город Ростов-на-Дону |
|
31 мая 2018 г. |
дело N А32-16829/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Малыхиной М.Н.,
судей Галова В.В., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Соколовой А.О.,
при участии:
от ответчика: представитель Кацалап Т.И. по доверенности от 06.07.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Сочи
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 23.01.2018 по делу N А32-16829/2017
по иску администрации города Сочи
к обществу с ограниченной ответственностью "Юстиция"
при участии третьего лица: открытого акционерного общества "Сельскохозяйственная фирма "Победа", Гришина Антона Валерьевича, Гришина Андрея Валерьевича
о взыскании задолженности,
принятое в составе судьи Левченко О.С.,
УСТАНОВИЛ:
администрация города Сочи (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Юстиция" (далее - общество) о взыскании задолженности в сумме 4 788 451,67 руб. и неустойки в сумме 939 676,52 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что ответчиком надлежащим образом не исполнено обязательство по внесению арендных платежей за пользование земельным участком с кадастровым номером 23:49:0111003:1003 общей площадью 10 200 кв. м, расположенного по адресу Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, за период с 01.10.2014 по 31.03.2017, в результате чего образовалась задолженность, на которую истцом начислена пеня за период с 12.03.2013 по 31.03.2017 из расчета 0,05% за каждый день просрочки.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Сельскохозяйственная фирма "Победа".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.01.2018 в удовлетворении исковых требований отказано.
Суд отклонил довод общества о невозможности использования земельного участка указав, что, приняв права и обязанности по договору, общество согласилось на договорные условия пользования земельным участком. Суд при расчете арендной платы применил Постановление N 210 и с 02.08.2016 Постановление N 1699, произвел расчет исходя из 1,5% от рыночной стоимости земельного участка и также применил коэффициент инфляции. Рыночная стоимость земельного участка определена на основании отчета об оценке. На основании расчет суд первой инстанции установил наличие переплаты на стороне ответчика и соответственно отсутствие оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании долга, требование о взыскании пени отклонено, как факультативное.
Администрация города Сочи обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила решение суда отменить, исковые требований удовлетворить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что на основании постановления администрации города Сочи от 29.07.2011 N 1514 между ОАО "СХФ "Победа" и администрацией заключен договор аренды N 4900007047 от 14.09.2011, в последующем на основании договора о передаче прав и обязанностей от 07.12.2011 N 11 ОАО "СХФ "Победа" передало свои права на земельный участок Гришину А.В. и Гришину А.В. Указанные граждане на основании договора передачи прав и обязанностей от 13.09.2016 N 0509 передали свои права ответчику. Ответчик свою обязанность по внесению арендных платежей с 01.10.2014 не исполнял, в связи с чем администрация обратилась в арбитражный суд.
Определением от 26.04.2018 суд апелляционной инстанции привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, Гришина Антона Валерьевича, Гришина Андрея Валерьевича.
В судебное заседание истец и третьи лица, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей не обеспечили. Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ответчика доводам апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды от 26.02.2010 N 4900005715 ОАО "Сельскохозяйственная фирма "Победа" на срок до 25 мая 2058 года был предоставлен земельный участок площадью 22 415 кв.м с кадастровым номером 23:49:0111003:20 в Лазаревском районе города Сочи с видом разрешенного использования "Апарт-отель", категория земель - земли населенных пунктов.
По заявлению ОАО "Сельскохозяйственная фирма "Победа", постановлением администрации города Сочи от 29.07.2011 N 1514 "Об образовании земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 23:49:0111003:20 в Лазаревском районе города Сочи" земельный участок с кадастровым номером 23:49:0111003:20 разделен на земельные участки с кадастровым номером 23:49:0111003:1003, площадью 10 200 кв. м, с кадастровым номером 23:49:0111003:1004, площадью 1 100 кв. м, с кадастровым номером 23:49:0111003:1005, площадью 1 160 кв.м, с кадастровым номером 23:49:0111003:1006, площадью 1 000 кв.м, с кадастровым номером 23:49:0111003:1007, площадью 1 440 кв.м, с кадастровым номером 23:49:0111003:1008, площадью 900 кв.м, с кадастровым номером 23:49:0111003:1009, площадью 875 кв.м, с кадастровым номером 23:49:0111003:1010, площадью 1 100 кв.м, с кадастровым номером 23:49:0111003:1011, площадью 700 кв.м, с кадастровым номером 23:49:0111003:1012, площадью 1 070 кв.м, с кадастровым номером 23:49:0111003:1013, площадью 1 200 кв.м, с кадастровым номером 23:49:0111003:1014, площадью 870 кв.м, с кадастровым номером 23:49:0111003:1015, площадью 800 кв.м.
На основании постановления администрации города Сочи от 29.07.2011 N 1514 "Об образовании земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 23:49:0111003:20 в Лазаревском районе города Сочи" 14 сентября 2011 года между ОАО "Сельскохозяйственная фирма "Победа" (арендатор) и администрацией (арендодатель) заключен договор аренды земельного участка N 4900007047 (далее - договор), в соответствии с которым арендодатель обязуется предоставить во временное владение и пользование, а арендатор принять на условиях настоящего договора земельный участок площадью 10 200 кв.м, с кадастровым номером 23:49:0111003:1003 расположенный по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, с видом разрешенного использования - "Апарт-отель", категория земель - земли населенных пунктов, территориальная зона - Ж-2 (далее - спорный земельный участок). Срок действия договора устанавливается с момента его государственной регистрации до 25 мая 2058 года (пункт 2.1 договора).
Пунктом 3.2 договора установлено, что размер годовой арендной платы за участок устанавливается в соответствии с Отчетом об оценке рыночной стоимости годовой арендной платы от 14.09.2011 N 355-О/92 и составляет 1 983 446 руб. В силу пункта 3.3 арендная плата вносится ежеквартально до истечения десятого числа последнего месяца квартала. Оплата за 4 квартал производится до 10 ноября текущего года. За нарушение сроков внесения арендной платы по договору, установленных в пункте 3.3, арендатор уплачивает арендодателю пени из расчета 0,05% от размера невнесенной арендной платы за каждый календарный день просрочки (пункт 6.2 договора).
По договору о передаче прав и обязанностей по договору о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды от 07.12.2011 N 11 ОАО "Сельскохозяйственная фирма "Победа" передало свои права и обязанности по договору Гришину Антону Валерьевичу и Гришину Андрею Валерьевичу.
В свою очередь, указанные граждане передали свои права и обязанности по договору аренды ООО "Юстиция" (договор о передаче прав и обязанностей по договору о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды N 0509 от 13.09.2016).
Договор аренды и последующие сделки зарегистрированы в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 21.02.2017.
Также согласно указанной выписке право муниципальной собственности город-курорт Сочи на спорный земельный участок зарегистрировано 14.11.2011, запись государственной регистрации N 23-23-46/084/2011-291. При этом вид разрешенного использования земельного участка указан "личное подсобное хозяйство (в пределах населенного пункта)".
Согласно письма департамента имущественных отношений администрации города Сочи от 31.08.2017 N 21727/02-05-13 с 01.04.2017 права и обязанности по договору перешли ООО "Департамент" и ООО "Счастье".
Администрация, указывая на то, что за ООО "Юстиция" образовалась задолженность по арендной плате, направила в адрес последнего претензию от 20.02.2017 N 1901/02-05-16. Корреспонденция (35400090461525) возвращена в адрес отправителя с отметкой "истек срок хранения".
В связи с тем, что задолженность по арендной плате обществом не погашена, администрация обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции верно квалифицировал спорные правоотношения сторон, определил предмет доказывания по делу и применимые нормы материального права.
В силу статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно пункту 1 статьи 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы в том числе земельные участки.
В силу пункта 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 данного Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом.
В соответствии с положениями пунктов 1, 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. Если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Законом могут быть предусмотрены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества.
В соответствии со ст. 36 Конституции РФ, п. 7 ст. 1 ЗК РФ, использование земли на территории Российской Федерации является платным.
В соответствии со ст. 1 ЗК РФ к числу основных принципов земельного законодательства, в том числе определяющего обязанности землепользователей, отнесена платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.
Согласно п. 1 ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом. Если федеральный закон, предусматривающий необходимость такого регулирования (пункт 3 статьи 65 ЗК РФ, статья 73 Лесного кодекса Российской Федерации), вступил в силу после заключения договора аренды, то согласно пункту 2 статьи 422 ГК РФ условия этого договора об арендной плате сохраняют силу, поскольку в законе не установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений (п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды").
Согласно положениям статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Поскольку арендная плата за землю относится к регулируемым ценам, условия договоров аренды, заключенных после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации изменяются в силу закона с момента установления нормативными актами нового порядка и размера исчисления арендной платы..
К отношениям сторон (в период с 29.07.2011 по 01.08.2016) подлежит применению постановление главы города Сочи от 30.06.2009 N 210 "О поэтапном переходе на рыночную оценку размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города-курорта Сочи" (далее - постановление N 210), которым определен период поэтапного перехода на рыночную оценку размера годовой арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города-курорта Сочи (2009-2016 годы).
Постановление N 210 утратило силу в связи с изданием Постановления администрации города Сочи от 18.07.2016 N 1699, вступающего в силу со дня официального опубликования (02.08.2016).
В соответствии с пунктом 2 постановления N 210 размер годовой арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города-курорта Сочи, определяется на основании отчета об их рыночной оценке, выполненного независимым оценщиком в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Согласно пункту 5.7 постановления N 210 с 01.03.2010 при заключении договоров аренды по всем категориям арендаторов и видам разрешенного использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города-курорта Сочи, за исключением земельных участков, указанных в пунктах 5.1 - 5.5 данного постановления, арендная плата устанавливается в соответствии с пунктом 2 постановления.
В пунктах 5.1 - 5.5 постановления N 210 приведены случаи расчета арендной платы согласно постановлению N 791 (по ставкам арендной платы, методическим указаниям, на основании кадастровой стоимости, по результатам торгов) применительно к отдельным категориям участков. Для всех иных земельных участков применяется порядок определения размера годовой арендной платы на основании отчета об их рыночной оценке (пункты 5.7 и 9 постановления N 210).
Поскольку спорный земельный участок к упомянутым в пунктах 5.1 - 5.5 постановления N 210 категориям не относится, арендная плата за его использование подлежит определению исходя из величины рыночной стоимости участка (пункт 2 постановления N 210).
Такое положение нормативно-правового акта органа местного самоуправления полностью соответствует положениям раздела 4 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края N 50 от 27.01.2011 "О Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края и государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края", действовавшего до 31.03.2016 (далее - постановление N 50), согласно которым, если иное не установлено федеральным законодательством и нормативными правовыми актами главы администрации (губернатора) Краснодарского края, размер арендной платы подлежит определению на основании рыночной стоимости земельного участка.
Поскольку в пункте 2 постановления N 210 нечетко сформулированы положения, касающиеся формулы определения арендной платы за муниципальные земли в городе Сочи, исходя из их рыночной стоимости, то при определении арендной платы за спорный участок в указанной части надлежит руководствоваться постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.01.2011 N 50.
В соответствии с пунктом 4.1 постановления N 50, если иное не установлено федеральным законодательством и нормативными правовыми актами главы администрации (губернатора) Краснодарского края, размер арендной платы на основании рыночной стоимости рассчитывается по формуле: АП = Р x С, где: АП - размер арендной платы за земельный участок, руб.; Р - рыночная стоимость земельного участка, руб., определяемая на основании результатов оценки, проведенной не позднее чем за 6 месяцев до заключения договора аренды; С - ставка арендной платы, %.
Пунктом 5.2 Постановления N 50 установлено, что арендная плата ежегодно подлежит изменению в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление Правительства N 582) утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Постановление Правительства N 582 в части установления основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2015 (вопрос N 7)).
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
При этом принцип запрета необоснованных предпочтений (в редакции, подлежащей применению к спорным правоотношениям) исключал возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа.
В отсутствие соответствующего регулирования в постановлении N 210, с учетом содержания названных принципов для расчета арендной платы в данном случае в силу подпункта 4 пункта 1 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.01.2011 N 50 применяется ставка арендной платы в размере 1,5% от рыночной стоимости (земельные участки, в отношении которых не установлен иной порядок расчета арендной платы, за исключением земельных участков, указанных в подпунктах 5 - 7 пункта 1 данного постановления).
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.09.2015 N 308-ЭС15-10694 по делу N А32-28593/2014, постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.11.2015 по делу N А32-12783/2014, от 11.03.2016 по делу N А32-30845/2015, от 28.04.2015 по делу N А32-2133/2014, от 05.08.2016 по делу N А32-3085/2015, от 11.11.2016 по делу N А32-31400/2015.
Для муниципальных земельных участков индексация арендной платы установлена в пункте 9.2 постановления N 210, который предусматривает возможность ежегодного, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка одностороннего изменения арендной платы на размер уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды. Положения данного нормативного акта не противоречат содержанию пункта 5.2 Правил, утвержденных постановлением N 50.
Таким образом, к спорным правоотношениям подлежит применению пункт 9.2 постановления N 210.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.04.2015 по делу N А32-2133/2014.
Поскольку рыночная оценка земельного участка произведена по состоянию на 2011 год, с 2012 года при расчете арендной платы следует использовать коэффициент инфляции, размер которой на 2012 год - 1,06 (Федеральный закон от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", в редакции действующей с 01.01.2012), на 2013 год - 1,055, на 2014 год - 1,05 (Федеральный закон от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", в редакции действующей с 04.12.2012), на 2015 год - 1,055 (Федеральный закон от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (в редакции действующей на 01.01.2015), на 2016 год - 1,064 (Федеральный закон от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов", в редакции действующей с 01.01.2016), на 2017-1,04 (Федеральный закон от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", в редакции действующей с 01.01.2017).
Аналогичная правовая позиция высказана в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2017 по делу N А32-12896/2016.
Как указано выше, пунктом 3.2 договора установлено, что размер годовой арендной платы за участок устанавливается в соответствии с Отчетом об оценке рыночной стоимости годовой арендной платы от 14.09.2011 N 355-О/92 и составляет 1 983 446 рублей.
Согласно материалам дела, сумма годовой арендной платы в размере 1 983 466 рублей, была определена на основании отчета N 355-О/92 от 14.09.2011, выполненного ООО "Адлер-Аудит". При расчете арендной платы оценщик в том числе определил и рыночную стоимость земельного участка, которая согласно отчету составила по состоянию на 10.06.2011 - 25 593 112,00 рублей.
Поскольку данная величина рыночной стоимости участка сторонами не была оспорена, доводы ее недостоверности не были заявлены, суд первой инстанции использовал ее для методологически корректного расчета размера арендной платы.
Суд произвел расчет платы за пользование земельным участком за период с 01.10.2014 по 31.03.2016 с учетом вышеизложенных положений и данных отчета об оценке N 355-О/92 от 14.09.2011:
за период с 01.10.2014 по 31.12.2014: АП = РС (25 593 112,00 рублей) x С (1,5%) x Ки (1,06 х 1,055 х 1,05) /365 дней х 92 дня = 113 620,56 рублей;
за период с 01.01.2015 по 31.12.2015: РС (25 593 112,00 рублей) x С (1,5%) x Ки (1,06 х 1,055 х 1,05 х 1,055) = 475 569,99 рублей;
за период с 01.01.2016 по 31.03.2016: АП = РС (25 593 112,00 рублей) x С (1,5%) x Ки (1,06 х 1,055 х 1,05 х 1,055 х 1,064) / 366 дней х 91 день = 125 810,35 рублей.
Постановление N 50 утратило силу в связи с изданием Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.03.2016 N 121 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края, предоставленные в аренду без торгов" (далее - Постановление N 121), вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликовано на официальном сайте администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru - 21.03.2016).
В отсутствие соответствующего регулирования в постановлении N 210, с учетом содержания названных принципов для расчета арендной платы в данном случае в силу постановления N 121 применяется ставка арендной платы в размере 1,5% от рыночной стоимости.
Таким образом, плата за пользование спорным земельным участком за период с 01.04.2016 по 01.08.2016 составляет: АП = РС (25 593 112,00 рублей) x С (1,5%) x Ки (1,06 х 1,055 х 1,05 х 1,055 х 1,064) / 366 дней х 123 дней = 170 051,35 руб.
Согласно пункту 2 Постановления администрации города Сочи от 18.07.2016 N 1699 "О Порядке расчета регулируемой арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Сочи, предоставленные без проведения торгов", действующему с 02.08.2016 (далее - Постановление N 1699), размер регулируемой арендной платы определяется, в частности, на основании рыночной стоимости, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 7 Постановления N 1699 установлено, что в случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов арендная плата определяется на основании рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, и рассчитывается в размере 1,5 процента от рыночной стоимости земельного участка.
Таким образом, плата за пользование спорным земельным участком за период с 02.08.2016 по 31.12.2016 составляет: АП = РС (25 593 112,00 рублей) x С (1,5%) x Ки (1,06 х 1,055 х 1,05 х 1,055 х 1,064) / 366 дней х 152 дней = 210 144,76 руб.
За период с 01.01.2017 по 31.03.2017: АП = РС (25 593 112,00 рублей) x С (1,5%) x Ки (1,06 х 1,055 х 1,05 х 1,055 х 1,064 х 1,04) / 365 дней х 90 дней = 129 759,47 руб.
Таким образом, согласно правомерному расчету суда первой инстанции, сумма арендной платы за спорный земельный участок за период с 01.10.2014 по 31.03.2017 составляет 1 224 956,48 рублей.
Кроме того, как установлено судом первой инстанции предыдущими арендаторами Гришиным Антоном Валерьевичем и Гришиным Андреем Валерьевичем за период с 08.09.2011 по 19.06.2015 в пользу арендодателя перечислено арендных платежей на общую сумму 6 899 666,09 руб.
Суд апелляционной инстанции определением от 26.10.2018 предложил Гришину Антону Валерьевичу и Гришину Андрею Валерьевичу представить письменные возражения, если таковые имеются, против учета выявленной переплаты в счет исполнения обязанности ООО "Юстиция", сведения об обращении с кондикционным иском к арендодателю, если таковой имел место (документально подтвердить факт подачи и результат рассмотрения).
Во исполнение определения суда от третьих лиц, поступили дополнительные пояснения, в которых Гришин Антон Валерьевич и Гришин Андрей Валерьевич пояснили, что по договору уступки прав (цессии) N 0509 от 13.09.2016 ООО "Юстиция" приобрело все права и обязанности предыдущих арендаторов, в том числе право требования зачета излишне внесенных Гришиным Антоном Валерьевичем и Гришиным Андреем Валерьевичем арендных платежей, совершенных в период до 13.09.2016, в случае наличия таковых, а также обязанность по погашению имеющейся на момент уступки задолженности по арендным платежам. Гришин Антон Валерьевич и Гришин Андрей Валерьевич с кондикционным иском к арендодателю никогда не обращались.
Таким образом, суд апелляционной инстанции установил, что предыдущие арендаторы спорного земельного участка не возражают относительно того, чтобы произведенная ими переплата в период 2011-2015 годы была учтена в счет задолженности ООО "Юстиция" по арендным платежам, полагают указанное основанным на пункте 1.8 договора о передаче прав и обязанностей арендатора.
Принимая во внимание сведения о произведенных гражданами в спорный период платежах в счет арендной платы, отраженные в представленном в материалы дела акте сверки взаимных расчетов и не оспариваемые истцом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии на стороне ответчика на протяжении всего срока действия договора аренды переплаты, в связи с чем, в удовлетворении требований о взыскании задолженности по арендной плате правомерно отказано.
В рамках настоящего дела администрацией также заявлено требование о взыскании пени по состоянию на 31.03.2017 в размере 939 676,52 рублей.
В соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В соответствии с пунктом 6.2 договора за нарушение сроков внесения арендной платы по договору, установленных в пункте 3.3 арендатор уплачивает арендодателю пени из расчета 0,05% от размера невнесенной арендной платы за каждый календарный день просрочки.
С учетом правильного расчета арендной платы и сроков произведенных арендатором платежей, суд правомерно указал, что ответчиком не допускались нарушения сроков внесения арендной платы, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований в части взыскания пени.
На основании вышеуказанного, суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.01.2018 по делу N А32-16829/2017 оставить без изменения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты изготовления полного текста постановления.
Председательствующий |
М.Н. Малыхина |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.