г. Хабаровск |
|
30 мая 2018 г. |
Дело N А73-1579/2018 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Швец Е.А.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские Железные Дороги"
на решение от 02.04.2018
по делу N А73-1579/2018
рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Шапошниковой В.А.
по заявлению открытого акционерного общества "Российские Железные Дороги"
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", общество, заявитель) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу (далее - УГАН НОТЕ ДФО Ространснадзора, Управление Ространснадзора, административный орган) от 19.01.2018 N ПТБ-ЖТ-19/01/2018/18ХБР, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением суда от 02.04.2018 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что с 01.07.2017 вступили в силу новые требования по обеспечению транспортной безопасности, в связи с чем, субъекту необходимо провести дополнительную оценку уязвимости. Таким образом, ссылка на ранее утвержденный план в 2015 несостоятельна.
По правилам части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Учитывая, что суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для вызова сторон в судебное заседание, поскольку позиция общества относительно существа спора достаточно полно и подробно изложена в апелляционной жалобе, рассмотрение последней осуществляется без вызова сторон по имеющимся в деле письменным доказательствам, в связи с чем, ходатайство общества о рассмотрении дела в судебном заседании с вызовом сторон подлежит отклонению.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что Комсомольской-на-Амуре транспортной прокуратурой на основании решения от 17.11.2017 проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры - железнодорожный вокзал ст. Новый Ургал Дальневосточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов -филиала ОАО "РЖД", расположенного по адресу: Хабаровский край, Верхнебуреинский р-н, п. Новый Ургал.
В ходе проведенной проверки установлено нарушение обществом Требований по обеспечению транспортной безопасности, а именно:
* не образовано (не сформировано) и (или) не привлечено для защиты объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности (далее - группы быстрого реагирования), специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и (или) на критических элементах объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств), включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры и (транспортного средства), совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) (далее - критические элементы объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов;
* установлен факт отсутствия предусмотренных утвержденным в 2015 году Планом транспортной безопасности периметрового ограждения с установленными аншлагами, запрещающими проезд, проход в охраняемую зону.
Нарушения отражены в акте проверки от 20.11.2017.
29.12.2017 прокуратурой в отношении ОАО "РЖД" возбуждено дело об административном правонарушении, и впоследствии материалы направлены для рассмотрения в Управление Ространснадзора по ДФО.
Постановлением административного органа от 19.01.2018 N П-ТБ-ЖТ-19/01/2018/18ХБР ОАО "РЖД" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходил из доказанности события правонарушения и вины общества, не усмотрел нарушений процедуры привлечения к административной ответственности и оснований для применения статей 2.9, 4.1.1 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Федеральный закон N 16-ФЗ) обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками (часть 1 статьи 8 Федерального закона N 16-ФЗ).
Из материалов дела видно, что указанный железнодорожный вокзал включен в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры 30.05.2011 за N ЖВД 604311, объекту присвоена 2 категория.
Оценка уязвимости железнодорожного вокзала станции Новый Ургал утверждена компетентным органом 09.04.2012, план обеспечения транспортной безопасности утвержден 19.01.2015.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о транспортной безопасности на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности; порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, субъектами транспортной инфраструктуры совместно с органами государственной власти или органами местного самоуправления либо исключительно органами государственной власти (часть 4 статьи 9 Закона о транспортной безопасности).
Приказом Минтранса Российской Федерации от 08.02.2011 N 43 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее - Требования N 43).
Указанные требования определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее - ОТИ и ТС) от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства (далее - АНВ).
Документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 N 495, утвердившего новые требования (далее - Требования N 495).
Новые требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 N 495, вступили в законную силу с 01.07.2017.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что к моменту привлечения ОАО "РЖД" к административной ответственности за нарушения требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, Требования N 43 утратили силу, что свидетельствует о невозможности привлечения к административной ответственности, поскольку в связи с вступлением в силу новых правил, субъектам транспортной инфраструктуры указан новый порядок, в соответствии с которым необходимо провести дополнительную оценку уязвимости, внести изменения в планы ОТБ и только после данных действий приступать к его реализации.
Указанный довод отклоняется судом апелляционной инстанции на основании следующего.
Требования, установленные Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 N 43, нарушение которых вменяется обществу, также предусмотрены и в новых Требованиях N 495, только в иной интерпретации.
Так в пункте 5 Требований N 495 определено, что субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а также субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортного средства обязаны соответственно в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, помимо прочего, обязаны:
- образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности (далее - группы быстрого реагирования), специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и (или) на критических элементах объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств), включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры и (транспортного средства), совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) (далее - критические элементы объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов (подпункт 3);
- реализовать план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) поэтапно в предусмотренные этим планом сроки:
для объектов транспортной инфраструктуры I и II категорий - в течение 2 лет со дня включения в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
для объектов транспортной инфраструктуры III и IV категорий - в течение одного года со дня включения в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
для транспортных средств I и II категорий - в течение одного года со дня включения в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
для транспортных средств III и IV категорий - в течение 9 месяцев со дня включения в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (подпункт 7).
Таким образом, принятие новых требований транспортной безопасности, в которых отражены требования, по своему значению согласующиеся с требованиями, установленными Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 N 43, не освобождает общество от обязанности по принятию мер по исполнению Требований по обеспечению транспортной безопасности.
При этом, отсутствие утвержденной дополнительной оценки уязвимости не означает, что утвержденный в 2015 году План ОТБ не должен реализовываться.
На основании изложенного, факт нарушения ОАО "РЖД" Требований по обеспечению транспортной безопасности подтверждается материалами дела.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению
Обществом не представлены доказательства, свидетельствующих о том, что оно предприняло исчерпывающие меры для соблюдения вышеуказанных нормативных требований, доказательств невозможности соблюдения обществом приведенных правил в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела также не имеется.
Учитывая вышеизложенное, административный орган обоснованно пришел к выводу о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, следовательно, заявитель правомерно привлечен к административной ответственности, а оспариваемое постановление является законным и обоснованным, в силу чего оснований для удовлетворения заявленного требования у суда первой инстанции не имелось.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ. Назначенный штраф отвечает требованиям справедливости, соразмерности, степени вины, тяжести правонарушения и целям административного наказания.
Нарушений административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности не установлено.
Заявитель привлечен к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Исходя из оценки конкретных обстоятельств дела и характера правонарушения, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии исключительных оснований для признания совершенного обществом административного правонарушения малозначительным по правилам статьи 2.9 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судом апелляционной инстанции, поскольку основаны на неверном толковании норм права и не опровергают выводы суда первой инстанции применительно к обстоятельствам настоящего дела.
Принимая во внимание изложенное, решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 02.04.2018 по делу N А73-1579/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Швец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.