в постоянное (бессрочное) пользование муниципальному казенному учреждению города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" на основании распоряжения администрации г. Красноярска от 04.12.2015 N 6224-недв.
ООО "Тургай" обратилось к руководителю департамента социально-экономического развития города Красноярска с заявлением о продлении срока размещения временного сооружения, расположенного по адресу: г. Красноярск, пр. имени газеты "Красноярский рабочий", 95.
Письмом от 19.12.2017 N 1031-ек администрация города Красноярска сообщила ООО "Тургай" об отказе в продлении срока размещения временного сооружения, в связи с расторжением договора на размещение временного сооружения от 30.07.2013 N 5720 в одностороннем порядке.
Письмом от 07.02.2018 N 184-ек администрация г. Красноярска сообщила ООО "Тургай", что в связи с истечением срока действия договора и отсутствием оснований для продления срока действия договора на размещение временного сооружения уведомление от 14.04.2017 N 11-2616 теряет юридическую силу.
Истец, считая, одностороннюю сделку по расторжению договора N 5720 на размещение временного сооружения от 30.07.2013, оформленную уведомлением от 14.04.2017 N 11 -2616 администрации г. Красноярска незаконной, противоречащей положениям статьей 310, 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, просит суд признать ее недействительной.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Удовлетворяя предъявленный иск, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 153, 154, 155, 156, 166, 167, 310, 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил из того, что администрация необоснованно сослалась в качестве основания для расторжения договора на предоставление земельного участка по адресу: г. Красноярск, пр. им. газеты "Красноярский рабочий", 95, на котором расположено временное сооружение, в постоянное (бессрочное) пользование муниципальному казенному учреждению города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" на основании распоряжения администрации г. Красноярска от 04.12.2015 N 6224-недв, а также из того, что пункт 5.3. договора не содержит право на односторонний отказ от договора.
Между тем принятый по делу судебный акт суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Земельный кодекс Российской Федерации дополнен главой V.6 "Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута", положения которой вступили в силу с 01.03.2015.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Частью 3 этой статьи предусмотрено, что схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края установлен приказом министерства промышленности и торговли Красноярского края от 27.11.2013 N 05-95.
Согласно пунктам 4, 6 Порядка N 05-95 схема разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в целях повышения доступности товаров для населения. Схема разрабатывается в соответствии с архитектурными, градостроительными, строительными, пожарными, санитарными и экологическими нормами и правилами, правилами продажи отдельных видов товаров, проектами планировки и благоустройства территории муниципального образования.
Схема утверждается правовым актом органа местного самоуправления, принимаемым в порядке, установленном уставом муниципального образования (пункт 9 Порядка N 05-95).
С целью совершенствования процесса размещения временных сооружений на территории города Красноярска, в соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" постановлением администрации города Красноярска от 28 ноября 2014 года N 809 утверждено Положение о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска, которое устанавливает порядок размещения временных сооружений, в том числе нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Красноярска (пункт 1 Положения N 809).
Согласно пункту 2 Положения N 809 под временными сооружениями понимаются сборно-разборные сооружения, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, перемещение которых возможно без несоразмерного ущерба их назначению, в том числе нестационарные торговые объекты.
Пунктом 8 Положения N 809 установлено, что продажа права на размещение временного сооружения осуществляется путем проведения аукционов, в том числе аукционов в электронной форме, за исключением временных сооружений, указанных в подпунктах 8, 27 пункта 4 настоящего Положения, для лиц, имеющих льготы на внеочередное предоставление вблизи места жительства права на размещение временного сооружения в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Таким образом, по общему правилу продажа права на размещение временного сооружения осуществляется путем проведения аукционов.
Статьей 10 данного Положения предусмотрено, что договор на размещение временного сооружения заключается на срок, определенный схемой размещения временных сооружений на территории города Красноярска, схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска. При продлении срока размещения временного сооружения договор на размещение временного сооружения заключается на срок не более трех лет.
Согласно пункту 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Подпунктом 2.1 пункта 2 статьи 45 Устава города Красноярска установлено, что администрация города в лице уполномоченных органов организует и осуществляет в рамках своей компетенции муниципальный контроль. Реализуя указанные полномочия, администрация города определяет структуру, полномочия, функции и порядок деятельности уполномоченных органов, принимает административные регламенты проведения контрольных проверок, организует мониторинг эффективности муниципального контроля, осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством.
Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьями 7, 45, 58, 59 Устава города Красноярска, порядок выдачи разрешения на размещение временных сооружений был урегулирован в Постановлении администрации г. Красноярска от 09.02.2010 N 55 "Об утверждении Положения о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска".
Постановлением администрации г. Красноярска от 29.08.2014 N 538, Постановление администрации города от 09.02.2010 N 55 "Об утверждении Положения о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска" признано утратившим силу.
С целью совершенствования процесса размещения временных сооружений на территории города Красноярска, Постановлением администрации г. Красноярска от 28.11.2014 N 809 утверждено новое Положение о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска.
Статьей 153 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
В силу положений статей 153, 154, 156 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны. К односторонним сделкам соответственно применяются общие положения об обязательствах и о договорах, поскольку это не противоречит закону, одностороннему характеру и существу сделки.
В силу положений пункта 6 Федерального закона от 07.05.2013 N 100 "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) об основаниях и о последствиях недействительности сделок (статьи 166-176, 178-181) применяются к сделкам, совершенным после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 07.05.2013 N 100-ФЗ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Предметом спора в рамках настоящего дела является установление законности уведомления администрации города Красноярска от 14.04.2017 N 11-2616 об отказе от исполнения договора на размещение временного сооружения от 30.07.2013 N 5720, соответствие требованиям пункта 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации. В отсутствие наличия условий для вывода о ничтожности оспоренной истцом односторонней сделки исследованию и проверке по настоящему делу подлежат обстоятельства наличия у ответчика законных оснований для ее совершения.
Согласно статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным (пункт 3).
По правилам указанной нормы материального права стороны сделки могут предусмотреть право одностороннего отказа от договора.
При расторжении договора обязательства сторон прекращаются (пункт 2 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 5.1. договора предусмотрено, что договор может быть изменен или расторгнут в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством.
Согласно пункту 5.3.1. договора от 30.07.2013 N 5720 в редакции дополнительного соглашения от 19.06.2015 N 10833/с (л.д.38-39) основанием для досрочного расторжения договора является наличие у иного лица в отношении земельного участка, на котором размещается временное сооружение, заключенного договора аренды, договора безвозмездного пользования земельным участком либо иных прав на земельный участок, предусмотренных земельным и гражданским законодательством.
Указание суда на то, что пункт 5.3.1 договора не предусматривает возможность расторжения этого договора в одностороннем порядке, не соответствует содержанию договора. Так, в пункте 5.3 договора в редакции дополнительного соглашения от 19.06.2015 N 10833/с после перечисления оснований для его расторжения указано на то, что администрация уведомляет владельца в письменной форме о досрочном расторжении договора не менее чем за 90 календарных дней до даты его расторжения. (норма аналогичного содержания изложена в пункте 20 Положения). Данное условие свидетельствует о наличии у администрации права на односторонний отказ от исполнения договора. Данный правовой подход соответствует позиции Арбитражного суда Восточного-Сибирского округа при рассмотрении аналогичного дела N А33-17468/2017.
Уведомлением от 14.04.2017 N 11-2616 администрация г. Красноярска сообщила ООО "Тургай", что земельный участок по адресу: г. Красноярск, пр. им. газеты "Красноярский рабочий", 95, на котором расположено временное сооружение, в постоянное (бессрочное) представлен в пользование муниципальному казенному учреждению города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" на основании распоряжения администрации г. Красноярска от 04.12.2015 N 6224-недв, об отказе от исполнения договора на размещение временного сооружения в одностороннем порядке.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2015 N 225-О реализация положений Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) - с другой. В соответствии с этим оспариваемое законоположение не может рассматриваться как исключающее необходимость достижения в каждом конкретном случае при утверждении (изменении) схемы размещения нестационарных торговых объектов баланса интересов местного сообщества в целом и соответствующих хозяйствующих субъектов с учетом особенностей конкретного муниципального образования, а потому органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.
При рассмотрении дела необходимо установить, для каких целей названный выше земельный участок, в пределах которого расположено место размещения нестационарного торгового объекта истца, был предоставлен МКУ г. Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" и, в частности, связано ли его предоставление с реализацией каких-либо муниципальных нужд.
Распоряжением Администрации г. Красноярска от 04.12.2015 N 6224-недв администрация г. Красноярска принято решение предоставить в постоянное бессрочное пользование МКУ г. Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" земельных участков, в том числе земельный участок по адресу: г. Красноярск, пр. им. газеты "Красноярский рабочий", 95.
Согласно выписке из ЕГРН от 21.12.2017 в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:790, расположенного по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, г. Красноярск, автодорога пр.им.газ. "Красноярский рабочий" от Предмостной площади до ул.Корнетова зарегистрировано право постоянного бессрочного пользования земельным участком за МКУ г. Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" (запись о регистрации от 17.02.2016 N 24:24/001-24/001/008/2016-3651).
Указанное обстоятельство подтверждает как факт передачи земельного участка МКУ г. Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства", так наличия основания для одностороннего отказа от исполнения договора на размещение временного сооружения от 30.07.2013 N 5720 на основании пункта 5.3. договора.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что вид разрешенного использования земельного участка - для размещения объектов транспорта, что объясняет муниципальные нужды в передаче данного земельного участка в постоянное безвозмездное пользование МКУ г. Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства".
Доказательством того, что муниципальное образовании нуждается в освобождении земельного участка от временного сооружения является также то обстоятельство, что временное сооружение N 3495 исключено из схемы размещения временных сооружений Постановлением администрации г. Красноярска от 17.07.2017 3 465. Указанное Постановление опубликовано в газете "Городские новости" N 83, 26.07.2017.
Кроме того, согласно подпункту 2 пункта 20 Положения N 809, которое действовало в период подписания дополнительного соглашения от 19.06.2015 N 10833/с (л.д.38-39), основанием для досрочного расторжения договора на размещение временного сооружения является наличие у иного лица в отношении земельного участка, на котором размещается временное сооружение, заключенного договора аренды, договора безвозмездного пользования земельным участком, либо иных прав на земельный участок, предусмотренных земельным и гражданским законодательством.
Уполномоченный орган уведомляет владельца временного сооружения в письменной форме о досрочном расторжении договора на размещение временного сооружения не менее, чем за девяносто календарных дней до даты расторжения договора.
Таким образом, право уполномоченного органа на досрочное расторжение договора на размещение временного сооружения предусмотрено как указанным правовым актом, так и договором.
При этом согласно пункту 21 Положения в случае расторжения договора по инициативе уполномоченного органа по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 и 2 пункта 20 Положения, владелец временного сооружения вправе до даты расторжения договора обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении компенсационного места размещения временного сооружения аналогичного вида со схожими параметрами (площадью) в пределах города Красноярска без проведения аукциона.
Учитывая изложенное, у ответчика имелись основания для одностороннего отказа от исполнения договора на размещение временного сооружения от 30.07.2013 N 5720, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Доказательства продления договора аренды земельного участка после 17.07.2017 в материалы дела не представлены.
Учитывая изложенное, договор аренды земельного участка от 30.07.2013 N 5720 считается расторгнутым и прекратившим свое действие 18.07.2017.
На основании изложенного, ссылки истца о том, что исходя из буквального толкования условий спорного договора по правилам статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 5.3 договора не содержит право на односторонний отказ от договора по правилам статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор может быть расторгнут по правилам статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, по соглашению сторон или в судебном порядке, у ответчика отсутствовали правовые основания для отказа от договора, подлежат отклонению.
С учетом изложенного, основания для признания оспариваемого истцом уведомления об отказе от исполнения договора на размещение временного сооружения в одностороннем порядке от 14.04.2017 N 11-2616 недействительным не установлены.
Поскольку исковые требования заявлены необоснованно, решение Арбитражного суда Красноярского края на основании пункта 2 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении иска.
Согласно части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскивается арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы распределяются пропорционально размеру удовлетворенных требований.
В связи с отказом в удовлетворении иска, государственная пошлина за рассмотрение иска и апелляционной жалобы относится на истца.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 02 марта 2018 года по делу N А33-31203/2017 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Тургай" в доход федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
О.Ю. Парфентьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.