г. Саратов |
|
29 мая 2018 г. |
Дело N А57-28321/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена "22" мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен "29" мая 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей Акимовой М.А., Степуры С.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Астафьевой В.К.,
в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Финансового управления администрации Саратовского муниципального района Саратовской области (410009, г. Саратов, ул. Трактороная, д. 43)
на решение арбитражного суда Саратовской области от 02 февраля 2018 года по делу N А57-28321/2017 (судьи Т.И. Викленко)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью управляющей компании "Фаворит" (410005, г. Саратов, ул. им Зарубина В.С., д. 117, пом. 3, ИНН 6452105049, ОГРН 1136450010784)
заинтересованные лица: Финансовое управление администрации Саратовского муниципального района Саратовской области (410009, г. Саратов, ул. Трактороная, д. 43), Администрация Саратовского муниципального района Саратовской области (410009, г. Саратов, ул. Трактороная, д. 43), МКУ " Служба хозяйственного и транспортного обслуживания" (410530, Саратовская область, Саратовский район, посёлок Дубки, ИНН 6432015911, ОГРН 1126432001013)
о признании незаконным бездействия при исполнении судебных актов,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью управляющая компания "Фаворит" (далее - ООО УК "Фаворит", заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным бездействия Финансового управления администрации Саратовского муниципального района Саратовской области (далее - Финансовое Управление) по не приостановлению осуществления операций по расходованию средств на всех, лицевых счетах муниципального казенного учреждения "Служба хозяйственного и транспортного обслуживания" (далее - МКУ "Служба хозяйственного и транспортного обслуживания"), включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в финансовом органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), в связи с неисполнением вышеуказанным должником требований исполнительного листа ФС 010786781, выданного 26.05.2016 по делу N А57-22131/2015; об обязании Финансового управления приостановить операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника - МКУ "Служба хозяйственного и транспортного обслуживания", включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в финансовом органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решений налоговых органов), до полного исполнения требований исполнительного листа ФС 010786781, выданного 26.05.2016 по делу N А57-22131/2015.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 02 февраля 2018 года заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие Финансового управления по не приостановлению осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах МКУ "Служба хозяйственного и транспортного обслуживания", включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в финансовом органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) в связи с неисполнением вышеуказанным должником требований исполнительного листа ФС 010786781, выданного 26.05.2016 по делу N А57-22131/2015, и обязал Финансовое управление приостановить операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника - МКУ "Служба хозяйственного и транспортного обслуживания", включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в финансовом органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решений налоговых органов), до полного исполнения требований исполнительного листа ФС 010786781, выданного 26.05.2016 по делу N А57-22131/2015.
Финансовое управление, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 20 апреля 2018 года.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ООО УК "Фаворит" обратилось в арбитражный суд Саратовской области к МКУ "Служба хозяйственного и транспортного обслуживания" с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о взыскании 224491,40 руб.
Вступившим в законную силу решением арбитражного суда Саратовской области от 25.04.2016 по делу N А57-22131/2015 с МКУ "Служба хозяйственного и транспортного обслуживания" в пользу ООО УК "Фаворит" взыскана задолженность за период с февраля 2014 года по декабрь 2015 года в размере 224491 руб. 40 коп.
На основании данного решения 26.05.2016 ООО УК "Фаворит" был выдан исполнительный лист ФС 010786781, который был предъявлен обществом к исполнению в Финансовое управление.
В связи с непринятием Финансовым управлением принудительных мер, предусмотренных действующим законодательством по исполнению решения суда, ООО УК "Фаворит" обратилось в арбитражный суд с вышеизложенными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое бездействие Финансового управления не соответствует положениям действующего Бюджетного законодательства и нарушает права и законные интересы общества.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции, считает их правомерными в силу следующего.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и в соответствии со статьёй 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Исполнение судебных актов по искам к публично-правовым образованиям, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов по денежным обязательствам бюджетных учреждений, осуществляется в особом, отличном от общих правил исполнительного производства, порядке согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", пункту 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Такие судебные акты подлежат исполнению в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Поскольку решение арбитражного суда Саратовской области от 25.04.2016 по делу N А57-22131/2015 является судебным актом о взыскании денежных средств с местного бюджета по денежным обязательствам муниципального бюджетного учреждения, порядок его исполнения регламентирован статьёй 242.5 БК РФ.
В силу статьи 242.5 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казённого учреждения-должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 БК РФ, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счёта муниципального казённого учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учёта операций по исполнению расходов местного бюджета (пункт 1).
Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казённых учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приёма к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя (пункт 2).
Должник в течение десяти рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казённых учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
Согласно абзацу первому пункта 3 указанной статьи должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казённых учреждений, платёжное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объёмов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
При неисполнении должником требований, установленных данным пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казённых учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казённых учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (пункт 6 статьи 242.5 БК РФ).
Согласно пункту 7 статьи 242.5 БК РФ при неисполнении должником в течение трёх месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казённых учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 указанной статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казённых учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Операции по лицевым счетам должника не приостанавливаются при предъявлении должником в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казённых учреждений, документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.
При неисполнении должником исполнительного документа в течение трёх месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казённых учреждений, указанный орган в течение десяти дней информирует об этом взыскателя.
Таким образом, при неисполнении судебного решения в отведённый срок финансовый орган в предусмотренных статьёй 242.5 БК РФ случаях обязан принять в отношении должника муниципального казенного учреждения временные ограничительные меры воздействия вне зависимости от причин, приведших к просрочке исполнения судебного акта.
Диспозиция статьи 242.5 БК РФ, согласно которой при неисполнении должником в течение трёх месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казённых учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 данной статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казённых учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений, не содержит каких-либо условий для её применения.
Факт неисполнения должником в течение трёх месяцев со дня поступления исполнительного документа является достаточным основанием для приостановления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника и не требует выяснения причин такого неисполнения. Аналогичные выводы изложены в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.10.2009 N ВАС-13746/09.
БК РФ возлагает на финансовый орган особую публичную функцию обеспечения исполнения судебных решений, предусматривающих обращение взыскания на средства муниципального бюджета по денежным обязательствам муниципальных казённых учреждений.
Приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника является не правом, а обязанностью финансового органа.
Факт предъявления к исполнению исполнительного листа серии ФС 010786781, выданного арбитражным судом Саратовской области на основании решения от 25.04.2016 по делу N А57-22131/2015, подтверждён материалами дела и не оспаривается финансовым органом. Требования исполнительного листа в полном объёме не исполнены.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что финансовое управление несёт обязанность по совершению предусмотренных статьёй 242.5 БК РФ действий по исполнению требований исполнительного документа.
Учитывая изложенное, апелляционная коллегия согласна с выводом суда первой инстанции, что установив неисполнение должником в течение трёх месяцев со дня поступления исполнительного документа требований исполнительного листа, финансовое управление должно было в соответствии с пунктом 7 статьи 242.5 БК РФ приостановить до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевом счёте должника, открытом в финансовом управлении.
Доказательств того, что финансовым управлением предпринимались действия, направленные на приостановление операций по расходованию средств на лицевом счете МКУ "Служба хозяйственного и транспортного обслуживания", открытом в данном органе до момента исполнения казенным учреждением требований исполнительного листа серии ФС N 010786781, в течение трёх месяцев со дня его поступления в финансовое управление, ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции не представлено.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 14 июля 2005 года N 8-П, взыскателю должны быть гарантированы действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок, а также эффективный, а не формальный судебный контроль за исполнением судебного решения уполномоченными органами, предполагающий, в частности, обеспечение заинтересованным лицам права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, приводящих к затягиванию исполнения судебного решения или его неисполнению. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, государство возлагает исполнение обязанностей по принудительному исполнению на различные органы, но вне зависимости от выбранного варианта положение взыскателя в сфере исполнительного производства не должно ухудшаться, несмотря на то, что ответчиком является публичная власть.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что допущенное финансовым управлением бездействие, по не приостановлению осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника - МКУ "Служба хозяйственного и транспортного обслуживания", включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытых в финансовом управлении администрации Саратовского муниципального района (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решений налоговых органов), до полного исполнения требований исполнительного листа ФС 010786781, выданного 26.05.2016 по делу N А57-22131/2015, повлекло нарушение прав и законных интересов заявителя, а потому правомерно признано судом первой инстанции незаконным.
Судебной коллегией отклоняются доводы апелляционной жалобы о том, что 23.11.2017 уведомлением N 53 Финансовое управление приостановило операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника - МКУ "Служба хозяйственного и транспортного обслуживания" до момента исполнения требований иного исполнительного листа ФС N 013027942, следовательно, обязанность приостановления операции по расходованию средств должника наступит лишь при полном оплате требований указанного исполнительного документа (ФС N 013027942), который является основанием для приостановления операций. Финансовое управление не имеет технической возможности применять одновременно к одному и тому же должнику такую меру воздействия как приостановка операций по расходованию средств в один и тот же промежуток времени.
Как было указано выше, приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника является не правом, а обязанностью финансового органа. Приостановление лицевых счетов должника по исполнению иного исполнительного листа серия ФС N 013027942 не свидетельствует о соблюдении Финансовым управлением норм действующего законодательства при исполнении исполнительного документа в пользу ООО "УК Фаворит".
Финансовое управление в апелляционной жалобе указывает, что от должника поступила информация о том, что денежных средств для оплаты не имеется, задолженность будет погашаться равными частями по мере выделения денежных средств из бюджета района на соответствующие цели, должником частично оплачена задолженность, приостановление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника не позволит своевременно оплачивать потребленные энергоресурсы, что приведет к образованию задолженности и начислению пени за договорные отношения, а также не позволит оперативно устранить возникшие аварийные ситуации, приведет к остановке работы котельных и прекращению подачи тепловой энергии.
Апелляционная коллегия считает указанные доводы в рассматриваемом случае несостоятельными.
Перечисленные обстоятельства, как и приостановление операций по лицевому счету в рамках исполнения иного исполнительного документа, не установлены законодателем в качестве оснований для неприменения положений пункта 7 статьи 242.5 БК РФ.
При неисполнении судебного решения в отведённый срок финансовые органы в предусмотренных пунктом 9 статьи 242.5 БК РФ случаях обязаны принять в отношении должника временные ограничительные меры воздействия вне зависимости от причин, приведших к просрочке исполнения судебного акта. При этом приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника в порядке, определённом пунктом 7 статьи 242.5 БК РФ, применяется для защиты прав и законных интересов взыскателя денежных средств, учитываемых на лицевых казначейских счетах, являющегося заведомо более слабой стороной в отношениях с государством.
Приостановление операций по расходованию средств в отношении должника не направлено на привлечение последнего к ответственности за виновное нарушение бюджетного законодательства, а является временной ограничительной мерой, применяемой к должнику, не исполнившему в установленный законом трехмесячный срок требования исполнительного документа. Следовательно, в данных отношениях соответствующий финансовый орган выступает именно в качестве специального органа, обеспечивающего в силу закона должное исполнение решений судов в особой процедуре обращения взыскания на бюджетные средства. В этой сфере действия финансового органа предопределены отношениями, связывающими взыскателя и должника, а не взаимоотношениями должника с третьими лицами.
Установив нарушение прав заявителя и норм закона, суд первой инстанции в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ законно и обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Кроме того, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ выбрал надлежащий способ восстановления нарушенного права.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции, признав оспариваемое бездействие финансового управления незаконным, в соответствии с приведённой нормой возложил на него обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО УК "Фаворит" путём приостановления осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника - МКУ "Служба хозяйственного и транспортного обслуживания", включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в финансовом органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решений налоговых органов), до полного исполнения требований исполнительного листа ФС 010786781, выданного 26.05.2016 по делу N А57-22131/2015.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Саратовской области от 02 февраля 2018 года по делу N А57-28321/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Финансового управления администрации Саратовского муниципального района Саратовской области без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.