г.Самара |
|
30 мая 2018 г. |
Дело N А65-29583/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 мая 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Бажана П.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания Ахмеджановой Э.М. с участием:
конкурсный управляющий имуществом главы крестьянского (фермерского) хозяйства Гильманова А.М. - Шарифуллин Ильдар Динамович - не явился, извещен,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - представителя Дубровиной Е.О. (доверенность от 09.01.2018),
от третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Азнакай" - представитель не явился, извещено,
Управления сельского хозяйства и продовольствия в Азнакаевском муниципальном районе - представитель не явился, извещено,
ИП главы КФХ Салахов Вильдан Ильдусович - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 мая 2018 года апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 февраля 2018 года по делу N А65-29583/2017 (судья Хафизов И.А.), принятое по заявлению конкурсного управляющего имуществом главы крестьянского (фермерского) хозяйства Гильманова А.М. - Шарифуллина Ильдара Динамовича, Республика Татарстан, г.Казань, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г.Казань, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Азнакай", Республика Татарстан, г.Азнакаево, Управление сельского хозяйства и продовольствия в Азнакаевском муниципальном районе, Республика Татарстан, г.Азнакаево, ИП глава КФХ Салахов Вильдан Ильдусович, Республика Татарстан, Азнакаевский район, с. Алькеево,
о признании недействительным и отмене решения от 31.08.2017 по делу N Т04-207/2017,
УСТАНОВИЛ:
Конкурсный управляющий имуществом главы крестьянского (фермерского) хозяйства Гильманова А.М. - Шарифуллин Ильдар Динамович (далее - заявитель, конкурсный управляющий имуществом главы КФХ Гильманова А.М.) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Татарстанское УФАС России, УФАС России по Республике Татарстан, антимонопольный орган) о признании недействительным и отмене решения от 31.08.2017 по делу N Т04-207/2017.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Агрофирма "Азнакай", управление сельского хозяйства и продовольствия в Азнакаевском муниципальном районе, ИП глава КФХ Салахов Вильдан Ильдусович.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 февраля 2018 года заявленные требования удовлетворены, решение Татарстанского УФАС России от 31.08.2017 по делу N Т04-207/2017 признано недействительным. На Татарстанское УФАС России возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов заявителя.
В апелляционной жалобе УФАС России по Республике Татарстан просит решение суда отменить и принять новый судебный, ссылаясь на то, что конкурсным управляющим имуществом главы КФХ Гильманова А.М. не выполнено обязательное условие, предусмотренное законодательством, о том, что реализация имущества и имущественных прав КФХ иным лицам, нежели обладающим преимущественным правом приобретения такого имущества, допускается лишь при условии, если эти лица в течение месяца с даты получения предложения о приобретении имущества и имущественных прав не заявили о своем желании приобрести имущество и права требования, т.е. о желании реализовать указанное преимущественное право.
В отзывах на апелляционную жалобу конкурсный управляющий имуществом главы КФХ Гильманова А.М., ИП глава КФХ Салахов Вильдан Ильдусович просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие конкурсного управляющего имуществом главы КФХ Гильманова А.М., ИП главы КФХ Салахова В.И., представителей Татарстанского УФАС России, ООО "Агрофирма "Азнакай", управления сельского хозяйства и продовольствия в Азнакаевском муниципальном районе, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель Татарстанского УФАС России поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления конкурсного управляющего имуществом главы КФХ Гильманова А.М..
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя антимонопольного органа, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Татарстанским УФАС России была рассмотрена жалоба ООО "Агрофирма Азнакай" на действия организатора торгов - конкурсного управляющего имуществом главы КФХ Гильманова А.М. при проведении публичного предложения N 1765241 (размещенном в Едином реестре сведений о банкротстве) по продаже имущества должника главы КФХ Гильманова Азата Марсовича: "Имущество главы КФХ Гильманова A.M., в т.ч. КРС и скот, транспортные средства и оборудования" с начальной ценой - 6 317 380,00 рублей, на сайте ЭТИ - "Профит" (http://www.etpprofit. ru/trade/view/purchase/general.html?id=101024077) с номером торгов N 1035-ОАОФ. По мнению ООО "Агрофирма Азнакай", торги проводятся с нарушением норм действующего законодательства.
Антимонопольный орган, по результатам рассмотрения вышеуказанной жалобы принял решение от 31.08.2017 по делу N Т04-207/2017 в соответствии с которым:
1. Признал жалобу ООО "Агрофирма Азнакай" на действия организатора торгов - конкурсного управляющего Шарифуллина Ильдара Динамовича при проведении публичного предложения N 1765241 (размещенном в Едином реестре сведений о банкротстве) по продаже имущества должника главы КФХ Гильманова Азата Марсовича: "Имущество главы КФХ Гильманова A.M., в т.ч. КРС и скот, транспортные средства и оборудования" обоснованной.
2. Признал организатора торгов - конкурсного управляющего Шарифуллииа Ильдара Динамовича нарушившим требования абзацем 2 части 2 статьи 222 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ, Закон о банкротстве).
В соответствии с положениями ст. 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) к полномочиям антимонопольного органа отнесено рассмотрение жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Порядок рассмотрения таких жалоб определен указанной выше статьей.
Порядок проведения торгов при продаже имущества в рамках конкурсного производства установлен Федеральным законом N 127-ФЗ. Согласно пункта 12 статьи 110 данного закона решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов. К участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов. Заявители, допущенные к участию в торгах, признаются участниками торгов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 222 Закона о банкротстве при продаже имущества должника - крестьянского (фермерского) хозяйства арбитражный управляющий должен выставить на продажу предприятие должника - крестьянского (фермерского) хозяйства путем проведения торгов.
В случае, если предприятие должника - крестьянского (фермерского) хозяйства не было продано на торгах, арбитражный управляющий должен выставить на торги единым лотом имущество должника - крестьянского (фермерского) хозяйства, которое используется в целях производства сельскохозяйственной продукции, ее хранения, переработки, реализации (далее - производственно-технологический комплекс должника - крестьянского (фермерского) хозяйства).
В случаях, указанных в абзацах первом и втором настоящего пункта, продажа предприятия должника - крестьянского (фермерского) хозяйства и выставленного на торги единым лотом производственно-технологического комплекса должника - крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется в порядке, установленном пунктами 4 - 19 статьи 110 настоящего Федерального закона. Оценка имущества должника - крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется в порядке, установленном статьей 130 настоящего Федерального закона.
В случае, если выставленный на торги единым лотом производственно- технологический комплекс должника - крестьянского (фермерского) хозяйства не продан на торгах, продажа имущества должника - крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется в соответствии со статьей 111 и пунктом 4 статьи 139 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 статьи 222 Закона о банкротстве установлено, что преимущественное право приобретения имущества крестьянского (фермерского) хозяйства, продажа которого осуществляется в порядке, установленном абзацем четвертым пункта 1 настоящей статьи, имеют лица, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции и владеющие земельными участками, непосредственно прилегающими к принадлежащему крестьянскому (фермерскому) хозяйству земельному участку.
Для обеспечения реализации преимущественного права на приобретение имущества должника арбитражный управляющий направляет уведомление о продаже имущества должника лицам, которые занимаются производством сельскохозяйственной продукции и владеют земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника, а также опубликовывает информацию о продаже имущества должника в печатном органе по месту нахождения должника с указанием начальной цены продажи имущества должника, выставляемых на торги.
Основанием для вынесения оспариваемого решения антимонопольного органа, послужили следующие обстоятельства.
Как следует им материалов дела, конкурсным управляющим имуществом главы КФХ Гильманова А.М. проводились торги по реализации имущества должника - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Гильманова А.М. Извещение о проведении торгов по продаже имущества должника главы КФХ Гильманова Азата Марсовича: "Имущество главы КФХ Гильманова A.M." посредством открытого аукциона с открытой формой представления предложений о цене на электронной торговой http://www.etp-profit.ru с номером торгов N 1035- ОАОФ размещено 29.04.2017. Форма проведения: открытый аукцион с открытой формой представления предложений о цене. Организатор торгов - конкурсный управляющий Шарифуллин Ильдар Динамович. Лот N 1 - имущество главы КФХ Гильманова A.M., в т.ч. КРС и скот, транспортные средства и оборудования. Начальная цена 6 317 380,00 руб. Начало торгов 08.06.2017 в 09.00. Заявки на участие в торгах подаются на электронной площадке с 11 час 00 мин 02.05.2017 до 15 час 00 мин 07.06.2017. Шаг повышения начальной цены - 5% от начальной цены. Победителем торгов признается участник, предложивший наиболее высокую цену.
В установленный срок была подана одна заявка КФХ Салахова В.И. на участие в торгах, которая соответствовала всем требованиям действующего закона о банкротстве.
Торги от 08.06.2017 признаны несостоявшимися по причине того, что на участие в торгах была подана единственная заявка.
В соответствии со ст.110 Закона о банкротстве с единственным участником торгов может быть заключен договор купли-продажи, но единственный участник также может отказаться от заключения договора.
От единственного участника торгов главы КФХ Салахова В.И. поступило согласие на заключение договора и 26.06.2017 договор был заключен.
Положенный в обоснование оспариваемого решения довод антимонопольного органа о том, что заявителем не выполнено условие, предусмотренное абз.2 ч. 2 ст. 222 Закона о банкротстве, суд первой инстанции счел ошибочным, поскольку он сделан при неверном понимании антимонопольным органом нормы права.
Так, пунктом 2 статьи 222 Закона о банкротстве предусмотрено, что преимущественное право приобретения имущества крестьянского (фермерского) хозяйства, продажа которого осуществляется в порядке, установленном абзацем четвертым пункта 1 настоящей статьи, имеют лица, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции и владеющие земельными участками, непосредственно прилегающими к принадлежащему крестьянскому (фермерскому) хозяйству земельному участку.
В свою очередь, абзацем четвертым пункта 1 статьи 222 Закона о банкротстве установлено, что в случае, если выставленный на торги единым лотом производственно-технологический комплекс должника - крестьянского (фермерского) хозяйства не продан на торгах, продажа имущества должника - крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется в соответствии со статьей 111 и пунктом 4 статьи 139 настоящего Федерального закона.
Статьей 111 Закона о банкротстве регламентирован порядок продажи части имущества должника (продажа имущества по частям).
Согласно ч.4 ст. 139 Закона о банкротстве, в случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения.
Конкурсным управляющим главы крестьянского (фермерского) хозяйства Гильманова А.М. в предложениях о порядке, сроках и условиях продажи имущества предложена реализация имущества должника единым лотом, что отвечает требованиям статьи 222 ФЗ Закона о банкротстве.
В рассматриваемом случае реализация имущества осуществлена в порядке, предусмотренном абзацами 1-3 части 1 ст. 222 Закона о банкротстве, в совокупности с положениями п. 17 Закона о банкротстве, в согласно которым если к участию в торгах был допущен только один участник, заявка которого на участие в торгах соответствует условиям торгов (в случае проведения торгов в форме конкурса) или содержит предложение о цене предприятия не ниже установленной начальной цены продажи предприятия, договор купли-продажи предприятия заключается внешним управляющим с этим участником торгов в
соответствии с условиями торгов (в случае проведения торгов в форме конкурса) или представленным им предложением о цене предприятия.
К реализации имущества в соответствии абзацем четвертым пункта 1 статьи 222 Закона о банкротстве (продажа имущества должника по частям) конкурсный управляющий не приступал, ввиду того, что имущество должника было реализовано в результате проведения первых торгов (все имеющееся имущество должника, которое использовалось в целях производства сельскохозяйственной продукции, ее хранения, переработки, реализации, реализовано единым лотом как производственно-технологический комплекс).
Таким образом, поскольку выставленный на торги единым лотом производственно- технологический комплекс должника - крестьянского (фермерского) хозяйства (все имущество должника - главы КФХ) реализовывался на торгах не в порядке, предусмотренном абзацем четвертым пункта 1 статьи 222 Закона о банкротстве, требования п.2 ст.222 Закона о банкротстве (о преимущественном праве приобретения имущества КФХ, лицами, занимающимися производством сельскохозяйственной продукции и владеющими земельными участками, непосредственно прилегающими к принадлежащему КФХ земельному участку) в данном случае, не применимы.
Таким образом, в данном случае отсутствует нарушение абз.2 ч.2 ст.222 Закона о банкротстве, поскольку выставленный на торги единым лотом производственно-технологический комплекс должника - КФХ продан на торгах в соответствии с абз.1-3 ч.1 ст.222 Закона о банкротстве.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что решение антимонопольного органа не соответствует требованиям закона и признал его недействительным, возложив на Татарстанское УФАС России обязанность устранить нарушение прав и законных интересов заявителя.
Доводы апелляционной жалобы о несоблюдении конкурсным управляющим имуществом главы КФХ Гильманова А.М. обязательного условия, предусмотренного законодательством, о преимущественном праве приобретения имущества главы КФХ, несостоятельны, основаны на неверном понимании норм Закона о банкротстве. Суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, обоснованно исходил из того, что выставленный на торги единым лотом производственно-технологический комплекс должника - главы КФХ - реализовывался на торгах не в порядке, предусмотренном абзацем четвертым пункта 1 статьи 222 Закона о банкротстве. Поэтому норма п.2 ст.222 Закона о банкротстве (о преимущественном праве приобретения имущества КФХ лицами, занимающимися производством сельскохозяйственной продукции и владеющими земельными участками, непосредственно прилегающими к принадлежащему КФХ земельному участку) в данном случае не подлежала применению к рассматриваемым отношениям.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда в соответствии со статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 14 февраля 2018 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу антимонопольного органа - без удовлетворения.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина антимонопольным органом в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 февраля 2018 года по делу N А65-29583/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.